Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 06:32, курсовая работа
Цель работы. В соответствии с темой данной курсовой работы, можно сформулировать ее цели:
рассмотрение эластичности спроса по ценам, доходам, перекрестную эластичность, что позволит оценить влияние перечисленных показателей на спрос;
анализ теории потребительского выбора, которая объясняет, каким образом покупатели предпочитают тратить получаемые ими доходы в целях максимального удовлетворения своих потребностей.
Исходя из поставленных целей, были определены следующие задачи:
рассмотрение теоретических основ понятия эластичность спроса;
определение зависимости эластичности спроса от цены и дохода;
выявление практического значения теории эластичности.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА………….................5
Измерение эластичности спроса……………………………………………..8
Ценовая эластичность спроса……………………………………………….11
Использование показателей процентных изменений…………………..12
Интерпретация формулы…………………………………………………13
Свойства эластичности……………………………………………………...14
Эластичность и ценовые интервалы……………………………………..14
Эластичность и наклон кривой спроса…………………………………..15
Факторы ценовой эластичности спроса……………………………………16
Заменяемость……………………………………………………………...17
Удельный вес в доходе потребителя…………………………………….17
Предметы роскоши и предметы необходимости……………………….17
Фактор времени…………………………………………………………...18
Размер запаса……………………………………………………………...19
2. ЗАВИСИМОСТЬ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА ОТ ЦЕНЫ И ДОХОДА………………………………………………………………………....22
2.1 Эластичность спроса по цене……………………………………………….22
2.2 Эластичность спроса по доходам…………………………………………...24
3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ ЭЛАСТИЧНОСТИ…..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……..36
Если фирма при принятии решения о цене будет руководствоваться только данными об эластичности рыночного спроса, то потери сбыта от повышения цен могут стать более значительными, чем ожидались. Например, если примем эластичность рыночного спроса на табачные изделия 0,46, то это совершенно не означает, что эластичность спроса на сигареты фабрики «Ява» или «Дукат» будет иметь то же значение. Конкуренция повысит коэффициент эластичности спроса на сигареты каждой из этих фабрик13.
Эластичность спроса является важным фактором, влияющим на ценовую политику фирмы. Предположим, что какая-то фирма построила стоквартирный дом и решает вопрос, по какой цене следует предлагать квартиры съемщикам. Расходы на строительство и эксплуатацию фактически не зависят от того, сколько квартир будет сдано (за исключением расходов на текущий ремонт, которые составляют небольшую долю от общих расходов).
Если фирма знает спрос на квартиры и его эластичность, она может определить, по какой цене следует сдавать эти квартиры, чтобы обеспечить максимальную выручку. При этом максимальная выручка может достигаться даже в том случае, если часть квартир останется пустовать. Проиллюстрируем это графически. Допустим, что фирма столкнулась с линейной кривой спроса, как это показано на рис. 3. При арендной плате 1 тыс. руб. в месяц ценовая эластичность спроса равна единице и сумма поступлений от аренды наибольшая. Однако, как видно из рис. 3, по этой цене может быть сдано только 80 квартир, а не 100. Если же фирма установит арендную плату ниже 1 тыс. руб., она может сдать оставшиеся 20 квартир, однако ее выручка при этом сократится14.
Рис. 3.1 Эластичность спроса (а) и изменение валовой выручки (б):
Р — плата за аренду квартиры; Q — количество квартир;
R — доход (выручка) фирмы от сдачи квартир в аренду
Другим примером практического использования теории эластичности является государственная налоговая политика. При введении косвенных налогов государство преследует цель увеличить объем налоговых поступлений в бюджет для перераспределения ресурсов в экономике, перераспределения доходов населения и поддержки малоимущих, развития социальной сферы, инфраструктуры, обороны и т.п. Однако в зависимости от эластичности спроса и предложения на отдельные виды товаров и услуг налоговое бремя будет распределяться по-разному между производителями и потребителями продукции.
Рассмотрим распределение налогового бремени при эластичном и неэластичном спросе на продукцию (эластичность предложения принимается постоянной).
На рис. 4 показано, как изменятся цена и объем продаж после введения налога.
График спроса D на рис. 3.2, а показывает, что он имеет высокую эластичность, а на рис. 3.2, б — относительно неэластичен. График предложения S0 — предложение до введения налога. Соответственно Р0 и Q0 — равновесные цена и объем производства до введения налога.
Рис. 3.2 Распределение налогового бремени при эластичном (а) и неэластичном (б) спросе: D — спрос; S0, S1, — предложение до и после введения налога15.
Что произошло, когда государство ввело налог? Кривые предложения переместились влево вверх на величину налога. Возникла новая ситуация равновесия Q1 и Р1.
Таким образом, цена товара будет повышена производителем. Но насколько? Производитель в условиях рыночной экономики может увеличить цену на сумму налога (хотя в России в переходной экономике это часто наблюдалось), установить ее выше равновесной, так как в условиях конкуренции он будет вытеснен с рынка. Единственное, что он может сделать — это поднять цену до равновесного уровня.
В случае если спрос эластичен, потери производителя будут выше, бремя налога ляжет в основном на него. На рис. 3.2, а выделенный прямоугольник показывает величину налога, его часть ниже пунктирной линии — потери производителя от налога. Кроме того, производитель будет вынужден сократить производство до Q1, потеряв часть покупателей своей продукции за счет более высокой цены на нее.
В случае если спрос неэластичен,
налоговое бремя ляжет
Следует обратить внимание на заштрихованные треугольники на рис. 6. Они очерчивают продукцию, которая была бы произведена и куплена, если бы государство не ввело налог. Это те потребители, которые хотят, но не могут купить товар, и те производители, которые хотят, но не могут произвести его. Несовпадение желаний и возможностей является прямым следствием установленного налога и представляет собой потерю для общества. Причем эта потеря будет тем выше, чем выше эластичность спроса на данный товар.
Теперь рассмотрим зависимость распределения налогового бремени от эластичности предложения (эластичность спроса примем постоянной). Рис. 3.3 иллюстрирует ситуацию до и после введения налога.
Рис. 3.3. Распределение налогового бремени при эластичном (а) и неэластичном (б) предложении: D — спрос; So, S1, — предложение до и после введения налога16.
При эластичном предложении
налоговое бремя ляжет в
При неэластичном спросе, продавцам выгодно повышение цен, а при эластичном, наоборот, выгодно снижать цены (доход растет). При единичной эластичности продавцы получают максимальный доход. Покупателям выгодны изменения цен в другую сторону, чем продавца: при неэластичном спросе - снижение цен, при эластичном - повышение цен (тогда их расходы сокращаются).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев тему по данной курсовой работе, автор пришел к выводу, что изучение спроса на продукцию является первейшей задачей фирмы в условиях рынка. Одной из важнейших характеристик спроса является его эластичность. Оценка эластичности спроса (по цене, доходам покупателей и другим параметрам) позволяет фирме выбрать верную стратегию поведения на рынке. Коэффициенты (показатели) эластичности спроса дают возможность определить положение кривых спроса и прогнозировать изменение объема продаж в зависимости от изменения факторов, влияющих на спрос.
Ценовая эластичность спроса измеряет степень чувствительности потребителей к изменениям цены. Если потребители относительно чувствительны к изменениям цен, спрос является эластичным. Если потребители относительно нечувствительны к изменениям цен, спрос неэластичен.
Ценовую эластичность спроса можно определить, наблюдая за характером воздействия изменения цены на величину общей выручки от продажи продукции. Если цена и общая выручка изменяются в противоположных направлениях, значит, спрос эластичен. Если цена и общая выручка изменяются в одном и том же направлении, спрос неэластичен. В случае единичной эластичности спроса изменение цены оставит общую выручку неизменной.
Количество доступных товаров-заменителей, место продукта в бюджете покупателя, его принадлежность к предметам необходимости или роскоши, а также длительность анализируемого периода времени — все это факторы, влияющие на эластичность спроса.
Практическое значение коэффициента эластичности заключается в облегчении прогнозирования того, какие именно отрасли имеют шансы на процветание и расширение, а какие в будущем, вероятнее всего, ожидает застой и сокращение производства. Точнее говоря, при прочих равных условиях высокая положительная эластичность по доходу означает, что вклад конкретной отрасли в экономический рост будет больше, чем ее доля в структуре экономики. Небольшой положительный или, еще хуже, отрицательный коэффициент указывает на перспективу сокращения производства в отрасли. Например, упомянутая высокая положительная эластичность спроса на автомобили предвещает процветание автомобильной промышленности на долгосрочную перспективу, тогда как низкая эластичность по доходу спроса на сельскохозяйственную продукцию предполагает хронические затруднения в этой отрасли.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1 Булатов А. С. Экономика: Учебник. М.: Юристь, 2001. 187 с.
2 Любимов Л.Л., Раннева Н. А. Основы экономических знаний : учебник. М. : Вита-Пресс, 1997. 101 с.
3 Булатов А. С. Экономика : учебник. М. : Юристь, 2001. 191 с.
4 Булатов А. С. Экономика: учебник. М. : Юристь, 2001. 191 - 192 с.
5 Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс : учебник. М. : ИНФРА-М, 1992. 13 с.
6 Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс : учебник. М. : ИНФРА-М, 1992. 14 с.
7 Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс : учебник. М. : ИНФРА-М, 1992. 17 с.
8 Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс : учебник. М. : ИНФРА-М, 1992. 18 с.
9 Бутакова М.М. Ценообразование в рыночной экономике : конспект лекций. Барнаул : Сервер электронных публикаций ММЦ АГУ, 2004. 151 с.
10 Серяков С.Г. Экономическая теория: микроэкономика, макроэкономика : конспект лекций. М. : Юристъ, 2001. 96 с.
11 Бутакова М.М. Ценообразование в рыночной экономике : конспект лекций. Барнаул : Сервер электронных публикаций ММЦ АГУ, 2004. 151 с.
12 Серяков С.Г. Экономическая теория: микроэкономика, макроэкономика : конспект лекций. М. : Юристъ, 2001. 98 с.
13 Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика : учебник. М. : Дело ЛТД, 1995. 76 с.
14 Булатов А. С. Экономика: учебник. М. : Юристь, 2001. 197 с.
15 Булатов А. С. Экономика: учебник. М. : Юристь, 2001. 199 с.
16 Булатов А. С. Экономика: учебник. М. : Юристь, 2001. 200 с.
Хабаровск 2012 г.
Информация о работе Концепция эластичности спроса и ее роль в принятии экономических решений