Транснациональные корпорации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 23:12, реферат

Краткое описание

Для современной мировой экономики характерен стремительно идущий процесс транснационализации. Процесс транснационализации рассматрива-ется как процесс расширения международной деятельности промышленных фирм, банков, компаний сферы услуг, их выхода за национальные границы отдельных стран, что приводит к перерастанию национальных компаний в транснациональные.

Оглавление

1. Понятие и сущность ТНК. …………….………………… 3 стр.
2. Историческое развитие ТНК. ……………………………. 4 стр.
3. Структура ТНК. …………………………………………… 5 стр.
4. Классификация ТНК. …………………………………….. 8 стр.
5. Глобализация ТНК. ………………………………………. 9 стр.
6. Список используемой литературы. ……………………… 13 стр.

Файлы: 1 файл

ТНК -.doc

— 77.00 Кб (Скачать)

                                            

                    

                                  Контрольная   работа   

                       по  дисциплине   мировая   экономика 

               на  тему: «Транснациональные   корпорации».                  
 
 
 

                                                                                                            Выполнила

                                                                                  студентка 

                                                                    специальность:  Бухгалтерский                                                                                                                                                

                                                                                             учет, анализ и аудит                                                           

                                                                                                   группа 

                                                                                            Контрольную работу

                                                                                          принял   ___________

                                                 
 

                                                 

                                                     

                                       
 

                                           Москва  2008  

                                                Содержание: 

  1. Понятие  и  сущность  ТНК.   …………….…………………  3 стр.
  2. Историческое  развитие  ТНК.   …………………………….  4 стр.
  3. Структура  ТНК.   ……………………………………………  5 стр.
  4. Классификация  ТНК.   ……………………………………..   8 стр.
  5. Глобализация  ТНК.   ……………………………………….   9 стр.
  6. Список используемой литературы.   ………………………  13 стр.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                Понятие  и  сущность  ТНК.

  Для  современной  мировой  экономики  характерен  стремительно  идущий       процесс  транснационализации. Процесс транснационализации  рассматрива-ется как процесс расширения  международной  деятельности  промышленных фирм, банков, компаний  сферы услуг, их  выхода  за  национальные границы отдельных  стран, что приводит  к  перерастанию национальных  компаний  в транснациональные.Для процесса характерно переплетение капиталов за счет поглощения фирм  других стран, создание  совместных  компаний, привлече-ние финансовых  средств иностранных банков, установление прочных долго-временных связей за  рубежом промышленных  компаний и банков одной  и той  же   страны.  В  этом  процессе  основной  движущей  силой   выступают  транснациональные корпорации – ТНК. ТНК – это крупные монополистичес-кие объединения  осуществляющие  производство  и  реализацию  продукции  за  пределами национальной экономики, на мировых  рынках. Они  представ-ляют собой  хозяйственные  объединения  состоящие  из головной (родитель-

ской, материнской) компании  и  зарубежных  филиалов. Головная  компания  контролирует  деятельность  входящих  в  объединение   предприятий  путем  владения долей (участием) в  их  капитале. В  зарубежных  филиалах ТНК  на  долю родительской  компании  приходится  более 10% акций  или их  эквива-лента. В соответствии   с разработанным ООН Кодексом  поведения   ТНК транснациональной   корпорацией   является   предприятие:  располагающее дочерними   компаниями   в 2-х или   нескольких   странах,  независимо  от юридической формы или сферы деятельности   этих   компаний;  имеющее такую систему принятия  решений, которая позволяет осуществлять согласо-ванную политику  и общую стратегию из  одного  или нескольких  центров; при этом  дочерние  компании  так связаны между собой через отношения собственности или другим  путем,  что каждая  из  них способна  оказывать значительное  влияние  на  деятельность  других  компаний  и  в  особенности иметь  доступ  к  знаниям,  ресурсам  и  разделять  ответственность с другими компаниями.                                                                                                           

   На  рубеже  ХХ-ХХI веков наблюдается беспрецедентный размах  внешне-экономической деятельности (международных экономических операций),  в которой ТНК являются  торговцами, инвесторами, распространителями сов-ременных технологий и стимуляторами международной  трудовой миграции.

Они   во  многом  определяют  динамику  и  структуру,  уровень  конкуренто-способности  на  мировом  рынке  товаров  и  услуг, а  также  международное  движение капитала  и передачи  технологии (знаний). ТНК  играют  ведущую  роль  в  интернационализации  производства,  получающем  все  более  широ-кое распространение процессе расширения  и  углубления  производственных  связей  между  предприятиями  разных стран. Основным фактором эффектив-ной деятельности  ТНК  выступает  международное  производство товаров  и услуг,  которое представляет собой выпуск  продукции материнскими компа-ниями  ТНК  и  их  зарубежными  филиалами  на базе интернационализации производства.

                 

            Историческое  развитие  транснациональных  корпораций.

   С периода  зарождения транснациональных корпораций (конец 19 века) они претерпели   существенные   изменения.  Деятельность   транснациональных корпораций первого  поколения в значительной мере  была связана с разработ-кой сырьевых  ресурсов бывших колоний, что  дает основание  определить их как  «колониально-сырьевые  ТНК». По своей организационно-экономичекой форме  и  механизмам  функционирования  это  были  картели,  синдикаты  и первые  тресты.  Затем  на мировой арене появляются  ТНК трестового типа, связанные с   производством   военно-технической продукции.  Начав свою деятельность  в период между двумя мировыми войнами, некоторые из этих ТНК второго поколения сохранили свои  позиции в мировой экономике  и после второй мировой войны.

   В  60-е  годы  все   более  заметную  роль   начали  играть   ТНК   третьего поколения, которые широко  использовали  достижения  научно-технической  революции. Они выступали в  организационно-экономической  форме концер-нов и конгломератов.В 60-80-е годы в деятельности ТНК органично соединя-лись элементы национального и зарубежного производства: реализация това-ров, управления и организации  работы персонала, научно-исследовательских работ,  маркетинга  и  послепродажного обслуживания.  Основные  элементы воспроизводственного  процесса  переводились на  общие для соответствую-щих стран стандарты и принципы. ТНК третьего  поколения способствовали распространению достижений НТР (Научно-техническая революция) в пери-ферийные зоны мирового  хозяйства и, самое главное,  закладывали экономи-ческие предпосылки для появления  международного производства  с единым рыночным   и   информационным   пространством,  международным   рынком капитала  и рабочей силы,  научно-технических услуг.

   В начале  80-х  годов  постепенно  появились  и  утвердились  глобальные ТНК  четвертого  поколения. Их отличительные  черты: планетарное  видение рынков  и осуществление  конкуренции  в  мировом  масштабе.

                                             

                                               Структура ТНК.

    Оптимальная   структура   управления   транснациональной    корпорацией  должна  обеспечивать  бесперебойное  руководство   материнской   компании  своими  зарубежными  филиалами и в  то же время давать возможность менед- жерам зарубежных  филиалов  самостоятельно принимать  решения по  удов- летворению спроса  потребителей  с  учётом  специфики местного  рынка и  в  соответствии  с  законодательством  принимающей  стороны.

   Головная  материнская  компания – административный  центр  всей системы  предприятий   ТНК.  В  её  функции   обычно  входит   принятие   решений   о слиянии с  другими  компаниями, приобретении  новых  фирм  и  ликвидации  неэффективных подразделений; формирование долгосрочной производствен-ной,  инвестиционной  и  финансовой   политики  филиалов  и   корпорации  в  целом;   контроль  над  финансами   и  НИОКР  (Научно-исследовательские  и  опытно-конструкторские  работы)  зарубежных  филиалов.

   Основные  организационные  формы  зарубежных  филиалов:

- дочерняя  компания  – входящее  в  систему   ТНК предприятие  в принимаю-щей  стране, в  котором  головная  компания  имеет  право  решающего  голоса  в  силу  владения  более  половиной  акций   с  правом  решающего  голоса  и назначает руководителей этого предприятия;

- ассоциированная   компания – входящее  в   систему   ТНК  предприятие   в  принимающей  стране, в   котором  головная  компания  владеет  не  менее 10,  но  не  более  50%  акций.  Головная  компания  не  контролирует,  но  прини-мает  участие  в  контроле  над  этим  предприятием;

- отделение –  вид зарубежного филиала, которым   головная  компания  владе-ет полностью  или  он  является  частью  совместного предприятия ТНК.  Отде-ления  могут  иметь   форму  представительства  головной  компании за  рубе-жом;  партнерства,  в  том  числе  с  местными  предпринимателями;  движи-мого имущества ( корабли, самолеты, газо- или  нефтедобывающие  платфор-мы), принадлежащего  головной  компании  и  функционирующего  за  грани-цей  не  менее  одного  года.

   Проблемы  совершенствования  структуры   управления  руководство  ТНК   решает  в  зависимости  от  ассортимента  товаров  и   услуг,  с  которыми  они   выходят  на  мировой  рынок.  Корпорации, специализирующиеся на  однород- ной продукции, обычно строят  структуру управления  по географическому,  т. е.  страновому  ( региональному )  принципу. В частности, такая структура управления  позволяет швейцарской компании «Нестле» проводить единую технологическую политику для производства  своего ассортимента пищевых изделий по  всему миру  с учетом  национального спроса  в   принимающих странах.

   Совершенствование  информационных технологий  и  средств связи и транс-порта  приводит к увеличению количества  товаров  и  услуг с  идентичными или   подобными   потребительскими   свойствами,  которые пользуются  спросом на   многих   рынках.  Примерами   могут служить модная одежда, бытовая электроника, продукты питания, ресторанные и гостиничные услуги. Используя растущий феномен единства  вкусов  потребителей,  многие  ТНК, такие  как  «Кока-Кола» (США), «Мак Доналдс» (США),  «Нестле» (Швейца-рия), «Проктор энд Гэмбл» (США), «Тойота мотор» (Япония), используют  в  маркетинговой стратегии  единые для  всех  своих  зарубежных  филиалов  характеристики продукции и товарные знаки.

   Другого   принципа  построения  структуры   управления   придерживается  корпорация  «Дженерал  электрик».  Эта  одна  из  самых  многопрофильных   компаний   в  мире   производит  в   разных   регионах  широкий  ассортимент  продукции,  включая  авиационные  двигатели,  промышленные  пластмассы,  осветительные  приборы, энергетические  установки, медицинскую  и  желез-нодорожную технику, бытовые приборы и многое другое.Управление между-народным производством и сбытом в корпорации «Дженерал электрик» осу-ществляется  по  товарному  принципу, когда доминирует  производственный аспект  и ответственность за предпринимательскую деятельность несут гене-ральные управляющие производственного департамента, за каждым из кото-рых закреплена часть ассортимента выпускаемой корпорацией готовой про-дукции. У них в подчинении – находящиеся в  зарубежных  региональных  и страновых производственных филиалах управляющие. Задача последних зак-

лючается  в  адаптации товарного ассортимента, выпускаемого зарубежными филиалами, к условиям принимающих стран.

  Все эти  и другие организационные структуры ТНК, базирующиеся на связях  головной   компании   со  своими   зарубежными   филиалами,  обеспечивают  более   оперативное   налаживание   производства  и  сбыта  в   принимающих  странах  по сравнению с фирмами, сосредоточившими свою активность толь-ко  на  рынке  одной  страны. В частности, ТНК  могут быстро  и  экономично  обеспечивать  свои  зарубежные  предприятия   капиталом,  технологиями   и  

Информация о работе Транснациональные корпорации