Конкуренция и конкурентоспособность на мировом рыке. Транснациональная корпорация (ТНК)

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:08, контрольная работа

Краткое описание

Понятие «конкуренция» имеет много определений. Одни авторы считают, что конкуренция - это форма существования капитала, когда один товаропроизводитель соперничает с другим. Вторые полагают, что конкуренция - это соперничество между товаропроизводителями на рынке за наиболее выгодные условия реализации своей продукции для получения максимальной прибыли. Третьи трактуют конкуренцию как фактор, определяющий более выгодную сферу приложения капитала.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. КОНКУРЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НА МИРОВОМ РЫКЕ………………………………………………………………...5
1.1.Понятие мировой конкуренции и ее классификация………………...5
1.2.Конкурентоспособность страны………………………………………9
1.3.Конкурентная стратегия организации на международном рынке…12

ГЛАВА 2. ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ (ТНК)………..14
2.1. ТНК и источники их эффективности……………………………….14
2.2. Структура ТНК……………………………………………………….20
2.3. Международные стратегические альянсы………………………….21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...26

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………28

Файлы: 1 файл

Мировая экономика (3 курс).doc

— 139.50 Кб (Скачать)

Обычно под конкуренцией принято понимать «соперничество, борьбу за достижение наивысших выгод, преимуществ. Конкурировать, значит соперничать, состязаться, добиваясь первенства» (Ожегов). При  всей ясности таких определений, надо считаться с тем, что теория конкуренции ушла так же далеко вперед, как мобильная телефонная связь ушла от размахивания факелами на сторожевых вышках XV века. Пол Хейни намекает, что «конкуренция – это процесс, в котором участвуют конкуренты. Очевидно, что не может быть конкуренции без конкурентов». Кто же в этом сомневается, и кто в таком случае конкуренты [9, с. 224]?

Вся мудрость экономической  конкуренции заключается, как пишет  П.Хейни, в том, что, что разрыв между  ценой блага и предельными затратами на его производство является источником потенциального преимущества. А далее он признает, что поскольку конкуренция имеет тенденцию перераспределять доходы от поставки блага в пользу покупателей и других поставщиков, фирмы часто стараются заручиться государственной поддержкой в устранении конкурентов, нередко проявляя исключительную изобретательность и добиваясь великолепных успехов в софистике. Это означает, что (по представлениям «экономического образа мышления») побеждают в конкуренции за счет изобретательности, изощренности, дальновидности людей, осуществляющих конкуренцию и добивающихся признания худшего лучшим, невозможного – возможным, безобразного – прекрасным, недопустимого – допустимым.

Территория страны, как  ни велика и богата ресурсами, не является участником процесса конкуренции. Сама территория вступает в конкуренцию с другими территориями только при наличии достаточного количества людей, постоянно живущих на ней, считающих ее своей Родиной, сформировавшихся на ее культуре и истории. Только такие люди способны освоить первичные ресурсы территории и трансформировать их в конкурентоспособные ресурсы более высоких порядков. Поэтому, конкурентоспособность населения страны и есть конкурентоспособность государства. Это значит, что при минимальных природных и иных конкурентоспособных ресурсов побеждает в соперничестве та страна, которая имеет более конкурентоспособное население [1, с.93].

Если человеческие ресурсы  меньше, чем произведение всех иных ресурсов страны, то коэффициент конкурентоспособности страны становится менее единицы. В этом случае, страна проигрывает в конкурентной борьбе своим мировым соперникам, которые осваивают ее природные ресурсы на выгодных для себя условиях.

Если человеческие ресурсы  больше, чем произведение всех иных ресурсов страны в знаменателе, то коэффициент конкурентоспособности становится более единицы, что предполагает победу в конкурентной борьбе с другими странами-владельцами аналогичных или иных ресурсов [9, с. 226].

Надо иметь ввиду, что  отсутствие только одного из девяти ключевых цивилизационных ресурсов делает конкурентоспособность владельца ресурсов ничтожной. Ноль человеческих ресурсов превращает страну в «ничейную территорию», вроде территории Антарктиды, которую можно захватить и освоить извне. Ноль любого из восьми природных и культурных ресурсов делает отдельные, самые ценные, ресурсы совершенно неконкурентоспособными.

Самые существенные выводы из формулы конкурентоспособности страны:

- любые ресурсы страны  делает конкурентоспособным человек.  Без человека никаких конкурентоспособных ресурсов не существует;

- отдельно взятые, самые  ценные ресурсы, утрачивают свою  конкурентоспособность вплоть до  ее полного исчезновения без  других цивилизационных ресурсов;

- мера конкурентоспособности  страны определяется полной системой конкурентоспособности всех ее ресурсов;

  - каждый конкурентоспособный ресурс существует как результат поддержки всей системы других конкурентоспособных ресурсов страны [13, с. 251].

 

 

 

 

1.3. Конкурентная  стратегия организации на международном рынке

 

 

На международном рынке  конкурируют фирмы, а не страны. Необходимо понять, как фирма создаёт и удерживает конкурентное преимущество. На современном этапе возможности фирм не ограничены пределами их страны базирования. На роль глобальных стратегий в создании конкурентного преимущества следует обратить особое внимание, т.к. эти стратегии полностью меняют роль страны базирования. Для понимания природы конкуренции основной единицей является отрасль (неважно, перерабатывающая или из сферы услуг), т.е. группа конкурентов, производящих товары или услуги и непосредственно соперничающих между собой [9, с. 231].

Стратегически значимая отрасль включает в себя продукты со сходными источниками конкурентного преимущества. Кроме того, могут быть родственные отрасли, у продукции которых – те же показатели, технология производства или каналы сбыта, но они предъявляют свои требования к конкурентному преимуществу. На практике границы всегда весьма расплывчаты.

Разрабатывая конкретную стратегию, фирмы стремятся найти и воплотить способ выгодно и долговременно конкурировать в своей отрасли. Универсальной конкурентной стратегии не существует; только стратегия, согласованная с условиями конкретной отрасли промышленности, навыками и капиталом, которыми обладает конкретная фирма, может принести успех [14, с. 290].

Конкретная стратегия  должна основываться на всестороннем понимании структуры отрасли и процесса её изменения. В любой отрасли экономики – неважно, действует она только на внутреннем рынке или на внешнем тоже,– суть конкуренции выражается пятью силами:

1. угрозой появления новых конкурентов;

2. угрозой появления  товаров или услуг – заменителей;

3.способностью поставщиков комплектующих изделий и т.д. торговаться;

4. способностью покупателей  торговаться;

5. соперничеством уже имеющихся конкурентов между собой [9, с. 237].

    

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ  КОМПАНИЯ

 

 

2.1.  ТНК и источники ее эффективности

 

 

Среди исследователей нет единообразного понимания международных хозяйственных  объединений. В иностранной литературе по международной экономике принято употреблять термины «многонациональные фирмы» и «многонациональные корпорации», которые используются как синонимы. В отечественной литературе их именуют международными, глобальными, сверхнациональными и т.д. Однако наиболее распространен термин «транснациональные корпорации», которое  будет пользоваться в настоящей работе.

Под определением ТНК понимаются предприятия (финансово-промышленные объединения), которым принадлежат или которые  контролируют комплексы производства или обслуживания, находящиеся за пределами той страны, в которой эти корпорации базируются, имеющие обширную сеть филиалов и отделений в разных странах и занимающие ведущее положение в производстве и реализации того или иного товара [6, с. 42].

     Быстрый рост прямых иностранных инвестиций, выход технологического разделения труда за пределы фирм, отраслей и национальных границ сопровождается появлением гигантских международных научно-производственных комплексов с филиалами в разных странах и на разных континентах. Транснациональные корпорации превращают мировую экономику в международное производство, обеспечивая  ускорение научно-технического прогресса во всех его направлениях - технический уровень и качество продукции, эффективность производства, совершенствование форм менеджмента, управления предприятиями [6, с. 43].

          Под  транснациональными корпорациями  понимаются международные фирмы,  имеющие свои хозяйственные подразделения  в двух или более странах  и управляющие этими подразделениями  из одного или нескольких центров на основе такого механизма принятия решений, который позволяет проводить согласованную политику и общую стратегию, распределяя ресурсы, технологии и ответственность для достижения результата - получения прибыли.

Транснациональным корпорациям принадлежат или ими контролируются комплексы производства или обслуживания, находящиеся за пределами страны, в которой эти корпорации базируются, имеющие обширную сеть филиалов и отделений в разных странах и занимающие ведущее положение в производстве и реализации того или иного товара [9, с. 300].

Реально функционирующим фирмам достаточно отвечать любому из перечисленных признаков, чтобы попасть в категорию  транснациональных корпораций. Многие крупные компании обладают всеми  тремя признаками одновременно.

Некоторые фирмы, обладающие признаками транснациональных корпораций, появились очень давно. Так, East India Company образовалась в 1600 г., некоторые  другие крупные фирмы существуют уже не одно столетие. Однако в основном формирование транснациональных корпораций относится к 60-м годам ХХ века, когда ведущие компании западных стран начали осуществлять массированный вывоз капитала. Научно-технический прогресс также способствовал их возникновению. Углубление общественного разделения труда и внедрение новых технологий создавали возможности для пространственного разъединения отдельных технологических процессов, а появление новых средств  транспорта и связи способствовало реализации этих возможностей. Единый процесс производства стал дробиться и размещаться с учетом различий в ценах национальных факторов производства. Стала развиваться пространственная децентрализация производства в планетарном масштабе при концентрации капитала [5, с. 286].

На первом этапе транснационализации  деятельности крупных промышленных фирм они инвестировала, прежде всего, в сырьевые отрасли иностранных государств, а также создавали в них собственных распределительные и сбытовые подразделения. Последнее вызывалось не только тем, что создание собственных заграничных распределительных и сбытовых подразделение требовало существенно меньше инвестиций, чем создание за границей производственных предприятий, но и возможным негативным влиянием новых производственных мощностей на способность поддерживать эффективный уровень загрузки мощностей на домашних предприятиях фирмы. Такое влияние проявлялось особенно сильно при производстве одинаковой или слабо дифференцированной продукции (например, этот фактор сдерживал рост производственных инвестиций металлургических фирм, в то время, как фирмы пищевой  и других отраслей  промышленности, производившие изделия с определенными товарными марками, более охотно инвестировали в создание производственных предприятий за границей).

Второй этап эволюции стратегии транснациональных корпораций связан с усилением роли зарубежных производственных подразделений транснациональных корпораций и интеграции зарубежных производственных и сбытовых операций. При этом производственные зарубежные отделения специализировались в основном на производстве продукции, которая на предыдущих стадиях производственного цикла производилась материнскими фирмами. По мере дифференциации спроса и усиления интеграционных процессов в различных регионах мира производственные филиалы транснациональных корпораций все более переориентируются на производство продукции, отличной от производимой материнской фирмой, а сбытовые подразделения - на обслуживание складывающихся региональных рынков.

На современном этапе  стратегия транснациональных корпораций характеризуется стремлением к  образованию сетей внутрифирменных  связей регионального, а нередко  и глобального масштаба, в рамках которых интегрируются научные исследования и разработки, материальное обеспечение, производство, распределение и сбыт. Проявляется, в частности, тенденция к распространению инновационной активности транснациональных корпораций, которая ранее базировалась в материнских фирмах, в принимающие страны. Происходит это путем создания в других странах научно-исследовательских центров и технологических парков, а также поглощение местных фирм с высоким инновационным потенциалом. По данным международной статистики удельный вес инноваций, приходящихся на зарубежные филиалы транснациональных корпораций постоянно растет [7, с. 32].

В результате транснациональные  корпорации, развитие которых  стимулировалось  процессами региональной экономической  интеграции, становятся все более важным фактором ее дальнейшего углубления.

ТНК превратили мировую  экономику в международное производство, обеспечили развитие НТП во всех его  направлениях: технического уровня и  качества продукции; эффективности  производства; совершенствования форм менеджмента, управления предприятиями. Они действуют через свои дочерние предприятия и филиалы в десятках стран мира по единой научно-производственной и финансовой стратегии, формируемой в их «мозговых трестах», обладают громадным научно-производственным и рыночным потенциалом, обеспечивающим высокий динамизм развития [6, с. 45].

Значение ТНК в развития глобальной мировой экономики системно возрастает на протяжении 50 лет.

Современные ТНК в  дополнение к существующему международному обмену товарами и услугами создали международное производство, соответствующую ему международную сферу услуг и международную финансовую сферу, способствовав превращению в основном локальных (межстрановых, региональных) международных экономических отношений в глобальные. К концу 90-х гг. в мире функционировало около 60 тыс. международных компаний. Они контролировали за пределами своих стран до 250 тыс. дочерних предприятий. Их семейство за последние двадцать пять лет разрослось более чем в 8,5 раза. Так, в 1970 г. было зарегистрировано лишь 7 тыс. подобных фирм. Вместе с тем общемировую значимость имеет сравнительно небольшое число международных компаний.

В последние десятилетия  транснациональным корпорациям  уделяется много внимания. Сегодня  нет ни одного значительного процесса в мировой экономике, который происходил бы без участия ТНК. ТНК превратились в вездесущую силу, формирующую современный и будущий облик мира. Они принимают прямое и косвенное участие в мировом политическом процессе и политических процессах в разных странах [10, с. 32].

Информация о работе Конкуренция и конкурентоспособность на мировом рыке. Транснациональная корпорация (ТНК)