Конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 19:42, реферат

Краткое описание

Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других . В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере . Конкурентная борьба - это динамический ( ускоряющий движение ) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.
В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например , качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..3

1.Понятие и функции экономической конкуренции………………..5
1.1. Определение конкуренции как экономического явления…...5

1.2. Функции конкуренции…………………………………………8

2.Формы экономической конкуренции…………………………….12
2.1. Общее понятие видов экономической конкуренции……….12

2.2. Совершенная и несовершенная конкуренция………………13

2.2.1. Совершенная конкуренция……………………………...13

2.2.2. Несовершенная конкуренция……………………………15

Выводы………………………………………………………………..32

Список использованной литературы……………………………..35

Файлы: 1 файл

Конкуренция.docx

— 39.82 Кб (Скачать)

Академия  права и управления ФСИН России

Институт  подготовки государственных  и муниципальных  служащих 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат по предпринимательскому праву

на  тему: 

 «Конкуренция» 
 
 
 
 
 
 
 

Подготовила:  

Проверила: 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рязань, 2010 г. 
План:

Введение………………………………………………………………..3

  1. Понятие и функции экономической конкуренции………………..5

   1.1. Определение конкуренции как экономического явления…...5

   1.2. Функции конкуренции…………………………………………8

  1. Формы экономической конкуренции…………………………….12

   2.1. Общее понятие видов экономической конкуренции……….12

   2.2.  Совершенная и несовершенная конкуренция………………13

      2.2.1. Совершенная конкуренция……………………………...13

      2.2.2. Несовершенная конкуренция……………………………15

Выводы………………………………………………………………..32

Список  использованной литературы……………………………..35

 

     Введение.

     Современная рыночная экономика представляет собой  сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

     При рассмотрении структурной организации  рынка определяющее значение имеет количество производителей и количество потребителей , участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют  взаимодействие спроса и предложения.

     Ключевым  понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (competition) .

     Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как  взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других . В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере . Конкурентная борьба - это динамический ( ускоряющий движение ) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

         В качестве средств в конкурентной  борьбе для улучшения своих  позиций на рынке компании используют, например , качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.

 

     1.

1.1

  Конкуренция – (от лат. Concurrere – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях  обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.

     Существуют  и другие определения конкуренции. Ф.Перру определяет конкуренцию  как “действие постоянной угрозы подрыва господства и постоянного его пересмотра в рамках таких правил игры, которые обеспечивают творчество и отбор”. Человек всегда стремится продать подороже, а купить подешевле, сделать себе выгоду. Но данная личность не одинока. Поэтому и приходится нам постоянно сталкиваться с конкуренцией. «Строгое значение понятия «конкуренция», очевидно, заключается в том, что один человек состязается с другим, особенно при продаже или покупке чего-либо». А. Маршалл, написавший эти строки, под «человеком», как представляется, понимал субъект рынка.

      Конкуренция, хотя и в различной интерпретации, все же определяется как соперничество  экономических субъектов.

     Для литературы советского периода характерно отрицательное отношение к конкуренции в целом. Конкуренция определяется как «антагонистическая форма экономического соревнования частных товаропроизводителей. Наибольшее развитие конкуренция получает в условиях капиталистического способа производства. Цель конкуренции - борьба за получение возможно большей прибыли. В ходе конкуренции происходит массовое разорение мелких и средних товаропроизводителей, банкротства предприятий».

     В рамках классической экономической  теории конкуренция рассматривается как неотъемлемый элемент рыночного механизма. А. Смит трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно. Конкуренция - это та самая «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность его участников.

     Конкуренция выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные цены. В результате соперничества продавцов и покупателей устанавливается общая цена на однородные товары и конкретный вид кривых спроса и предложения.

     Конкуренция - механизм регулирования пропорций общественного производства. Через механизм межотраслевой конкуренции происходит перелив капиталов из отрасли в отрасль.

     В современной микроэкономической теории конкуренция понимается как некое  свойство рынка. Такое понимание  возникло в связи с развитием  теории морфологии рынка. В зависимости  от степени совершенства конкуренции на рынке выделяются различные типы рынков, для каждого из которых свойственно определенное поведение экономических субъектов. Под конкуренцией здесь подразумевается не соперничество, а скорее, степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка.

     Понятие конкуренции настолько многозначно, что оно не охватывается каким-либо универсальным определением. Это  и способ хозяйствования, и такой  способ существования капитала, когда  один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренции усматривается  как главная сущностная черта, свойство товарного производства, так и  способ развития. Кроме того, конкуренция  выступает в роли стихийного регулятора общественного производства.

     Следствием  конкуренции является, с одной  стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой  - повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение НТП.  

1.2.

     Рассмотрев  сущность конкуренции, перейдём к характеристике её роли на рынке.

     Во-первых, конкуренция способствует установлению равновесной цены, уравнению спроса и предложения. На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции, имеют настолько небольшую часть от общего объёма производства, что увеличение или уменьшение её выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на цену товара. Производитель, равно как и покупатель, всегда должен ориентироваться на рыночную цену. Таким образом, конкуренция способствует достижению компромисса между продавцами и покупателями.

     Во-вторых, конкуренция поддерживает общественно  нормальные условия производства и реализации товаров и услуг. Она как бы подсказывает товаропроизводителям, сколько капитала они должны вложить в производство того или иного товара. Предположим, что один продавец затратил  на производство какого-нибудь товара больше средств, чем другой. При такой ситуации, когда на рынке установится равновесная цена на данный вид товара, больше прибыли будет иметь последний продавец, то есть тот, кто произвёл товар по более низкой себестоимости. А при избытке данного вида товара произойдёт, как уже отмечалось, резкое падение цен, и продавец, затративший на производство много средств, понесёт убытки. Таким образом, конкуренция поддерживает нормальные для всего общества условия производства. Макконнелл отмечает, что “ в условиях чистой конкуренции руководствующиеся мотивом прибыли предприниматели будут производить каждый товар до той точки, в которой цена и предельные издержки уравниваются”. Из этого следует вывод, что в условиях конкуренции ресурсы распределены эффективно.

     В-третьих, конкуренция стимулирует научно-технический  прогресс и повышение эффективности  производства. В настоящее время  встречается много находчивых предпринимателей, которые готовы пойти на риск при  производстве товаров с применением новой технологии. Следовательно, при развитии конкуренции с каждым годом повышается эффективность производства.

     Конкуренция выполняет в рыночной экономике  следующие функции:

     Функция регулирования.

     Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель  должен предлагать изделия, которые  предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.

        Функция мотивации.  

     Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:

         -предприятия, которые предлагают  лучшую по качеству продукцию  или производят ее с меньшими  производственными затратами , получают  вознаграждение в виде прибыли  ( позитивные санкции ). Это стимулирует   технический прогресс;

         -предприятия, которые не реагируют  на пожелания клиентов или  нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка ( негативные санкции ).

       Функция распределения.  

     Конкуренция не только включает стимулы к более  высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.

     Функция контроля.  

     Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую  силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время  конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.

       Политика в области конкуренции  призвана заботиться о том,  чтобы конкуренция могла выполнять  свои функцию. Руководящий принцип  "оптимальной интенсивности конкуренции" в качестве целей политики в области конкуренции предполагает, что:

        - технический прогресс в отношении  изделий и прогрессов быстро внедряется (инновация под давлением  конкуренции);    

        - предприятия гибко адаптируются к меняющимся условиям (адаптация под давлением конкуренции).

       Масштаб интенсивности конкуренции  определяется тем, как скоро  преимущества в прибыли теряются в результате успешного воспроизведения инноваций конкурентам.

 

     2.

2.1. В зависимости от соотношения между количеством производителей и количеством потребителей различают следующие виды конкурентных структур:

       1.   Большое количество самостоятельных  производителей некоторого однородного  товара и масса обособленных  потребителей данного товара. Структура  связей такова, что каждый потребитель,  в принципе, может купить товар  у любого производителя, сообразуясь  с собственной оценкой полезности товара, его ценой и собственными возможностями приобретения данного товара. Каждый производитель может продать товар любому потребителю, сообразуясь только с собственной выгодой. Ни один из потребителей не приобретает какую-либо существенную долю общего спроса. Данная структура рынка называется полиполией и порождает, так называемую, совершенную конкуренцию .

Информация о работе Конкуренция