Малый бизнес в современной экономике Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 01:08, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования - предпринимательство
Предмет исследования - малый бизнес
Цель работы: изучение малого бизнеса в современной экономике, а также особенностей его функционирования в Республике Беларусь.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...4
Понятие предпринимательства………………………………………………...5
Подходы к определению категории «предпринимательство», его типы и функции в современной экономике…………………………………………….5
Роль малых форм хозяйствования в современных условиях………………...8
Функционирование малого бизнеса в зарубежных странах (на примере России)…………………………………………………………………………...11
Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РБ……………………16
Заключение………………………………………………………………………….23
Список использованных источников……………………………………………...25
Приложение А ……………………………………………………………………...27
Приложение Б………………………………………………………………………28
Приложение В ……………………………………………………………………...29
Приложение Г………………………………………………………………………30

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 95.80 Кб (Скачать)

Во-первых, развитие предприятий  малого бизнеса создает благоприятные  условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор.

Во-вторых, развитие малого бизнеса ведёт к насыщению  рынка товарами и услугами, к повышению  экспортного потенциала, лучшему  использованию местных сырьевых ресурсов.

В-третьих, в кризисные  периоды уровень занятости на малых и средних предприятиях обычно остается прежним, тогда как  на крупных он сокращается. Это объясняется  стремлением крупных предприятий  уменьшить расходы на оплату труда  с целью сохранения конкурентоспособности  своей продукции.

На малых предприятиях имеются большие возможности  по организации работы по индивидуальному  графику, для неполного рабочего дня. Следовательно, создаются рабочие  места для женщин, учащихся, пенсионеров. Оплата их труда будет способствовать сокращению доли населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума.

Таким образом, предпринимательство  в различных формах имеет большие  потенциальные возможности в  деле решения проблем занятости  населения, что в свою очередь  предопределяет увеличение производства ВВП, повышение уровня жизни.

В-четвертых, малые предприятия  формируют основную массу налоговых  поступлений, заработной платы, обеспечивают средствами к существованию значительную часть населения.

В-пятых, малый бизнес создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться.


Ко всему вышеперечисленному, на мой взгляд, необходимо добавить еще и способность малого бизнеса  к нововведениям. В своей работе «Важнейшие проблемы и особенности  развития малого предпринимательства» Потапова Е.Ф. говорит о том, что  из-за ограничений финансовых средств  малый бизнес заинтересован в  ускоренной разработке технических  проектов, а также она приводит неполный перечень отличительных черт научно-технической деятельности небольших  компаний, к которым относятся: свобода  поиска и поощрение инициативы, готовность к риску, быстрая апробация выдвинутых оригинальных предложений [9,c.45]. С этим утверждением следует согласиться, так как исследование 500 значительных технологических нововведений и изобретений, зарегистрированных на протяжении последнего двадцатилетия в Германии и США, обнаружило важную роль небольших фирм в воплощении в жизнь существенных технологических нововведений.

Успех малого бизнеса в  этой области можно объяснить  следующими причинами. Углубление специализации  в научных разработках привело  к тому, что во многих случаях  небольшие фирмы идут по более  простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы также охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально  нового изделия снижается значение крупных лабораторий с устоявшимися направлениями исследований. К тому же малые фирмы стремятся как  можно скорее наладить массовое производство. Тем самым, значение разработок, проводимых мелкими предприятиями достаточно важно, прежде всего с точки зрения расширения рынка предлагаемых товаров  и услуг, что в свою очередь  активно стимулирует процесс  производства с целью наиболее быстрого удовлетворения (вновь рожденного) спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и  среднего предпринимательства.

Все эти и другие экономические  и социальные функции ставят его  развитие в разряд важнейших государственных  задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики Беларуси. Ибо, именно малые предприятия, могут  стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив  инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым  благоприятно повлиять на формирование отечественного рынка.

 

  1. Функционирование малого бизнеса в зарубежных странах (на примере России)

 

Деятельность субъектов  малого и среднего бизнеса в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации», в котором  указаны критерии отнесения предприятия  к малому бизнесу.

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся  внесенные в единый государственный  реестр юридических лиц потребительские  кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных  и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные  в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и  осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие перечисленным  ниже условиям:

  • Согласно п.1 ч.1 ст.4 209-ФЗ «О развитии субъектов малого и среднего предпринимательства»,  для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ — бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования)
  • средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

б) до 100 человек включительно для малых предприятий; среди  малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек;

  • С 1 января 2008 г. согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:
    • микропредприятия — 60 млн рублей;
    • малые предприятия — 400 млн рублей;
    • средние предприятия — 1000 млн. рублей.

23 сентября 2009 года на  заседании форума «Опоры России»  премьер-министр РФ В. В. Путин  огласил инициативы Правительства  РФ по содействию развития  малого и среднего бизнеса  России:

  • Сохранить для высокотехнологичных предприятий ставку отчислений в Пенсионный фонд на уровне 14 % (с 2011 г.).
  • Освободить предприятия, внедряющие энергоэффективное оборудование от налога на имущество на срок до трёх лет.
  • Отменить налог на прибыль от продажи ценных бумаг — при условии, что срок владения ими превышает пять лет и они не обращаются на биржевом рынке.
  • Освободить компании, работающие в сфере образования и здравоохранения, от уплаты налога на прибыль на срок до девяти лет.
  • Передать в местные бюджеты большую часть дохода от продажи патентов на осуществление предпринимательской деятельности.
  • Продлить на три года льготный порядок приватизации арендуемой у государства недвижимости. Освободить все сделки по приватизации от НДС.
  • Сделать действие лицензий на предпринимательскую деятельность бессрочным (сейчас — нужно продлевать каждые пять лет).
  • Пакет госпомощи малому и среднему бизнесу в 2010 г. — 13 млрд руб.

[15]

По данным статистики, число  малых предприятий, зарегистрированных в России за 1 полугодие 2010 года составило 219,607  тыс. единиц (в 2009 году по сравнению с 2008 отмечается снижение на 19,5%).

Всего среднесписочная численность  работников на малых предприятиях в 1 полугодии 2010 году составила 5578,247 тыс. чел (в 2009 наблюдается снижение на 8% по сравнению с 2008 годом). [Приложение Г]

В соответствии с рисунком  2.1, оборот малых предприятий по отраслям за данный период имеет следующие значения. Наибольшее значение данного показателя отмечается в оптовой   и розничной торговле(62,1%),- в обрабатывающих производствах(11,6%),в строительстве(9,3%)

 

Рисунок 2.1-Оборот малых  предприятий (без микропредприятий) по видам экономической деятельности в 1 полугодии 2010 г. (в % к итогу)

Примечание -Источник: [14]

 Проблемы малого бизнеса в России были отмечены еще на 1-м Всероссийском съезде  представителей малых предприятий:

  • Недостаточность начального капитала и собственных оборотных средств;
  • Трудности с получением банковских кредитов;
  • Нехватка квалифицированных бухгалтеров, менеджеров, консультантов;
  • Сложности с получением помещений и крайне высокая арендная плата;
  • Ограниченные возможности получения лизинговых услуг;
  • Отсутствие должной социальной защищенности и личной безопасности владельцев и работников малых предприятий и др.

Дело в том, что среди  проблем, сдерживающих развитие малого бизнеса, на втором месте после налогового бремени стоят чрезмерные административные барьеры. Они не только мешают развитию предпринимательства, но и создают  другую государственную проблему, вынуждая предприятия малого бизнеса уходить  в теневую экономику.

Между тем об эффективности  инвестиций в основной капитал предприятий  малого бизнеса свидетельствуют  данные единовременного обследования по результатам их работы в 2010 г. [Приложение Г]

Следующая проблема - законодательная  база, на которую сейчас может опираться  малый бизнес. Пока она, мягко говоря, несовершенна, а во многих очень  существенных положениях отсутствует.

Можно выделить несколько  причин, которые в наибольшей степени  вызывают недовольство предприятий  малого бизнеса качеством кредитования:

  1. Отсутствие льгот при кредитовании для предприятий, работающих  с определенным банком  длительное время.
  2. Значительный пакет документации и длительность сроков рассмотрения заявок.
  3. Сокращение сроков кредитования, занижение стоимости залогов при одновременном сужении перечня  имущества, принимаемого в залог и др.

Малый бизнес в России  имеет ряд проблем, для решения  которых государством осуществляется ряд мероприятий, программ. [6,с.467]

Правовую основу системы  поддержки малого и среднего предпринимательства  составляют:

  • ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007г. № 209-ФЗ
  • Постановление Правительства РФ «О распределении и предоставлении субсидий» от  27.02.2009г. №178
  • Приказ Минэкономразвития «О мерах по реализации в 2010 г. мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства» от 16.02.2010 №59

В соответствии с Постановлением Правительства РФ средства предоставляются  на:

  • Создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес - инкубаторов);
  • Поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта;
  • Развитие системы кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • Создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере;
  • Реализацию иных мероприятий по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства;
  • Ведение реестров субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

Согласно Приказу Минэкономразвития  средства предоставляются на:

  • Поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих разработку, внедрение и реализацию инновационной продукции;
  • Содействие повышению энергоэффективности производства субъектов малого и среднего предпринимательства ;
  • Содействие развитию лизинга оборудования субъектам малого и среднего предпринимательства;
  • Создание промышленных парков;
  • Создание технопарков;
  • Поддержку начинающих (гранты на создание собственного бизнеса);
  • Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства;
  • Содействие развитию микрофинансирования;
  • Создание гарантийных фондов (фондов поручительств);
  • Формирование закрытых паевых инвестиционных фондов акций и/или фондов смешанных инвестиций в малые компании;
  • Содействие развитию молодежного предпринимательства;
  • Поддержку деятельности бизнес - инкубаторов;
  • Реализацию массовых программ обучения и повышения квалификации.

Для поддержки предпринимательства  в 2010 г. государство выделило из федерального бюджета 11 млрд. руб., что на 41% меньше чем в 2009 году. Но стоит отметить значительный рост выделяемых средств  по сравнению с 2005(показан на рисунке 2.2).Данные  средства идут на реализацию конкретных мероприятий  на региональном уровне.

Рисунок 2.2 Распределение  средств федерального бюджета

для поддержки  предпринимательства, млрд. руб.

(конкурс Минэкономики)

Примечание - Источник: собственная разработка на основе [16]

Информация о работе Малый бизнес в современной экономике Республики Беларусь