Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 08:41, курсовая работа
Понятие конкуренции является фундаментальным в экономической теории рыночных отношений. Конкуренция проявляется на всех уровнях капиталистической экономики — от микроуровня (фирма) до мировой экономической системы. Даже творцы социализма, осуждая некоторые формы конкуренции, пытались заложить ее и в социалистическую экономику, назвав “социалистическим соревнованием”.
Введение
5
1 Конкуренция. Виды конкуренции
6
1.1 Понятие и условия возникновения конкуренции
6
1.2 Функции конкуренции
8
1.3 Виды конкуренции
10
2 Механизмы рынка конкуренции
14
2.1 Совершенная (чистая) конкуренция
14
2.2 Монополистическая конкуренция
16
2.3 Олигополия
18
2.4 Чистая монополия
22
3 Регулирование конкурентной деятельности
24
3.1 Антимонопольное законодательство
24
3.2 Государственное регулирование экономики
27
Заключение
32
Библиографический список
33
Целями государственного регулирования экономики выступают:
В системе методов
Прямые методы выступают в следующих основных формах:
А) целевое финансирование государства (дотации предприятиям, финансирование научно-технических, экологических программ, финансирование социальной сферы);
Б) государственные закупки;
В) функционирование государственного сектора экономики.
Косвенные методы выступают в следующих основных формах:
1) денежно-кредитные методы (учетная ставка, операции на открытом рынке ценных бумаг, установление норм обязательных резервов);
2) бюджетно-налоговые методы (система налогообложения, установление налоговых скидок, предоставление налоговых льгот);
3) ускоренная амортизация (нормы амортизации, порядок амортизационных списаний);
4) внешнеэкономические методы (стимулирование экспорта, кредитование экспорта, ограничение или привлечение иностранного капитала)24.
В государственном регулировании экономики используются административные методы, основными формами которых являются:
6) введение обязательных стандартов (экологические, санитарные, социальные стандарты);
7) определение минимально допустимых параметров жизни населения (гарантированный минимум заработной платы, пособия по безработице).
Государство организует деятельность государственного сектора, функционирующего на государственной собственности, которая, в свою очередь, формируется тремя путями:
Последний путь в настоящее время является преобладающим.
Среди крупных экономистов Запада нет единства относительно роли государства. Так, если П. Самуэльсон поддерживает концепцию финансирования государством жилищного строительства и продовольственной помощи как способа снижения нищеты, то М. Фридмен, напротив, предпочитает обеспечить бедным дополнительный доход, чтобы они решали свои проблемы без вмешательства государства25.
Под фискальной (бюджетно-налоговой) политикой государства понимается система регулирования экономики посредством государственных расходов и налогов, т. е. она сводится к манипулированию налогами и государственными расходами.
Выделяют следующие цели фискальной политики:
2) обеспечение устойчивого экономического роста;
3) достижение высокого уровня занятости при умеренных темпах
инфляции.
Общая фискальная политика подразделяется на два типа: дискреционная и недискреционная (автоматическая) фискальная политика.
Дискреционная фискальная политика вызвана сознательными решениями правительства в области государственных расходов и налогов с целью воздействия на реальный объем национального дохода, занятость и инфляцию. В этом случае обычно принимаются новые законы.
Основными инструментами дискреционной политики выступают:
а) изменения ставок налогообложения;
б) проекты общественных работ;
в) трудоустройство населения.
Это активная фискальная политика государства.
Дискреционная фискальная политика, осуществляемая в целях сглаживания экономического цикла, бывает двух видов.
1) Экспансионистская (стимулирующая) связана с увеличением государственных расходов и снижением налогов или сочетанием этих мер (так как мультипликационный эффект от государственных расходов больше, чем от снижения налогов). В краткосрочном периоде такая политика сокращает спад производства за счет дефицитного финансирования.
2) Рестрикционная (контрактивная), или сдерживающая, связана с увеличением налогов и снижением государственных расходов или сочетает эти меры, чтобы ограничить инфляционный рост экономики.
Недискреционная (автоматическая) фискальная политика не требует специальных решений правительства, так как основана на действии встроенных стабилизаторов, которые приводят к автоматическому изменению налоговых поступлений в государственный бюджет и государственных расходов. Это пассивная фискальная политика.
В качестве встроенных стабилизаторов выступают: прогрессивный подоходный налог, пособия по безработице, пособия по бедности, субсидии фермерам, а также система участия в прибылях. При помощи встроенных стабилизаторов в зависимости от экономической конъюнктуры изменяются налоговые поступления и государственные трансферты, таким образом они сглаживают циклические колебания, но не устраняют их26.
В период спада встроенные стабилизаторы приводят к уменьшению налоговых поступлений в государственный бюджет, росту социальных выплат и дефициту государственного бюджета. В период подъема происходит обратный процесс.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение необходимо сделать некоторые общие выводы о конкуренции, как многообразной экономической категории.
Конкуренция – ключевая категория рыночных отношений. Она выступает в различных формах и осуществляется разными способами.
Совершенная конкуренция в полном объеме недостижима. К ней можно только приближаться. Из всех форм конкуренции наиболее равновесной следует признать совершенную конкуренцию, но в силу реалий современного общества наиболее распространенными рыночными структурами являются монополистическая конкуренция и олигополия.
Ни одна страна и ни одна компания не могут позволить себе игнорировать объективную необходимость конкуренции.
Позитивное влияние
1) она способствует развитию научно-технического прогресса, постоянно заставляя товаропроизводителя применять лучшие технологии, рационально использовать ресурсы.
2) она чутко реагирует на изменение спроса, ведет к удешевлению издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев ведет к их снижению;
К числу негативных сторон можно отнести:
1) придает бизнесу определенную нестабильность, создает условия для безработицы, инфляции и банкротства;
2) ведет к дифференциации доходов и создает условия для их несправедливого распределения.
Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Экономическая теория под ред. Грязновой, А. Г. Чечелевой Т. В. – 2005. 132 с.
2 Экономическая теория под ред. Николаевой, И. П. – 2008. 157 с.
3 Экономическая теория под ред. Грязновой, А. Г. Чечелевой Т. В. – 2005. 133 с.
4 Экономическая теория под ред. Грязновой, А. Г. Чечелевой Т. В. – 2005. 134 с.
5 Экономическая теория. Политэкономия под ред. Базилевича В.Д 2009. 288 с.
6 Экономическая теория. Политэкономия под ред. Базилевича В.Д 2009. 289 с.
7 Экономическая теория. Политэкономия под ред. Базилевича В.Д 2009. 293 с.
8 Экономическая теория. Политэкономия под ред. Базилевича В.Д 2009. 295 с.
9 Макконелл, К. Р. Брю, С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика / К. Р. Макконелл. - 2006. 502 с.
10 Макконелл, К. Р. Брю, С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика / К. Р. Макконелл. - 2006. 503 с.
11 Экономическая теория под ред. Николаевой, И. П. – 2008. 201 с.
12 Экономическая теория под ред. Николаевой, И. П. – 2008. 202 с.
13 Экономическая теория под ред. Николаевой, И. П. – 2008. 195 с.
14 Экономическая теория под ред. Николаевой, И. П. – 2008. 196 с.
15 Экономическая теория под ред. Николаевой, И. П. – 2008. 198 с.
16 Экономическая теория под ред. Николаевой, И. П. – 2008. 200 с.
17 Макконелл, К. Р. Брю, С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика / К. Р. Макконелл. - 2006. 531 с.
18 Макконелл, К. Р. Брю, С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика / К. Р. Макконелл. - 2006. 533 с.
19 Экономическая теория под редакцией Герасимова, Б. И. Косова Н. С. – 2009. 183 с.
20 Экономическая теория под редакцией Герасимова, Б. И. Косова Н. С. – 2009. 184 с.
21 Макконелл, К. Р. Брю, С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика / К. Р. Макконелл. - 2006. 725 с.
22 Макроэкономика Вечканов Г.С, Вечканова Г.Р Уч. пос; сер. Краткий курс 2008 156 с.
23 Макроэкономика Вечканов Г.С, Вечканова Г.Р Уч. пос; сер. Краткий курс 2008 157 с.
24 Макроэкономика Вечканов Г.С, Вечканова Г.Р Уч. пос; сер. Краткий курс 2008 158 с.
25 Экономическая теория. Политэкономия под ред. Базилевича В.Д 2009 311 с.
26 Экономическая теория. Политэкономия под ред. Базилевича В.Д 2009. 312 с.