Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 01:08, курсовая работа
Объект исследования - предпринимательство
Предмет исследования - малый бизнес
Цель работы: изучение малого бизнеса в современной экономике, а также особенностей его функционирования в Республике Беларусь.
Введение……………………………………………………………………………...4
Понятие предпринимательства………………………………………………...5
Подходы к определению категории «предпринимательство», его типы и функции в современной экономике…………………………………………….5
Роль малых форм хозяйствования в современных условиях………………...8
Функционирование малого бизнеса в зарубежных странах (на примере России)…………………………………………………………………………...11
Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РБ……………………16
Заключение………………………………………………………………………….23
Список использованных источников……………………………………………...25
Приложение А ……………………………………………………………………...27
Приложение Б………………………………………………………………………28
Приложение В ……………………………………………………………………...29
Приложение Г………………………………………………………………………30
Таким образом, малый бизнес
в России пока отстает от бизнеса
промышленно развитых стран, но в
стране имеются большие резервы
для его дальнейшего роста. Осуществляемая
в настоящее время в России
система государственной
3. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РБ
Начать данную главу нам бы хотелось с рассмотрения вопроса о роли государства в регулировании экономических отношений. Может ли свободный рынок эффективно функционировать или вмешательство государства все-таки жизненно необходимо? Ответ на этот вопрос дает нам сама история, в ходе которой практикой были поставлены два глобальных эксперимента, которые и опровергли основные классические теории.
В первом случае концепция А.Смита о свободном рынке, на котором свободно конкурируют между собой независимые друг от друга компании, а роль государства сводиться к функциям «ночного сторожа», доказала свою полную несостоятельность, когда привела к экономическому кризису 30-х годов ХХ в. Тогда стало очевидно, что свободный рынок не является саморегулирующейся системой и не способен решать важнейшие общественные проблемы.
Аналогично несостоятельной
оказалась и марксистская экономическая
теория, которая отвергала частную
собственность на средства производства
как главную причину
В последующие годы роль
государства в регулировании
экономики различных стран
Теперь обратимся к
нашей истории и проследим
влияние государства на развитие
частного предпринимательства
Массовое возникновение малых предприятий началось в республике в начале 90-х годов. Усиливающиеся кризисные явления в экономике вынуждали все более широкие слои населения самостоятельно искать спасения от снижения уровня жизни. Этапами становления негосударственного сектора экономики были кооперативы, малые предприятия, “челноки” и рынки на стадионах, коммерческие ларьки. Для поддержания частного предпринимательства образовались предпринимательские союзы. Общественное мнение также стало проявлять большую терпимость к предпринимателям.
Государство не осталось в
стороне от этого процесса. Основными
нормативными документами, стимулировавшими
развитие малых предприятий, явились
следующие: законы о собственности,
о предпринимательстве, принятые в
1990-1991 годах и открывшие дорогу
частному предпринимательству. Также
Закон “Об акционерных
Однако с 1994 года отношение к негосударственному сектору начало коренным образом меняться. Постепенно ужесточались налоговые условия, усиливались ограничительные меры. Наиболее значимыми явились проводимые перерегистрации, меры по безопасности, официальный отказ государства от поддержки посреднических предприятий, негласные запреты на кооперацию с государственным сектором.
Но уже в 1996-1997годах наблюдалась значительная активность государственных органов по стимулированию развития предпринимательства и малого бизнеса. Это проявилось в следующем:
Предприняты шаги и по поддержке малого бизнеса и на уровне местных органов власти.
По данным Министерства статистики, по итогам конца 2009 года в республике функционирует 77,402 тыс. малых предприятий, в том числе 73,532 тыс. негосударственной формы собственности. Отраслевая структура частного малого предпринимательства неоднородна. Наибольшее количество таких предприятий занято в торговле и общественном питании - 42,0% (по сравнению с концом 2008 года (42,5%) отмечается снижение на 0,5%), промышленности - 19,9% (по итогам 2008-20,4%), в строительстве – 10,2% (по итогам 2008 года – 9,9%), в транспорте - 8,8% (по итогам 2008 года – 8,9%), в сельском и лесном хозяйстве -3,4% (по итогам 2008 года – 3,6%). Анализ показателей свидетельствует о постепенных изменениях в отраслевой структуре предпринимательского сектора в сторону увеличения количества малых предприятий, занятых в строительстве. [Приложение Б]
Всего среднесписочная численность работающих на малых предприятиях за 2009 год составила 691 тыс. человек, в том числе на предприятиях негосударственной формы собственности 634 тыс. человек. [Приложение А]
По данным Министерства по налогам и сборам, сумма налоговых поступлений от индивидуальных предпринимателей в 2009 году по сравнению с 2008 годом возросла на 106,4 млрд. бел. руб. (или на 0,8%) и составила 750,8 млрд. бел. Руб.[11].
Однако анализ деятельности
малых предприятий в
Вот уже в течение нескольких лет основной формой реализации малого бизнеса являются посреднические операции, или так называемое “челночное” предпринимательство, когда люди вынуждены заниматься мелкой торговлей. Перелома в сторону производства еще не произошло. В целом по республике только немногие из созданных малых промышленных предприятий смогли выйти на нужный объем производства, необходимый для дальнейшего поддержания своего бизнеса.
Такое положение малого бизнеса в стране объясняется наличием целого комплекса причин, в том числе социально-экономическими, политическими, правовыми, организационными, а также психологическими факторами.
Основные административные барьеры и проблемы функционирования малых предприятий.
Нехватка
Немаловажную роль в развитии
малого бизнеса играет и отношение
населения к
Таким образом, государственная поддержка малого бизнеса должна являться одним из наиболее важных и приоритетных направлений государственной политики.
Приоритеты развития малого
предпринимательства в
деятельности субъектов малого предпринимательства;
предпринимательства, производство импортозамещающей продукции;
реформировании
программ жилищного
эффективной системы здравоохранения.
Сегодня государство осуществляет поддержку предпринимательских структур через 38 центров поддержки предпринимательства, 10 бизнес – инкубаторов и 4 технопарка [2,с.63].
Инкубатором малого предпринимательства является организация, которая создается на основе любой формы собственности и предоставляет на определенных условиях и на определенное время специально оборудованные под офисы и производство помещения субъектам малого предпринимательства, начинающим свою деятельность. Их целью является оказание помощи в постепенном налаживании и развитии своего дела и приобретение малыми предприятиями финансовой независимости.
Центром поддержки предпринимательства
является юридическое лицо, создаваемое
на основе любых форм собственности
в целях обеспечения
Вместе с тем не получили
должного развития научно-инновационные
предприятия, экспортно-ориентированные
и импортозамещающие
Для улучшения положения предпринимательского сектора в первую очередь необходимо устранить факторы, препятствующие его развитию: обеспечить упрощение и облегчение системы налогообложения, контроля, лицензирования и регистрации деятельности.
В аспекте улучшения
Повышению роли малого предпринимательства в развитии белорусской экономики должна способствовать и принятая Советом Министров Республики Беларусь 11 июня 2002 года Концепция государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2002-2005 годы(с изменениями и дополнениями по состоянию на 10 июля 2009 года). В соответствии с данной Концепцией основными направлениями по усовершенствованию государственной политики в области поддержки и развития малого предпринимательства являются:
Информация о работе Малый бизнес в современной экономике Республики Беларусь