Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:08, контрольная работа
Понятие «конкуренция» имеет много определений. Одни авторы считают, что конкуренция - это форма существования капитала, когда один товаропроизводитель соперничает с другим. Вторые полагают, что конкуренция - это соперничество между товаропроизводителями на рынке за наиболее выгодные условия реализации своей продукции для получения максимальной прибыли. Третьи трактуют конкуренцию как фактор, определяющий более выгодную сферу приложения капитала.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. КОНКУРЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НА МИРОВОМ РЫКЕ………………………………………………………………...5
1.1.Понятие мировой конкуренции и ее классификация………………...5
1.2.Конкурентоспособность страны………………………………………9
1.3.Конкурентная стратегия организации на международном рынке…12
ГЛАВА 2. ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ (ТНК)………..14
2.1. ТНК и источники их эффективности……………………………….14
2.2. Структура ТНК……………………………………………………….20
2.3. Международные стратегические альянсы………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………28
Основная черта ТНК
- глобальность операций. Огромное значение
для ТНК имеет мировой рынок.
Поэтому экспансия ТНК
С самого начала существования ТНК стали объектом бурных экономических дискуссий. Одними их деятельность оценивалась как разрушительная, акцент делался на отрицательных последствиях индустриализации. Другими приписывалась роль главного орудия мирового прогресса [10, с. 35].
70-е годы прошли под знаком негативных оценок ТНК как фактора обострения экономических, политических и социальных противоречий.
В 80-е годы наблюдается заметное переосмысление роли ТНК в развитии мировой экономики, в разрешении политических и социальных проблем. На первый план приходит признание их колоссального потенциала, огромной роли в развитии научно-технического прогресса.
Однако, экономический рост ТНК по своему политическому, социальному значению неоднозначен. С экономической точки зрения он ведет, с одной стороны, к росту производительности и интенсивности труда, производства, наращиванию производственных мощностей, товаров и услуг, к увеличению национального дохода и совокупного общественного продукта. С другой стороны, типичной чертой "транснациональной экономики" является сильный контраст между благополучием крупных ТНК и серьезными трудностями страны в целом: неустойчивым развитием производства, инфляцией, массовой безработицей и т.п. С социальной точки зрения в одних случаях экономический рост ТНК увеличивает противостояние труда и капитала. Они проводят жесткую политику в отношении занятости. Во время экономических кризисов ТНК даже склонны к большому сокращению персонала, что ведет к состоянию острой конфронтации с профсоюзами. В других случаях - ТНК, наоборот, сглаживают социальную напряженность в обществе [10, с. 50].
При определении понятия
ТНК в качестве основного критерия
при экономическом подходе
По организационной
структуре транснациональные
В последнее время в структуре транснациональных корпораций происходят существенные изменения, главные из которых связаны с осуществлением, так называемой комплексной стратегии [6, с. 56].
Стратегия транснациональных корпораций основана на глобальном подходе, предусматривающем оптимизацию результата не для каждого отдельного звена, а для объединения в целом.
Комплексная стратегия
заключается в децентрализации
управления международным концерном
и значительном повышении роли региональных
управленческих структур. Такая политика
стала возможной благодаря
Региональные системы управления подразделяются на три основные вида:
- главные региональные управления, ответственные за все виды деятельности концерна в соответствующем регионе. Они наделены всеми правами по координации и контролированию деятельности всех филиалов в соответствующем регионе (например, главное региональное управление американского концерна «General motors» по координации деятельности филиалов в Азии и Океании расположено в Сингапуре);
- региональные производственные управления, координирующие деятельность предприятий по линии движения продукта, т.е. соответствующей производственной цепочке. Такие управления отвечают за обеспечение эффективной деятельности соответствующих предприятий, бесперебойное функционирование всей технологической цепочки, подчинены непосредственно главному региональному управлению концерна. Они нацелены на развитие эффективных видов производств, новых моделей и товаров (например, корпорация «Hewlett-Packard» в начале 90-х гг. по этой причине переместил свои производственные управления по ряду лидирующих продуктов из США в Европу);
- функциональные региональные управления обеспечивают специфические виды деятельности концерна: сбыт, снабжение, обслуживание потребителей после продажи им товара, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и т.д. Эти управления ответственны за результаты деятельности всех соответствующих структур в региональном или глобальном плане [8, с. 234].
2.3. Международные стратегические альянсы
Международный стратегический альянс (МСА) представляет собой относительно продолжительное по времени межорганизационное соглашение по сотрудничеству, которое предусматривает совместное использование ресурсов и/или структур управления двух или более самостоятельных организаций, расположенных в двух или более странах, для совместного выполнения задач, связанных с корпоративной миссией каждой из них.
В широком смысле к
МСА относятся функциональные соглашения
(например, по совместным научно-исследовательским
и опытно-конструкторским
Организации-учредители осуществляют совместное управление и контроль за совместной деятельностью.
Международный стратегический альянс отличает:
♦ происхождение партнеров — по крайней мере, из двух различных стран;
♦ стратегическая значимость для каждого партнера [5, с. 314].
Исторически международные
стратегические альянсы предшествовали
национальным. В то же время на пути
к созданию общего рынка в странах
Европейского Союза возникла гибридная
форма международных и
Согласно исследованию, проведенному американским экономистом Дж. Мюрреем на основе базы данных «Wall Street Journal», в' 1989-1992 годах фирмами США были образованы 778 стратегических альянсов, из которых 61% были международными, то есть были созданы между американскими и иностранными фирмами. При классификаций по странам и регионам примерно 57% из общего числа альянсов составляли соглашения между американскими фирмами, с одной стороны, и западноевропейскими либо японскими, с другой (примерно в равной пропорции). Самый неожиданный и «выдающийся*, по словам Мюррея, феномен конца 1980-х — начала 1990-х гг. — рост числа МСА с участием российских фирм: за исследуемый период примерно 10% всех МСА, созданных американскими фирмами, приходилось на союзы с участием российских партнеров [10, с. 58].
Стратегическая значимость альянса для участников достигается за счет межорганизационных соглашений, которые:
♦ компенсируют слабые стороны или создают конкурентные преимущества участников;
♦ соответствуют долгосрочным стратегическим планам партнеров;
♦ имеют целенаправленные «рациональные цели для связей одной фирмы с другой [5, с. 319].
В прошлом союзы фирм, с точки зрения мотивации их создания, зачастую были ограниченными. В качестве цели могло ставиться достижение определенных объемов продаж на рынках отдельных товаров. Однако начиная с 1980-х гг. при создании альянсов компании все чаще ставят перед собой более глубоко идущие цели. Посредством сотрудничества фирма-участник может внедриться на новые рынки, получить доступ к новым технологиям, обеспечить экономию за счет «эффекта масштаба», преодолеть государственные и инвестиционные барьеры либо быстрее, чем действуя самостоятельно и используя рыночные трансакции (сделки), либо дешевле, чем путем приобретения другой фирмы или слияния с ней. МСА стали жизненно важным элементом организационной структуры компаний, устойчивое преимущество которых в возрастающей степени зависит не только от способности оптимально использовать внутренние ресурсы для реализации стратегических целей, но и от характера отношений с партнерами, являющимися настоящими или потенциальными конкурентами [7, с. 42].
Вне зависимости от формы и структуры всем альянсам присуща определенная интеграция между партнерами — в меньшей степени, чем при поглощении или слиянии, но в большей, чем при простых отношениях купли-продажи. Именно на этой стороне альянсов акцентирует внимание М. Портер, определяя их как «'Долгосрочные соглашения между фирмами, идущие дальше обычных торговых операций, ноне доводящие дело до слияния фирм» [13, с. 279].
Какими свойствами должны
обладать международные
Международные стратегические альянсы играют заметную роль в жизнедеятельности ключевых отраслей мировой экономики. Это наглядно видно на примере распределения по отраслям МСЛ, базирующихся в США1':
♦ производство компьютеров — 7,3!\'>;
♦ фармацевтика — (i,8!-\>;
♦ добывающая промышленность — 5,9"»;
♦ автомобилестроение — 5,4 "о;
♦ продукты питания и напитки — 4,6'.\>;
♦ аэрокосмическая промышленность — 4,1"<>;
♦ металлургия — 4,0°о;
♦ телекоммуникации — 8.()"<>;
♦ индустрия развлечении — 6,2%;
♦ финансы — 5,3%;
♦ производство программных продуктов — 2,6%;
♦ электроэнергетика, газо- и водоснабжение — 1,9%.
Относительно высокая концентрация МСА в производстве компьютеров, фармацевтике, автомобилестроении, аэрокосмической промышленности и сфере развлечений объясняется, в частности, тем, что компании ищут пути сотрудничества с целью снижения характерных для этих отраслей высоких издержек по входу в отрасль, высоких тарифных или нетарифных барьеров, значительных технологических и операционных рисков [3, с. 352].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конкуренция способствует наиболее полному удовлетворению потребительского спроса на рынке, используя для этого разные методы - уровень цен, качество продукции и услуг, сервисное обслуживание, товарный ассортимент, условия поставок, сроки платежей, рекламу, информацию, и т.д.
Мы выяснили, что конкуренция выступает ключевым понятием, которым выражают сущность рыночной системы отношений в экономике. Понятия «конкуренция» и «рынок» неразделимы: вся история формирования рыночных отношений есть история формирования конкурентной борьбы товаропроизводителей за покупателя и за лучшие условия реализации своей продукции. Поэтому конкуренция есть бесконечное изменение форм и методов такой борьбы сообразно меняющимся условиям и конъюнктуре рынка. По сути это процесс глубоко динамичный, не равновесие, а постоянные перемены в производстве того или иного товара, поскольку преимущества отдельного товаропроизводителя по отношению ко всем другим существуют сегодня, но завтра они могут уже исчезнуть.
Узнав структуру ТНК можно сделать вывод, главными субъектами международной конкуренции в современных условиях становятся транснациональные корпорации, превратившиеся в крупнейшие многоотраслевые комплексы, осуществляющие конкурентную борьбу одновременно на многих отраслевых рынках и имеющие возможность маневрирования на разных рынках.