Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 22:22, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: изучить понятие «эластичность спроса».
Задачи курсовой работы:
- дать определение понятия «спрос» и определить факторы, его регулирующие;
- указать факторы, изменяющие спрос;
- дать понятие эластичности спроса, указать факторы, влияющие на эластичность спроса;
- изучить виды эластичности спроса;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….3
1. СПРОС И РЕГУЛИРУЮЩИЕ ЕГО ФАКТОРЫ…………………………….5
Понятие спроса…….……………………………………………………5
Изменение спроса……..……………………………………………....10
2. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА………………………………………………....14
Измерение эластичности спроса. Факторы, влияющие на эластичность спроса…………………………………………………..14
Виды эластичности спроса………………………..………………….19
3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛАСТИЧНОСТИ
СПРОСА……………………….……………………………………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....30
ПРИЛОЖЕНИЯ А
Графики суммарного спроса и кривой спроса …………………...................…32
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Эластичный и неэластичный спросы……..…………………………………….33
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Абсолютно эластичный и неэластичный спросы……………………………...34
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Графики товаров по качеству…………………………………………………...35
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Графики видов спроса……………………………………
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….
1. СПРОС И РЕГУЛИРУЮЩИЕ ЕГО ФАКТОРЫ…………………………….5
2. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА………………………………………………....14
3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛАСТИЧНОСТИ
СПРОСА……………………….…………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....30
ПРИЛОЖЕНИЯ А
Графики суммарного спроса и кривой спроса …………………...................…32
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Эластичный и неэластичный спросы……..…………………………………….33
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Абсолютно эластичный и неэластичный спросы……………………………...34
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Графики товаров
по качеству…………………………………………………...
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Графики видов
спроса…………………………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ
В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики - предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление - менеджмент. Все это требует глубоких экономических знаний. Ведь в условиях рыночной экономики выживет лишь тот, кто наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных работников.
Таким образом, тема данной курсовой работы особенно актуальна, так как изучение спроса на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) - все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. Сейчас для любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара. Поэтому-то на первые роли выходят в настоящее время многочисленные отделы маркетинга, непосредственно занимающиеся вопросами сбыта и реализации продукции. И там хорошо знают, что такое спрос и как он изменяется с течением времени. "Клиент всегда прав" - этот принцип, принятый на вооружение многими ведущими производителями, лишний раз доказывает первостепенное значение исследования такого экономического понятия, как эластичность рыночного спроса.
Цель данной курсовой работы: изучить понятие «эластичность спроса».
Задачи курсовой работы:
- дать определение понятия «
- указать факторы, изменяющие спрос;
- дать понятие эластичности спроса, указать факторы, влияющие на эластичность спроса;
- изучить виды эластичности спроса;
- описать примеры практического
применения эластичности
Данная курсовая работа состоит из введения, трех частей, заключения, списка литературы и приложений.
При
написании курсовой работы были изучены
работы таких авторов, как Гребенников
П. И., Леусский А. И., Тарасевич Л. С., Долан
Э. Д., Иохин В. Я., Базылев Н. И., Базылева
М. Н. и др.
На рынок поступают товары разного ассортимента, в различном количестве, с неодинаковыми ценами. В зависимости от запросов покупателей, общественной оценки свойств товара и уровня доходов населения они обладают неодинаковыми потребительскими свойствами и реализуются с разной степенью интенсивности. Зависимость между поступлением товаров на рынок и возможностью рынка их реализовать выражается теорией спроса и предложения.
«Спрос представляет собой то количество продукта, которое потребители в данный период времени могут по заданной цене купить на рынке. Спрос может иметь цифровое, представленное в виде таблицы, и графическое выражение. Он выражает соотношение альтернативных возможностей рынка товаров и покупательной способности населения»[1, с. 189]. При этом рынок может быть насыщен товарами и желающих их купить может быть в достатке, но и реализованной может оказаться только часть предложенных товаров. Определяющим моментом здесь выступит цена на товары. Спрос обычно оценивается с точки зрения выгодности для имеющихся покупателей продажной цены. Соответственно устанавливается определенное количественное соотношение между уровнем цен и числом реализуемых изделий: как правило, по низким ценам реализуется больше продукции, а по высоким – меньше. Возникает, таким образом, реальная зависимость между желанием покупателя и его возможностями. Если цена будет ниже, покупатель приобретает продукта больше, но в случае высокой цены, последнего приобретается меньше, а зачастую и самый ограниченный предел, тот, в котором покупатель в данный момент крайне остро нуждается. Покупатель полагает, что он может за счет этого продукта некоторое время выйти из трудной ситуации, но в следующий момент, при более низких продажных ценах, с запасом купит продукцию. В таком случае будет складываться ситуация, при которой снижается интерес к покупке. Если раньше он вынужденно покупал продукцию по высокой цене, снижение цен ведет к падению потребности к покупке. На этой основе в свое время была сформулирована теория предельной полезности. В случае падения цен на товары, а также возможного их возрастания позиция покупателя выражается в том, что потребность в части своей начинает покрываться заменителями или вовсе реализуется за счет заменителей или субститутов. В таком случае формируется новая потребность и она же оказывается зависимой от спроса и предложения.
Любой покупатель стремится максимально полно удовлетворить все свои потребности путем приобретения различных товаров. Однако он ограничен в своих действиях имеющейся в его распоряжении суммой денег, которые он имеет возможность передать в обмен на необходимый ему набор товаров. Таким образом, покупатель будет стремиться составить определенную комбинацию различных планируемых для покупки товаров, которая будет доступна для него по своей общей стоимости и одновременно наилучшим образом удовлетворит его индивидуальные потребности в целом. Формируется индивидуальный спрос – намерение покупателей покупать нужные им товары, подкрепленное их возможностью оплатить эти товары. Общий спрос для некоторой группы покупателей является суммой индивидуальных спросов.
Ясно, что для исследования спроса удобно определить его количественную трактовку. «В целях анализа под спросом на определенный товар понимается зависимость платежеспособной потребности покупателей, имеющих доступ к определенному рынку, в определенном количестве этого товара от существующей цены на этот товар, то есть готовность покупателей приобретать данный товар в различном количестве при различных предлагаемых покупателю ценах на этот товар. При этом все иные факторы, существенные для решения о покупке, предполагаются неизменными»[1, с. 197].
Предположим, что существует некоторый набор потребностей покупателя, удовлетворяемых каждая своим товаром. На каждый из товаров существуют определенные цены, и покупатель решил для себя, что его общая удовлетворенность всеми покупками в целом будет оптимальна, если он купит эти товары в некоторых определенных количествах. При снижении цены на любой из товаров часть имеющихся у покупателя средств остается свободной для дополнительного использования и лучшего удовлетворения одной или нескольких его потребностей. В зависимости от приоритетов покупателя в удовлетворении своих различных потребностей может увеличиться спрос либо только на исследуемый товар, либо на любой другой из товаров, либо на несколько товаров, включая или исключая исследуемый, в любой пропорции. То есть со снижением цены спрос на товар по крайней мере не снизится.
Кроме того, в реальности в большинстве случаев существуют близкие по назначению товары, способные удовлетворить одну и ту же потребность, но отличающиеся, например, по сложности извлечения из них пользы, по продолжительности временного интервала, в течение которого возможно извлечение из них пользы, по интенсивности удовлетворения ими соответствующей потребности покупателя. Предположим, что до снижения цены на исследуемый товар фиксированную сумму можно было с чуть большей пользой направить на покупку близкого другого товара: условно, 5 единиц товара-1 давало чуть меньшее удовлетворение по сравнению 15 единицами товара-2, и поэтому приобретался товар-2. Если же цена товара-1 снизилась, то у покупателя появляется возможность на те же деньги купить либо, скажем, 7 единиц товара-1, либо те же 15 единиц товара-2, количественный прирост товара-1 вполне может компенсировать разницу в степени полезности товара-1 и товара-2, и выбор будет сделан в пользу товара-1, на который снизилась цена. То есть снижение цены делает товар более привлекательным для покупателя по сравнению с альтернативным близким по назначению товаром, и спрос на подешевевший товар может возрасти еще и за счет выбора в его пользу по сравнению с альтернативным товаром (но может и остаться прежним, если количественный прирост недостаточен для покрытия разницы полезности).
«Постоянство спроса на определенный товар при снижении цены на него хотя и вероятно, но не может бесконечно сохраняться при постепенном дальнейшем снижении цены»[2, с. 215]. Используя сэкономленные на покупке данного товара средства на повышенное удовлетворение иных потребностей, покупатель, в конце концов неизбежно захочет лучше удовлетворить свою потребность, связанную именно с данным товаром, поскольку она будет отставать от удовлетворения иных потребностей. Тот же вывод следует из того, что количественный возможный прирост данного товара по сравнению с альтернативным в конце концов приведет к выбору большего количества товара-1 по сравнению с прежним количеством товара-2.
Из того, что для разных покупателей приоритеты удовлетворения потребностей и оценка соотношений полезности альтернативных товаров будут расставлены по-разному, следует, что общий спрос на определенный товар будет возрастать при снижении его цены и неизменности всех прочих факторов. Кроме того, при более высокой цене часть потенциальных покупателей, пусть даже имевшая доступ к данному рынку, не могла себе позволить покупать данный и альтернативный товар: соответствующая данному товару потребность вполне могла быть наименее актуальной для некоторых покупателей, и они могли вовсе отказываться от удовлетворения соответствующей потребности ввиду недостаточного дохода. При снижении же цены некоторые покупатели уже станут способны покупать данный товар, и спрос будет расти еще и за счет увеличения количества покупателей.
«Измеряя спрос количеством товаров, которые покупатели готовы купить (Q), можно выразить зависимость спроса от цены (P) некоторой убывающей функцией Q=D(P) и наглядно представить закон спроса графически в виде так называемой кривой спроса»[2, с. 147] (см. приложение 1 рис.1).
Однако на любом рынке выступает много покупателей, поэтому целесообразно говорить о рыночном спросе. Переход от индивидуального спроса к рыночному спросу может быть легко осуществлен по средствам суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных возможных ценах (см. приложение 1 рис.2).
«Коренное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса»[3, с. 193]. Бывают случаи, когда практические данные противоречат закону спроса, но это не означает его нарушение, а только лишь нарушение допущения при прочих равных условиях.