Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2011 в 19:05, контрольная работа
В рыночной экономике решающим фактором коммерческого успеха товара является конкурентоспособность. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более того, важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за период его эксплуатации.
Введение 3
1. Понятие конкуренции 4
2. Виды конкуренции. Методы конкуренции 8
3.Развитие конкуренции на российских рынках 12
Заключение 14
Список литературы: 15
В рыночной экономике решающим фактором коммерческого успеха товара является конкурентоспособность. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более того, важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за период его эксплуатации.
Каждому
предприятию особенно важно создать
конкурентоспособный товар
Наиболее
сложными этапами этой работы являются
осмысление путей достижения конкурентных
преимуществ продукции и
1. Понятие конкуренции
Конкуренция имеет определённые преимущества и недостатки.
Преимущества:
1) Способствует более эффективному использованью ресурсов;
2) Вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства;
3) Создаёт условия по оптимальному использованью научно – технических достижений в области создания новых видов товаров и т.д.;
4) Обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;
5) Нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей потребителей и на повышение качества товаров и услуг.
…И определённые недостатки…
Недостатки:
1) Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (животные, полезные ископаемые, леса, вода и т.д.);
2) Отрицательно сказывается на экологии окружающей среды;
3) Не обеспечивает развития производства товаров и услуг общественного пользованья (дороги, общественный транспорт и т.д.);
4) Не создаёт условий для развития фундаментальной науки, системы образования, многих элементов городского хозяйства;
5) Не гарантирует права на труд (стимулирует безработицу), доход, отдых;
6) Не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.
Конкуренция - определяющее условие поддержания динамизма в экономической системе, и в её условиях создается большее национальное богатство при меньшей стоимости каждого вида продукции по сравнению с монополией и плановой экономикой.
Конкуренция необходима для страны с рыночной экономикой:
Во-первых,
конкуренция обеспечивает равноправное
положение участников экономических
отношений — продавцов и
Во-вторых, конкуренция создает одно из главных условий, необходимых для эффективного выполнения ценой координирующих функций. Свободное ценообразование — это основной элемент рыночного механизма, а значит, можно утверждать, что конкуренция является условием жизнеспособности всей рыночной системы. Только в условиях конкуренции рынок может эффективно выполнять функции распределения ресурсов и конечных товаров. Рынок как саморегулирующаяся система действенен только при наличии конкуренции.
В-третьих,
конкуренция выступает как
В-четвертых,
конкуренция создает
Предприятия ведут ценовую и неценовую конкуренцию. Чтобы побеждать, т. е. завоевывать большую сумму денежных голосов покупателей, нужно снижать издержки, совершенствовать качество выпускаемой продукции, думать над ее новыми моделями, технологическими изменениями, повышать уровень образования работников, активно взаимодействовать с наукой, изыскивать новейшие научно-технические разработки.
Конкуренция на рынке свободной торговли представляет собой регулирующую его силу, т.е. она необходима как рычаг экономики. Она обеспечивает гибкость экономики в целом, помогает не только сохранять ее эффективность, но и повышать ее. Конкуренция вынуждает экономику адаптироваться к изменениям вкусов потребителей, технологий и т. д. Она через установление соответствующих цен сигнализирует об изменениях в потреблении и вызывает надлежащую, адекватную реакцию производителей: сокращать производство или обновлять и расширять его. В результате действия закона стоимости внутриотраслевая конкуренция инициирует технический прогресс, заставляет переходить на самые эффективные технологии.
Рекомендация: появление конкурентной борьбы между монополиями, без соответствующего контроля со стороны государства может привести к созданию так сказать "государства в государстве". В целом же, конкуренция несет меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция - значительно меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.
Конкуренция - определяющее условие
поддержания динамизма в
Исторически конкуренция возникла в условиях простого товарного производства. Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции стремился создать для себя наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары и обостряется конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наемных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая конкуренция. В современных условиях конкуренция также выступает как важное средство развития производства и существует в различных формах. (см. рис.1)
Конкуренция ведется за ограниченный объем платежеспособного спроса. Именно ограниченность спроса заставляет фирмы конкурировать друг с другом. Ведь если спрос удовлетворен товаром и/или услугой одной фирмы, то все остальные автоматически лишаются возможности продавать свою продукцию. А в тех редких случаях, когда спрос практически неограничен, отношения между фирмами, предлагающими однотипную продукцию, часто бывает больше похож на сотрудничество, чем на конкуренцию. Такое положение, например, наблюдалось в самом начале реформ в России, когда небольшое количество начавших поступать с Запада товаров сталкивалось с практически ненасытным внутренним спросом.
Рыночная
конкуренция развивается только на доступных
сегментах рынка. Поэтому один из распространенных
приемов, к которым прибегают фирмы, чтобы
облегчить давление на себя конкурентного
пресса, состоит в уходе на недоступные
для других сегменты рынка. Все это средства
конкуренции и одновременно средства
уклонения от нее.
По методам
осуществления конкуренцию
Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. В последнее время снова возродился интерес к ценовой конкуренции в связи с внедрением технологий, позволяющих экономить ресурсы и, следовательно, снижать себестоимость.
Ценовая конкуренция восходит к временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам.
Снижение цены было той основой, с помощью которой промышленник (торговец) выделял свой товар, привлекал к себе внимание и, в конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка.
В современном мире ценовая конкуренция утратила такое значение в пользу неценовых методов конкурентной борьбы. Это не означает, конечно, что на современном рынке не используется "война цен", она существует, но не всегда в явной форме. Поэтому фирмы избегают вести ценовую конкуренцию в открытой форме. Применяется она в настоящее время обычно в следующих случаях:
-фирмами-аутсайдерами
в их борьбе с монополиями,
для соперничества с которыми,
в сфере неценовой конкуренции,
-для
проникновения на рынки с
-для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта.
При
скрытой ценовой конкуренции
фирмы вводят новый товар с
существенно улучшенными
Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большей надежностью и сроками службы, на использовании методов рекламы и других способов стимулирования сбыта.
Неценовая конкуренция выдвигает на первый план более высокую, чем у конкурентов, потребительную стоимость товара (фирмы выпускают товар более высокого качества, надежный, обеспечивают меньшую цену потребления, более современный дизайн).