Транснациональные корпорации: право и практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 16:02, контрольная работа

Краткое описание

Результаты деятельности транснациональных корпораций могут быть положительными и отрицательными. К числу последних относятся, в частности, следующие проблемы, связанные, прежде всего, с деятельностью транснациональных корпораций в принимающих их странах: возможность попадания целых государств в экономическую и, как следствие, политическую зависимость от отдельных транснациональных корпораций; монополизация рынков и вытеснение с них местных компаний, в том числе и с использованием методов недобросовестной конкуренции

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие и правовая природа ТНК
2. Проблемы правового регулирования деятельности транснациональных корпораций
2.1. Кодексы поведения ТНК
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

11.doc

— 96.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 

КОНТОЛЬНАЯ  РАБОТА 

на  тему:  
 

     Транснациональные корпорации: право  и практика. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва

2011г.

     ПЛАН

     ВВЕДЕНИЕ 

     1. Понятие и правовая природа ТНК

    2. Проблемы  правового регулирования деятельности  транснациональных корпораций

     2.1. Кодексы поведения ТНК

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     Результаты  деятельности транснациональных корпораций могут быть положительными и отрицательными. К числу последних относятся, в частности, следующие проблемы, связанные, прежде всего, с деятельностью транснациональных корпораций в принимающих их странах: возможность попадания целых государств в экономическую и, как следствие, политическую зависимость от отдельных транснациональных корпораций; монополизация рынков и вытеснение с них местных компаний, в том числе и с использованием методов недобросовестной конкуренции и ограничительной деловой практики; вмешательство транснациональных корпораций во внутренние дела принимающих стран; нарушение платежного баланса указанных государств, способное вызвать, среди прочего, девальвацию национальной валюты; уход от налогов с использованием своей транснациональной структуры; использование экологически вредных производств, негативно влияющих на окружающую среду, а также ряд других проблем. Транснациональные корпорации давно являются главными участниками мировой торговли, а также активными инвесторами, обеспечивающими приток иностранных капиталовложений в том числе и в развивающиеся страны. Они с помощью использования новых и новейших технологий способны размещать в принимающих их странах высокотехнологичные производства, тем самым способствуя научно-техническому прогрессу этих государств.

     Поэтому я считаю, что исследование правовой природы, правового регулирования  транснациональных корпораций в науке международного частного права остается наиболее актуальным и значимым. 
 
 
 

     1. Понятие и правовая  природа транснациональной  корпорации. 

     В правовой доктрине общепризнанна точка  зрения, согласно которой термин "корпорация" происходит от латинского выражения "corpus habere", обозначающего права юридической личности. Несмотря на то что понятие "корпорация" не упоминается в источниках римского права, оно использовалось исследователями в юридической науке для обозначения существовавших в Римской империи частных союзов. Следует отметить, что союз людей у римлян обозначался именно термином "corpus"1. Доминирующей в науке считается точка зрения, согласно которой идея корпорации как самостоятельного, имущественно обособленного субъекта права независимо от лиц, его составляющих, возникла в отношении муниципий. Муниципия представляла собой местную общину, часть государства, получившую определенную хозяйственную независимость. В сфере гражданского оборота муниципии выступали как частное лицо 2. В дальнейшем было признано, что юридическое существование корпораций не прекращается и не нарушается выходом отдельных его членов из состава объединения. Следовательно, был выработан важнейший принцип существования корпорации независимо от изменения состава ее членов (даже при наличии только одного члена корпорация юридически продолжает существовать). Изложенное позволяет утверждать, что римские правоведы заложили основы понимания корпорации как юридического лица и характера взаимодействия такого юридического лица и его членов.

     В течение долгого времени термин "корпорация" служил синонимом  термина "юридическое лицо". Однако немецкие правоведы пытались разделить  эти два понятия. Так, классик  немецкого права Гирке писал: "Германская корпорация есть реальное собирательное лицо, между ним и индивидуальными лицами завязывается лично-правовой союз, подобно которому не бывает вне корпорации"3. Другой не менее известный немецкий теоретик Савиньи полагает, что корпорация представляет собой юридическое лицо, проявляющееся в известной сумме отдельных членов, и отличается тем самым от учреждения, которое не имеет такого видимого субстрата, но имеет более идеальное существование, основывающееся на общей достигаемой цели4.

     Доктрина  и право государств англо-американской правовой системы в отличие от немецкой правовой мысли имеют более широкий взгляд на корпорацию. Так, в англо-американской правовой системе при отсутствии конструкции "юридическое лицо" по отношению к организации, имеющей статус лица, употребляется термин "corporation", под которым понимается "юридическое лицо, обладающее правоспособностью, то есть способностью пользоваться и быть субъектом законных прав и обязанностей"5.

     Теперь  перейдем от рассмотрения общего понятия "корпорация" к более частному "транснациональная корпорация"(далее ТНК). Сразу же нужно отметить, что на сегодняшний день не выработано единых подходов к природе ТНК. Существует множество теорий, которые охватывают те или иные стороны деятельности ТНК, но полномасштабного изучения их деятельности до сих пор произведено не было. Существующие научные концепции являются весьма спорными и не находят полного одобрения 6.

     Довольно  серьезные споры вызывает уже  сама попытка дать определение понятия  ТНК. В экономической литературе одни исследователи характеризуют  ТНК как "фирму, корпорацию, компанию, осуществляющую основную часть своих операций за пределами страны, в которой она зарегистрирована, чаще всего в нескольких странах, где имеет сеть отделений, филиалов, предприятий"7. Вторые выделяют критерии отнесения корпораций к транснациональным:

     - количество стран, в которых  действует компания (в соответствии  с различными подходами от 2 до 6);

     - определенное минимальное число  стран, в которых размещены  производственные мощности компании;

     - определенный размер, которого достигла компания;

     - минимум доли иностранных операций  в доходах или продажах фирмы  (как правило, 25%);

     - владение не менее чем 25% голосующих  акций в трех или более странах  - тот минимум долевого участия  в зарубежном акционерном капитале, который обеспечивал бы фирме контроль над экономической деятельностью зарубежного предприятия и представлял бы прямые зарубежные инвестиции;

     - многонациональный состав персонала  компании, состав ее высшего руководства  8.

     Учитывая, что понятие "транснациональная  корпорация" затрагивает интересы многих государств, ООН выработала свой вариант определения, который гласит, что ТНК - это компания: 1) включающая единицы в двух или более странах, независимо от юридической формы и поля деятельности; 2) оперирующая в рамках системы принятия решений, позволяющей проводить согласованную политику и осуществлять общую стратегию через один или более руководящий центр; 3) в которой отдельные единицы связаны посредством собственности или каким-либо другим образом так, что одна или более из них могут иметь значительное влияние на деятельность других, и в частности делить знания, ресурсы и ответственность с другими 9.

     Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), несколько уточняя вышеприведенную  характеристику, к ТНК относит  корпорации, включающие головные предприятия и их зарубежные филиалы (дочерние компании), причем головное предприятие контролирует активы других экономических единиц в государствах за пределами страны базирования материнской компании, как правило, путем участия в капитале.

     В российском законодательстве отсутствуют  легальные, нормативно закрепленные определения  общего понятия "корпорация" и  частного понятия "транснациональная  корпорация". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        2. Проблемы правового  регулирования деятельности  транснациональных  корпораций. 

     Авторитетный  специалист в области международного частного права Г. К. Дмитриева выделяет 3 уровня правового регулирования  деятельности ТНК: внутреннее законодательство, двусторонние и многосторонние соглашения10. Внутригосударственное регулирование предполагает подчинение деятельности филиалов и дочерних предприятий ТНК национальному законодательству принимающей страны. В большинстве случаев, это инвестиционное законодательство, направленное на определение правового статуса иностранного вкладчика: физического или юридического лица. Однако наиболее уязвимым моментом в одностороннем регулировании деятельности ТНК является то, что благодаря своей организационной структуре, она способна избежать контроля со стороны одного государства. Поэтому для регулирования деятельности ТНК национального законодательства принимающих государств явно недостаточно.

     Между тем на данном уровне возникает и  другая проблема. Поскольку отделения  ТНК реализуют политику головного  предприятия, то необходимо учитывать  то влияние, которое оказывает законодательство страны их базирования. Страны базирования обычно регулируют поведение ТНК с помощью национального законодательства о корпорациях, не делая особого различия между ТНК и национальными корпорациями. При этом предпринимаются попытки распространить действие внутреннего законодательства на отделения национальной компании, находящиеся за границей. Наиболее типичным примером здесь являются США, где данная позиция нашла отражение в доктрине т.н. «эффективной связи» и теории «транснационального права», которые применяются для обоснования правомерности действия национального права на территории других государств11. В 1982 году закон об управлении экспортом 1979 года был распространен на зарубежные отделения американских компаний.

     Следствием  попыток США по применению своих  законов на территории других стран  стало принятие нормативных актов, укрепляющих национальный суверенитет  этих государств. Например, в 1980 году в  Англии был принят закон о защите торговых интересов, целью которого выступила защита от попыток других стран в одностороннем порядке навязывать их экономическую политику. В этой связи следует отметить, что американская доктрина не получила и международного признания. В рекомендации Группы экспертов ООН по ТНК в 1974 году была предложена общая норма: как только филиал многонациональной корпорации создается в другой стране, законы страны базирования прекращают свое регулирующее воздействие и применяются законы принимающей страны.

     Данная  практика опровергается и учеными. Так, по мнению М. М. Богуславского, Л. А. Ляликовой, А. Г. Светланова экстерриториальное применение американского законодательства находится в прямом противоречии со сложившейся доктриной и практикой различных государств в области международного частного права по вопросам определения правового статуса юридических лиц12.

     Таким образом, проблемами внутригосударственного регулирования деятельности ТНК  выступают, во-первых, стремление стран  базирования ТНК распространить внутреннее законодательство на зарубежные отделения компаний; во-вторых, недостаточность институтов национального законодательства принимающих государств.

     Второй  уровень регулирования составляют двусторонние инвестиционные соглашения, которые заключаются между заинтересованными  государствами.

     Кроме того, следует подчеркнуть, что особая природа ТНК осложняет надзор за ними со стороны отдельных стран или даже групп стран. Сегодня ни одно государство не может утверждать, что оно обладает юрисдикцией над всеми частями одной ТНК в целом. Поэтому очевидно, что для эффективного регулирования деятельности транснациональных корпораций необходимы совместные действия всех государств.

     Наконец, третьим уровнем регулирования  деятельности ТНК выступают многосторонние международные договоры, которые  в зависимости от числа участвующих в них стран, могут быть универсальными, региональными и субрегиональными.

     Универсальное регулирование предпринимается  под эгидой ООН на основании рекомендаций специально созданных органов –  Межправительственной Комиссии по ТНК  и Центра по ТНК. В 1975 году ими был разработан Кодекс поведения ТНК, положения которого запрещают применять дискриминационные меры в отношении партнера, закрепляют обязанности ТНК содействовать развитию научно-технического потенциала принимающей страны, предоставлять отчеты о своей деятельности, соблюдать требования финансового и налогового характера. Однако Кодекс до сих пор не принят. Основной причиной этому, как считает В.В. Наталуха, выступали расхождения между позициями основных групп участников переговоров по вопросам определения ТНК; соотношения между обязательствами ТНК и государств; возможности предоставления национального режима филиалам иностранных ТНК; применения обычного международного права в отношении деятельности ТНК; правил национализации имущества ТНК; юрисдикции при урегулировании споров13. Например, если развивающиеся страны считали, что нормы кодекса должны носить императивный характер и содержать главным образом обязательства ТНК по отношению к принимающим государствам, то страны базирования ТНК настаивали на включении в документ взаимных обязательств ТНК и их партнеров. Более того, для эффективной реализации Кодекса поведения ТНК необходимо создание органа, полномочного выносить постановления, и международного механизма для применения соответствующих санкций.

Информация о работе Транснациональные корпорации: право и практика