Конкуренция и конкурентоспособность

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:17, реферат

Краткое описание

Цель каждого предпринимателя - максимизация прибыли, а, следовательно, и расширение масштабов хозяйственной деятельности. Это неизбежно приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, рост объема производства, и они выступают по отношению друг к другу как соперники или конкуренты.
Если предложение, какого - либо товара больше, чем спрос на него, то усиливается конкурентная борьба между продавцами. Каждый из них, чтобы продать свой товар, зачастую вынужден снижать цену, что, как, правило, влечет за собой сокращение производства данного товара. Если спрос больше чем предложение, то конкурировать друг с другом вынуждены уже покупатели.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3
1. Сущность конкуренции………………………………………………4
2. Конкурентоспособность…………………………………………….5
3. Функции конкуренции………………………………………………6
4. Виды конкуренции…………………………………………………….9
Заключение………………………………………………………………13
Библиографический список…………………………………………..14

Файлы: 1 файл

конкуренция.docx

— 39.07 Кб (Скачать)

В зависимости от способа  поведения фирмы на рынке выделяют ценовую и неценовую конкуренцию.

Ценовая конкуренция - борьба между производителями за получение дополнительной прибыли посредством уменьшения издержек производства и снижения цен на продукцию без изменения ее ассортимента и качества. Неценовая конкуренция - это борьба между субъектами рынка на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, использования маркетинга, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупателям, улучшения условий оплаты и других приемов.

Конкуренция сильно зависит  от количества производителей-продавцов  и покупателей. В экономической  теории различают совершенную и  несовершенную конкуренцию.

Рынок совершенной конкуренции должен удовлетворять следующим условиям:

- на нем существует много производителей (продавцов), каждый из которых мал относительно рынка в целом;

- рынок характеризуется продуктовой однородностью, т.е. продукты по своим характеристикам должны быть существенно однородными;

- покупатели должны быть хорошо информированы о рыночном предложении;

- должен обеспечиваться свободный вход и выход на рынок, т.е., должны отсутствовать рыночные барьеры;

- производители и потребители имеют возможность формировать независимые решения, т.е. должна отсутствовать возможность сговора между субъектами рыночной деятельности.

Несовершенная конкуренция существует тогда, когда возможен контроль над определенной долей рынка и включает следующие виды:

- монополия - власть одного  продавца (монопсония - власть одного  покупателя);

- олигополия - власть нескольких  крупных фирм (олигопсония - власть  нескольких крупных покупателей);

- монополистическая - соревнования между разными по силе и влиянию продавцами.

Таблица 2

Формы конкуренции и типы рыночных ситуаций

Основные черты

Совершенная конкуренция

Чистая монополия

Олигополия

Монополистическая конкуренция

количество фирм на рынке

множество независимых

одна крупная

несколько крупных

достаточно много

Тип продукта

стандартизированный

уникальный

стандартизированный

Дифференцированный

контроль над ценой

отсутствует

полный контроль

влияние ценового лидера

влияние ограничено

вход в отрасль

Относительно легкий

очень трудный

трудный

вход и выход возможны


 

Чистая монополия характеризует рынок единственного продавца (государственная организация, частная регулируемая или нерегулируемая со стороны государства организация), не имеющего близких заменителей.

Деятельность чистых или  почти чистых монополистов обычно регулируется государством. В случае отсутствия регулирования цен со стороны  государства монополисты при  установлении цен постараются извлечь  для себя максимум выгоды.

Негативные последствия  чистой монополии проявляются в  том, что у предприятия-монополиста  отсутствуют необходимые внешние  стимулы к развитию, конкурентное давление, которое заставляло бы его  совершенствовать технологию, обновлять  производство, улучшать качество продукции.

Олигополистическая  конкуренция имеет место, когда в отрасли действует несколько, обычно крупных, организаций, и подразделяется на чистую и дифференцированную олигополии. В первом случае производятся и продаются недифференцированные продукты; во втором случае - дифференцированны. Олигополистические организации ведут неценовую конкуренцию.

Монополистическая конкуренция. В данном случае фирмы продают дифференцированные версии одного и того же базового товара. Это обусловлено наличием в его предложении элементов, крайне важных для части потребителей. С другой стороны, поскольку товары дифференцированы, фирма может снижать цены, но не переманит к себе покупателей от всех конкурентов.

 

Заключение

Следует отметить, что без  конкуренции нет рыночной системы. Конкуренция, будучи главным элементом  механизма рыночной системы, одновременно является некой средой, куда погружена  данная система и вне которой  она функционировать не может.

Именно конкуренция обеспечивает единство действия всех элементов рыночного  механизма, объединяя в единое целое  всех хозяйствующих субъектов, конкурирующих  между собою, навязывая им одну и  ту же игру или обязывая их играть по одним и тем же, единым для всех, правилам.

 

Библиографический список

1. Агирбов Ю.И., Мухаметзянов Р.Р., Леснов А.П. Рынки сельскохозяйственной продукции. – Москва, 2005

2. Магомедов, Ш.Ш. Конкурентоспособность товаров: Учебное пособие - 2-е изд. / Ш.Ш. Магомедов. - М. Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009.

3. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. - М.: ИНФРА-М, 2009.

4. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебное пособие; 2-е изд., с испр. и доп. - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем»; Изд-во «ГНОМ-ПРЕСС», 2009

 

http://knowledge.allbest.ru/economy/2c0b65625b2ac78a4c43a88521306d27_0.html

http://knowledge.allbest.ru/marketing/2c0a65635b3ac68a5d53a89521216d37_0.html

http://knowledge.allbest.ru/marketing/2c0a65625a2ac78a5d43b89521206d27_0.html

http://www.bestreferat.ru/referat-68783.html

http://www.bestreferat.ru/referat-23009.html

http://www.allbest.ru/union/searchg.html?cx=000224572358511756595%3Awtlwyqfuerk&cof=FORID%3A11&q=%EA%EE%ED%EA%F3%F0%E5%ED%F6%E8%FF+%E8+%EA%EE%EA%F3%F0%E5%ED%F2%EE%F1%EF%EE%F1%EE%E1%ED%EE%F1%F2%FC&sa.x=0&sa.y=0

http://stud24.ru/organization-economy/konkurenciya-i-konkurentosposobnost-predpriyatiya/5694.html

 


Информация о работе Конкуренция и конкурентоспособность