Курс лекций по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:01, курс лекций

Краткое описание

В рыночной экономике действуют три ведущих хозяйствующих субъекта: домохозяйства, предприятия и государство, которые выступают в качестве коллективного предпринимателя. Развитие экономики страны или отдельно взятого региона в современных условиях возможно лишь на основе свободы предпринимательской деятельности во всех отраслях, где непосредственно осуществляется производство товаров или оказание разнообразных услуг.

Файлы: 20 файлов

вопросы для экзамена.doc

— 30.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 1.doc

— 145.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 10.doc

— 373.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 11.doc

— 106.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 12.doc

— 173.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 13.doc

— 92.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 14.doc

— 66.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 15.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

Третья группа функций, в составе ВЭД — это оперативно-коммерческие функции предприятия: подготовка, а затем исполнение внешнеторговой сделки и всех сопутствующих ей процессов.

Во внешнеэкономической  деятельности различают экспортные, импортные, реэкспортные и встречные  сделки.

Экспорт - это вывоз товаров с таможенной территории страны за границу без обязательств по обратному их ввозу и возможное предоставление иностранными лицами услуг и прав на результаты интеллектуальной собственности.

Импорт - покупка товара у иностранного продавца, ввоз ее на таможенную территорию страны покупателя.

Реэкспорт - покупка товара у иностранного продавца, ввоз его  на территорию страны покупателя, перепродажа  данного товара в его изначальном  виде за рубеж иностранному покупателю.

Встречная торговля (встречные сделки) представляют собой организационно увязанные экспортно-импортные операции, где экспортер обязуется принять в оплату стоимости своего товара всю или часть стоимости встречного импортного товара покупателя. Примером встречных сделок может служить бартерное сотрудничество на основе товарообмена.

15.4. Формы организации внешнеэкономической  службы на предприятии

В современных условиях демонополизации внешнеэкономической  деятельности предприятие - основное звено  внешнеэкономического комплекса страны. В соответствии с действующим законодательством предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в определенном порядке для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Согласно действующему законодательству предприятие имеет право самостоятельно определять формы, методы и объемы работы на внешнем рынке.

Для эффективного управления внешнеэкономической деятельностью  на уровне предприятия нужна адекватная условиям его работы структура управления. Организационная структура управления внешнеэкономической деятельностью предприятия определяется прежде всего теми целями и задачами, которые она призвана решать.

Наибольший опыт управления внешнеэкономической деятельностью накоплен в специализированных внешнеторговых организациях (ВТО) МВЭС.

Ведущей структурной  единицей ВТО является фирма, работа которой специализируется на торговле определенными товарами либо с группой  стран. Возглавляет фирму директор и, в зависимости от объема работы, - несколько его заместителей.

Функциональные отделы и службы, содействующие работе специализированных фирм и ВТО, можно условно разделить  на три группы.

• Группа отделов и служб, осуществляющих планирование:

- планово-экономический  отдел;

- валютно-финансовый  отдел;

- транспортный отдел;

- бухгалтерия ВТО.

• Группа отделов, занимающихся непосредственно маркетингом:

- отдел конъюнктуры и цен;

- отдел рекламы и  выставок;

- инженерно-технический  отдел;

- отдел совместных  предприятий;

- отдел технического обслуживания и запчастей.

• Группа отделов, обеспечивающих принятие и исполнение управленческих решений:

- отдел развития;

- отдел АСУ (ВЦ);

- отдел кадров;

- отдел загранкомандировок;

- канцелярия;

- административно-хозяйственный  отдел;

- юридический отдел;

- протокольный отдел.

Создание такой разветвленной  структуры управления ВЭД характерно для предприятий независимо от их организационно-правовой формы, когда  их деятельность целиком и полностью  сосредоточена на внешних рынках. Однако количество таких предприятий, естественно, меньше, чем количество предприятий, занимающихся производством. На промышленных предприятиях, активно участвующих во внешнеэкономической деятельности, внешнеторговый аппарат существует в основном в двух формах: как часть внутрипроизводственной структуры в виде внешнеэкономического отдела (отдела внешнеэкономических связей) и как относительно самостоятельное подразделение в виде внешнеторговой фирмы

Функции отдела внешнеэкономических  связей:

• Научно-техническое сотрудничество и внешние связи:

- проведение необходимых мероприятий по научно-техническому сотрудничеству с другими фирмами в изучении и внедрении передового опыта; разработка планов сотрудничества; организация переговоров; сбор и накопление информации по международному опыту; подбор специалистов для командирования за рубеж; планирование и контроль за экспортным производством, а также статистическая отчетность.

• Протокольная деятельность:

- организация протокольных  мероприятий, связанных с приемом  делегаций, проведение консультаций с иностранными специалистами; оформление документов для всех прибывающих на предприятие специалистов по вопросам расширения рынка сбыта продукции и обмену опытом; обеспечение переводчиками иностранных специалистов, делегаций, а также переговоров; перевод каталогов, проспектов, другой технической документации.

• Аналитические исследования, составление прогноза сбыта и  выработка политики ценообразования:

- анализ характеристик  выпускаемой продукции исходя  из требований рынка; изучение  и анализ рынка сбыта продукции;

- разработка, составление  прогноза сбыта;

- определение возможного  ассортимента товаров для продажи  на внешнем рынке и разработка  проекта планируемого оборота  предприятия и новых форм обслуживания;

- создание банка данных  для маркетингового ситуационного анализа;

- изучение факторов, влияющих  на скорость внедрения товара  на рынке, и выбор наиболее  оптимального подхода к ценообразованию  при реализации продукции предприятия;  анализ состояния цен на рынке.

• Изучение рекламной  деятельности:

- разработка мероприятий  по стимулированию спроса продукции  предприятия; проведение анализа  мероприятий по рекламе продукции.

• Разработка планов и  работа по заключению договоров на реализацию продукции:

- заключение, продление  и контроль за исполнением договоров, оформление контрактов; работа с дилерами и агентами по сбыту; поиск потребителей на основе выданных прогнозов сбыта;

- ведение картотеки  по учету потребителей;

- переговоры с потенциальными  потребителями;

- ведение сбыта по  регионам;

- работа с сервис-центрами, обеспечение их запасными частями.

Способы представления  своей продукции и поиска клиентов:

  • участие в выставках и ярмарках;
  • рассылка писем и каталогов по адресам;
  • телефонные звонки и переговоры с возможными покупателями, предприятиями;
  • объявления в газетах.

Анализ в процессе проведения сбытовой работы ее эффективности  показывает очевидное преимущество поиска постоянных заказчиков. С учетом тонкости заказа, специализации производится более эффективная и необходимая  для клиента продукция.

15.5. Направления  внешнеэкономической деятельности

На современном этапе  экономического развития можно выделить два направления внешнеэкономической  деятельности предприятия: совместное предпринимательство и заключение внешнеторговых контрактов с иностранными контрагентами.

Правовые вопросы совместного  предпринимательства определяются нормами торгового и гражданского законодательства того государства, где  создается совместное предприятие.

Заключение и реализация договора на внешнем рынке подчиняется  правовому регулированию по следующим позициям: международные соглашения по ВЭД и нормы гражданского законодательства. Права и обязанности сторон по реализации внешнеэкономической сделки определяются теми законодательными актами, которые действуют по месту его заключения.

Внешнеторговый контракт - это договор о купле-продаже, поставке, проведении каких-либо работ, услуг, заключаемый двумя или  более сторонами (контрагентами). Контракт является основным, базовым документом, определяющим меру материальной ответственности сторон за выполнение обязательств, поэтому от правильности его составления зависит конечный результат сделки.

Контракт должен включать в себя следующие разделы:

  • общие положения;
  • предмет контракта;
  • цена и стоимость контракта;
  • сроки поставки товара;
  • условия платежа;
  • упаковка и маркировка груза;
  • порядок подачи претензий;
  • санкции и штрафы;
  • форс-мажор и разрешение споров.

С целью единообразия в международной практике введен и действует выпущенный Международной  торговой палатой сборник толкований международных торговых терминов «Инкотермс». Во избежание недоразумений между контрагентами в контрактах делается акцент на применение условий «Инкотермс» или, наоборот, оговорка об использовании специальных терминов. Российская Федерация является участником Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров.

Знание и применение Конвенции позволяет использовать унифицированный правовой режим  для контроля за договорами купли-продажи  во внешнеэкономической деятельности предприятия. Это важно, так как  различные иностранные партнеры несут с собой национальные особенности в решении одних и тех же вопросов, в ряде случаев является проблематичным определение государства, правом которого регулируются отношения по конкретному договору. Поэтому при неурегулированности каких-либо позиций в договорах применяется Конвенция, независимо оттого, есть на нее ссылка или нет. Критерием применения Конвенции при исполнении международных контрактов служит нахождение коммерческих предприятий - сторон договора в разных государствах, при этом государства должны быть участниками Конвенции.

В настоящее время  предприятие может осуществлять экспортно-импортные операции самостоятельно посредством реализации прямых договоров  с иностранными партнерами или через  посредников - другие предприятия, предоставляющие свои услуги по ВЭД. Выбор правовой формы ВЭД зависит от экономических возможностей и потребностей предприятия.

Реализуя свои цели во внешнеэкономической деятельности через другие предприятия, предприятие-экспортер (импортер) использует договоры поручения, договоры комиссии, договоры поставки. При заключении договора комиссии, при заключении контрактов с иностранными контрагентами выступает предприятие-комиссионер от имени предприятия-производителя (комитента) экспортируемого (импортируемого) товара. Помимо подписания договора комиссионер берет на себя обязательства реализовать этот договор при определенных условиях, в частности, как правило, за счет комитента. В результате предприятие-комиссионер получает комиссионное вознаграждение в размере оговоренного процента от общей стоимости контракта по обоюдной договоренности сторон.

Если речь идет о договорах  поручениях, то предприятие-экспортер (импортер) поручает от своего имени  заключить контракты другому  предприятию за определенное вознаграждение.

Разнообразие видов  и форм внешнеэкономической деятельности предприятий должно способствовать повышению эффективности внешних  связей государства в целом. Это  позволит решить такие задачи, как  увеличение валютных ресурсов и объемов  торговли, улучшение структуры экспорта и импорта, погашение внешних долгов, расширение сфер сотрудничества, привлечение капитала и технологий в страну.

15.6. Операции  предприятия по экспорту

Осуществляя экспортную деятельность, предприятие должно разрабатывать  определенную экспортную политику: иметь четкие представления о целях экспорта, стратегии экспортной деятельности, требованиях внешнего рынка, своих возможностях и ресурсах в настоящее время и в перспективе, поведении конкурентов. Экспортная политика предприятия предполагает разработку стратегий и принципов деятельности предприятия на внешнем рынке, формирование экспортного ассортимента товара, а также определение темпов обновления экспортной продукции, цен, уровня качества, гарантий и сервисного обслуживания.

Важнейшей составляющей экспортной политики предприятия является формирование и управление экспортным ассортиментом товара. Основная задача заключается в том, чтобы экспортер своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые соответствуют профилю его производственной деятельности и наиболее полно удовлетворяют требованиям определенных категорий зарубежных покупателей.

Основным документом, регулирующим экспортные отношения  предприятий, является экспортный контракт, или договор купли-продажи. Контракт состоит из двух основных частей:

  1. обязательства экспортера;
  2. обязательства импортера.

Лекция 3.DOC

— 235.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 4.doc

— 105.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 5.doc

— 261.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 6.doc

— 93.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 7.doc

— 132.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 7н.doc

— 137.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 8.doc

— 136.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 9.doc

— 105.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тесты 1-4 (новые).doc

— 68.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тесты 5-6 (новые).doc

— 70.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 2.doc

— 64.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тесты 7-15 (новые).doc

— 59.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Курс лекций по "Экономике"