Эластичность спроса

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 22:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: изучить понятие «эластичность спроса».
Задачи курсовой работы:
- дать определение понятия «спрос» и определить факторы, его регулирующие;
- указать факторы, изменяющие спрос;
- дать понятие эластичности спроса, указать факторы, влияющие на эластичность спроса;
- изучить виды эластичности спроса;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….3
1. СПРОС И РЕГУЛИРУЮЩИЕ ЕГО ФАКТОРЫ…………………………….5
Понятие спроса…….……………………………………………………5
Изменение спроса……..……………………………………………....10
2. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА………………………………………………....14
Измерение эластичности спроса. Факторы, влияющие на эластичность спроса…………………………………………………..14
Виды эластичности спроса………………………..………………….19
3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛАСТИЧНОСТИ
СПРОСА……………………….……………………………………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....30
ПРИЛОЖЕНИЯ А
Графики суммарного спроса и кривой спроса …………………...................…32
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Эластичный и неэластичный спросы……..…………………………………….33
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Абсолютно эластичный и неэластичный спросы……………………………...34
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Графики товаров по качеству…………………………………………………...35
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Графики видов спроса……………………………………

Файлы: 1 файл

ЭЛАСТИЧНОСТЬ 1.doc

— 200.00 Кб (Скачать)

     Нужно учитывать, что спрос на традиционные товары (например, хлеб) практически постоянен, а при выпуске принципиально новых товаров спрос только зарождается и может опережать предложение, то есть объем производства данного товара. Но наступает момент, когда спрос на товар насыщается, потребности покупателей удовлетворяются, объем  производства начинает превышать спрос.

     Прогнозирование спроса для различных товаров различно по сложности. Например, для автомобильных коробок передач или химического сырья размеры спроса достаточно очевидны. А спрос на товары, имеющие многофункциональное назначение, не так очевиден. Еще сложнее прогнозировать спрос на потребительские товары, где наряду с факторами, которые могут быть весьма точно определены на будущее, например, изменение душевого дохода, действуют факторы, не поддающиеся строгому анализу и измерению, например, вкусы и предпочтения потребителей, мода, демонстрационный эффект и т.д. Ни статистический учет, ни экономико-математическое моделирование рыночной ситуации не в состоянии достоверно определить тенденции изменения спроса на конкретный товар.

     Прогнозирование можно осуществлять различными способами: можно переносить выявленные тенденции прошлого на будущее. Можно учесть возможность изменения тенденций в связи с изменением какого-либо фактора, в частности, дохода на душу населения.

     Краткосрочные прогнозы спроса делать труднее, чем долгосрочные. Спрос с трудом поддается прогнозу, и еще труднее целенаправленному воздействию.

     При определении объемов производства нельзя не учитывать производство этого же товара другими производителями — конкурентами. При решении этого вопроса важно определить меру насыщенности рынка, а также насыщенность хозяйственной сферы предпринимательской инициативой и деятельностью. Если эти показатели невысоки, то можно надеяться на успешный поиск производственной ниши. Методы определения этих мер различны: изучение справочных рекламных изданий, статистики, конкретный анализ.

     Определив ожидаемый уровень спроса, необходимое и возможное предложение со стороны фирмы можно определить возможный объем производства. Определение цены продукции нужно производить с учетом ряда факторов:

       — цена должна покрывать затраты на производство единицы продукции и приносить предприятию прибыль;

       — цена должна ориентироваться на цены конкурентов, то есть не превышать их при соответствии функциональных характеристик и  качества товара, и при возможности быть ниже цен конкурентов, чтобы стимулировать спрос на продукцию данной фирмы;

       — цена должна соответствовать цене спроса, то есть максимальной цене, которую покупатели должны заплатить за данную продукцию.

     Спрос на ресурсы является зависимым от спроса на готовую продукцию, поэтому в первую очередь определяются виды продукции, производство которых будет пользоваться наибольшим спросом и принесет наибольшую прибыль. Получение наибольшей прибыли означает, что продукция будет производиться с меньшими издержками. Известно, что значительную часть  издержек составляют затраты на материальные ресурсы, то есть ресурсы необходимые на производство данной продукции. Поэтому из определенных видов продукции необходимо выбрать  те виды продукции, производство которых будет приносить наибольшую удельную прибыль, то есть прибыль на единицу продукции.

     Ответить  на известные вопросы производителя  можно только на основе комплексного исследования рынка, анализа потребностей потребителя, изучения конкуренции, цен  и ценовой политики, провидения товарных исследований, анализа условий торговли, требований к рекламе, сбыту и сервису с учетом внешней и внутренней среды, в которой действует предприятие.

     Изменение объёма продаж влияет на объем выручки  и финансовое положение продавца. Зная размеры спроса, можно легко  определить объём выручки – это произведение  P×Q или площадь прямоугольника, одна сторона которого равна цене товара, а вторая – количеству товара, проданного по этой цене. Проанализируем ситуацию с объемом выручки при различных вариантах эластичности графически (приложение Д рис. П.Д.1.,П.Д.2.,П.Д.3.).

     В приложении Д рис.П.Д.1.,П.Д.2.,П.Д.3 показано, как изменяется общая выручка при одинаковом изменении цены для товаров с различной эластичностью спроса.

     При эластичном спросе (рис. П.Д.1.) снижение цены вызывает такое увеличение объёма продаж, которое ведет  к увеличению общей выручки  (площадь прямоугольника, соответствующего меньшей цене, больше площади прямоугольника, соответствующего высокой цене).

     При спросе единичной эластичности (рис.П.Д.2.) прирост объема продаж при снижении цены становится таковым, что общая выручка остаётся неизменной (обе площади равны).

     При неэластичном спросе (рис.П.Д.3.) снижение цены ведет к настолько малому изменению объема продаж, что объем общей выручки уменьшается (площадь прямоугольника, соответствующего более низкой цене, меньше площади прямоугольника, соответствующего более высокой цене).

     Таким образом, можно заметить, что эластичность спроса  определяет ценовую политику фирмы. Помимо этого, использование  анализа эластичности поможет предпринимателям  найти оптимальное количество выпускаемой продукции при определенной цене.

     Однако  на этом функции анализа эластичности не заканчиваются.  Эластичность спроса можно использовать и для определения  поведения потребителя. Для этого  можно выделить несколько факторов влияющих на неё:

  1. Незаменимость.  Если у товара есть заменители, то спрос будет более эластичным, противоположным образом влияет отсутствие таковых. То есть при наличии товаров-субститутов изменение цены  вызовет реакцию у потребителей, и, наоборот,  при их отсутствии изменение цены не вызовет никакой реакции у потребителей.
  2. Значимость товара для потребителя. Как правило, неэластичным является спрос на товары первой необходимости. То есть при выпуске товаров первой необходимости фирма может сама назначать цену, так как реакции потребителей не последует.
  3. Удельный вес в доходах и расходах. Товары, на которые тратится значительная доля средств, эластичны, а занимающие незначительную долю бюджета  - неэластичны.
  4. Временные рамки. Эластичность спроса увеличивается в долгосрочном плане и становится менее эластичной на коротких промежутках времени.

     Но  анализ эластичности важен не только для частных фирм и предприятий. Нередко именно из-за разной степени  эластичности одни государственные  меры заканчиваются успехом, а другие оборачиваются провалом. Поэтому анализ эластичности важен не только для отдельных частных фирм, но и для государства вообще. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     На  основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

      - рыночный процесс состоит из множества актов обмена товарами и услугами. В каждом таком акте участвует продавец, на стороне которого выступает предложение товара, и покупатель, представляемый спросом на товары. Спрос и предложение являются тесно связанными и непрерывно взаимодействующими категориями и служат связующим механизмом между производством и потреблением;

      - на величину спроса, как индивидуального, так и совокупного, влияют ценовые и неценовые факторы, которые должны четко отслеживаться на постоянной основе специальными отделами;

      - результатом взаимодействия спроса и предложения выступает рыночная цена, которая также называется равновесной ценой. Она характеризует состояние рынка, при котором величина спроса равна предложению;

      - для измерения величины изменения спроса и предложения используется понятие эластичности как меры реагирования одной переменной на изменение другой;

      - надо также отметить, что спрос выступает одним из самых важнейших факторов при формировании экономической стратегии предприятия, так как только производство "нужных", пользующихся спросом у покупателей товаров целесообразно и выгодно с экономической точки зрения;

      - понятие эластичности спроса имеет прямое отношение к ценовой политике производителей. При установлении цены на свой товар, а также при определении ценовых надбавок или скидок, производитель должен улавливать те изменения, которые происходят на рынке и имеют какое-либо отношение к изменению эластичности спроса на его товар. Если у него не будет возможности учесть в ценах происходящие на рынке изменения, это может привести к потере им части прибыли, а то и рынка . Понимание ценовой эластичности часто является решающим для многих хозяйственных решений;

      - при эластичном спросе с уменьшением цены общая выручка, об этом упоминалось выше,  увеличивается (уменьшается). То есть мы пришли к выводу, что связь между ценой и выручкой обратно пропорциональная. Если спрос неэластичный, между ними возникает прямая зависимость. Единичная эластичность не меняет величину дохода. Эту экономическую взаимосвязь должен учитывать каждый производитель, чтобы манипулировать ценами, не нанося ущерба своим доходам.

     Таким образом, эластичность выступает одним из самых важнейших факторов при формировании экономической политики предприятия, так как реакция потребителей и фирм может быть разной, и анализ эластичности может исключить или уменьшить неожиданность при каком-либо изменении в стратегии предпринимателя.

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ  ИСТОЧНИКОВ 
 

1. Базылев, Н. И., Экономическая теория: учебник для экон. спец. вузов / Н.И Базылев, М.Н. Базылева. - Минск: Книжный дом, 2004. – 197 с.

2. Гребенников, П. И. Микроэкономика / П.И. Грбенников, А.И. Леусский, Л.С. Тарасевич. – СПб: Питер, 1996. – 254 с.

3. Долан, Э. Д. Рынок: микроэкономическая модель./ Э.Д. Долан. - СПб, 1992. -  193 с.

4. Журавлева, Г.П. Экономика: учебник / Г.П. Журавлёва. – М.: Дело, 2001. – 367 с.

5. Ивашковский, С.Н.  Микроэкономика / С.Н. Ивашковский. – М.: Дело,  1998. - 245 с.

6. Курс экономической теории. / М.Н. Чепурин [и др.]; под ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой – Киров: АСА 1996. -  308 с.

7. Лисовицкий, В.Н.  Микроэкономика / В.Н. Лисовский. - Киров: МВФ «Студцентр», 1997. -  242 с.

  1. Микроэкономика / Р.Г. Емцова [и др.]; под ред. Емцова Р.Г., Лукина М.Ю. – М.: МГУ,1997. - 273 с.

9. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход./ В.И. Игнатьев [и др.]; под ред. Игнатьев В.И. - М.:  Юнити, 1997. – 389 с.

10. Макконнелл, К.Р.  Экономикс: принципы, проблемы и политика / К.Р. Макконнелл , С.Л. Брю. – М.: Республика. 1992. – 337 с.

11. Нуреев, Р.М.  Основы экономической теории. Микроэкономика / Р.М. Нуреев. - М.: Высшая школа, 1996. – 475 с.

12. Самуэльсон, П. Экономика: учебное пособие для                            вузов по экономическим направлениям и специальностям: пер. с англ./ П. Самуэльсон, В. Нордхаус – М.: БИНОМ, 1997. - 301 с.

13. Учебник по основам экономической теории. / В.Д. Камаева [и др.]; под ред. Камаева В.Д., М.: МГТУ им. Баумана, 1994. – 341с.

14. Хайман, Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение: пер. с англ. / М.: Финансы и статистика, 1992. – 491 с. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                 ПРИЛОЖЕНИЕ А 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. П.А.1. Кривая спроса 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. П.А.2. График суммарного спроса

ПРИЛОЖЕНИЕ  Б 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. П.Б.1. Эластичный спрос 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Эластичность спроса