Концепция эластичности спроса и ее роль в принятии экономических решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 06:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы. В соответствии с темой данной курсовой работы, можно сформулировать ее цели:
рассмотрение эластичности спроса по ценам, доходам, перекрестную эластичность, что позволит оценить влияние перечисленных показателей на спрос;
анализ теории потребительского выбора, которая объясняет, каким образом покупатели предпочитают тратить получаемые ими доходы в целях максимального удовлетворения своих потребностей.
Исходя из поставленных целей, были определены следующие задачи:
рассмотрение теоретических основ понятия эластичность спроса;
определение зависимости эластичности спроса от цены и дохода;
выявление практического значения теории эластичности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА………….................5
Измерение эластичности спроса……………………………………………..8
Ценовая эластичность спроса……………………………………………….11
Использование показателей процентных изменений…………………..12
Интерпретация формулы…………………………………………………13
Свойства эластичности……………………………………………………...14
Эластичность и ценовые интервалы……………………………………..14
Эластичность и наклон кривой спроса…………………………………..15
Факторы ценовой эластичности спроса……………………………………16
Заменяемость……………………………………………………………...17
Удельный вес в доходе потребителя…………………………………….17
Предметы роскоши и предметы необходимости……………………….17
Фактор времени…………………………………………………………...18
Размер запаса……………………………………………………………...19
2. ЗАВИСИМОСТЬ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА ОТ ЦЕНЫ И ДОХОДА………………………………………………………………………....22
2.1 Эластичность спроса по цене……………………………………………….22
2.2 Эластичность спроса по доходам…………………………………………...24
3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ ЭЛАСТИЧНОСТИ…..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……..36

Файлы: 1 файл

Концепция эластичности спроса.docx

— 599.52 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ИНСТИТУТ

 

 

Факультет экономики  и права

Направление Экономика

Профиль налоги и  налогообложение

Кафедра экономики и налогообложения

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Микроэкономика»

на тему:

«КОНЦЕПЦИЯ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА И ЕЕ РОЛЬ В ПРИНЯТИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ»

 

 

 

 

 

                                                                                                        Автор работы:

                                                                                                         Студент 1 курса 714Б группы

                                                                                                         очной формы обучения

                                                                                                       Перцев И.М.

                                                                                                         Подпись__________________

 

                                                                                                         Руководитель работы:

                                                                     Ст. преподаватель 

                                                               Макарова Е.П.

                                                                                                         Оценка_____________________

                                                                                                         Подпись____________________

                                                                                                          «____»____________20____г.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА………….................5

    1. Измерение эластичности спроса……………………………………………..8
    2. Ценовая эластичность спроса……………………………………………….11
      1. Использование показателей процентных изменений…………………..12
      2. Интерпретация формулы…………………………………………………13
    3. Свойства эластичности……………………………………………………...14
      1. Эластичность и ценовые интервалы……………………………………..14
      2. Эластичность и наклон кривой спроса…………………………………..15
    4. Факторы ценовой эластичности спроса……………………………………16
      1. Заменяемость……………………………………………………………...17
      2. Удельный вес в доходе потребителя…………………………………….17
      3. Предметы роскоши и предметы необходимости……………………….17
      4. Фактор времени…………………………………………………………...18
      5. Размер запаса……………………………………………………………...19

2. ЗАВИСИМОСТЬ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА ОТ ЦЕНЫ И ДОХОДА………………………………………………………………………....22

2.1 Эластичность спроса по цене……………………………………………….22

2.2 Эластичность спроса по доходам…………………………………………...24

3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ ЭЛАСТИЧНОСТИ…..28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...34

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……..36

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  темы. Понятие эластичности имеет огромное значение для производителей товаров, т.к. дает ответ на вопрос о том на какую величину изменится объем спроса при изменении цены.

Изучение спроса потребителей, а также мотивов, которыми они  руководствуются, совершая покупки, —  важнейшая задача фирмы в условиях конкуренции. Обладание как можно  более полной информацией о спросе позволяет фирме обеспечивать сбыт своей продукции, расширять производство и успешно конкурировать на рынке.

Для фирмы при планировании объема и структуры производства чрезвычайно важно знать, от чего зависит спрос на ее продукцию. Величина спроса зависит от цены товара, доходов  потенциальных потребителей, а также  цен на товары, которые являются либо взаимодополняемыми (например, автомобили и бензин), либо взаимозаменяемыми (например, масло и маргарин, отдельные сорта  мяса и т. п.).

Цель работы. В соответствии с темой данной курсовой работы, можно сформулировать ее цели:

рассмотрение эластичности спроса по ценам, доходам, перекрестную эластичность, что позволит оценить влияние перечисленных показателей на спрос;

анализ теории потребительского выбора, которая объясняет, каким образом покупатели предпочитают тратить получаемые ими доходы в целях максимального удовлетворения своих потребностей.

Исходя из поставленных целей, были определены следующие задачи:

рассмотрение теоретических  основ понятия эластичность спроса;

определение зависимости  эластичности спроса от цены и дохода;

выявление практического  значения теории эластичности.

Объектом исследования является концепция эластичности спроса.

Предметом исследования – практическое значение теории эластичности.

В процессе написания данной курсовой работы, автор опирался на учебную литературу, представленную такими авторами как: Булатов А. С., Бутакова М.М., Гальперин В.М., Тарасевич Л.С.,   Серяков С.П., Макконнелл К. Р., Камаев В. Д., и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА

В экономике широко распространено использование процентного исчисления для выражения способности одной переменной реагировать на изменение другой.

Мера реакции одной  величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент. Примером может служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.

Если обозначить цену  Р,  а величину спроса  Q,  то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса  Ер  равен:

                                                                                                (1.1)

где  Q — изменение величины спроса, %;  Р — изменение цены, %;

«Р» в индексе означает, что эластичность рассматривается  по цене1.

Аналогично можно определить показатель эластичности по доходам  или какой-то другой экономической  величине.

Показатель ценовой эластичности спроса для всех товаров является отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается — величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя (знак «минус» опускается).

Например, снижение цены стирального  порошка на 5% вызвало увеличение спроса на него на 10%. Показатель эластичности будет равен:

,                                                                                 (1.2)

Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше 1, то мы имеем дело с относительно эластичным спросом. Иными словами, изменение цены в данном случае приведет к большему количественному изменению величины спроса.

Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса меньше 1, то спрос относительно неэластичен. В этом случае изменение цены повлечет за собой меньшее изменение величины спроса.

При коэффициенте эластичности равном 1 говорят о единичной эластичности. В этом случае изменение цены приводит к такому же количественному изменению величины спроса.

На рис. 1.1 изображены два варианта графиков спроса. На рис. 1.1, а снижение цены с Р0 до Р1, на 100 руб. (на 33%) приведет к росту величины спроса с Q0 до Q1, на 20 ед. (на 200%). Коэффициент эластичности будет равен 6 (200:33), т.е. он больше 1, и спрос эластичен. А что произойдет с выручкой от реализации продукции? Она увеличится с 3000 (300×10) до 6000 руб. (200×30),  т.е. вырастет в два раза. Заштрихованные прямоугольники 0 и 1 наглядно показывают увеличение выручки от реализации продукции при снижении цены в условиях эластичного спроса. Площадь прямоугольника 1 заметно больше площади прямоугольника 0.

Рис. 1.1, б графически иллюстрирует пример неэластичного спроса. Снижение цены на 100 руб. (с Р0 до Р1) увеличит величину спроса лишь на 2 ед. При этом выручка от реализации упадет с 3000 (300×10) до 2400 руб. (200×12). Естественно, что при такой ситуации фирма не будет снижать цену своей продукции, не без основания опасаясь снижения своих доходов.

Существует два  крайних случая:

1.  Существование  только одной цены, при которой  товар будет приобретаться покупателями. Любое изменение цены приведет либо к полному отказу от приобретения данного товара (если цена повысится), либо к неограниченному увеличению спроса (если цена снизится). При этом спрос является абсолютно эластичным, показатель эластичности бесконечен. Графически этот случай можно изобразить в виде прямой, параллельной горизонтальной оси (рис. 1.2, а). Например, спрос на помидоры, продаваемые отдельным торговцем на городском рынке, абсолютно эластичен. Однако рыночный спрос на помидоры не является эластичным.

Рис. 1.1. Относительно эластичный (а)  и относительно неэластичный (б) спрос

Рис. 1.2. Крайние случаи эластичности: а — спрос абсолютно эластичен, б — спрос абсолютно неэластичен

2. Изменение цены  не отражается на величине  спроса. График абсолютно неэластичного спроса (рис. 1.2, б) выглядит как прямая, перпендикулярная горизонтальной оси. Примером может служить спрос на отдельные виды лекарств, без которых больной не может обойтись,  и т. п.2

Таким образом, абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может изменяться от нуля до бесконечности:

  — спрос эластичен;

  — спрос неэластичен;

         — спрос с единичной эластичностью.

    1. Измерение эластичности спроса

Главным фактором, влияющим на спрос, является цена. Эластичность спроса по цене (прямая эластичность спроса)—  это степень чувствительности спроса на какой-нибудь товар к изменению  цены на этот товар. Прямая эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) спрос при уменьшении (увеличении) цены на данный товар на один процент.

Как измерить эластичность спроса по цене? Для этого необходимо подсчитать процентные изменения величины спроса и цены и соотнести их:

                                                  (1.2)

Из этой формулы видно, что показатель эластичности зависит  не только от соотношения приростов  цены и объема или от наклона кривой спроса (см. рис. 1.1), но и от их фактических значений. Даже если наклон кривой спроса является постоянным, показатель эластичности будет различным для разных точек на этой кривой.

Есть еще одно обстоятельство, которое следует учитывать при  определении эластичности. Какой объем продукции, и какой уровень цены следует использовать при расчете: существовавший до изменения или полученный после него?

Допустим, что небольшая  булочная выпекает батоны и продает их по свободной цене. Чем ниже будет выбрана цена, тем большее количество батонов булочная сможет продать. Зависимость цены и объема продаж известна (таблица 1). Нас интересует, какова эластичность спроса и как ее измерить в различных интервалах, выбранных нами для анализа3.

Таблица 1.1 - Расчет коэффициента ценовой эластичности спроса

Количество проданных батонов, шт.

Цена, руб.

Выручка, руб.

Коэффициент

эластичности

500

3,5

1750

1000

3,0

3000

4,3

1500

2,5

3750

2,2

2000

2,0

4000

1,3

2500

1,5

3750

0,8


Как измерить изменение величины спроса? Возьмем  второй интервал — от 1000 до 1500 батонов. Величина спроса изменилась на 500 батонов, или на 50% (500:1000=0,5). Однако если мы рассмотрим изменение величины спроса в обратном направлении, т.е. с 1500 до 1000 батонов, то в процентном отношении это составит лишь 33% (500:1500=0,33). Такие различия создают сложности при расчете коэффициента эластичности. Поэтому для измерения процентного изменения каждой рассматриваемой величины используется средняя точка выбранного интервала. В нашем примере это (1000+1500):2= 1250 батонов.

Изменение величины спроса в интервале от 1000 до 1500 батонов  составит 500:1250=0,4 (или 40%).

В общем виде формула для  определения процентного изменения  величины спроса  ∆Q  будет выглядеть:

                                                                            (1.3)

где Q0 и Q1 — величина спроса до и после изменения цены, шт.

Аналогично для определения  процентного изменения цены ∆P выбранном интервале получаем:

                                                                            (1.4)

Информация о работе Концепция эластичности спроса и ее роль в принятии экономических решений