Конкуренция и конкурентоспособность

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:17, реферат

Краткое описание

Цель каждого предпринимателя - максимизация прибыли, а, следовательно, и расширение масштабов хозяйственной деятельности. Это неизбежно приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, рост объема производства, и они выступают по отношению друг к другу как соперники или конкуренты.
Если предложение, какого - либо товара больше, чем спрос на него, то усиливается конкурентная борьба между продавцами. Каждый из них, чтобы продать свой товар, зачастую вынужден снижать цену, что, как, правило, влечет за собой сокращение производства данного товара. Если спрос больше чем предложение, то конкурировать друг с другом вынуждены уже покупатели.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3
1. Сущность конкуренции………………………………………………4
2. Конкурентоспособность…………………………………………….5
3. Функции конкуренции………………………………………………6
4. Виды конкуренции…………………………………………………….9
Заключение………………………………………………………………13
Библиографический список…………………………………………..14

Файлы: 1 файл

конкуренция.docx

— 39.07 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Российский государственный  аграрный университет Московская сельскохозяйственная академия имени К.А. Тимирязева (ФГОУ ВПО РГАУ МСХА им. К. А. Тимирязева)


КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ  И КООПЕРАЦИИ

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

 

«Конкуренция  и конкурентоспособность»

 

 

 

Выполнила:

 

 

Проверил:

 

 

 

 

Москва 2012

Содержание

Введение…………………………………………………………………3

    1. Сущность конкуренции………………………………………………4
    2. Конкурентоспособность…………………………………………….5
    3. Функции конкуренции………………………………………………6
    4. Виды конкуренции…………………………………………………….9

Заключение………………………………………………………………13

Библиографический список…………………………………………..14 

Введение

В настоящее время термин «конкурентоспособность»  стал одним из наиболее употребляемых в научной литературе. Политики, экономисты, представители бизнеса, журналисты также широко его используют, когда речь идет о необходимости интеграции экономики страны в систему современного мирового хозяйства.

Цель каждого предпринимателя - максимизация прибыли, а, следовательно, и расширение масштабов хозяйственной  деятельности. Это неизбежно приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, рост объема производства, и они выступают по отношению  друг к другу как соперники  или конкуренты.

Если предложение, какого - либо товара больше, чем спрос на него, то усиливается  конкурентная борьба между продавцами. Каждый из них, чтобы продать свой товар, зачастую вынужден снижать цену, что, как, правило, влечет за собой сокращение производства данного товара. Если спрос больше чем предложение, то конкурировать друг с другом вынуждены  уже покупатели.

Чтобы иметь возможность приобрести дефицитный товар, каждый из них старается  предложить по возможности более  высокую цену, чем это могут  сделать его соперники. Цена повышается, и это стимулирует увеличение предложения данного товара.

 

 

1. Сущность конкуренции

В литературе присутствуют три подхода к определению  конкуренции (этимологически слово  «конкуренция» восходит к латинскому «concurrentia», означающему «столкновение», «состязание»). Первый определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Такой подход характерен для отечественной литературы. Второй подход рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот взгляд присущ для классической экономической теории. Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка, и основывается на современной теории морфологии рынка.

Конкуренция определяется как  соперничество экономических субъектов, поэтому конкуренция - это механизм соперничества, борьбы рыночных структур за право найти своего покупателя и за возможность продать свой товар на наиболее выгодных условиях и, следовательно, получить максимальную прибыль.

Присутствие конкурента на рынке создает элемент состязательности: продавцы борются за право лучше  удовлетворить потребности покупателя, сделать его своим постоянным клиентом.

Характеризуется конкуренция  двумя особенностями: наличием на рынке  достаточно большого числа независимо действующих производителей и покупателей  любого конкретного товара и свободой для производителей и покупателей  вступать на рынок или покидать его.

Суть первой особенности  заключается в том, что на рынке  действуют тысячи покупателей и  продавцов. Каждый из них производит столь малую долю продукции или покупает ее, что разорение даже сотни производителей или их вступление в рынок происходит незаметно, то есть это никак не может повлиять на равновесную цену.

Вторая особенность предполагает, что никаких ограничений организационного и юридического характера не должно быть для увеличения или сокращения производства товара данного типа.

 

2. Конкурентоспособность

Существует три крайности  подходов к формированию категории  «конкурентоспособность»: во-первых, наличие  собственного мотива к деятельности, ожидание положительных для себя результатов; во-вторых, наличие необходимых  ресурсов для реализации деятельности; и, в-третьих, возможность и способность  противостоять соперникам (необходимо отметить, что в рамках понятия  конкурентоспособность в отличие  от конкуренции это свойство имеет  самостоятельное значение, а не является следствием первого). Исходя из этих условий, можно заключить, что конкурентоспособность объекта - это состояние, характеризующее реальную или потенциальную возможность выполнения своих функциональных обязанностей в условиях возможного противодействия соперников. Данное определение представляет наиболее общую, применимую без исключения ко всем объектам характеристику.

Практика показывает, что  финансового благополучия наиболее часто достигают предприятия  с более высоким конкурентным потенциалом.

Под конкурентным потенциалом предприятия подразумевается как реальная, так и потенциальная способность компании разрабатывать, изготовлять, сбывать и обслуживать в конкретных сегментах рынка конкурентоспособные изделия, т.е. товары, превосходящие по качественно-ценовым параметрам аналоги и пользующиеся более приоритетным спросом у потребителей.

Высокая конкурентоспособность  предприятия обусловливается наличием следующих трех признаков:

1. потребители довольны  и готовы купить повторно продукцию  этой фирмы (потребители возвращаются, а товары нет);

2. общество, акционеры, партнеры  не имеют претензий к фирме;

3. работники гордятся  своим участием в деятельности  фирмы, а посторонние считают  за честь трудиться в этой  компании.

Для того чтобы стать конкурентоспособной  компанией необходимо:

- обеспечить конкурентоспособность выпускаемой продукции в целевых сегментах рынка. Под конкурентоспособностью товара подразумевается оцененное потребителем свойство объекта превосходить в определенный момент времени по качественным и ценовым характеристикам аналоги в конкретном сегменте рынка без ущерба для производителя.

- поднять потенциал конкурентоспособности предприятия, а следовательно и его подразделений, до уровня мировых производителей в данной отрасли.

 

3. Функции конкуренции

Сущность конкуренции, как  и всякого другого явления, значительно  полнее и четче проявляется в  ее функциях.

В экономической литературе анализируются в основном следующие  функции конкуренции: регулирующая, аллокационная, инновационная, адаптационная, распределения, контролирующая.

Важнейшей из них является регулирующая функция, которая в  той или иной степени объединяет и остальные пять.

Регулирующая  функция. У данной функции присутствует главная черта конкуренции, которая определяет превосходство рыночной экономики над нашей, бывшей советской, плановой экономикой.

Этой функцией конкуренции  является подсчет ею на рынке общественно необходимых затрат труда по производству каждого конкретного вида товара. Она указывает товаропроизводителям, какие затраты труда должны быть ориентиром для них в производстве. Данная функция конкуренции реализуется благодаря действию закона стоимости, через его механизм.

В любом обществе во все  времена должны были поддерживаться равенство (баланс) между потребностями  людей и возможностями их удовлетворения, а также необходимость распределения  производственных возможностей (ресурсов) общества по отдельным отраслям, в  зависимости от их индивидуальной и общественной значимости.

В рыночной системе такое  распределение (регулирование) осуществляется стихийно, однако эта стихия подчинялась  и подчиняется определенным закономерностям.

Аллокационная функция. Allokation - переводится с английского как «размещение» производства выражается, прежде всего, в формировании совершенного рынка на всей территории страны, в рамках национального хозяйства, то есть, конкуренция постепенно размещает в масштабе национального хозяйства наиболее равномерно и эффективно производительные силы - капитал во всех его проявлениях и труд в их взаимном сочетании.

Инновационная функция конкуренции проявляется, в общем, в финансировании и стимулировании научно технического прогресса. Субъекты рынка стремятся внедрить достижения науки и техники в производство первыми и тем самым обойти конкурента.

Ведь всякое открытие в  науке и технике реализуется  конкретно в более экономичной  и производительной технологии производства, это - экономия ограниченных ресурсов, следовательно, повышение эффективности  производства. Конкурентный поиск инноваций  и их финансирование постепенно переходит  в организацию научных исследований и их финансирование самими субъектами рынка. Так конкуренция становится двигателем технического процесса.

Адаптационная функция конкуренции реализуется в росте приспособляемости субъектов рынка к постоянно меняющейся рыночной конъюнктуре, к разным её аспектам.

Фирме необходимо приспосабливаться  к законодательству страны, к её налоговой системе, к возможной  инфляции, к религиозным и чисто  национальным обычаям и традициям  и т. д., в общем, ко всему тому, что называется средой предпринимательства. Эта среда в целом или подавляет  субъектов рынка, или выдвигает  их на передовые экономические высоты - в зависимости от их адаптационных  способностей.

Данная функция играет столь существенную роль в развитии рынка, что некоторые экономисты вообще рассматривают приспособленческую конкуренцию как отдельный тип или вид конкуренции.

Распределительная функция конкуренции особенна тем, что в основном реализуется в среде потребителей, как индивидуальных, так и производительных.

Конкуренция проявляется  в их борьбе за получение наибольшей суммы совокупных материальных благ и услуг, произведенных в национальном хозяйстве, притом на наиболее выгодных условиях.

Здесь есть за что бороться, так как по существу распределяется весь произведенный валовой национальный продукт - готовый продукт, а его  условия распределения определяются не только экономическими, но и политическими, социальными и другими факторами.

Таким образом, именно эта  функция конкуренции реализуется  в наиболее неблагоприятной (этически) обстановке.

Контролирующая  функция конкуренции проявляется, прежде всего, в недопущении монополистического господства отдельных крупных предприятий на рынке. Конкуренция ограничивает и ставит в определенные рамки формы или модели несовершенной конкуренции. При этом конкуренция опирается на мощные институциональные механизмы, особенно на антитрестовское законодательство.

 

 

 

4. Виды конкуренции

Для современного рынка характерна регламентированная конкуренция, которую принято называть добросовестной. Это обозначает то, что на рынке никто из производителей не может монополизировать производство или продажу, не ущемляются права потребителей и действия хозяйственных субъектов не противоречат законам. Конкуренция может принимать разные формы. Прежде всего, выделяют внутриотраслевую и межотраслевую конкуренции (Таблица 1).

Таблица 1

Внутриотраслевая и межотраслевая  конкуренции

Признаки

Внутриотраслевая

Межотраслевая

Субъекты

предприятия одной

отрасли

предприятия разных

отраслей

Объекты

лучшие условия производства и сбыта

сферы наиболее прибыльного  вложения капитала

Предпосылки

различие индивидуальной стоимости однородных товаров

различие нормы прибыли  в отраслях экономики

Результат

рыночная цена и рыночная стоимость на однородные товары

средняя прибыль и цена производства


В современной экономике  особое значение имеет конкуренция, начинающаяся задолго до появления товара на рынке. Предприниматели могут бороться за приобретение сырья, материалов или оборудования по более низкой цене, за наиболее удачное расположение своих предприятий, за лучшие кадры и т.д. Так появилась внутрифирменная конкуренция в части улучшения качества продукта, снижения производственных издержек в рамках одной фирмы.

Информация о работе Конкуренция и конкурентоспособность