Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 08:41, курсовая работа
Понятие конкуренции является фундаментальным в экономической теории рыночных отношений. Конкуренция проявляется на всех уровнях капиталистической экономики — от микроуровня (фирма) до мировой экономической системы. Даже творцы социализма, осуждая некоторые формы конкуренции, пытались заложить ее и в социалистическую экономику, назвав “социалистическим соревнованием”.
Введение
5
1 Конкуренция. Виды конкуренции
6
1.1 Понятие и условия возникновения конкуренции
6
1.2 Функции конкуренции
8
1.3 Виды конкуренции
10
2 Механизмы рынка конкуренции
14
2.1 Совершенная (чистая) конкуренция
14
2.2 Монополистическая конкуренция
16
2.3 Олигополия
18
2.4 Чистая монополия
22
3 Регулирование конкурентной деятельности
24
3.1 Антимонопольное законодательство
24
3.2 Государственное регулирование экономики
27
Заключение
32
Библиографический список
33
РЕФЕРАТ
Курсовая работа содержит 35 с., 1 таблица, 26 источников.
КОНКУРЕНЦИЯ, ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ, ФУНКЦИИ КОНКУРЕНЦИИ, СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ, МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ, ОЛИГОПОЛИЯ, ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ, АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ.
Различия в характере рыночной конкуренции связаны с существованием различных рыночных структур, которые отличаются друг от друга по количеству и размерам действующих на данном рынке фирм, по характеру производимой этими фирмами продукции, возможности входа на рынок новых фирм и выхода из него, а также доступностью информации, необходимой для принятия экономических решений.
СОДЕРЖАНИЕ | |
Введение |
5 |
1 Конкуренция. Виды конкуренции |
6 |
1.1 Понятие и условия возникновения конкуренции |
6 |
1.2 Функции конкуренции |
8 |
1.3 Виды конкуренции |
10 |
2 Механизмы рынка конкуренции |
14 |
2.1 Совершенная (чистая) конкуренция |
14 |
2.2 Монополистическая конкуренция |
16 |
2.3 Олигополия |
18 |
2.4 Чистая монополия |
22 |
3 Регулирование конкурентной деятельности |
24 |
3.1 Антимонопольное законодательство |
24 |
3.2 Государственное регулирование экономики |
27 |
Заключение |
32 |
Библиографический список |
33 |
ВВЕДЕНИЕ
Понятие конкуренции является фундаментальным в экономической теории рыночных отношений. Конкуренция проявляется на всех уровнях капиталистической экономики — от микроуровня (фирма) до мировой экономической системы. Даже творцы социализма, осуждая некоторые формы конкуренции, пытались заложить ее и в социалистическую экономику, назвав “социалистическим соревнованием”.
Экономический успех (а часто и выживание) субъекта рыночной экономики в первую очередь зависит от того, насколько хорошо он изучил законы конкуренции, ее проявления и формы, и насколько он готов к конкурентной борьбе.
История человеческого общества, экономическая и иная, это и история конкурентной борьбы, история изменения ее форм и методов сообразно меняющимся условиям общественного бытия.
Конкуренции на базе коллективизма и планомерности не бывает. Конкуренция не может быть ни капиталистической, ни социалистической, ни феодальной, ни рабовладельческой, ни первобытнообщинной. Она не может быть дурной и хорошей. Надо иметь в виду и возможность социального расслоения общества, доходящего до его поляризации.
Известно, что в действительности экономика любой страны является смешанной, поскольку теоретические модели рыночного хозяйства описывают экономику какой-либо достаточно локальной области, а на практике (в масштабах государства) действуют одновременно законы нескольких моделей экономики. Таким образом, конкуренция занимает главенствующее положение в экономике любого государства, но имеет самые различные формы. Значение конкуренции в экономике какой либо страны определяется также уровнем экономического развития страны, ее положением и влиянием в международной сфере рыночных отношений.
1 КОНКУРЕНЦИЯ. ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ
1.1 Понятие и
условия возникновения
Развитие стран мира однозначно свидетельствует, что эффективное функционирование рыночной экономики предопределяется наличием конкуренции, при которой все экономические субъекты имеют равные возможности для осуществления своей хозяйственной деятельности.
Конкуренция — это мощный инструмент развития рыночной экономики, движущая сила, которая принуждает товаропроизводителей повышать эффективность производства, снижать производственные затраты, повышать качество продукции, ускорять внедрение новейших достижений науки и техники, проводить прогрессивные организационные и структурные изменения в процессе предпринимательской деятельности. Степень развития экономической конкуренции является одним из решающих критериев развитости и цивилизованности рыночных отношений.
Конкуренция (от лат. concurrere — "сталкиваться") - экономическое соперничество, борьба между субъектами хозяйственной деятельности за лучшие условия производства и реализации экономических благ с целью получения наибольшей прибыли1.
В экономической литературе существует множество определений категории «конкуренция». По определению классической политической экономии, конкуренция есть соревнование ради прибыли. Однако сам объект этого соревнования превращает его в борьбу, принимающую самые разные, часто весьма жесткие формы и методы. Это борьба за более выгодные условия покупки сырья и продажи товаров. Это борьба за экономическое выживание в общественном производстве. Наряду с примитивно-бытовыми определениями конкуренции как борьбы за кошелек покупателя и т.п. в экономической литературе приводятся и такие экономически содержательные ее определения, как отношения между хозяйствующими субъектами по поводу сравнения экономических результатов их деятельности; практически принудительная форма реализации объективно действующих законов рыночной экономики.
Множество определений конкуренции
отражают сложность и
конкуренции рынок не может оказывать экономического давления на субъектов
хозяйствования.
Основными
условиями возникновения и
На современном
этапе развития рыночной экономики
конкуренцию определяют и как
процесс использования уже
Раскрывая причины возникновения конкуренции, следует учитывать, что
изучение любого экономического явления должно опираться на три подхода:
1) причинно-следственный;
2) функциональный;
3) системный3.
В рамках причинно-следственного подхода, когда выясняются
«первичность» и «вторичность» процессов, обнаруживается, что исторически
конкуренция порождается общественным разделением труда и частной
собственностью, которые неизбежно ведут к установлению через рынок всеобщей связи хозяйствующих и экономически обособленных друг от друга
субъектах. На основе функционального подхода, когда непосредственно раскрывается характер взаимодействия этих субъектов, можно сделать вывод, что отношения конкуренции являются не каким-то предвиденным «злом» на пути развития экономической жизни человеческого общества, а одним из его
фундаментальных, объективных законов. И наконец, системный подход позволяет определить конкуренцию как необходимый способ организации
целостной системы рыночных отношений.
Таким образом производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель.
1.2 Функции конкуренции
Содержание конкуренции наиболее полно раскрывается при анализе ее
функций.
В современной рыночной экономике можно выделить шесть основных
функций конкуренции:
1) регулирующую;
2) аллокационную;
3)инновационную;
4) адаптационную;
5) распределительную;
6) контролирующую.
Регулирующая функция заключается в воздействии конкуренции на предложение и скрытое за ним производство благ в целях установления их оптимального соответствия спросу (потреблению). С помощью именно этой функции через все противоречия рынка прокладывает себе дорогу прогрессивная тенденция к определению предложения спросом (и далее производства— индивидуальными и общественными потребностями). В конечном счете речь здесь идет о создании реального «суверенитета потребителя» взамен все еще сплошь и рядом встречающегося «суверенитета производителя». Девизом этой функции выступает принцип: производите только то, что сумеете продать, а не пытайтесь продать то, что сумели произвести4.
Аллокационная функция конкуренции, называемая иначе функцией размещения (от англ. allocation— размещение), выражается в эффективном размещении самих факторов производства (в первую очередь труда, земли и капитала) в местах (хозяйственных организациях и регионах), где их применение обеспечивает наибольшую отдачу.
Инновационная функция конкуренции обнаруживается в различных проявлениях новаторства (нововведений), опирающихся на достижения научно- технического прогресса и предопределяющих динамизм фактического развития субъектов рыночной экономики.
Адаптационная функция нацелена на рациональное приспособление предприятий (фирм) к условиям внутренней и внешней среды, что позволяет им переходить от простого самосохранения (экономического выживания) к экспансии (расширению) сфер хозяйственной деятельности.
Распределительная функция конкуренции оказывает прямое и косвенное воздействие на распределение суммарного объема произведенных благ (валового национального продукта) среди потребителей.
И, наконец, контролирующая функция конкуренции призвана не допустить установления монополистического диктата одних агентов рынка над другими. Не трудно понять, что вся совокупность перечисленных функций, взятая в их органическом единстве, обеспечивает (хуже или лучше) общую результативность функционирования рыночной экономики, что именно режим и механизм конкуренции обусловливают развитие рынка в качестве саморегулирующейся и самокорректирующейся системы.
Нельзя не заметить, что функции конкуренции и функции рынка во многом совпадают. И это вполне объяснимо: ведь конкуренция выражает суть рынка и рыночной экономики. Прогрессивное действие функций и успех в конкурентной борьбе обеспечиваются взаимодействием целой системы факторов. Наиболее важная и четкая система факторов в конкуренции рассмотрена американским исследователем М. Портером. Обобщение опыта развития мировой рыночной экономики позволило автору выделить несколько основных факторов, определяющих экономический успех в рыночной конкуренции. Следует отметить, что закон конкуренции определяет не только взаимоотношения между товаропроизводителями и их интересы, но и защищает запросы потребителей, обеспечивая им широкий выбор товаров и услуг по доступным ценам5.
1.3 Виды конкуренции
Конкуренция — сложная и многогранная категория рыночной экономики. Познать ее без глубокого анализа структуры, т. е. ее видов, из которых она состоит и которые взаимодействуют между собой, затруднительно. Поэтому целесообразно классифицировать конкуренцию на виды по определенным критериям.
Конкуренцию можно классифицировать по нескольким основаниям:
А) по количеству субъектов рынка и степени их конкурентной силы;
Б) по методам конкурентной борьбы.
По количеству субъектов рынка и степени их конкурентной силы конкуренция может быть:
1) совершенная (свободная) конкуренция — это такая рыночная ситуация, при которой многочисленные, независимо действующие производители продают идентичную продукцию и ни один из них не имеет возможности влиять на рыночную цену и контролировать ее.
Рынок совершенной конкуренции — это идеальная модель, к которой приближались рынки классического капитализма XVIII—XIX вв., когда их субъектами были разрозненные и сравнительно небольшие предприятия. Однако в реальных условиях хозяйствования совершенной конкуренции в чистом виде почти не существует. Более типичной для преобладающего количества современных рынков является несовершенная конкуренция6.
2) несовершенная конкуренция возникает там, где отсутствуют указанные выше условия свободной конкуренции. Главный признак несовершенной конкуренции — способность отдельных участников рынка в определенной мере влиять на цены и получать тем самым дополнительную прибыль.
Различают три типа рыночных структур несовершенной конкуренции: рынок абсолютной (чистой) монополии, рынок монополистической конкуренции, рынок олигополистической конкуренции.