Транснациональные корпорации: право и практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 16:02, контрольная работа

Краткое описание

Результаты деятельности транснациональных корпораций могут быть положительными и отрицательными. К числу последних относятся, в частности, следующие проблемы, связанные, прежде всего, с деятельностью транснациональных корпораций в принимающих их странах: возможность попадания целых государств в экономическую и, как следствие, политическую зависимость от отдельных транснациональных корпораций; монополизация рынков и вытеснение с них местных компаний, в том числе и с использованием методов недобросовестной конкуренции

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие и правовая природа ТНК
2. Проблемы правового регулирования деятельности транснациональных корпораций
2.1. Кодексы поведения ТНК
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

11.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

     Региональное  регулирование деятельности ТНК  предпринимается в рамках ЕС (Европейского сообщества), ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития), ЛАЭС (Латиноамериканской экономической системы), СНГ (Содружества  Независимых Государств) и ряда других организаций. В 1976 г. были приняты «Руководящие принципы для многонациональных предприятий ОЭСР», касавшиеся различных аспектов деятельности ТНК (обнародование информации, конкуренция и др.). Принципы регулирования деятельности ТНК в ЕС были сформулированы в докладе Комиссии ЕЭС «Многонациональные предприятия и законодательство сообщества» 1973 г. Фактически регулирование в рамках этих организаций свелось к регулированию правил конкуренции и защите свободной торговли. Позиция стран Латинской Америки порассматриваемой проблеме была выражена в принципах, сформулированных на Х1Х сессии Экономической комиссии ООН. В них содержались требования, предъявляемые к ТНК на территории принимающего государства. Следует отметить, что принятые документы внесли позитивный вклад в сближение латиноамериканских стран, но не оказали практического воздействия на деятельность ТНК14.

     Особое  внимание следует уделить правовому  регулированию деятельности ТНК в рамках СНГ, которое направлено на создание многонациональных компаний как важнейшего компонента интеграции и инвестиционной деятельности. Одной из основных проблем, сдерживающих развитие ТНК в странах Содружества и не решенных на сегодняшний день, является наличие расхождений в национальных законодательствах. Поэтому важным условием развития единого постсоветского экономического пространства должна стать гармонизация законодательства по ТНК. Подытоживая вышесказанное, сделаем выводы. Экономическая мощь ТНК, их влияние на мировую политику предопределило появление концепций о признании за ТНК международной правосубъектности, о необходимости формирования международного права корпораций.

     Представляется, что для более эффективного правового  регулирования ТНК наиболее перспективным является международно-правовая унификация норм, регулирующих создание и деятельность транснациональных корпораций. Это означает, что унифицированные нормы, включенные в соответствующие универсальные международные договоры, имплементируются в национальные правовые системы стран-участниц.

     Надлежащее  правовое регулирование ТНК может  быть осуществлено только на основе взаимной увязки и согласования национальных и международных правопорядков  на внутригосударственном, региональном и универсальном уровнях. Основой для этого на универсальном уровне является не признание ТНК субъектами международного права и придание их договорам с государствами международно-правового характера, считают некоторые специалисты, а тот факт, что они не теряют принадлежность к государству. Несмотря на глобальную деятельность ТНК, центр принятия решения остается национальным. Стало быть, деятельность ТНК должна регулироваться через государство. Что касается международного права, то оно призвано вырабатывать нормы, которые обязывали бы государства регулировать деятельность ТНК15.

     Пока  не принято каких-либо универсальных  правил; существующие международные  нормативные акты носят декларативный  характер, поскольку не хватает механизмов реализации. По моему мнению, наиболее эффективным должен стать именно международный уровень регулирования и контроля за деятельностью ТНК. Это та проблема, над которой еще предстоит много работать и теоретикам, и практикам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.1. Кодексы поведения  ТНК 

     Когда ТНК выходит один на один с экономически слабым государством, соотношение сил  оказывается не в пользу последнего со всеми вытекающими последствиями, включая юридические. Используя  свое экономическое могущество, ТНК  способны оказывать влияние и  на политику принимающего государства. Так, Международная телефонная и телеграфная корпорация (ИТТ) противодействовала избранию Президентом Чили С. Альенде. Используя свои связи, ТНК спекулируют валютой, избегают уплаты налогов, в случае забастовок переводят капитал в свой филиал в другой стране, разлагают взятками местных чиновников. Судебная практика показывает, что простым гражданам или юридическим лицам трудно бороться  в суде за свои права с мощной ТНК.

     Осуществляемое  в рамках ТНК планирование включает создание закрытых систем международной торговли, в которых значительный ее объем осуществляется между фирмами, находящимися под контролем одной группы корпораций. Треть мировой торговли приходится на внутрифирменную торговлю. Это дает возможность сокращать налоги и другие платежи. Можно по своему усмотрению определять уровень платежей с тем, чтобы прибыли сосредоточивались в одном государстве, а убытки - в другом. Экологически вредные производства можно сосредоточить в одних странах, а чистые - в других.

     Особую опасность представляет коррупция в деятельности транснациональных корпораций (ТНК), представляющих в современном мире доминирующую экономическую силу. Поэтому развивающимися государствами, дабы обезопасить себя от негативных веяний ТНК, в рамках ООН было инициировано создание специальной группы экспертов по ТНК для изучения их роли в современной экономической и политической жизни. С учетом доклада группы экспертов на 57-й сессии ЭКОСОС в 1974 г. были созданы Центр ООН по транснациональным корпорациям, учреждены также Комиссия ООН по транснациональным корпорациям, Отдел международных инвестиций, транснациональных корпораций и технологии ЮНКТАД, Комиссия по международным инвестициям и транснациональным корпорациям Совета по торговле и развитию ЮНКТАД и др.

     Перед этими органами были поставлены задачи выработать нормы и правила международно-правового регулирования деятельности транснациональных корпораций, а именно: 1) разработать несколько так называемых кодексов поведения; 2) выработать единообразные нормы, регулирующие иностранные инвестиции; 3) уточнить объем прямых иностранных инвестиций на развитие производства в принимающих странах; 4) выявить последствия взаимодействия прямых иностранных инвестиций с развитием конкуренции в принимающих их странах16.

     Цель  этих кодексов состоит в том, чтобы конкретизировать нормы и принципы международных экономических отношений.

     К 1978г. был подготовлен примерный план проекта Кодекса поведения ТНК. Уже на данном этапе обнаружились принципиальные расхождения в позициях развитых и развивающихся стран. США, например, выступали против того, чтобы Кодекс был юридически обязательным, и предлагали относить этот документ к системе международного экономического "мягкого" права (international economic "soft" law). Другими словами, предполагалось, что применение правил Кодекса будет целиком зависеть от усмотрения сторон, т.е. иметь совершенно факультативный характер.

     Большинство развивающихся стран отстаивало диаметрально противоположную точку  зрения: Кодекс должен носить обязательный характер и иметь форму многостороннего договора, причем он должен работать, только в одном направлении. То есть положения договора, по мнению развивающихся стран, должны быть адресованы только ТНК и предусматривать их обязательства по отношению к принимающим государствам17.

     По  причине противостояния между развитыми  и развивающимися государствами  по ряду ключевых вопросов многие кодексы  поведения ТНК, разрабатывавшиеся  под эгидой ООН, так и остались проектами. Из их числа Кодекс поведения  транснациональных корпораций оказался наиболее завершенным. В ходе длительных дискуссий удалось найти компромиссное решение по большинству его положений.

     Была  достигнута договоренность, что Кодекс поведения ТНК будет носить рекомендательный характер в виде резолюции (декларации) Генеральной Ассамблеи ООН. Но, к сожалению, этот Кодекс, разработанный в рамках ООН, так и не был принят. Основной причиной явились существующие объективные противоречия между интересами государств экспортеров и импортеров капитала: каждое из них стремится к достижению различных результатов.

     Тем не менее, комплексная работа в различных  органах ООН по правовому регулированию  иностранных инвестиций, осуществляемых ТНК, оказалась небезрезультатной.

     В ходе многолетних дискуссий были обозначены ключевые проблемы создания международно-правовой базы деятельности ТНК, в международном сообществе было достигнуто понимание необходимости установления особого международного контроля за деятельностью ТНК, разработано наконец взаимоприемлемое содержание Кодекса поведения ТНК.

     Разработка  и согласование общеприемлемого  текста Кодекса поведения Для  понимания роли ТНК в сфере  иностранных инвестиций в условиях глобализации небесполезен анализ структур и содержания проекта Кодекса  поведения ТНК.

     В общем, ведущая роль и место транснациональных корпораций во все более глобализирующемся международном сотрудничестве требует особых исследований в науке международного частного права.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       «Транснациональная корпорация - это группа взаимосвязанных юридических лиц, их представительств и дочерних компаний (филиалов), созданных и действующих в соответствии с законодательством нескольких (двух и более) государств, характеризующаяся наличием центральной структуры, которая осуществляет единое управление всеми членами группы путем участия в имущественных отношениях через преобладающее участие в уставном капитале (отношения основной и дочерних компаний), договор об объединении активов с целью создания группы лиц или осуществление функций инвестиционного фонда компании».

     В науке международного частного права сделан вывод о том, что ТНК не являются субъектами международного права в силу того, что в настоящее время не существует каких-либо международно-правовых норм, предоставляющих им права и обязанности в точном юридическом значении этих терминов. В то же время возможно приобретение ТНК международной правосубъектности в будущем. Предоставление ТНК такой правосубъектности позволит урегулировать их деятельность и закрепить их ответственность непосредственно в нормах международного права, что будет способствовать более эффективной регламентации деятельность ТНК.

     В Соглашении стран СНГ «О содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых, смешанных транснациональных объединений» от 15 апреля 1994 г. унифицированным порядком предусмотрено, что транснациональные объединения являются юридическими лицами по законодательству государства их регистрации. Статус филиалов и представительств транснациональных корпораций определяется в учредительных документах в соответствии с законодательством государства местонахождения филиалов и представительств (ст. 5).

     Поэтому с юридической точки зрения ТНК  является не единым субъектом права (коммерческой организацией, пусть  даже имеющей свои обособленные подразделения  в нескольких государствах), а совокупностью формально самостоятельных юридических лиц, образованных в соответствии с законодательством различных стран мира. Объектом правового регулирования остается каждое юридическое образование в отдельности, а не вся группа в целом, хотя и предпринимались попытки увязки нескольких компаний между собой - принцип контроля, экономической зависимости. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

            СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 

    1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. –  М.: Омега-Л, 2002. – 40 с.
    2. Об иностранных инвестициях в Российской Федерации: федер. закон от 09 июля 1999 г. // Собр. законодательства Российской Федерации – 1999 - №4 – Ст. 2135.
    3. Грешников И.П. Субъекты гражданского права: юридическое лицо в праве и законодательстве / И.П. Грешников. - СПб.: Норма, 2002. – 111с.
    4. Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. - М.: Юристъ, 2008. – 427 с.
    5. Международное частное право: Учебн. пособ./ Под ред. Л.П. Ануфриева, Г.К. Дмитриевой, К.А. Бекяшев. - М.: ПРОСПЕКТ, 2008. - 687 с.
    6. Санфилиппо Ч. Курс римского частного права: Учебник / Под ред. Д.В. Дождева. М.: Юристъ, 2000. – 184 с.
    7. Современный экономический словарь: в 9 т. / науч.-ред. совет : Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева - М.: ПРОСПЕКТ, 2006. – 3 т.
    8. Суворов Н.С. О юридических лицах по римскому праву: учеб. пособие / Н.С. Суворова. - М.: Юрайт , 2007. – 84с.

Информация о работе Транснациональные корпорации: право и практика