Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 16:18, контрольная работа
Цель работы - понять, что же стоит на пути развития малого предпринимательства, т.е. анализ его проблем и перспектив развития.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
-Дать определение малому предпринимательству
-Выявить его особенности
-Определить место малого предпринимательства в экономике
Введение 3
1. Малое предпринимательство: сущность и содержание 5
1.1. Сущность, понятие, функции малого предпринимательства в экономике государства 5
1.2. Этапы становления малого предпринимательства в России 11
1.3. Роль малого предпринимательства в экономике 17
2. Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства на современном этапе 20
2.1. Основные тенденции и проблемы развития малого предпринимательства в России 20
2.2. Исследование развития и оптимизации малого предпринимательства в России в условиях мирового кризиса 24
2.3. Перспективы развития малого предпринимательства 34
3. Меры поддержки малого предпринимательства 41
3.1. Государственная поддержка малого предпринимательства 41
3.2. Законодательство по государственной поддержке малого предпринимательства 49
3.3. Негосударственные структуры поддержки малого предпринимательства 56
Заключение 59
Список использованной литературы 61
Приложение 1 63
Приложение 2 64
Приложение 3 65
Упрощенной системой налогообложения не могут пользоваться малые предприятия, производящие подакцизную продукцию, а также кредитные, инвестиционные, страховые фирмы, фондовые биржи, развлекательный бизнес, т. Е. те организации, для которых Министерством финансов РФ установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности.
Единым налогом облагается совокупный доход (за отчетный период), или валовая выручка. Совокупный доход исчисляется как разница между валовой выручкой и всеми видами затрат на производство продукции (услуг) и функционирование фирмы, а также сумм налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам, налога на приобретение автотранспортных средств, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды, уплаченных таможенных платежей, госпошлин и лицензионных сборов.
Валовая выручка от реализации исчисляется как сумма выручки от реализации товаров (услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных денежных поступлений.
Выбор объекта упрощенного налогообложения осуществляется органом государственной власти субъекта РФ.
Ставка единого налога на совокупный доход составляет 30 %, причем 10 % из них направляется в федеральный бюджет, а 20 % - в бюджет субъекта РФ и местный бюджет.
3.2. Правительство Российской Федерации утверждает порядок представления малыми предприятиями государственной статистической и бухгалтерской отчетности, предусматривающий упрощенные процедуры и формы отчетности, содержащие в основном информацию, необходимую для решения вопросов налогообложения.
Бухгалтерская отчетность малых предприятий представляется за квартал, полугодие, 9 месяцев и год.
Субъекты малого предпринимательства, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, по истечении налогового периода представляют налоговым органам утвержденную приказом Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 21 ноября 2003 г. № БГ-3-22/647 налоговую декларацию по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Также для отчетности субъекты малого предпринимательства обязаны вести книгу учета расходов и доходов предприятия [4].
В декабре этого года в Государственной Думе будет рассмотрен проект изменений в статью 7 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
Изменения представляют собой проект новой концепции закона о малом и среднем бизнесе. В частности, он предусматривает создание в органах местного самоуправления специальных структур, ответственных за малый бизнес.
Инициатором внесения изменения является член Совета Федерации Сергей Миронов. Проект был рассмотрен Советом Госдумы еще летом, и вот теперь он будет представлен на суд депутатов. Плановые сроки рассмотрения проекта - декабрь 2006 года, то есть уже в следующем году закон может быть принят к реализации [19].
3.3. Негосударственные структуры поддержки малого предпринимательства
За последние годы созданы различные негосударственные структуры поддержки малого бизнеса, которые оказывают все более заметное влияние на развитие малых предприятий. К негосударственной инфраструктуре малых предприятий относятся: банки, страховые и лизинговые компании, факторинговые компании, консалтинговые фирмы, венчурные фонды, холдинговые компании, аудиторские фирмы, арбитражные суды. В западных странах к ним относят также технопарки, бизнес-инкубаторы, производственно-
Среди наиболее известных негосударственных организаций, которые ведут активную и масштабную работу, можно назвать Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, организацию «Морозовский проект» и ассоциацию «Технопарк».
Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса было создано в 1992 г. В рамках соглашения между правительствами РФ и Великобритании при непосредственном участии британского государственного фонда «Ноу-Хау» и Госкомитета по антимонопольной политике РФ.
Основные функции агентства заключаются в следующем:
* индивидуальное консультирование предпринимателей по вопросам экономической, финансовой, инвестиционной, налоговой, внешнеэкономической, таможенной политики и ведению собственного бизнеса;
* помощь в регистрации предприятия, лицензировании деятельности, разработке и оформлении учредительных документов и т. П.;
* правовое обслуживание;
* рекламные и издательские услуги.
Проект поддерживают отечественные и зарубежные финансовые и деловые структуры, такие как Ассоциация российских банков, Европейский банк реконструкции и развития, Торгово-промышленная палата и др.
Быстрыми темпами развивается программа бизнес-консалтинга, которая предусматривает создание независимых аудиторских и консалтинговых фирм на местах.
Ассоциация «Технопарк», созданная в 1990 г., ставит перед собой следующие задачи:
* содействие выделению и формированию приоритетных направлений инновационной деятельности;
* реализация инновационных проектов и программ в различных областях науки и техники;
* решение социально-экономических проблем регионов путем создания малых наукоемких и высокотехнологичных производств.
Целей своих ассоциация рассчитывает достичь через создание общероссийской сети технопарков, инновационных центров и бизнес-инкубаторов.
Технопарки представляют собой особую организационную форму интеграции науки, образования и производства, реализуемую на специально отведенной (закрепленной, арендуемой или приобретенной в собственность парка) территории, где работникам предоставляется жилье, возможность учиться, условия для отдыха и ряд социальных льгот.
Формируются технопарки, как правило, на базе вузов, исследовательских центров, лабораторий, опытных заводов или инновационных малых предприятий. По роду деятельности и конечному ее результату различают научные (фундаментальные исследования), научно-исследовательские (НИОКР, мелкосерийное производство наукоемких изделий), научно-технические и технологические (прикладные исследования и разработки, серийное производство наукоемкой продукции с использованием высоких технологий) технопарки. Конечно, это деление условно, поскольку на практике зачастую наблюдается комбинация перечисленных выше признаков.
Помимо всего прочего, технопарки являются эффективным механизмом генерации предпринимательских структур в научно-технической сфере, соединения научной и инновационной деятельности, соединения потенциалов науки, производства, финансовых структур и органов власти (особенно местной).
Регистрируются технопарки в качестве юридического лица. Они могут быть как коммерческими, так и некоммерческими организациями и создаются в любой разрешенной законом организационно-правовой форме.
Среди основных задач, которые решают технопарки, можно назвать:
* экспертизу и отбор инновационных проектов и программ, направленных на создание и внедрение новой техники и наукоемких технологий;
*оценку риска, сопряженного с реализацией проекта;
* помощь в проведении научно-исследовательских работ и внедрении их результатов в сфере производства;
* предоставление малым инновационным фирмам производственных мощностей;
* оказание юридической, организационной, маркетинговой, финансовой и другой поддержки.
Подводя итог сказанному, следует отметить, что формирование системы негосударственных структур поддержки малого бизнеса наиболее активно идет а Воронежской, Новгородской; Пензенской, Самарской, Свердловской областях и в Москве. Здесь активно задействуются внутренние финансовые ресурсы. При известных позитивных сдвигах обнаруживаются, однако, и серьезные деформации. Во многих регионах перечисленные выше структуры отсутствуют или существуют лишь на бумаге.
Заключение
Подведя итоги работы, можно сделать следующие выводы:
1. Малый бизнес обладает своими преимуществами и недостатками. Эти экономические особенности делают его перспективным в одних отраслях, например, наукоемких и тех, где требуется высококвалифицированная рабочая сила и неперспективным в других, что необходимо учесть при выработке стратегии его развития.
2. Малый бизнес оказывает большое влияние на экономику. Малый бизнес создает такие экономические условия, без которых немыслима высокая эффективность рынка. По степени его развитости судят о гибкости экономики. В развитых странах доля малого бизнеса велика, в среднем 70%, в нашей стране этот показатель находится на гораздо более низком уровне около 30%.
3. Малое предпринимательство с помощью ценовой и неценовой конкуренции способствует стабилизации цен, научно-техническому прогрессу, улучшению качества продукции. Кроме того, оно создают значительное количество рабочих мест, снижая безработицу.
4. В России после перестройки малый бизнес начал активно развиваться. По мере его развития менялись стратегии бизнеса. Если сначала основной проблемой малого предпринимательства было выживание, то теперь оно решает проблемы более высокого ранга.
5. Основными проблемами малого бизнеса являются:
- Несовершенство налоговой системы: слишком высокие налоги снижают стимулы к действию и повышают стимулы к переходу в теневую экономику.
- Административные барьеры: сложность регистрации, юридического оформления. Проблемы возникают и из-за того, что права чиновника четко не оговорены и не ограничены по отношению к предпринимателям, а вопрос прав предпринимателей и обязанностей чиновника законодательно не урегулирован.
- Нехватка производственных помещений и оборудования, причем эта проблема усугубляется недостатком лизинговых компаний.
- Нехватка кредитов, в результате чего возникает теневое кредитование. Непривлекательным для кредиторов малый бизнес делают его специфические особенности, а именно высокая степень риска и неустойчивость на рынке.
- Отсутствие квалифицированных кадров, низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей
А также отмечается отрицательное влияние на малые предприятия таких явлений, как:
- Недостаток четкого правового регулирования любых взаимоотношений в бизнесе.
- Нестабильная экономическая обстановка, невозможность свободного ценообразования, т.е. цена продукции в меньшей степени определяется издержками производства, чем внешними факторами.
- Слабость действия механизма государственной поддержки, который направлен на предоставление помощи только определенному кругу организаций. Этот механизм формирует зависимость предприятий от государства.
Развитие малого предпринимательства - важная экономическая и политическая проблема. Необходима целостная системная методология развития малого предпринимательства. Дело совсем не в бюджете и даже не в налогах. Дело в свободе, в правах, в отношениях государства к малому бизнесу.
Список используемой литературы
1. Доюронравов А. Н. Финансово-кредитные механизмы поддержки малого предпринимательства / А. Н. Добронравов // Дайджест-финансы. – 2005 - №2. – с. 2-11.
2. Егишянец С. Мировой кризис и Россия // Финансист, 2008. № 10. с. 21-23.
3. Егишянц С. Россия не готова к кризису // Финансист, 2008. -№ 34 (269). – с.18-24.
4. Заславская, О. Новые программы сделают кредит доступным для малого бизнеса // Финансовые Известия. 2006. №12. с. 44-49
5. Иванова М. Ситуация в российской экономике: оценки и прогнозы // Белый мир, 2008. № 11. с.7-8.
6. Карпов С.А. Последствия мирового кризиса для российского малого предпринимательства: вызовы и возможности адаптации // Финансист, 2009. № 1. с. 11-13.
7. Костина Е.В., Марковкин А.А., Дулина Н.В., Стризое А.Л. Функции современного российского предпринимательства (на основе экспресс–опроса предпринимателей Волгограда) / Социокультурные исследования: Межвуз. сб. науч. тр. / Редкол.: Н. В. Дулина (отв.ред.) и др. – Волгоград. гос. техн. ун-т. – Волгоград, 2005. – Вып. 8. – с. 148-152.
8. Красавина С. Анализ развития малого предпринимательства в России // Регионы. 2007. № 6. с. 11.
9. Кудрин Л.А. Финансовый кризис в России 2008 года // Финансы, 2008. № 10. с. 21.
10. Попов В.М., Ляпунов С.И. Практика малого бизнеса.- М. 2007.с.58-66
11. Российский статистический Ежегодник 2008, М:. Росгостат 2009
12. Симонов А.В. Глобальный экономический кризис и планы внешнеэкономической экспансии российских ТНК // Власть, 2009. № 2. с. 11-12.
13. Шепеленко Г. И. Объективные основы противоречий малого бизнеса в промышленности / Г. И. Шепеленко. – Ростов н/Д: РГЭУ, 2005. – 205 с.
Приложение 1.
Таблица 1. Число малых предприятий по видам экономической деятельности
| 2005 | 2006 | 2007 | |||
| Тыс. | В процентах к итогу | Тыс. | В процентах к итогу | Тыс. | В процентах к итогу |
Всего | 979,3 | 100 | 1032,8 | 100 | 1137,4 | 100 |
из них по видам экономической деятельности: |
|
|
|
|
|
|
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 26,8 | 2,7 | 28,9 | 2,8 | 29,4 | 2,6 |
рыболовство, рыбоводство | 2,2 | 0,2 | 2,4 | 0,2 | 2,5 | 0,2 |
добыча полезных ископаемых | 3,6 | 0,4 | 4,1 | 0,4 | 4,5 | 0,4 |
обрабатывающие производства | 120,0 | 12,3 | 123,4 | 12,0 | 128,6 | 11,3 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 2,9 | 0,3 | 4,1 | 0,4 | 4,9 | 0,4 |
строительство | 109,3 | 11,2 | 117,1 | 11,3 | 130,7 | 11,5 |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | 448,8 | 45,8 | 464,6 | 45,0 | 510,6 | 44,9 |
гостиницы и рестораны | 19,9 | 2,0 | 20,8 | 2,0 | 29,7 | 2,6 |
транспорт и связь | 44,3 | 4,5 | 50,3 | 4,9 | 57,3 | 5,0 |
из них связь | 6,3 | 0,6 | 7,1 | 0,7 | 7,8 | 0,7 |
финансовая деятельность | 12,5 | 1,3 | 14,7 | 1,4 | 16,1 | 1,4 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 151,9 | 15,5 | 163,3 | 15,8 | 181,3 | 15,9 |
образование | 2,7 | 0,3 | 2,7 | 0,3 | 2,7 | 0,2 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг | 10,5 | 1,1 | 10,8 | 1,0 | 11,6 | 1,0 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 23,6 | 2,4 | 25,3 | 2,4 | 27,2 | 2,4 |