Конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 19:42, реферат

Краткое описание

Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других . В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере . Конкурентная борьба - это динамический ( ускоряющий движение ) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.
В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например , качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..3

1.Понятие и функции экономической конкуренции………………..5
1.1. Определение конкуренции как экономического явления…...5

1.2. Функции конкуренции…………………………………………8

2.Формы экономической конкуренции…………………………….12
2.1. Общее понятие видов экономической конкуренции……….12

2.2. Совершенная и несовершенная конкуренция………………13

2.2.1. Совершенная конкуренция……………………………...13

2.2.2. Несовершенная конкуренция……………………………15

Выводы………………………………………………………………..32

Список использованной литературы……………………………..35

Файлы: 1 файл

Конкуренция.docx

— 39.82 Кб (Скачать)

       2.   Огромное число обособленных  потребителей и малое количество  производителей, каждый из которых  может удовлетворить значительную  долю общего спроса. Такая структура называется олигополией, и порождает, так называемую, несовершенную конкуренцию. Предельным случаем данной структуры, когда массе потребителей противостоит единственный  производитель, способный удовлетворить общий спрос  всех потребителей, является монополия. В случае, когда рынок  представлен относительно большим числом производителей, предлагающих  гетерогенную (разнородную) продукцию, то говорят о монополистической конкуренции .

       3.   Единственный потребитель  товара и множество самостоятельных  производителей. При этом единый  потребитель приобретает весь  объем предложения товара, который  поставляется всем множеством  производителей. Данная структура порождает особый тип несовершенной конкуренции, называемый монопсонией (монополия спроса). 

2.2.

2.2.1.

     В условиях совершенной конкуренции (perfect competition) рыночная ситуация характеризуется полиполией, то есть большим количеством покупателей и продавцов одного и того же товара. Изменения в цене какого-либо продавца вызывают соответствующую реакцию только среди покупателей, но не среди других продавцов.

        Рынок открыт для каждого. Рекламные  компании не так важны и  обязательны, т. к. на продажу предлагаются только гомогенные (однородные) товары, рынок прозрачен и отсутствуют какие-либо предпочтения. На рынке с подобной структурой цена - это заданная величина. На основании вышеизложенного можно вывести следующие варианты поведения участников рынка:

        Акцептант цены.

     Хотя  цена и формируется в процессе конкуренции среди всех участников рынка, но в то же время отдельно взятый продавец не оказывает никакого прямого влияния на цену. Если продавец запрашивает более высокую цену, все покупатели сразу же переходят к его конкурентам, так как в условиях совершенной конкуренции каждый продавец и покупатель обладают полной  и правильной информацией о цене, количествах продукта, затратах и спросе на рынке

        Если же продавец запрашивает  более низкую цену, то он окажется  не в состоянии удовлетворить  весь спрос, который будет ориентирован  на него, в силу его незначительной  доли на рынке,  при этом  прямого влияния на цену со  стороны этого конкретного продавца  не происходит.

        Если покупатели и продавцы  поступают одинаковым образом,  то они оказывают влияние на  цену.

        Регулятор количества.

     Если  продавец вынужден согласиться с  преобладающими на рынке ценами, то он может приспособиться к рынку путем регулирования объема своих продаж. В этом случае он определяет количество, которое он намерен продать по заданной цене. Покупателю также остается лишь выбрать, сколько он захочет получить по заданной цене.

        Для участников рынка в условиях  совершенной конкуренции цена - это  заданная величина. Поэтому продавец  может лишь решать, какое количество товара он захочет предложить по данной цене. Это означает, что он одновременно акцептант цены и регулятор количества. 
 

2.2.2.

     Несовершенная конкуренция  существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX – начале XX в. в связи с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами. Монополизация экономики явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного производства под воздействием научно – технического прогресса. Профессор П. Самуэльсон особо  подчёркивает это обстоятельство: « Экономике крупного производства, возможно, присущи определённые факторы, ведущие к монополистическому содержанию организации бизнеса. Это особенно наглядно проявляется в быстро меняющейся области технологического развития. Ясно, что конкуренция не смогла бы долго просуществовать и быть эффективной в сфере бесчисленного множества производителей ».1

       Примерами несовершенной конкуренции  (imperfect competition) является монополистическая и олигополистическая конкуренции.

     Монополистическая конкуренция

     Название  и модель данного типа рынка возникли после выхода в 1927 г. одноименной  книги Э. Чемберлена. Однако со временем сам автор, рассматривавший олигополию и монополистическую конкуренцию как два разных типа рынка, пришел к выводу, что все типы рынков, находящиеся между совершенной конкуренцией и монополией, содержат элементы того и другого и потому могут быть объединены в широкий класс рынков монополистической конкуренции. «Чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, чистая монополия — писал он в 1957 г.,— такова классификация, которая представляется мне по природе дела исчерпывающей».2

     При условии монополистической конкуренции, большое количество производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию, т.е. на рынке присутствуют гетерогенные товары. В условиях совершенной конкуренции фирмы производят стандартизованную продукцию, в условиях монополистической конкуренции производится дифференцированная продукция. Дифференциация затрагивает, прежде всего, качество продукта или услуг, благодаря чему у потребителя складываются ценовые предпочтения.

        Таким образом, фирмы на рынке  монополистической конкуренции  вступают в соперничество не только через цены, но и путем всемирной дифференциации продукции и услуг. Монопольность в такой модели заключается в том, что каждая фирма в условиях дифференциации продукции обладает, в некоторой мере, монопольной властью над своим товаром; она может повышать и понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов, хотя эта власть и ограничивается наличием производителей аналогичных товаров. Кроме того, на монополистических рынках наряду с мелкими и средними достаточно крупные фирмы.

        При такой модели рынка фирмы  стремятся расширять свою область  предпочтений путем индивидуализации  своей продукции. Это происходит, прежде всего, с помощью товарных знаков, наименований и рекламной компании, которые однозначно выделяют различия товаров.

         Монополистическая конкуренция  отличается от совершенной полиполии по следующим признакам:

          - на совершенном рынке продаются  не гомогенные, а гетерогенные  товары;

          - для участников рынка нет  полной прозрачности рынка, и  они действуют не всегда в соответствии с экономическими принципами;

          - предприятия стремятся расширить  свою область предпочтений путем индивидуализации своей продукции;

     Олигополистическая  конкуренция.

     Олигополия  характеризуется немногочисленностью  участников конкуренции - когда относительно малое число фирм господствует на рынке товаров или услуг. Примеры классических олигополий: "большая тройка" в США - "Дженерал моторз", "Форд", "Крайслер".

         Олигополии могут производить  как однородные, так и дифференцированные товары. Однородность чаще всего преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента и т.д.

         Немногочисленность фирм способствует  их монополистическим соглашениям: по установлению цен, разделу или распределению рынков или по другим способам ограничения конкуренции между ними. Доказано, что конкуренция на олигополистическом рынке тем интенсивней, чем ниже уровень концентрации производства (большее число фирм), и наоборот.

     В современных условиях «несовершенная конкуренция» в основном применяется  для характеристики монополистического сектора. П. Самуэльсон называет немонополизированные отрасли «больными», переполненными мелкими капиталами, с высокими издержками производства и мелкой прибыльностью. «К сожалению, - отмечал П. Самуэльсон, - в большинстве хронически перенаселённых больных отраслей рыночная конкуренция весьма далека от совершенства. Экономические последствия такой формы несовершенной конкуренции могут быть хуже, чем при полной монополии»3. 

 

      

Выводы

         Конкуренция является необходимым  и определяющим условием нормального  функционирования рыночной экономики.  Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства. К негативным последствиям - "победа" одних и "поражение" других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и др.

         Говоря о негативных методах   ведения конкурентной борьбы  необходимо отметить, что все-таки пока есть конкуренция, будет существовать и промышленный шпионаж, т.е.  эти два явления связаны между собой, нельзя, конечно, отрицать эффективность промышленного шпионажа, например, он оказывает значительное влияние на развитие военно-промышленного комплекса. И все же, несмотря на эффективность промышленного шпионажа, он не может заменить развития ни в отраслевых, государственных и глобальных масштабах, не может заменить научно-исследовательские работы, открытия, т.к.  если все время пользоваться чужим, похищенным, то при этом теряется некоторый собственный потенциал развития, что в итоге ведет к регрессу.

         В целом же, конкуренция несет  меньше негативных моментов, чем  положительных; конкуренция - значительно  меньшее зло, чем монополия,  злоупотребляющая своим положением  в экономике.

          Конкуренция - определяющее условие  поддержания динамизма в экономике,  и в условиях конкуренции создается  большее национальное богатство при меньшей стоимости каждого вида продукции по сравнению с монополией и плановой экономикой.

 

Список  использованной литературы

  1. Макконнелл. К., Брю. С . Экономикс : принципы, проблемы и политика. М.: Республика. 1992. Т. 1
  2. Портер. М Международная конкуренция. М.:1994
  3. Самуэльсон П.А. Экономика. Т.2. М.: МГП «Алгон», ВМИИСИ, 1992 Робинсон. Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М. 1986
  4. Чемберлен Э. Х., «Теория монополистической конкуренции. Реориентация теории стоимости».- М.: Изд. иностранной литературы, 1959.
  5. Стародубровская И. От монополизма к конкуренции.-М.-1990
  6. Кирцнер И.:  Конкуренция и предпринимательство Пер. с англ. Под редакцией проф. А.Н. Романова. М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2001
  7. Фатхудинов Р.А.Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. - М.: ИНФРА-М.-2000.

Информация о работе Конкуренция