Конкуренция и конкурентоспособность на мировом рыке. Транснациональная корпорация (ТНК)

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:08, контрольная работа

Краткое описание

Понятие «конкуренция» имеет много определений. Одни авторы считают, что конкуренция - это форма существования капитала, когда один товаропроизводитель соперничает с другим. Вторые полагают, что конкуренция - это соперничество между товаропроизводителями на рынке за наиболее выгодные условия реализации своей продукции для получения максимальной прибыли. Третьи трактуют конкуренцию как фактор, определяющий более выгодную сферу приложения капитала.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. КОНКУРЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НА МИРОВОМ РЫКЕ………………………………………………………………...5
1.1.Понятие мировой конкуренции и ее классификация………………...5
1.2.Конкурентоспособность страны………………………………………9
1.3.Конкурентная стратегия организации на международном рынке…12

ГЛАВА 2. ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ (ТНК)………..14
2.1. ТНК и источники их эффективности……………………………….14
2.2. Структура ТНК……………………………………………………….20
2.3. Международные стратегические альянсы………………………….21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...26

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………28

Файлы: 1 файл

Мировая экономика (3 курс).doc

— 139.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО «САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА  ОРГАНИЗАЦИИ

 

Допущено к защите:

___________________

Дата _______________

 

 

ОРЛОВА Дарья Романовна

 

КОНКУРЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НА МИРОВОМ РЫКЕ.

ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ (ТНК)

 

 

К о н т  р о л ь н а я   р  а б о т а

 

Специальность 080507.65 —  менеджмент организации

 

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель:  
          старший преподаватель

Лацко Н. А. ____________________

 

 

 

 

 

 

 

 

Южно-Сахалинск - 2012

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

 

ГЛАВА 1. КОНКУРЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НА МИРОВОМ РЫКЕ………………………………………………………………...5

1.1.Понятие мировой конкуренции и ее классификация………………...5

1.2.Конкурентоспособность страны………………………………………9

1.3.Конкурентная стратегия организации на международном рынке…12

 

ГЛАВА 2. ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ (ТНК)………..14

2.1. ТНК и источники  их эффективности……………………………….14

2.2. Структура ТНК……………………………………………………….20

2.3. Международные стратегические альянсы………………………….21

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...26

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………28

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Понятие «конкуренция»  имеет много определений. Одни авторы считают, что конкуренция - это форма  существования капитала, когда один товаропроизводитель соперничает с другим. Вторые полагают, что конкуренция - это соперничество между товаропроизводителями на рынке за наиболее выгодные условия реализации своей продукции для получения максимальной прибыли. Третьи трактуют конкуренцию как фактор, определяющий более выгодную сферу приложения капитала.

     Так  что же такое конкуренция? Как  надо ее понимать и как к  ней относиться? В практическом  смысле этого слова конкуренция  - как национальная, так и международная - это центр всей системы рыночных отношений, тип экономических взаимосвязей между производителями по поводу установления цен, объемов продажи товаров и услуг, а также предпочтений со стороны покупателя.

     Ключевая  роль конкуренции для нормального  функционирования рыночной экономики была обобщена еще в XVIII в. известным английским экономистом Адамом Смитом, который вывел принцип конкуренции, назвав его принципом «невидимой руки». Это означает, что каждый производитель товаров и услуг всегда стремится к личной выгоде, но обстоятельства на рынке под воздействием конкуренции складываются так, что товаропроизводитель, преследуя свои узкокорыстные цели, одновременно «работает» на интересы всего общества, поскольку конкуренция заставляет его думать о качестве товара, его цене, сервисе, дизайне, и т.д.

Высокий уровень  концентрации производства и капитала в руках транснациональных корпораций вносит в международную конкуренцию  новые стороны для рассмотрения: конкурентная борьба на мировом рынке  происходит не только между фирмами-гигантами и аутсайдерами, так и между самими крупнейшими компаниями, но в это же время, транснациональным корпорациям легче достичь компромисса.

Данная работа, безусловно, актуальна, так как именно конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, именно конкуренцию мы можем назвать «санитаром рынка», позволяющим ему функционировать и не маленькую роль играет в этом транснациональные корпорации.

Понять, что  такое мировая конкуренция и  конкурентоспособность, и какую роль играют ТНК на мировом рынке, является целью моей работы.

Что бы достичь  поставленной цели необходимо выполнить  ряд задач:

  1. Понять что такое мировая конкуренция и её классификация.
  2. Как обуславливается конкурентоспособность страны
  3. В чём заключается конкурентная стратегия организации на международном рынке
  4. Разобраться что такое ТНК и источники ее эффективности.
  5. Узнать структуру ТНК.
  6. Какую роль играют международные стратегические альянсы в мировой экономике.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. КОНКУРЕНЦИЯ  И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ 

 

 

1.1. Понятие мировой конкуренции и её классификация

 

 

Мировая конкуренция  предъявляет не только более высокие  требования к конкурентоспособности  продукции, но и требует учета  различий в потребностях, языках, валютных системах и торговой практике.

Усилившаяся с тех  пор мировая конкуренция и ускорившееся технологическое развитие заставили специалистов по корпоративному планированию искать новые пути [4, с. 277].

Оставаясь бессильным, на почве мировой конкуренции современных капиталистических государств и будучи оттесняем все более на задний план в Европе, царизм в союзе с черносотенным дворянством и крепнущей промышленной буржуазией пытаются ныне удовлетворить свои хищнические интересы путем грубо-пационалистической политики, направленной против окраин, против всех угнетенных национальностей, против более культурных областей.

В эпоху сильнейшей мировой конкуренции и появления новейших технологий именно командная работа играет ведущую роль в достижении ощутимых организационных результатов, способствует поддержанию конкурентных преимуществ компаний [9, с. 183].

При формировании каждого  нового исследовательского проекта  федеральное правительство исходит  из того, что залогом победы США  в мировой конкуренции на рынке  высоких технологий является вложение крупных бюджетных средств в НИОКР в сочетании с предоставлением льгот тем частным компаниям, которые инвестируют в научные исследования. Не следует оспаривать ценность фундаментальных исследований - золотого семенного фонда промышленности США. В самом деле, американские исследовательские отделы университетов и федеральные лаборатории являются предметом гордости, главной надеждой США в условиях растущей конкуренции. В то же время, следуя словам министра труда США, бывшего профессора Гарвардского университета, Роберта Рейча, эти шаги следует рассматривать как некий шумный путь к мировой конкурентоспособности, хотя справедливо уделять больше внимания, усилий и средств тихому пути успешной коммерциализации технологий. В то же время наиболее прямой путь к восстановлению международной конкурентоспособности США лежит через улучшение процессов ТТ. НИОКР могут быстро трансформироваться в высококачественные, конкурентоспособные продукты и производственные процессы [8, с. 136].

Новаторскими шагами явились программы Передовые технологии (поддержка рисковых, дорогостоящих и медленно окупающихся проектов) и Партнерство в расширении производства, в рамках которой осуществляется техническое содействие модернизации деятельности 380 тыс. средних и малых фирм США в условиях усиления мировой конкуренции [1, с. 79].

Это, разумеется, - окольный путь осуществления перемен, он не представляется по-настоящему реалистичным, если учесть господствующую тенденцию. Силы мировой  конкуренции были развязаны совсем недавно - для целей настоящей  работы я бы отнес эту дату примерно к 1980 г., - и их последствия еще полностью не проявились. Каждая страна испытывает нажим, требующий повышения конкурентоспособности, к тому же стало трудно сохранять многие системы социального обеспечения, созданные при различных обстоятельствах. Процесс их демонтажа еще не завершен. Великобритания и США - страны, возглавившие этот процесс, - сегодня пожинают плоды, тогда как страны, которые сопротивлялись этому процессу, переживают тяжелую безработицу.

Ожидается, что в будущем  мировая конкуренция окажется еще более сложной, что предусматривает необходимость быстрого ответа на каждый сделанный вызов [9, с. 185].

Разумеется, работники  радуются и росту заработной платы, и дополнительным выплатам. Но рабочие  места стали настолько дорогими, что в условиях мировой конкуренции приносят лишь убытки [11, с. 256].

Ретроспективный анализ налоговых обязательств, результатов  налоговых проверок и схем оптимизации  налоговых платежей создает определенную информационную базу для прогнозирования  зависимостей между налоговыми выплатами и капиталом фирмы. В ходе такого анализа выявляется и профессиональное соответствие (несоответствие) налогового менеджера тем задачам, которые стоят перед ним в сложных условиях мировой конкуренции, и руководство делает необходимые выводы. Не следует, разумеется, предвосхищать прогнозных успехов оптимизации налогообложения. Вместе с тем прошлый опыт используется для усиления компетентности налогового менеджера [4, с. 302].

Ставку на развитие высокотехнологичных  отраслей производства и на эффективные управленческие инновации делают не только японские корпорации, но и производственный бизнес многих стран Европы и Азии. Поэтому, как образно замечают специалисты по американскому менеджменту, если США не смогут своевременно разработать эффективные меры для сохранения лидирующих позиций, американская лягушка погибнет в закипающей воде мировой конкуренции [5, с. 217].

Европы и Америки  были изданы законы об обязательном начальном  образовании. Форстер выразил общую  озабоченность правительств всех развитых в то время стран, утверждая, что если они обрекут своих рабочих на невежество и не обеспечат им должной подготовки к профессиональной деятельности, то тогда, несмотря на любые усилия и энергию, эти страны окажутся побежденными в мировой конкуренции [2, с.203].

Классификация мировой конкуренции.

    • ценовая (прямая или скрытая)
    • неценовая

Ценовая конкуренция  реализуется на основе цены. Она предполагает продажу ПРУ по ценам более низким, чем у конкурентов.

При прямой ценовой конкуренции  предприятие широко оповещает о снижении цены на свои ПРУ, стараясь привлечь, таким образом, к себе потребителей.

При скрытой ценовой  конкуренции предприятие вводит новые ПРУ с существенно улучшенными  потребительскими свойствами, а цену поднимает не пропорционально мало. Например, АТО-конкуренты применяют тарифы одинаковые или близкие, а объем оказываемых транспортно-экспедиционных услуг по этим тарифам разный [12, с. 112].

Сфера применения ценовой  конкуренции ограничена тем обстоятельством, что снижение цены теоретически возможно за счет сокращения издержек производства либо за счет уменьшения прибыли.

Неценовая конкуренция  реализуется на основе качества ПРУ, т. е. конкуренция основана на предложении  ПРУ более высокого качества, с  большей надежностью, сроком службы, с более высокой производительностью. Эпицентром соперничества между производителями становятся такие неценовые параметры ПРУ, как их новизна, перспективность, соответствие международным стандартам, дизайн, экономичность, энергоемкость, эргономические и эстетические качества, безопасность. Важным инструментом конкуренции становится имидж марки и имидж предприятия.

Сегодня на мировом рынке  неценовая конкуренция играет ведущую  роль, так как выяснилось, что  затраты на неценовую конкуренцию  при правильном подходе обходятся предприятию дешевле, чем затраты на ценовую конкуренцию.

Но самым важным событием в эволюционном развитии мировой  экономики в течение XX столетия явилась  интернационализация конкуренции  во многих ее сферах — не только в  обрабатывающих отраслях, но и — во все возрастающих размерах — также в сфере услуг.

Капитал переходит из страны в страну, причем в те страны, которые заслуживают доверия  с точки зрения предоставления кредитов и возможности которых не ограничены собственными средствами [11, с. 294].

Международная торговля позволяет стране повышать продуктивность своего производства, так как устраняет необходимость самостоятельно производить все товары и услуги. Страна может поэтому специализироваться на тех отраслях и сегментах рынка, где ее фирмы относительно более конкурентоспособны, чем иностранные, и импортировать те товары и услуги, по которым ее фирмы уступают зарубежным.

 

 

    1. Конкурентоспособность страны

 

 

Конкуренция сегодня  в России понимается ошибочно или  неполно. Ошибка заключается в буквальном толковании самого понятия конкуренции, которое было занесено в Россию книгами вроде Филиппа Котлера «Основы маркетинга», Пола Хейни «Экономический образ мышления» и т.п. Они блестящим образом разъясняют «экономическую конкуренцию», но ничего не говорят о «политической конкуренции». В таких учебниках нет ни слова о том, что экономическая конкуренция – частный случай политической конкуренции, а проблемы государства решаются лишь на уровне «политического образа мышления». Но учебники по политической конкуренции у нас не переводят и не пишут [13, с. 253].

Информация о работе Конкуренция и конкурентоспособность на мировом рыке. Транснациональная корпорация (ТНК)