Регулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства в ЕС и России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 15:11, статья

Краткое описание

Хотя лицо любого развитого государства определяют крупные предприятия, а наличие крупного капитала оказывает существенное воздействие на уровень научно-технического потенциала и производственных мощностей, не менее важной составляющей развитой рыночной системы является малое предпринимательство. Оно представляет собой наиболее гибкую, динамичную и массовую форму организации предприятий. Именно в этом секторе создается и находится в обороте основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой развития экономики любой страны.

Файлы: 1 файл

Регулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства в ЕС и России.doc

— 75.50 Кб (Скачать)

Таким образом, в ЕС проводится активное регулирование  малого и среднего бизнеса и оказывается  широкое содействие его развитию с использованием форм и методов, учитывающих потребности европейской интеграции. На наш взгляд, изучение и использование опыта ЕС в малом и среднем предпринимательстве РФ может существенно повлиять на его оживление и успешное развитие с учетом реального состояния экономики России.

Как известно, доля малого предпринимательства РФ в ВВП страны составляет 10-11%, а  доля работающих в общей численности  занятых 10%, - при аналогичных показателях  в развитых странах, равных двум третям. Следует иметь в виду, что в историческом плане процесс становления малых предприятий в современной России относительно краток и охватывает последнее десятилетие. Практика перехода из командной системы в рыночную экономику оказалась более сложной и многообразной, чем предусматривалось в соответствующих теоретических разработках. Создание и развитие малых предприятий (МП) происходило с большими трудностями, вызванными многими проблемами и противоречиями. Немаловажное значение имели и нестабильность экономики, и недостаточно проработанные меры по регулированию и поддержке его становления и функционирования МП.

В соответствии с федеральным законом "О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации" от 12 мая 1995 г. к субъектам малого предпринимательства отнесены коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных или иных фондов не превышает 25%, и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующие предельные уровни: в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 чел., в сельском хозяйстве, научно-технической сфере – 60, оптовой торговле – 50, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30, в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек. Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Анализ статистических данных по МП России позволяет сделать следующие выводы:

  • на 1 января 1998 г. в РФ функционировало 861 тыс. малых предприятий со среднесписочной численностью работников 6,5 млн. чел. Большая часть МП относится к торговле и общественному питанию (43,3%), строительству и промышленности (по 16% от общего количества);
  • на эти же отрасли приходится подавляющая доля в объеме произведенной продукции (работ, услуг): торговля и общественное питание – 33,8%, строительство и промышленность – 22% от общего числа;
  • доля инвестиций в основной капитал наиболее высокая в строительстве – 40,9%, в промышленности – 25,7%, тогда как в торговле и общественном питании – только 15,1%;
  • свыше половины выручки от реализованной продукции (работ, услуг) – 54,0% приходится на торговлю и общественное питание, а на строительство и промышленность – соответственно 15,2% и 14,3%.

Хотя сектор МП и вобрал в себя наиболее инициативную часть квалифицированных работников из всех отраслей экономики, складывающаяся ситуация в стране выталкивает их в сферу торгово-посреднической деятельности, когда малые предприятия стремятся сконцентрировать свои ресурсы на наиболее рентабельных и стратегически важных для выживаемости направлениях деятельности.

Малое предпринимательство  в силу своей специфики имеет ярко выраженный региональный аспект. Малые предприятия строят свою деятельность, исходя прежде всего из потребностей местного рынка, объема и структуры локального спроса. В условиях развития хозяйственной самостоятельности регионов именно малый бизнес должен стать основным фактором оптимизации структуры региональной экономики. Итоги анализа в этом направлении можно представить следующим образом.

Во-первых, надо отметить крайне неравномерное  их размещение на территории России. Треть  их общего числа сосредоточена в Центральном районе, при этом в Москве – 22%. В Санкт-Петербурге их количество в 2 раза меньше, чем в Москве (11,0%), в Московской, Тюменской, в Свердловской областях и Краснодарском крае – по 4% (т.е. примерно в 5 раз меньше, чем в Москве), в республике Татарстан, Кемеровской, Новосибирской, Самарской, Нижегородской областях и Красноярском крае – по 2%. Это свидетельствует о том, что по-прежнему подавляющую долю составляют крупные предприятия, большинство из которых являются монополистами в своей отрасли или на территории республики.

Во-вторых, эти же данные подтверждаются относительными показателями количества малых предприятий  на 1000 человек населения как России в целом, так и в рамках соответствующих  административно-территориальных образований. Так, в 1996 г. на 1000 человек постоянного населения России приходилось 6 малых предприятий, в Москве – 21 предприятие, Санкт-Петербурге – 19, Тюменской области – 10, Республике Алтай – 9. В Республике Дагестан на 1000 человек постоянного населения действовало лишь одно малое предприятие.

В некоторых  секторах экономики (торговля, бытовые  услуги, строительство, коммерческая деятельность) на долю малых предприятий уже  приходится до половины общего количества предприятий и численности занятых  от числа всех действующих в стране.

Особенно  хочется подчеркнуть тот факт, что малые предприятия успешно  адаптируются к условиям рынка. Так, если в целом по России 56% предприятий  закончили 1996 г. с убытками, то в секторе  МП таких предприятий было около 20%. Вместе с тем 173,2 тыс. малых предприятий имели убытки по итогам работы за этот год. Наибольшее количество убыточных малых предприятий наблюдалось в сельском хозяйстве (30% к количеству малых предприятий по отрасли), транспорте (26%), торговле и общественном питании (23%).

Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать  вывод как об эффективности функционирования малых предприятий России, так  и о назревшей необходимости  их государственной поддержки - для  преодоления его явного отставания от развития МСП в развитых странах, в том числе и в ЕС.

Рассматривая  кризисное положение малого предпринимательства  России, трудно винить в этом только предпринимателей. Во многом это вызвано  нестабильной политической обстановкой  в стране, что сводит на-нет значение стратегического планирования на микро- уровне и не способствует притоку иностранных инвестиций, высоким уровнем преступности, нестабильностью правовых норм и частым изменением государством “правил игры”, отсутствием правовых гарантий равенства всех форм собственности, невыполнением принятых законов и норм, тяжелым налоговым бременем, недоступностью основных ресурсных рынков и т.д.

Взаимоотношения государственных и других органов  и рыночных структур с малым бизнесом построены так, что последний  не защищен как от иностранных конкурентов, так и от отечественных монополистов. Административные барьеры, создаваемые органами власти разных уровней, усложняют процедуру и увеличивают стоимость регистрации малых предприятий, усложняют систему лицензирования, держат малые предприятия под бдительным контролем дублирующих друг друга органов. Именно поэтому, на наш взгляд, большая доля МП (по разным оценкам от 50% до 90%) находится в теневом секторе, что остро ставит проблему оказания содействия их развитию.

Активная  и взвешенная государственная политика в отношении регулирования и поддержки малого предпринимательства должна учитывать отраслевые и региональные особенности развития этого сектора экономики, причем поддержка должна быть обеспечена на федеральном, региональном и местном уровне.

На федеральном  уровне могут осуществляться следующие  меры:

  • учет потребностей МП в общеэкономическом законодательстве, а также разработка специальных нормативных актов по их поддержке;
  • содействие созданию инфраструктуры МП и информационных систем;
  • прямая помощь малым предприятиям на основе специальных программ, обеспечение льготных кредитных и налоговых режимов.

На региональном уровне должно быть обеспечено последовательное исполнение федеральных законов  наряду с принятием собственных  нормативных актов с учетом специфических региональных условий развития МП.

На местном  уровне практическая деятельность должна быть сосредоточена на организации  выполнения законодательства, регулировании  земельных, арендных и других видов  отношений, организации всех видов контроля, работы транспорта и удовлетворения других вопросов функционирования конкретных малых предприятий.

На наш  взгляд, решение перечисленных проблем  и реализация мероприятий государственной  поддержки позволит избежать тех  трудностей, с которыми сейчас сталкиваются малые предприятия РФ при осуществлении общественно полезной предпринимательской деятельности.

Сноски

  1. Законодательное регулирование развития малого предпринимательства. - Ресурсный центр малого предпринимательства. - М.: 1998. – С.69.
  2. Законодательное регулирование развития малого предпринимательства. - Ресурсный центр малого предпринимательства. - М.: 1998. – С.59-60.
  3. Более подробно по отдельным странам см., например, Сорокина В. Государственное регулирование малого бизнеса: опыт Великобритании//Проблемы теории и практики управления. – 1998. - № 2; Гончаров В.В. В поисках совершенствования управления: руководство для высшего управленческого персонала. - М.: МНИИПУ. - 1996. - С.223-253 и др.

Информация о работе Регулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства в ЕС и России