Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 08:41, курсовая работа
Понятие конкуренции является фундаментальным в экономической теории рыночных отношений. Конкуренция проявляется на всех уровнях капиталистической экономики — от микроуровня (фирма) до мировой экономической системы. Даже творцы социализма, осуждая некоторые формы конкуренции, пытались заложить ее и в социалистическую экономику, назвав “социалистическим соревнованием”.
Введение
5
1 Конкуренция. Виды конкуренции
6
1.1 Понятие и условия возникновения конкуренции
6
1.2 Функции конкуренции
8
1.3 Виды конкуренции
10
2 Механизмы рынка конкуренции
14
2.1 Совершенная (чистая) конкуренция
14
2.2 Монополистическая конкуренция
16
2.3 Олигополия
18
2.4 Чистая монополия
22
3 Регулирование конкурентной деятельности
24
3.1 Антимонопольное законодательство
24
3.2 Государственное регулирование экономики
27
Заключение
32
Библиографический список
33
Олигополия, стремясь уменьшить неопределенность, пытается зафиксировать цены на свою продукцию в надежде, что такая стратегия обеспечит максимизацию прибыли. Средством достижения этой цели становится тайное соглашение между конкурентами о ценообразовании.
Тайный сговор возможен при условии, что фирмы сталкиваются с одинаковыми или очень похожими условиями спроса и издержек на свою продукцию. В подобном случае фиксированная цена никому из участников соглашения не даст конкурентных преимуществ. В результате тайных согласований выбираются оптимальные для олигополии объем производства и цена. Иллюстрацией ценового сговора олигополии служит нефтяной кризис 1973 г., когда международный картель ОПЕК втрое поднял цену. Поскольку спрос на нефть неэластичен, картель смог добиться значительного увеличения цены и незначительного снижения объема продаж.
Ценовой лидер обычно не реагирует на небольшие конъюнктурные изменения издержек и спроса. Изменение цены будет предпринято лишь тогда, когда условия издержек и спроса изменяются значительно и во всей отрасли15. Так, ценовой лидер будет повышать цену, если произойдет достаточно значительное повышение налогов, повышение уровня заработной платы в отрасли или удорожание какого-либо ресурса. Как правило, фирма-лидер заранее оповещает прессу о планируемом увеличении цены, так что остальные фирмы, входящие в олигополию, имеют время для подготовки к изменению цены. Такое лояльное отношение к конкурентам объясняется невыгодностью ценовой войны, которая приведет к потере стабильности, столь необходимой для деятельности крупных компаний, какими и являются фирмы-олигополисты.
Таким образом, ценообразование на рынке олигополии, если оно строится по принципу лидерства в ценах, предполагает, что одна фирма устанавливает цену, а другие принимают ее как объективную и ей подчиняются.
Рассмотрим взаимосвязь стратегий фирм олигополистов на примере организации рекламы дуополией16. В таблице 1 представлены варианты изменения прибылей дуополии (фирм А и Б) в случае проведения или непроведения стратегии рекламной кампании фирмой А в зависимости от ответной реакции проведения или непроведения рекламной кампании фирмой Б.
Таблица 1 – организация рекламы дуополией |
Реакция фирмы Б | ||
Рекламировать (млн долл.) |
Не рекламировать (млн долл.) | ||
Стратегия фирмы А |
Рекламировать
Не рекламировать |
Изменение прибыли А: -8 Б: -8 Изменение прибыли А: -20 Б: +20 |
Изменение прибыли A: +20 Б: -20 Изменение прибыли А: 0 Б: 0 |
Если фирма А предпримет попытку рекламировать свой товар, то лучшим вариантом для нее станет непроведение рекламной кампании фирмой Б. В этом случае фирма А отнимет часть рынка у фирмы Б, и увеличение прибыли фирмы А составит +20 за счет соответствующего снижения прибыли у фирмы Б (на —20). Худшим вариантом для фирмы А станет ответная рекламная кампания со стороны фирмы Б. В этом случае обе фирмы истратят дополнительные средства на рекламу, не добившись при этом увеличения доли рынка за счет сокращения доли рынка конкурента17. Сокращение прибыли обеих фирм составит в этом
случае по 8 млн долл. Если фирма А не предпримет попытку рекламировать свой товар, то худшим из вариантов для нее станет потеря 20 млн долл.
В случае, если фирма Б будет рекламировать товар, то она увеличит свою долю рынка за счет снижения доли фирмы А и получит дополнительную прибыль +20.
Оптимальным вариантом для обеих фирм было бы отказаться от рекламы вообще, ибо в этом случае им удалось бы избежать потерь. Но, опасаясь наихудшего сценария развития событий, фирмы вынуждены принимать стратегию минимизации потерь. Поэтому обе фирмы, стремясь избежать наибольших потерь, скорее всего будут рекламировать товар, и в результате потеряют по 8 млн долл.
Примером того, что в результате конкуренции на рынке олигополии фирмы осуществляют избыточную рекламу, может служить запрет на телерекламу сигарет в США в начале 70 годов. Тогда рекламные расходы отрасли значительно упали, а прибыли существенно возросли.
2.4 Чистая монополия
Монополия предполагает, что одно предприятие является единственным производителем продукции, не имеющей аналогов. Покупатели при этом не имеют возможности выбора; они вынуждены приобретать продукцию предприятия-монополиста.
На рынке монополист контролирует весь объем выпуска продукции. Если он принимает решение о повышении цены на свою продукцию, то не боится потерять часть рынка, отдать его конкурентам. Но это не означает, что он бесконечно будет повышать цену своей продукции.
В ходе принятия решения о цене предприятие-монополист учитывает рыночный спрос и свои издержки.
Решение монополиста об объеме производства с целью получения максимальной прибыли основывается на том же принципе, что и в случае совершенной конкуренции, т.е. на равенстве предельного дохода и предельных издержек18.
Поскольку монополист представляет собой всю отрасль, то, снижая цену на свою продукцию для увеличения объема продаж, он вынужден снижать цену на все единицы продукции, а не только на последующую.
В том случае, когда цена превышает минимальные средние валовые издержки, то предприятие-монополист получает экономическую прибыль.
Если же складывается ситуация,
при которой монополия
Если цена, соответствующая выпуску продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам, упадет ниже средних валовых издержек, предприятие-монополист понесет убытки.
3 РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1 Антимонопольное законодательство
Монополии,
процесс монополизации
Основанием для проведения мер антимонопольной политики являются:
При определении степени концентрации в той или иной отрасли государство ориентируется на три показателя деятельности крупнейших предприятий:
1) доля оборота капитала на рынке;
2) число занятых;
3) величина капитала.
Переплетение ведущего предприятия реализуется в трех формах:
1) создание картеля (соглашение предприятий одной и той же отрасли о ценах, о рынках сбыта, объемах производства и сбыта, обмен патентами);
2) система участия (все
основные конкуренты
3) личная уния (одни и
те же лица управляют разными
предприятиями-конкурентами, входят
в советы директоров
Все формы переплетения предприятий-конкурентов фактически имеют характер сговора и выступают заодно, нанося этим ущерб потребителю.
Однако монополии имеют и определенные положительные черты.
Благодаря
присвоению высоких прибылей монопольные
структуры имеют больше возможностей
финансировать научно-
Поэтому
современная экономическая
Антимонопольная политика — комплекс мероприятий, направленных на прекращение, предупреждение и ограничение деятельности монополий, а также создание соответствующего законодательства.
Первый антимонопольный (антитрестовский) закон — так называемый закон Шермана — был принят в США в 1890 г. Позднее закон Шермана был дополнен законом Клейтона (1914 г.), законом о Федеральной торговой комиссии (1914 г.) и др., которые составили основу антитрестовского законодательства США.
По примеру США в других странах мира также приняли антимонопольные законы. Антитрестовское законодательство было принято в Великобритании в 1948 г., во Франции — 1963 г., в Италии — в 1964 г. В странах Восточной Европы антимонопольное законодательство начали разрабатывать в конце 80 годов XX в.
Между монопольной политикой имеются различия:
— американская направлена, главным образом, против монополии как структурной единицы;
— европейская носит регуляторный характер и направлена, в основном, на противодействие отрицательным проявлениям рыночной власти монополий.
В современных условиях национальный и наднациональный уровни конкурентного законодательства в Европе создаются в условиях интеграционных процессов в экономике и усиления международной конкуренции. В каждой стране Европейского Союза действует национальное конкурентное законодательство, скоординированное с общеевропейским. Конкурентная политика ЕС направлена против недобросовестных монополистических приемов21.
На протяжении последних лет конкурентная политика и конкурентное законодательство ЕС претерпели важные изменения по сравнению с началом 60 годов XX в., когда формировалась общеевропейская политика в сфере конкуренции. Новые подходы в конкурентной политике основываются больше на экономическом, чем правовом, подходе к содержанию конкуренции и конкурентных отношений.
Антимонопольное законодательство
Японии считается "жестким", оно
базируется на законе "О запрете
частной монополии и
3.2 Государственное регулирование экономики
Государственное регулирование экономики — система мер законодательного, исполнительного и контрольного характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями, нацеленная на повышение эффективности производства и удовлетворение потребностей общества.
Рынок определяет равновесную
цену, производство во многих сферах, в
то время как государство
Субъектами государственного регулирования экономики являются:
К носителям хозяйственных интересов относятся социальные группы, отличающиеся друг от друга с позиции их имущественного состояния, доходов и видов деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым и региональным интересам.
Выразителями хозяйственных интересов являются объединения носителей экономических интересов в различные союзы и ассоциации: профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров, торговцев, студентов, маклеров и т. д.
К исполнителям хозяйственных интересов относятся исполнительные органы хозяйственных интересов, организованные по подчиненности и включающие органы власти и центральный национальный банк.
Объектами государственного регулирования выступают сферы, отрасли, районы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где образовались (или могут образоваться) проблемы, которые нельзя разрешить автоматически или в ближайшем будущем.
Основными видами объектов государственного регулирования являются: экономический цикл, занятость, накопление капитала, цены, денежное обращение, платежный баланс, научные исследования, окружающая среда, конкуренция, внешнеэкономические связи и др.23.