Конкуренция и конкурентоспособность

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:36, реферат

Краткое описание

Конкуренция – борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке.
Конкуренция имеет несколько характерных черт, в том числе: 1) наличие нескольких соперников, 2) принадлежность к одной и той же сфере деятельности, 3) совпадающие цели на рынке. Она носит принудительный характер, так как заставляет производителей под угрозой вытеснения с рынка непрерывно заниматься системой качества и улучшением своих товаров, а рынок — строго и объективно оценивает результаты их деятельности.

Файлы: 1 файл

конкуренция и конкурентоспособность 2 вариант.docx

— 24.06 Кб (Скачать)

Понятие, основные виды и методы конкуренции

    Рыночная  система создает свободу экономического выбора, каждый вправе производить и продавать свой товар. В результате возникает экономическое соревнование, состязание, именуемое конкуренцией.

    Конкуренция – борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке.

    Конкуренция имеет несколько характерных  черт, в том числе: 1) наличие нескольких соперников, 2) принадлежность к одной  и той же сфере деятельности, 3) совпадающие цели на рынке. Она носит  принудительный характер, так как  заставляет производителей под угрозой  вытеснения с рынка непрерывно заниматься системой качества и улучшением своих товаров, а рынок — строго и объективно оценивает результаты их деятельности.

    Положительные стороны конкуренции:

1) конкуренция  заставляет постоянно искать  и использовать в производстве  новые возможности;

2) конкуренция  требует совершенствовать технику  и технологии;

3) конкуренция  стимулирует повышение качества  товара;

4) конкуренция  заставляет снижать затраты (и  цены);

5) конкуренция  требует от поставщиков товаров  (продавцов) снижать цены на  предлагаемый товар;

6) конкуренция  ориентирует на ассортимент товаров  повышенного спроса;

7) конкуренция  повышает качество продукции  (клиент всегда прав);

8) конкуренция  вводит новые формы управления.

    Отрицательные стороны конкуренции: при конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику, многочисленность “жертв” в виде банкротств и безработицы.

    С точки зрения маркетинга конкуренция бывает трех видов (или родов):

— функциональная предусматривает удовлетворение потребности разными способами. Все товары, обеспечивающие удовлетворение определенной потребности, являются функциональными конкурентами. Типичным примером могут быть товары, удовлетворяющие потребность времяпрепровождения в дороге: книги, газеты, шахматы, домино, карты, плейеры и т.д [1].

— видовая существует между товарами, предназначенными для одной и той же цели, но отличающимися друг от друга какими-либо существенными параметрами потребительских свойств. Например, автомобили различных марок, лекарственные средства одной фармакотерапевтической группы, имеющие разную химическую структуру, медицинские инструменты одного наименования, изготовленные по разным технологиям и т.д.;

— предметная (межфирменная) возникает между идентичными товарами, выпускаемыми разными фирмами. Они отличаются качеством изготовления или могут быть даже одинакового качества. Преимущества имеет тот товар, который больше привлекает внимание потребителей.

    Кроме того, выделяют следующие методы конкурентной борьбы:

1) Ценовая конкуренция- между однородными товарами, которые различаются ценой. Основным способом конкурентной борьбы является снижение цены на товары. Этот метод был характерен для ранних периодов развития рынка [2].

Ценовая конкуренция в  свою очередь может  быть:

- прямая — фирмы широко оповещают общественность о снижении цен на выпускаемые товары;

-скрытая — товары с лучшими потребительскими свойствами продаются по такой же или незначительно более высокой цене, чем товары фирм-конкурентов.

2) Неценовая конкуренция - на первый план выдвигается более высокое, чем у конкурентов, качество товара. Товар совершенствуется в области надежности, дизайна, комфорта, особое внимание уделяется ценности потребления. Широко используются дополнительные услуги, реклама, презентации, создание благоприятного имиджа товара, производителя.

3) Незаконные методы  конкурентной борьбы - дискредитация товаров конкурентов, выпуск товаров-имитаторов (фальсификатов), имеющих низкое качество.

    В условиях современной конкуренция  наблюдается преобладание неценовых  методов конкуренции над ценовыми. Основу соперничества между фирмами  составляет борьба за дифференцированный спрос. Разрабатывая стратегию и  тактику поведения на рынке, фирма, прежде всего, озабочена созданием  продукции, которая по своим потребительским  качествам максимально соответствует  запросам покупателей. В своей экономической  политике фирма ориентируется на динамику потребительских ожиданий.

Конкурентоспособность и способы ее повышения

    Конкурентоспособность в широком смысле слова - это оценочная категория, которая характеризует возможность оцениваемого объекта успешно конкурировать. Т.е. высказывания о конкурентоспособности государства, компании, продукта или цены на этот продукт, могут быть одинаково корректны. Все зависит от конкретной ситуации и задач, для которых используется понятие "конкурентоспособность" [4].

    Применительно к маркетингу, конкурентоспособность- это относительная оценка потенциальной способности успешно конкурировать на рынке за ограниченный платежеспособный спрос. Границы понятия конкурентоспособности непрерывно расширяются, переходят в итоге от конкурентоспособности  изделия к конкурентоспособности  предприятий и даже государств.Общим в конкурентоспособности случаях является реакция рынка, прежде всего внешнего, и успех "продавца".

    Высокая конкурентоспособность означает, что  продукт или компания потенциально могут с высокой долей вероятности  рассчитывать на коммерческий успех  на данном рынке. Низкая оценка конкурентоспособности  обычно подразумевает малую вероятность  потенциального коммерческого успеха.

    В реальной жизни конкурентоспособность  компании и производимых ею продуктов  тесно переплетены. Так, низкая конкурентоспособность  продукта может компенсироваться конкурентными  преимуществами компании (в форме  использования для продукта популярного  бренда, либо эффективных каналов  продаж), обеспечивая коммерческий успех на конкретном рынке, и наоборот.

    Повышение конкурентоспособности предприятия  достигается путем ориентации предприятия  на потребителя, улучшения качества продукции, внедрения инновационной  политики, более качественного использования  ресурсов, в том числе человеческих, улучшения условий работы и ряда других факторов.

Факторами повышения конкурентоспособности  предприятия с  учётом особенностей современного рынка  являются:

1) Внедрение инновационной политики предприятия, которая определяет возможность предприятия конкурировать не только на внутреннем, но и на внешних рынках. Цель инновационной деятельности определяет её направленность на создание производства новых или отсутствующих на рынке товаров и услуг.

2) Наличие квалифицированных трудовых ресурсов, соответствующим требованиям международного рынка труда. Трудовые ресурсы являются одним из важнейших составляющих деятельности предприятия и важнейшим фактором повышения конкурентоспособности в глобальной экономике.

3) Система управления качеством на предприятии. Сегодня, когда потребитель может выбирать из огромного числа предлагаемых товаров и услуг, одной из важнейших детерминант существования и развития предприятия на рынке является качество предлагаемых им изделий или услуг.

4) Непрерывное совершенствование реализуемой на внутреннем рынке продукции национальных производителей и расширение их деятельности на международном рынке. Сюда можно отнести: обеспечение приоритетности продукции, изменение качества товара и его технических параметров с целью удовлетворения потребностей и конкретных запросов потребителя, определение преимуществ товара в сравнении с заменителями, определение недостатков товаров-аналогов, которые выпускают конкуренты, изучение методов конкурентов по совершенствованию аналогичных товаров, определение и использование ценовых факторов повышения конкурентоспособности продукции, новые приоритетные сферы использования продукции, дифференциацию продукции, обеспечивающую относительно стойкие преимущества потребителям, которым предоставляются определённые виды взаимозаменяемых товаров, влияние непосредственно на потребителя путём ограничения появления на рынке новых товаров, проведение рекламы, предоставление денежного или товарного кредита [6].

Углубление  и развитие всех вышеперечисленных  направлений как раз и позволит постоянно повышать конкурентоспособность  организации и занимать стабильную долю рынка, получая при этом доход. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемых источников

1. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2006.

2. Афанасьев М.П. Маркетинг: стратегия и тактика развития фирмы. - М., 2006.

3. Благаев А. В. Маркетинг в определениях и примерах. - М., 2007.

4. Глухов А.Г. Оценка конкурентоспособности товара и способы ее обеспечения/Маркетинг. – 2008.

5. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учеб.пособие — М.: ИНФРА-М, 2006. — 496 с.

6. Котлер Ф. Основы маркетинга. С. - Петербург, АО «Коруна», АОЗТ «Литераплюс», 2007.

Информация о работе Конкуренция и конкурентоспособность