Конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2011 в 19:05, контрольная работа

Краткое описание

В рыночной экономике решающим фактором коммерческого успеха товара является конкурентоспособность. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более того, важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за период его эксплуатации.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие конкуренции 4
2. Виды конкуренции. Методы конкуренции 8
3.Развитие конкуренции на российских рынках 12
Заключение 14
Список литературы: 15

Файлы: 1 файл

Экономика Т20 Конкуренция.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

     К числу неценовых методов относятся  все маркетинговые методы управления фирмой.

     Еще один вид неценовой конкуренции - дифференциация продукции. То есть предложение широкого ряда типов, стилей, марок данного продукта. При этом диапазон свободного выбора расширяется, а разнообразие и оттенки потребительских вкусов удовлетворяются более полно. Правда существует угроза, что увеличение ассортимента продукта  может достичь такого уровня, когда потребитель начнет путаться, разумный выбор станет трудным и покупки будут занимать много времени

     Каждая  фирма имеет продукт, который  в настоящее время отличается от продуктов конкурентов. В любом продукте имеются свои резервы для его дальнейшего изменения и развития. Поэтому очень часто помимо выпуска на рынок новых товаров производители используют политику модификации, т.е. изменение наиболее существенных технико-эксплуатационных свойств, качества товара, изменение внешнего  оформления или формы упаковки. Благодаря этому фирма может изменить имидж товара, сориентировать его на новые сегменты сбыта.

     По  отраслевой принадлежности различают  внутри- и межотраслевую конкуренцию.

     Внутриотраслевая  конкуренция — конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли.

     Межотраслевая конкуренция — это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли. Поскольку на норму прибыли влияют разные объективные факторы, ее величина в различных отраслях различна. Однако каждый предприниматель независимо от того, где применяется его капитал, стремится получить на него прибыль не меньшую, чем остальные предприниматели. Это приводит к переливу капиталов из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой.

     Конкуренцию также подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую).2

     Для совершенной конкуренции характерна свобода от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и  др. При этой конкуренции никто  из участников рынка не может оказать решающего влияния на условия реализации товаров.

     Монополистическая конкуренция отличается главным  образом тем, что монополии имеют  возможности влиять на условия реализации товаров.

 

3.Развитие конкуренции на российских рынках

 

     Отношение государства, общества к проблемам монополизма и конкуренции двояко. Эта двойственность исходит из того, что в условиях концентрации производства и обращения объективна тенденция сокращения производства, роста цен, злоупотреблений монопольным положением.

     С другой стороны, концентрация ведет к массовому производству продукции и, следовательно, к снижению издержек производства, а в целом к экономии основных видов ресурсов.

     Исходя  из этих двух тенденций, государство  строит антимонопольную политику.

     Можно выделить три направления антимонопольной политики.

     Во-первых, борьба с монополизацией.

     Во-вторых, предотвращение антиконкурентных слияний  фирм.

     В-третьих, запрет сговоров о ценах, т. е. образования  картелей. Запрещены соглашения между фирмами о разделе рынка, групповой бойкот других фирм, манипулирование ставками на аукционах.3

     Эксперт McKinsey & Company А.Резникович  опубликовал в журнале «Коммерсантъ-Деньги»: «Монополистическое отечество в опасности». Главный ее тезис: «Как ни банально это прозвучит, самым мощным тормозом развития экономики России является недостаток конкуренции. Причем государство само создает условия, которые сдерживают ее и способствуют монополизму».4

     Поэтому не случайно, что «…все более  распространенным становится мнение, что деньги можно зарабатывать, только имея «особые отношения» с властью (например, муниципальной), которая рассматривает любой бизнес на своей территории как свою вотчину и, ограждая «свои» фирмы от конкуренции, получает экономическую ренту».

     Необходимо  также обозначить еще одну большую проблему — ограничения, наложенные на конкуренцию на рынке рабочей силы. В первую очередь это ограничения, сдерживающие ее мобильность. «Сегодня в России рабочая сила прикована к индустриальным городам системой регистрации и связанной с ней системой социальных благ. Семья безработного, живущая в экономически неблагоприятном районе, имеет пособие по безработице и экономические субсидии, все члены семьи лечатся бесплатно, а дети получают бесплатное среднее образование и бесплатно пользуются услугами детских садов. Переезд, как правило, означает утрату всех этих льгот. И в первую очередь самой главной — права на жилье… Внеэкономические формы прикрепления людей к земле (крепостное право, изъятие паспортов у крестьян и проч.) просто уступили место экономическим ограничениям в виде социальных благ. Но сути это не меняет: феодальная экономика всегда менее эффективна, чем капиталистическая».

     Последствия перечисленных тенденций неутешительны. Давосский всемирный экономический форум в своем очередном годовом отчете о конкурентоспособности стран мира поставил Россию на 52-е место (после Зимбабве).5

     Государство, безусловно, должно проводить антимонопольную  политику. Но следует помнить, что  защита конкуренции и защита конкурентов  — не одно и то же, а скорее противоположности.

     Анализ  конкурентоспособности России дает весьма нерадостный результат. Относительно обнадеживает лишь то, что задача повышения конкурентоспособности страны теперь поставлена на самом высоком уровне. 

  Заключение

 

     Конкуренция – экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей.

     Следствием  конкуренции является, с одной  стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой – повышение НТП.

     Существует  четыре возможные конкурентные структуры, опряделяющие структуры рынка: чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия.

     Конкуренция на рынке бывает трех видов: функциональная, видовая, предметная.

     В экономике принято разделять  конкуренцию по ее методам на ценовую  и неценовую, или конкуренцию  на основе цены и конкуренцию на основе качества (потребительной стоимости).

 

Список  литературы:

 
  1. Борисов, Е.Ф. Основы экономики: Учебник для студентов. – М.: Юристъ, 2000. – 336с.
  2. Гайгер, Линвуд Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика / Перевод с англ. – М.: «ИНФРА-М», 1996. – 560 с.
  3. Куликов, Л.М. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2004. – 432 с.
  4. Курс экономической теории: Учебное пособие / под редакцией Чепурина М.Н.  – Киров.: Издательство «АСА», 2006. – 624 с.
  5. Резникович, А. Монополистическое отечество в опасности // Коммерсант-Деньги. – 1999. - №13. – С.31-33
  6. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2001. – 456 с.
  7. Экономическая теория: Учебник для студентов / под редакцией Камаева В.Д. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 640 с.
  8. Экономика: Учебник /Под редакцией А.С. Булатова. – М.: Издательство БЕК, 1995. – 632 с.

Информация о работе Конкуренция