Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 23:12, реферат
Для современной мировой экономики характерен стремительно идущий процесс транснационализации. Процесс транснационализации рассматрива-ется как процесс расширения международной деятельности промышленных фирм, банков, компаний сферы услуг, их выхода за национальные границы отдельных стран, что приводит к перерастанию национальных компаний в транснациональные.
1. Понятие и сущность ТНК. …………….………………… 3 стр.
2. Историческое развитие ТНК. ……………………………. 4 стр.
3. Структура ТНК. …………………………………………… 5 стр.
4. Классификация ТНК. …………………………………….. 8 стр.
5. Глобализация ТНК. ………………………………………. 9 стр.
6. Список используемой литературы. ……………………… 13 стр.
на тему: «Транснациональные
корпорации».
Москва 2008
Для современной мировой экономики характерен стремительно идущий процесс транснационализации. Процесс транснационализации рассматрива-ется как процесс расширения международной деятельности промышленных фирм, банков, компаний сферы услуг, их выхода за национальные границы отдельных стран, что приводит к перерастанию национальных компаний в транснациональные.Для процесса характерно переплетение капиталов за счет поглощения фирм других стран, создание совместных компаний, привлече-ние финансовых средств иностранных банков, установление прочных долго-временных связей за рубежом промышленных компаний и банков одной и той же страны. В этом процессе основной движущей силой выступают транснациональные корпорации – ТНК. ТНК – это крупные монополистичес-кие объединения осуществляющие производство и реализацию продукции за пределами национальной экономики, на мировых рынках. Они представ-ляют собой хозяйственные объединения состоящие из головной (родитель-
ской, материнской)
компании и зарубежных филиалов.
Головная компания контролирует
деятельность входящих в объединение
предприятий путем владения долей
(участием) в их капитале. В зарубежных
филиалах ТНК на долю родительской
компании приходится более 10% акций
или их эквива-лента. В соответствии
с разработанным ООН Кодексом поведения
ТНК транснациональной корпорацией
является предприятие: располагающее
дочерними компаниями в 2-х
или нескольких странах,
независимо от юридической формы
или сферы деятельности этих
компаний; имеющее такую систему принятия
решений, которая позволяет осуществлять
согласо-ванную политику и общую стратегию
из одного или нескольких центров;
при этом дочерние компании
так связаны между собой через отношения
собственности или другим путем,
что каждая из них способна
оказывать значительное влияние
на деятельность других компаний
и в особенности иметь доступ
к знаниям, ресурсам и разделять
ответственность с другими компаниями.
На рубеже ХХ-ХХI веков наблюдается беспрецедентный размах внешне-экономической деятельности (международных экономических операций), в которой ТНК являются торговцами, инвесторами, распространителями сов-ременных технологий и стимуляторами международной трудовой миграции.
Они во многом определяют динамику и структуру, уровень конкуренто-способности на мировом рынке товаров и услуг, а также международное движение капитала и передачи технологии (знаний). ТНК играют ведущую роль в интернационализации производства, получающем все более широ-кое распространение процессе расширения и углубления производственных связей между предприятиями разных стран. Основным фактором эффектив-ной деятельности ТНК выступает международное производство товаров и услуг, которое представляет собой выпуск продукции материнскими компа-ниями ТНК и их зарубежными филиалами на базе интернационализации производства.
С периода
зарождения транснациональных
В 60-е годы все более заметную роль начали играть ТНК третьего поколения, которые широко использовали достижения научно-технической революции. Они выступали в организационно-экономической форме концер-нов и конгломератов.В 60-80-е годы в деятельности ТНК органично соединя-лись элементы национального и зарубежного производства: реализация това-ров, управления и организации работы персонала, научно-исследовательских работ, маркетинга и послепродажного обслуживания. Основные элементы воспроизводственного процесса переводились на общие для соответствую-щих стран стандарты и принципы. ТНК третьего поколения способствовали распространению достижений НТР (Научно-техническая революция) в пери-ферийные зоны мирового хозяйства и, самое главное, закладывали экономи-ческие предпосылки для появления международного производства с единым рыночным и информационным пространством, международным рынком капитала и рабочей силы, научно-технических услуг.
В начале 80-х годов постепенно появились и утвердились глобальные ТНК четвертого поколения. Их отличительные черты: планетарное видение рынков и осуществление конкуренции в мировом масштабе.
Оптимальная структура управления транснациональной корпорацией должна обеспечивать бесперебойное руководство материнской компании своими зарубежными филиалами и в то же время давать возможность менед- жерам зарубежных филиалов самостоятельно принимать решения по удов- летворению спроса потребителей с учётом специфики местного рынка и в соответствии с законодательством принимающей стороны.
Головная материнская компания – административный центр всей системы предприятий ТНК. В её функции обычно входит принятие решений о слиянии с другими компаниями, приобретении новых фирм и ликвидации неэффективных подразделений; формирование долгосрочной производствен-ной, инвестиционной и финансовой политики филиалов и корпорации в целом; контроль над финансами и НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) зарубежных филиалов.
Основные организационные формы зарубежных филиалов:
- дочерняя компания
– входящее в систему
ТНК предприятие в принимаю-
- ассоциированная компания – входящее в систему ТНК предприятие в принимающей стране, в котором головная компания владеет не менее 10, но не более 50% акций. Головная компания не контролирует, но прини-мает участие в контроле над этим предприятием;
- отделение –
вид зарубежного филиала,
Проблемы совершенствования структуры управления руководство ТНК решает в зависимости от ассортимента товаров и услуг, с которыми они выходят на мировой рынок. Корпорации, специализирующиеся на однород- ной продукции, обычно строят структуру управления по географическому, т. е. страновому ( региональному ) принципу. В частности, такая структура управления позволяет швейцарской компании «Нестле» проводить единую технологическую политику для производства своего ассортимента пищевых изделий по всему миру с учетом национального спроса в принимающих странах.
Совершенствование
информационных технологий и
средств связи и транс-порта
приводит к увеличению
Другого принципа построения структуры управления придерживается корпорация «Дженерал электрик». Эта одна из самых многопрофильных компаний в мире производит в разных регионах широкий ассортимент продукции, включая авиационные двигатели, промышленные пластмассы, осветительные приборы, энергетические установки, медицинскую и желез-нодорожную технику, бытовые приборы и многое другое.Управление между-народным производством и сбытом в корпорации «Дженерал электрик» осу-ществляется по товарному принципу, когда доминирует производственный аспект и ответственность за предпринимательскую деятельность несут гене-ральные управляющие производственного департамента, за каждым из кото-рых закреплена часть ассортимента выпускаемой корпорацией готовой про-дукции. У них в подчинении – находящиеся в зарубежных региональных и страновых производственных филиалах управляющие. Задача последних зак-
лючается в
адаптации товарного
Все эти
и другие организационные