Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 01:08, курсовая работа
Объект исследования - предпринимательство
Предмет исследования - малый бизнес
Цель работы: изучение малого бизнеса в современной экономике, а также особенностей его функционирования в Республике Беларусь.
Введение……………………………………………………………………………...4
Понятие предпринимательства………………………………………………...5
Подходы к определению категории «предпринимательство», его типы и функции в современной экономике…………………………………………….5
Роль малых форм хозяйствования в современных условиях………………...8
Функционирование малого бизнеса в зарубежных странах (на примере России)…………………………………………………………………………...11
Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РБ……………………16
Заключение………………………………………………………………………….23
Список использованных источников……………………………………………...25
Приложение А ……………………………………………………………………...27
Приложение Б………………………………………………………………………28
Приложение В ……………………………………………………………………...29
Приложение Г………………………………………………………………………30
Во-первых, развитие предприятий
малого бизнеса создает благоприятные
условия для оздоровления экономики,
поскольку развивается
Во-вторых, развитие малого бизнеса ведёт к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.
В-третьих, в кризисные
периоды уровень занятости на
малых и средних предприятиях
обычно остается прежним, тогда как
на крупных он сокращается. Это объясняется
стремлением крупных
На малых предприятиях имеются большие возможности по организации работы по индивидуальному графику, для неполного рабочего дня. Следовательно, создаются рабочие места для женщин, учащихся, пенсионеров. Оплата их труда будет способствовать сокращению доли населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума.
Таким образом, предпринимательство в различных формах имеет большие потенциальные возможности в деле решения проблем занятости населения, что в свою очередь предопределяет увеличение производства ВВП, повышение уровня жизни.
В-четвертых, малые предприятия формируют основную массу налоговых поступлений, заработной платы, обеспечивают средствами к существованию значительную часть населения.
В-пятых, малый бизнес создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться.
Ко всему вышеперечисленному,
на мой взгляд, необходимо добавить
еще и способность малого бизнеса
к нововведениям. В своей работе
«Важнейшие проблемы и особенности
развития малого предпринимательства»
Потапова Е.Ф. говорит о том, что
из-за ограничений финансовых средств
малый бизнес заинтересован в
ускоренной разработке технических
проектов, а также она приводит
неполный перечень отличительных черт
научно-технической
Успех малого бизнеса в
этой области можно объяснить
следующими причинами. Углубление специализации
в научных разработках привело
к тому, что во многих случаях
небольшие фирмы идут по более
простому или рискованному пути, работают
в неперспективных отраслях. Мелкие
фирмы также охотно берутся за
освоение оригинальных нововведений,
поскольку при выпуске
Все эти и другие экономические и социальные функции ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики Беларуси. Ибо, именно малые предприятия, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым благоприятно повлиять на формирование отечественного рынка.
Деятельность субъектов малого и среднего бизнеса в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому бизнесу.
К субъектам малого и среднего
предпринимательства относятся
внесенные в единый государственный
реестр юридических лиц
а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
б) до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек;
23 сентября 2009 года на
заседании форума «Опоры
[15]
По данным статистики, число малых предприятий, зарегистрированных в России за 1 полугодие 2010 года составило 219,607 тыс. единиц (в 2009 году по сравнению с 2008 отмечается снижение на 19,5%).
Всего среднесписочная численность работников на малых предприятиях в 1 полугодии 2010 году составила 5578,247 тыс. чел (в 2009 наблюдается снижение на 8% по сравнению с 2008 годом). [Приложение Г]
В соответствии с рисунком 2.1, оборот малых предприятий по отраслям за данный период имеет следующие значения. Наибольшее значение данного показателя отмечается в оптовой и розничной торговле(62,1%),- в обрабатывающих производствах(11,6%),в строительстве(9,3%)
Рисунок 2.1-Оборот малых
предприятий (без микропредприятий)
по видам экономической
Примечание -Источник: [14]
Проблемы малого бизнеса в России были отмечены еще на 1-м Всероссийском съезде представителей малых предприятий:
Дело в том, что среди проблем, сдерживающих развитие малого бизнеса, на втором месте после налогового бремени стоят чрезмерные административные барьеры. Они не только мешают развитию предпринимательства, но и создают другую государственную проблему, вынуждая предприятия малого бизнеса уходить в теневую экономику.
Между тем об эффективности инвестиций в основной капитал предприятий малого бизнеса свидетельствуют данные единовременного обследования по результатам их работы в 2010 г. [Приложение Г]
Следующая проблема - законодательная база, на которую сейчас может опираться малый бизнес. Пока она, мягко говоря, несовершенна, а во многих очень существенных положениях отсутствует.
Можно выделить несколько
причин, которые в наибольшей степени
вызывают недовольство предприятий
малого бизнеса качеством
Малый бизнес в России имеет ряд проблем, для решения которых государством осуществляется ряд мероприятий, программ. [6,с.467]
Правовую основу системы поддержки малого и среднего предпринимательства составляют:
В соответствии с Постановлением Правительства РФ средства предоставляются на:
Согласно Приказу
Для поддержки предпринимательства в 2010 г. государство выделило из федерального бюджета 11 млрд. руб., что на 41% меньше чем в 2009 году. Но стоит отметить значительный рост выделяемых средств по сравнению с 2005(показан на рисунке 2.2).Данные средства идут на реализацию конкретных мероприятий на региональном уровне.
Рисунок 2.2 Распределение средств федерального бюджета
для поддержки предпринимательства, млрд. руб.
(конкурс Минэкономики)
Примечание - Источник: собственная разработка на основе [16]
Информация о работе Малый бизнес в современной экономике Республики Беларусь