Конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 08:41, курсовая работа

Краткое описание

Понятие конкуренции является фундаментальным в экономической теории рыночных отношений. Конкуренция проявляется на всех уровнях капиталистической экономики — от микроуровня (фирма) до мировой экономической системы. Даже творцы социализма, осуждая некоторые формы конкуренции, пытались заложить ее и в социалистическую экономику, назвав “социалистическим соревнованием”.

Оглавление

Введение
5
1 Конкуренция. Виды конкуренции
6
1.1 Понятие и условия возникновения конкуренции
6
1.2 Функции конкуренции
8
1.3 Виды конкуренции
10
2 Механизмы рынка конкуренции
14
2.1 Совершенная (чистая) конкуренция
14
2.2 Монополистическая конкуренция
16
2.3 Олигополия
18
2.4 Чистая монополия
22
3 Регулирование конкурентной деятельности
24
3.1 Антимонопольное законодательство
24
3.2 Государственное регулирование экономики
27
Заключение
32
Библиографический список
33

Файлы: 1 файл

курсовая Я.docx

— 88.47 Кб (Скачать)

Абсолютная  монополия (гр. моно — один и "поло" — продаю) — это ситуация, когда на рынке существуют лишь один продавец и множество покупателей, которые не имеют выбора и поэтому вынуждены покупать необходимый товар по предложенной цене.

Аналогичная ситуация, при которой в роли монополиста  выступает не продавец, а покупатель, определяется как чистая монопсония. Это рынок, где множество продавцов предлагает свою продукцию лишь одному покупателю.              Ситуацию, когда монополист-продавец сталкивается с монополистом-  покупателем, называют двусторонней, или билатеральной, монополией. Такой тип монополии возникает на рынках водо, тепло и газоснабжения, рынках оружия, стратегических ресурсов и т. п.

Однако рынок абсолютной монополии встречается очень  Редко. Он, как и рынок абсолютной (свободной) конкуренции, является лишь идеальной моделью, к которой  стремятся реально существующие рынки. По данным американских экономистов, в США приблизительно лишь 6 % валового внутреннего продукта (ВВП) производится в условиях, близких к чистой монополии7.

В современных условиях доминируют рынки монополистической и олигополистической конкуренции.

Монополистическая конкуренция — это такая ситуация на рынке, когда большое количество производителей предлагает подобную, но не идентичную продукцию, т. е. она базируется на дифференциации продукции.

Концепцию монополистической конкуренции  в первой трети XX в. одновременно разработали независимо друг от друга Э. Чемберлин и Дж. Робинсон. Они обратили внимание на то, что дифференциация однотипных товаров приводит к тому, что вместо единого рынка образуется сеть частично отделенных друг от друга, но взаимосвязанных между собой рынков. При этом существует разнообразие цен, затрат на производство, объемов выпуска определенных товаров. Такая дифференциация и порождает определенное монополистическое поведение отдельных производителей.

Наиболее  распространенными рынками монополистической  конкуренции являются рынки одежды, обуви, безалкогольных напитков, парфюмерии, сельхозпродукции, услуг предприятий общественного питания, шоу-бизнеса. Участниками монополистической конкуренции могут быть как крупные, так и средние и малые предприятия.

Олигополистическая  конкуренция (гр. "олигос" — мало) — это тип рыночной структуры, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство и реализацию основной массы товаров.

В зависимости от количества субъектов различают "жесткую" олигополию, когда на рынке главную роль играют 3—5 предприятий, и "мягкую" олигополию, когда основную часть продукции отрасли выпускают и продают 10 и больше предприятий.

Исходной  моделью олигополистического рынка  является модель дуополии, когда на рынке действуют и конкурируют между собой только две фирмы.        Существует еще и такая форма несовершенной конкуренции, как олигопсония. Это тип рыночной структуры, при которой функционирует небольшое количество покупателей определенного товара8.

Предприятия-олигополисты владеют способностью реализовывать свою сверхприбыль на основе понимания своей взаимозависимости и прогнозирования реакции конкурентов в процессе принятия решений об объемах производства, или об уровне цен на свою продукцию.

В западной экономической  литературе утверждается, что в современных олигополиях основной силой, принуждающей продавцов прислушиваться к требованиям покупателей и не повышать чрезмерно цены по отношению к уровню затрат, является не конкуренция между ними, а определенное противодействие со стороны сильных покупателей-олигополистов.

Итак, мы видим, что образуется видовое многообразие в понятии  конкуренция вследствие существования  различных моделей рынка и  от условий классификации.

 

2 МЕХАНИЗМЫ РЫНКА КОНКУРЕНЦИИ

 

 

2.1 Совершенная  (чистая) конкуренция

Простейшим и исходным типом, или моделью, рынка является рынок совершенной конкуренции. Совершенная конкуренция представляет собой идеальный образ конкуренции, при которой на рынке функционирует  множество продавцов и покупателей  с равными возможностями и  правами. При этом влияние каждого  участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь.

Совершенная конкуренция  имеет следующие основные признаки:

1) многочисленность субъектов рынка. На рынке действует большое число мелких продавцов и покупателей. В силу этого совершаемые продавцом продажи (или потребителем покупки) ничтожно малы по сравнению с совокупным объемом рынка (менее 1% продаж или покупок за любой период).

2) однородность продукции. Это значит, что продукция конкурирующих фирм гомогенна и неразличима, т.е. данные продукты разных предприятий рассматриваются покупателем как точные аналоги. Поскольку товары одинаковы, потребителю безразлично, у какого продавца их приобретать.

3) отсутствие контроля над ценой. Многочисленность производителей и потребителей однородной продукции фактически предопределяет, что при совершенной конкуренции субъекты рынка не в состоянии оказывать влияние на цены. Когда какой-то продавец устанавливает более высокую цену на товар, покупатели свободно переходят к его многочисленным конкурентам. Если же отдельный продавец установит цену ниже обычного уровня, то товары, реализованные по такой цене, не смогут  удовлетворить существенным образом спрос покупателей и нарушить среди них свободную конкуренцию9. На совершенно конкурентном рынке и покупатели, и продавцы являются ценополучателями, они «соглашаются» с ценой, принимают ее как данность.

4) отсутствие барьеров при входе на рынок и выходе из него. 

Новые фирмы могут свободно входить, а существующие фирмы —  покидать чисто конкурентные рынки (отрасли). Не существует никаких серьезных  препятствий — законодательных, финансовых и других, которые могли  бы помешать возникновению новых  фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках.  Отсутствие барьеров означает, что ресурсы полностью мобильны и без

проблем перемещаются из одного вида деятельности в другой.

Названным условиям едва ли может соответствовать хоть один из реально функционирующих рынков. Даже наиболее похожие на совершенную  конкуренцию рынки (рынок зерна, ценных бумаг, иностранных валют) лишь частично удовлетворяют им. В реальной жизни всегда действуют какие-либо 

бюрократические или экономические  ограничения на вхождение в отрасль 

и открытие бизнеса. Существует множество торговых марок,  дифференцирующих товары. Даже при наличии в отрасли множества продавцов зачастую есть доминирующая фирма, обладающая рыночной властью и диктующая цены10.

Таким образом, перечисленные  условия являются в значительной степени допущениями, которые полностью никогда не исполняются в реальном мире.

Поэтому о рынке совершенной  конкуренции можно говорить лишь как о научной абстракции, позволяющей более четко раскрыть ничем не ограниченное действие законов рынка. Тем не менее при всей своей абстрактности концепция совершенной конкуренции играет в экономической науке важную роль.

Во-первых, существуют отрасли, которые действуют в условиях, приближенных к совершенной конкуренции. Например, сельское хозяйство наиболее соответствует данному типу рынка, чем любой другой рыночной структуре. Поэтому модель  совершенно конкурентного рынка позволяет судить о принципах функционирования очень многих малых фирм, продающих однородную продукцию.

Во-вторых, являясь простейшей рыночной ситуацией, совершенная конкуренция дает исходный образец, или стандарт, для сравнения с другими типами рынков и оценки эффективности реальных экономических процессов.

2.2 Монополистическая  конкуренция

Монополистическая конкуренция  представляет собой такой тип  рынка, где достаточно большое количество фирм предлагает разнородную (дифференцированную) продукцию. Она возникает там, где  хозяйствуют десятки фирм, тайный сговор между которыми невозможен. В этих условиях отдельной фирме  практически невозможно предсказать  и учесть реакцию всех остальных  фирм на изменение цены. Монополистическая  конкуренция широко представлена в отраслях, производящих предметы потребления. Причиной выбора покупателя могут стать привлекательная упаковка товара, более удобное время работы магазина, лучшее обслуживание и т.д. В условиях монополистической конкуренции нет высоких барьеров для вступления в отрасль. Эффект масштаба не имеет большого значения. Легкое вхождение в отрасль не означает, что отсутствуют для этого все ограничения. Существуют патенты на продукцию, лицензии, торговые марки, однако в отличие от чистой монополии патенты не носят исключительного  характера, поскольку патентуются взаимозаменяемые товары11.

Степень эластичности в  условиях монополистической конкуренции  зависит как от числа конкурентов, так и от степени дифференциации продукта (чем дифференцированнее продукт, тем меньше эластичность спроса).

Особенность ценообразования  фирмы в условиях  монополистической  конкуренции состоит в том, что  она сталкивается с разными условиями  ценообразования в краткосрочном и долгосрочном периодах. В краткосрочном периоде фирма имеет возможность  пользоваться преимуществом монополиста, а в долгосрочном периоде она эту привилегию теряет. В течение краткосрочного периода в условиях  монополистической конкуренции фирмы могут как получать прибыль, так и нести убытки, но, в конечном счете убытки заставляют уйти с рынка, а полученные прибыли приводят в отрасль новые фирмы. В результате в долгосрочном периоде создается ситуация, близкая к позициям совершенной конкуренции, при которой фирма получает нормальную прибыль, не возникает ни экономической, т.е. избыточной, монополистической прибыли, ни убытков, и цена продукта равна средним издержкам12. Следует обратить внимание на то, что в отличие от совершенной конкуренции, при которой цена равна минимально возможным средним издержкам, в условиях  монополистической конкуренции средние издержки больше минимально возможных и цена, соответственно, больше  минимальных средних издержек. Это связано прежде всего с дифференциацией продукции. Ведь для того, чтобы наделить выпускаемую продукцию специфическими, отличающими ее от продукции других фирм качествами (будь то яркая обложка, стильный дизайн или дополнительные потребительские функции), должны быть произведены дополнительные затраты. Следовательно, издержки при монополистической  конкуренции на производство дифференцированных товаров  превышают издержки совершенной конкуренции на производство однородных товаров. Увеличение издержек является платой за дифференциацию продукции. Ведь на интересный дизайн, красочную упаковку и рекламу товара требуются дополнительные затраты. Потребитель вынужден оплачивать такие издержки, поскольку они  включаются в цену. Но потеря дохода компенсируется у покупателя дополнительной потребительской выгодой.

 Чем больше дифференциация  экономических благ, тем в большей  мере  удовлетворяются разнообразные  потребности покупателей. На рынке  монополистической конкуренции  фирмы становятся монополистами  по дифференцированному продукту.  Стараясь выделить собственную продукцию среди множества  аналогичных товаров, фирмы стремятся постоянно улучшать качество товаров, поддерживать имидж компании. В условиях монополистической конкуренции большое значение приобретают неценовые факторы конкуренции. На то имеются серьезные причины. В долгосрочном периоде вследствие прихода на рынок новых конкурентов экономическая прибыль снижается и исчезает. В этих условиях фирма скорее всего попытается сохранить свои преимущества перед конкурентами благодаря усовершенствованию качества товара, предоставлению покупателям дополнительных услуг (например, гарантийного обслуживания товаров), рекламе. Постоянная погоня за улучшением качества товара способствует не только удовлетворению существующих потребностей, но и созданию новых потребностей потребителей.

2.3 Олигополия

Олигополией называют тип  рынка, где несколько крупных  фирм контролируют основную его часть.

Товары, выпускаемые олигополией, могут быть как однородны (сталь, алюминий, цемент), так и дифференцированы (автомобили, сигареты, холодильники и т.д.).

Для олигополии характерны большие входные барьеры  вступления новых фирм на рынок. Ограничения связаны с эффектом масштаба.

Патентование изобретений  также служит определенным барьером для конкурентов. Патент защищает интеллектуальную собственность патентообладателя и не позволяет конкурентам копировать изобретение в течение длительного срока (так, в США — в течение 17 лет)13.

Важной особенностью рыночного  поведения олигополии является взаимозависимость решений фирм по объему производства и ценам. Ни одно подобное решение не может быть принято без учета ответных действий конкурентов. Таким образом, действия фирм-конкурентов становятся для олигополии дополнительным условием при определении оптимальных объема производства и цен. При олигополии, как и при чистой монополии, возможна

нечестная конкуренция, когда  фирмы, входящие в олигополию, препятствуют вхождению на рынок конкурентов нерыночными методами (например, силовым давлением).

Олигополия руководствуется такими же принципами ценообразования, что и монополия. Фирма выбирает такие объем производства и цену, при которых масса прибыли становится максимальной14.

При изменении цены одним  из конкурентов другие могут выбрать одно из двух возможных решений:

1) выравнивать цены и  подстраиваться под новую цену;

2) не реагировать на  изменение цены одним из конкурентов. 

Предположим, что одна фирма  на рынке олигополии повышает цены. В этом случае, если остальные фирмы повысят цены вслед за первой фирмой, все фирмы отрасли потеряют некоторый объем продаж в пользу других отраслей. Поэтому, если одна фирма увеличивает цену, другие фирмы обычно не реагируют на такое изменение. Допустим, что одна фирма на рынке олигополии снижает цены. Тогда, если ее конкуренты также не снизят цены, фирма отберет часть покупателей у других фирм в отрасли. Поэтому если одна

фирма снижает цену, то другие фирмы обычно снижают цены вслед  за ней.

Таким образом, типичное поведение  олигополии — понижать цену вслед за понижением цены конкурента и не реагировать на увеличение цен последним.

Любое изменение цены становится невыгодным в условиях олигополии. Снижение цен фирмой может также вызвать «войну цен», когда фирмы по очереди снижают цену, пока для некоторых из них подобные действия не приведут к убыткам и закрытию  производства. В условиях ценовой войны побеждает сильнейший, однако эта политика крайне рискованна, так как неизвестно, какая из фирм окажется наиболее стойкой. В конце концов в убытке могут оказаться все предприятия отрасли. Поэтому предприятия-олигополисты, как правило, стремятся поддерживать стабильные цены, перенося конкурентную борьбу в область неценовой конкуренции, т.е. больше используют рекламу, по возможности улучшают качество и внешний вид продукции и т.д.

Информация о работе Конкуренция