Регулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства в ЕС и России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 15:11, статья

Краткое описание

Хотя лицо любого развитого государства определяют крупные предприятия, а наличие крупного капитала оказывает существенное воздействие на уровень научно-технического потенциала и производственных мощностей, не менее важной составляющей развитой рыночной системы является малое предпринимательство. Оно представляет собой наиболее гибкую, динамичную и массовую форму организации предприятий. Именно в этом секторе создается и находится в обороте основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой развития экономики любой страны.

Файлы: 1 файл

Регулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства в ЕС и России.doc

— 75.50 Кб (Скачать)

Регулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства  в ЕС и России

Лебедева  С.Ю.

Оглавление журнала  

Хотя лицо любого развитого государства определяют крупные предприятия, а наличие крупного капитала оказывает существенное воздействие на уровень научно-технического потенциала и производственных мощностей, не менее важной составляющей развитой рыночной системы является малое предпринимательство. Оно представляет собой наиболее гибкую, динамичную и массовую форму организации предприятий. Именно в этом секторе создается и находится в обороте основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой развития экономики любой страны.

Границы малого предпринимательства зависят от законодательно установленных государственными органами или другими представительными организациями критериев (показателей), конституирующих сущность этого понятия.

В зарубежной практике малое и среднее предпринимательство  рассматривается как единое явление, и поэтому к его объектам употребляется термин "малое и среднее предприятие", а к этому сектору экономики применяют термины: "малое и среднее предпринимательство", "малый и средний бизнес", "малое предпринимательство", "малый бизнес", как наиболее часто употребляемые в законодательстве и научной литературе.

Высокий уровень  развития малого предпринимательства  является необходимым условием успешного  функционирования рыночной экономики. Малый бизнес в развитых странах  мира во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, формируя его в объеме 40-50%, а в некоторых отраслях – до 70-80%.

Успешное  функционирование МСП создает благоприятные  условия для оздоровления экономики: развивается конкуренция; создаются дополнительные рабочие места, повышается экспортный потенциал; лучше используются местные сырьевые ресурсы. Большое значение имеет способность малых предприятий расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но прежде всего для расширения предпринимательской деятельности населения, развертывания его творческих сил и использования свободных производственных мощностей.

Надо подчеркнуть, что для МСП в развитых странах  создаются благоприятные условия, главными из которых являются следующие: высокие гарантии сохранения частной собственности, широкая хозяйственная самостоятельность и свобода действий предпринимателей, поддержка добросовестной конкуренции и борьба с монополистической деятельностью, льготное кредитование и финансирование, существенная помощь в предоставлении инвестиций. В результате, в среднем мелкие производители получают большую прибыль на собственный капитал, чем крупные производители.

Вхождение России в мировую экономику также  приводит к развитию малого предпринимательства как мощной экономической и политической силы. В условиях экономического кризиса в России особое значение приобретают эффективность и устойчивость малых предприятий, установление при их участии новых хозяйственных связей (в том числе и внешнеэкономических), активизация производственной и инновационной деятельности.

Однако должного развития этот сектор экономики России в силу ряда обстоятельств не получил, и не в последнюю очередь –  ввиду недостаточной поддержки  его со стороны государства и соответствующих организаций. Поэтому определенный интерес, на наш взгляд, представляет изучение опыта развитых стран по регулированию и поддержке МСП, позволяющих добиться высоких результатов, и с учетом этого опыта наметить меры улучшения этой сферы деятельности в России. Рассмотрим эту проблематику на примере Европейского Союза.

Европейский Союз (ЕС) представляет собой самое  крупное экономическое сообщество в мире, на долю которого приходится около четверти мирового производства товаров и международной торговли. Для России отношения с ЕС имеют огромное значение. Доля ЕС во внешней торговле России в три раза превышает аналогичный суммарный показатель США, Японии и Китая, вместе взятых. Девять десятых от общего числа совместных предприятий России образованы с участием партнеров из ЕС. В ЕС сформирован единый внутренний рынок и осуществляется переход к экономическому, валютному и политическому союзам. Малые и средние предприятия в ЕС занимают подавляющую долю в таких отраслях, как оптовая и розничная торговля, пищевая промышленность, строительство (от девяти десятых до четырех пятых от общего числа предприятий в этих отраслях), обеспечивая две трети общего количества занятых и внося свыше половины вклада в общий товарооборот ЕС. Кроме того, в настоящее время ЕС является примером новой модели регионального объединения стран, где регулирование экономической и политической жизни осуществляется на национальной основе и одновременно на более высоком надгосударственном уровне.

Основные  институциональные надгосударственные органы в ЕС (Европейский парламент, Европейский Совет, Комиссия ЕС, Европейский Суд) определяют единую стратегию развития стран-участниц ЕС. Ряд институтов выполняют специальные функции, например: Аудиторский комитет (контроль за состоянием финансов ЕС), Европейский инвестиционный банк (финансирование проектов Союза). В области регулирования предпринимательской деятельности, в том числе и МСП важная роль принадлежит Комиссии ЕС (КЕС).

При классификации  малых и средних предприятий учитываются рекомендации Комиссии ЕС от 3 апреля 1996 г., в соответствии с которыми принимаются следующие параметры:

К малым и средним  предприятиям относятся  предприятия:

  • имеющие менее 250 работников;
  • либо имеющие годовой оборот, не превышающий 40 млн. ЭКЮ, либо имеющие суммарный годовой баланс, не превышающий 27 млн. ЭКЮ;
  • удовлетворяющие критерию независимости.

Малое предприятие определяется как предприятие, которое:

  • имеет менее 50 работников;
  • либо имеет годовой оборот, не превышающий 7 млн. ЭКЮ, либо имеет суммарный годовой баланс, не превышающий 5 млн. ЭКЮ;
  • удовлетворяет критерию независимости.

Макропредприятиями считаются МСП, имеющие менее 10 работников.

Под независимыми понимаются предприятия, в капитале которых доля, принадлежащая одному или нескольким предприятиям, не являющимися малыми или средними, не превышает 25%.

Если изначально действующее как малое (среднее) предприятие в течение двух лет  превышает установленный критерий по численности занятых или по структуре капитала, то оно утрачивает статус малого (среднего) предприятия.

При определении  мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства  иногда учитываются и другие показатели, а страны-члены ЕС допускают использование  и собственных критериев при  отнесении фирм к МСП.

В целом  политика ЕС в отношении М СП основывается на так называемом вертикальном и горизонтальном подходе к решению проблем их создания и функционирования.

Вертикальный  подход выражается в непосредственных мероприятиях, ориентированных исключительно на МСП. Эти мероприятия подготавливаются и осуществляются Генеральным директоратом XXIII Европейской Комиссии (политика в отношении предпринимательства, коммерции, туризм и социальная экономическая деятельность) в сотрудничестве с Европейским парламентом, Экономическим и социальным советом, представительскими организациями МСП в органах ЕС, и другими службами Комиссии ЕС.

Горизонтальный  подход базируется на защите интересов МСП в других сферах деятельности ЕС (таких, как политика в области исследований и технических разработок, региональная политика, международные отношения и т.д.) и укреплении позиций МСП в соответствующем виде деятельности.

Как известно, одной из главных задач Европейского Союза является претворение в  жизнь принципа "социального и  экономического слияния", направленного на установление равенства возможностей для регионов с различным уровнем развития, а также для разных социальных групп. Этот принцип подразумевает, что менее развитые регионы и менее обеспеченные слои общества в ЕС следует поддерживать в первую очередь.

Учитывая  важность МСП для экономической  структуры ЕС, можно утверждать, что успешная интеграция экономики  внутри Союза во многом зависит от развития МСП. Поэтому кроме важности "макроэкономических" позиций, следует  помнить о роли МСП на региональном уровне, когда малые и средние предприятия способствуют экономическому развитию и росту занятости в менее развитых регионах. Для успешного развития МСП должны оптимально сочетаться две линии: макроэкономическая (в плане общей политики) и микроэкономическая (предпринимательская).

Главными  целями надгосударственного регулирования  и поддержки малого и среднего предпринимательства являются: укрепление единого внутреннего рынка, интернационализация  предпринимательской деятельности на уровне предприятий, устранение административных барьеров и создание единого экономического пространства в ЕС путем унификации законодательной базы по малому бизнесу, усиление взаимодействия стран-членов ЕС по созданию экономического и валютного союзов в рамках ЭС.

Национальная  политика в странах-членах ЕС имеет  своей целью предоставление лучших условий для бизнес-деятельности, увеличения конкурентоспособности  и роста. При этом заметен уход от "тяжелой" поддержки в форме  займов и дотаций и переход  к "мягкой" поддержке в форме консультационных услуг.

Все страны-члены  ЕС имеют хорошо развитую сеть организаций  по регулированию и поддержке  развития малого и среднего предпринимательства. Некоторые из них являются государственными учреждениями или учреждениями, имеющими государственную поддержку, а другие являются частными.

Что касается государственных учреждений, то во всех странах ЕС ответственность  распределена между несколькими  министерствами или между специальными отделами по МСП внутри министерств. Как правило, политика по развитию малого и среднего предпринимательства ведется Министерством экономических дел и/или Министерством промышленности и торговли. Но и другие министерства ведут работу по поддержке МСП (например, Министерство занятости, Министерство экономики, Центр общественной технологии, специальные общественные банки и др.), чья деятельность связана с оказанием помощи МСП в вопросах занятости, обучения, международной торговли, развития и т.д. Такое распределение ответственности между несколькими министерствами требует большой координации деятельности всех стран в рамках ЕС.

Учреждения  со смешанной формой собственности  и частные учреждения отличаются по разным странам-участницам ЕС, но могут  иметь схожие формы организации. Например, Торговые палаты занимаются тренингом и обучением, технологическим консультированием, стимулированием международной торговли, выдачей сертификатов качества, предоставлением информации по субконтрактированию и поставщикам, по кооперации между предприятиями.

В качестве других частных организаций можно назвать финансовые учреждения (банки, общества венчурного капитала, общества распространения капитала), частные исследовательские институты, ассоциации предприятий и служащих, центры по оказанию услуг производителям (например, консультирование менеджмента и администрации, технологическое и маркетинговое консультирование и т.д.).

Совместная  деятельность национальных и надгосударственных органов по регулированию содействия развитию МСП в ЕС заключается  в улучшении соответсвующей среды (специальное внимание уделяется проблемам малого и среднего предпринимательства и их воздействию на законодательство ЕС) и в стимулировании развития МСП (определение и распространение "лучшего" опыта по их поддержке, преодоление недостатков в коммуникации между предпринимателями и организациями, предоставляющими услуги, с одновременным повышением уровня этих услуг).

Для расширения межфирменного сотрудничества в начале 80-х гг. было создано Бюро по сближению предприятий, имеющиее свои представительства не только в странах ЕС, но и в 20 других странах мира. Через сеть своих отделений Бюро получает заявки компаний различных стран и устанавливает между ними контакты по интересующим их проблемам.

В 1985 г. Совет  ЕС принял рекомендации по упрощению  административных процедур необходимых  для организации и функционирования МСП, а в 1987 г. КЕС основала сеть Европейского информационного центра для обеспечения  малых и средних предприятий сведениями о внутреннем рынке. Сейчас в странах-членах ЕС действует 210 таких инфоцентров и 14 корреспондентских центров в других странах. Их основной функцией является сбор запросов малых и средних фирм с предложениями по сотрудничеству. Важно, что с 1993 г. МСП имеют возможность пользоваться услугами любых отделений банков во всех странах ЕС и получать выигрыш от сближения цен в условиях конкуренции на финансовых рынках.

В рамках специальной  программы "Европартнерство" генеральным директоратом КЕС были проведены мероприятия по установлению сотрудничества малых и средних предприятий из наименее развитых регионов ЕС с компаниями ведущих стран-членов ЕС, а созданная в 1983 г. Европейская ассоциация венчурного капитала способствует созданию и развитию малых совместных фирм. Комиссией ЕС сформирован также новый комитет, включающий официальных лиц и представителей деловых кругов от каждой страны-члена ЕС, ответственных за упрощение процедур в сфере предпринимательства. Важное внимание уделяется развитию "духа предпринимательства" как привлекательной деятельности и инструмента борьбы с безработицей и неполной занятостью населения.

Информация о работе Регулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства в ЕС и России