Малый бизнес в современной экономике Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 01:08, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования - предпринимательство
Предмет исследования - малый бизнес
Цель работы: изучение малого бизнеса в современной экономике, а также особенностей его функционирования в Республике Беларусь.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...4
Понятие предпринимательства………………………………………………...5
Подходы к определению категории «предпринимательство», его типы и функции в современной экономике…………………………………………….5
Роль малых форм хозяйствования в современных условиях………………...8
Функционирование малого бизнеса в зарубежных странах (на примере России)…………………………………………………………………………...11
Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РБ……………………16
Заключение………………………………………………………………………….23
Список использованных источников……………………………………………...25
Приложение А ……………………………………………………………………...27
Приложение Б………………………………………………………………………28
Приложение В ……………………………………………………………………...29
Приложение Г………………………………………………………………………30

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 95.80 Кб (Скачать)

Таким образом, малый бизнес в России пока отстает от бизнеса  промышленно развитых стран, но в  стране имеются большие резервы  для его дальнейшего роста. Осуществляемая в настоящее время в России система государственной поддержки  развития малого предпринимательства  недостаточно эффективна, ее необходимо развивать и совершенствовать. В  развитии малого бизнеса России имеется  множество проблем. Решение этих проблем может быть найдено только на путях всесторонней государственной  и общественной поддержки. У малого бизнеса в России имеются широкие  перспективы дальнейшего развития и повышения эффективности деятельности малых предприятий.

 

3. Проблемы и  перспективы развития малого  бизнеса в РБ

Начать данную главу нам  бы хотелось с рассмотрения вопроса  о роли государства в регулировании  экономических отношений. Может  ли свободный рынок эффективно функционировать  или вмешательство государства  все-таки жизненно необходимо? Ответ  на этот вопрос дает нам сама история, в ходе которой практикой были поставлены два глобальных эксперимента, которые и опровергли основные классические теории.

В первом случае  концепция  А.Смита о свободном рынке, на котором свободно конкурируют между  собой независимые друг от друга  компании, а роль государства сводиться  к функциям «ночного сторожа», доказала свою полную несостоятельность, когда  привела к экономическому кризису 30-х годов ХХ в. Тогда стало  очевидно, что свободный рынок  не является саморегулирующейся системой и не способен решать важнейшие общественные проблемы.

Аналогично несостоятельной  оказалась и марксистская экономическая  теория, которая отвергала частную  собственность на средства производства как главную причину социального  неравенства и обосновывала тотальное  государственное регулирование  общественного производства. Развал советской экономики и самого СССР показал, что экономика без  предпринимателя также не имеет  внутренних источников развития.

В последующие годы роль государства в регулировании  экономики различных стран усиливалась  или ослаблялась в зависимости  от внутри- и внешнеэкономических  факторов, в отдельных странах  оставаясь стабильно активной. Роль правительства в экономике стала  определяющей, так как само ее функционирование и жизнеобеспечение стали немыслимы  без активного вмешательства  государства.  

Теперь обратимся к  нашей истории и проследим  влияние государства на развитие частного предпринимательства непосредственно  в нашей стране.

Массовое возникновение  малых предприятий началось в  республике в начале 90-х годов. Усиливающиеся  кризисные явления в экономике  вынуждали все более широкие  слои населения самостоятельно искать спасения от снижения уровня жизни. Этапами  становления негосударственного сектора  экономики были кооперативы, малые  предприятия, “челноки” и рынки  на стадионах, коммерческие ларьки. Для  поддержания частного предпринимательства  образовались предпринимательские  союзы. Общественное мнение также стало  проявлять большую терпимость к  предпринимателям.


Государство не осталось в  стороне от этого процесса. Основными  нормативными документами,  стимулировавшими развитие малых предприятий, явились  следующие: законы о собственности, о предпринимательстве, принятые в 1990-1991 годах и открывшие дорогу частному предпринимательству. Также  Закон “Об акционерных обществах, обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью”(1993), определивший организационные формы предпринимательства, постановление Совета Министров от 20.05.91 о малых предприятиях. Экономическая либерализация способствовала довольно интенсивному росту числа малых предприятий.

Однако с 1994 года отношение  к негосударственному сектору начало коренным образом меняться. Постепенно ужесточались налоговые условия, усиливались  ограничительные меры. Наиболее значимыми  явились проводимые перерегистрации, меры по безопасности, официальный  отказ государства от поддержки  посреднических предприятий, негласные  запреты на кооперацию с государственным  сектором.

Но уже в 1996-1997годах  наблюдалась значительная активность государственных органов по стимулированию развития предпринимательства и  малого бизнеса. Это проявилось в  следующем:

  1. Президентом подписаны указы 19.07.96 «О государственной поддержке малого предпринимательства» и «О совершенствовании государственного управления в области предпринимательства и содействия инвестициям». В соответствии с этими указами было создано Министерство предпринимательства и инвестиций, призванное поддерживать негосударственный сектор экономики.
  2. Верховным Советом Республики Беларусь принят Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» от 16 октября 1996г.
  3. приняты постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об инкубаторах малого предпринимательства в Республике Беларусь» от 4 июня 1992г.

Предприняты шаги и по поддержке  малого бизнеса и на уровне местных  органов власти.

По данным Министерства статистики, по итогам конца 2009 года в республике функционирует 77,402 тыс. малых предприятий, в том числе 73,532 тыс. негосударственной формы собственности. Отраслевая структура частного малого предпринимательства неоднородна. Наибольшее количество таких предприятий занято в торговле и общественном питании - 42,0% (по сравнению с концом 2008 года (42,5%) отмечается снижение на 0,5%), промышленности - 19,9% (по итогам 2008-20,4%), в строительстве – 10,2% (по итогам 2008 года – 9,9%), в транспорте  - 8,8% (по итогам 2008 года – 8,9%), в сельском и лесном хозяйстве -3,4% (по итогам 2008 года – 3,6%). Анализ показателей свидетельствует о постепенных изменениях в отраслевой структуре предпринимательского сектора в сторону увеличения количества малых предприятий, занятых в строительстве. [Приложение Б]

Всего среднесписочная численность  работающих на малых предприятиях за 2009 год составила 691 тыс. человек, в том числе на предприятиях негосударственной формы собственности 634 тыс. человек. [Приложение А]

По данным Министерства по налогам  и сборам, сумма налоговых поступлений  от индивидуальных предпринимателей в 2009 году по сравнению с 2008 годом возросла на 106,4 млрд. бел. руб. (или на 0,8%) и  составила 750,8 млрд. бел. Руб.[11].

Однако анализ деятельности малых предприятий в республике, видов товаров и услуг, которые  они производят, а также условий, обеспечивающих жизнеспособность этих субъектов, позволяет констатировать неутешительный факт: предпринимательство  в Беларуси не стало активным элементом  экономической системы. Одной из причин такого положения называют отсутствие целостной системы развития предпринимательства, которая охватывала бы республиканский  и региональный уровни управления.

Вот уже в течение нескольких лет основной формой реализации малого бизнеса являются посреднические операции, или так называемое “челночное”  предпринимательство, когда люди вынуждены  заниматься мелкой торговлей. Перелома в сторону производства еще не произошло. В целом по республике только немногие из созданных малых  промышленных предприятий смогли выйти  на нужный объем производства, необходимый  для дальнейшего поддержания  своего бизнеса.

Такое положение малого бизнеса  в стране объясняется наличием целого комплекса причин, в том числе  социально-экономическими, политическими, правовыми, организационными, а также  психологическими факторами.

Основные административные барьеры и проблемы функционирования малых предприятий.

  • Несовершенство и чрезвычайная усложненность законодательной базы предпринимательской деятельности. Неоднократно отмечалось, что белорусское законодательство в целом отличается запутанностью и алогичностью. В законодательной базе существуют серьезные недостатки и пробелы.
  • Недостатки действующей системы налогообложения предпринимателей, её ярко выраженный фискальный характер. Налоговая система РБ громоздка(по оценке специалистов Всемирного банка в рамках проекта «Doing Business», Беларусь входит в пятерку стран с наихудшей налоговой системой)[2,с.36]. 
  • Несовершенство системы лицензирования предпринимательской деятельности. Лицензирование как  разновидность ограничения на занятия определенными видами деятельности уже само по себе является одним из основных административных барьеров предпринимательства. Действующие в Беларуси нормативные положения по вопросам лицензирования нестабильны, постоянно меняются в сторону расширения перечня лицензируемых видов деятельности.
  • Высокая стоимость аренды имущества, находящегося в республиканской или коммунальной собственности.
  • Сложность и высокая стоимость проведения сертификации и стандартизации продукции, товаров и услуг.
  • Контроль и надзор за текущей предпринимательской деятельностью. В настоящее время в РБ существует 26 государственных контролирующих или надзорных органов. Каждый из них действует по собственным нормативным и инструктивным документам.  

Нехватка высококвалифицированных  кадров менеджеров, отсутствие опыта  и знаний в предпринимательской  деятельности также является одной  из проблем для функционирования малых предприятий. По мере становления  рыночной инфраструктуры стали требоваться  профессиональные менеджеры, знающие  особенности малого предпринимательства  в целом, а также специфические  условия его функционирования в  соответствующей стране или регионе.

Немаловажную роль в развитии малого бизнеса играет и отношение  населения к предпринимательству, которое значительно изменилось за прошедшие несколько лет. Нет  уже такого резкого неприятия  предпринимателей и бизнесменов. Однако все еще существует проблема подхода  к оценке деятельности предпринимателей, непонимания того, что благодаря  их работе создаются рабочие места, товары и услуги, необходимые обществу, нет широкой общественной поддержки  предпринимательских структур.

Таким образом, государственная  поддержка малого бизнеса должна являться одним из наиболее важных и приоритетных направлений государственной  политики.

Приоритеты развития малого предпринимательства в Республике Беларусь следующие:

  • активизация производственной, инновационной и инвестиционной

деятельности субъектов  малого предпринимательства;

  • наращивание экспорта товаров и услуг субъектов малого

предпринимательства, производство импортозамещающей продукции;

  • стимулирование участия субъектов малого предпринимательства в

реформировании агропромышленного  комплекса;

  • привлечение субъектов малого предпринимательства для реализации

программ жилищного строительства;

  • участие субъектов малого предпринимательства в формировании

эффективной системы здравоохранения.

Сегодня государство осуществляет поддержку предпринимательских  структур через 38 центров поддержки  предпринимательства, 10 бизнес – инкубаторов  и 4 технопарка [2,с.63].

Инкубатором малого предпринимательства  является организация, которая создается  на основе любой формы собственности  и предоставляет на определенных условиях и на определенное время  специально оборудованные под офисы  и производство помещения субъектам  малого предпринимательства, начинающим свою деятельность. Их целью является оказание помощи в постепенном налаживании  и развитии своего дела и приобретение малыми предприятиями финансовой независимости.

Центром поддержки предпринимательства  является юридическое лицо, создаваемое  на основе любых форм собственности  в целях обеспечения экономической  и организационной поддержки  субъектов малого предпринимательства.

Вместе с тем не получили должного развития научно-инновационные  предприятия, экспортно-ориентированные  и импортозамещающие производства. В силу ряда причин предприниматели  не в полной мере используют возможности  финансовых институтов, затруднен доступ на фондовый рынок и рынок ссудного капитала. Сдерживающим фактором развития предпринимательства по-прежнему является высокий уровень налогообложения, трудности в вопросах регистрации  и перерегистрации, множество лицензируемых  видов деятельности, излишний контроль со стороны налоговых органов. Субъектам  этого сектора в целом оказывается  меньшая финансовая поддержка со стороны государства по сравнению  с субъектами госсектора.

Для улучшения положения  предпринимательского сектора в  первую очередь необходимо устранить  факторы, препятствующие его развитию: обеспечить упрощение и облегчение системы налогообложения, контроля, лицензирования и регистрации деятельности.

В аспекте улучшения взаимодействия органов государственного управления и предпринимательских структур предусматривается организовать систему  мониторинга поддержки и развития предпринимательства в Республике Беларусь. Для улучшения управления предпринимательскими структурами  планируется создание интегрированных  корпоративных структур: корпораций, холдингов, финансово-промышленных групп  с последовательным внедрением блоков современного корпоративного менеджмента.

Повышению роли малого предпринимательства  в развитии белорусской экономики  должна способствовать и принятая Советом  Министров Республики Беларусь 11 июня 2002 года Концепция государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2002-2005 годы(с изменениями и дополнениями по состоянию на 10 июля 2009 года). В соответствии с данной Концепцией основными направлениями по усовершенствованию государственной политики в области поддержки и развития малого предпринимательства являются:

  • совершенствование нормативно-правовой базы;
  • развитие системы финансово – кредитной поддержки малого предпринимательства;
  • совершенствование системы налогообложения малого предпринимательства;
  • улучшение материально-технического снабжения малых предприятий;
  • обеспечение информационной поддержки малого предпринимательства;
  • содействие международному сотрудничеству в области малого предпринимательства;
  • совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров для малого предпринимательства.

Информация о работе Малый бизнес в современной экономике Республики Беларусь