Эластичность спроса

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 06:40, контрольная работа

Краткое описание

Эластичность – одна из самых важных категорий экономической науки. Впервые она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Эластичность – это степень реакции объёма спроса или предложения на уменьшение цены или любого неценового фактора.

Оглавление

Введение......................................................................................................... 2

Эластичность спроса .............................................................................. 3

Факторы, определяющие эластичность спроса ..................................... 5

Коэффициент перекрёстной эластичности ............................................ 6

Коэффициент эластичности спроса по доходу .................................... 7

Эластичность предложения .................................................................. 8

Факторы, определяющие эластичность предложения ........................ 9

Заключение ........................................................................................... 10

Список литературы .............................................................................. 11

Файлы: 1 файл

эластичность спроса.doc

— 132.00 Кб (Скачать)


5

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Факультет технологии и предпринимательства

Заочное отделение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                Контрольная работа

по экономической теории

 

Тема: "Эластичность спроса и предложения"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                               Выполнил:

                                                                                                студент 2 курса

                                                                                      гр.ЭУ-35а

                                                                                                     Бредихина Н.Е.

                                                

                                                                                      Проверил:

                                                                                                     Кузнецов Ю.И.                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск, 2012 г.

 

 

 

 

 

Введение......................................................................................................... 2

Эластичность спроса .............................................................................. 3

Факторы, определяющие эластичность спроса ..................................... 5

Коэффициент перекрёстной эластичности ............................................ 6

Коэффициент эластичности спроса по доходу .................................... 7

Эластичность предложения .................................................................. 8

Факторы, определяющие эластичность предложения ........................ 9

Заключение ........................................................................................... 10

Список литературы .............................................................................. 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Эластичность – одна из самых важных категорий  экономической науки.  Впервые она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Эластичность – это степень реакции объёма спроса или предложения на уменьшение цены или любого неценового фактора.

Понятие эластичности позволяет выяснить,  как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда:  возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а, наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.

Поэтому понятие эластичности имеет огромное значение для производителей товаров, т.к. даёт ответ на вопрос о том, на какую величину изменится объем спроса и предложения при изменении цены.

Изучение спроса потребителей, а также мотивов, которыми они руководствуются, совершая покупки, — важнейшая задача фирмы в условиях конкуренции. Обладание как можно более полной информацией о спросе позволяет фирме обеспечивать сбыт своей продукции, расширять производство и успешно конкурировать на рынке.

В контрольной работе рассматривается эластичность спроса по ценам, доходам, перекрестная эластичность, что позволяет оценить влияние перечисленных показателей на спрос, а также теория потребительского выбора, которая объясняет, каким образом покупатели предпочитают тратить получаемые ими доходы в целях максимального удовлетворения своих потребностей.

 

Эластичность спроса

Эластичность спроса позволяет измерить степень реакции покупателя на изменение цен, уровня доходов или других факторов. Рассчитывается через коэффициент эластичности. При этом коэффициент эластичности спроса показывает, на сколько изменится спрос на товар А при изменении какого-либо фактора на единицу.

Если обозначить цену  Р,  а величину спроса  Q,  то показатель (коэффициент Е) ценовой эластичности спроса  Ер равен:

где  Q —  изменение величины спроса, %;  Р — изменение цены, %;

“Р” в индексе означает, что эластичность рассматривается по цене.

Объёмы спроса и предложения не всегда изменяются. Иными словами, объёмы спроса и предложения изменяются пропорционально изменению цены на товары.

Показатель ценовой эластичности спроса для всех товаров является отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается — величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя (знак “минус” опускается).

Например, снижение цены стирального порошка на 5% вызвало увеличение спроса на него на 10%. Показатель эластичности будет равен:

 

,               

Существует три основных коэффициента эластичности спроса:

• коэффициент прямой эластичности;

• коэффициент перекрёстной эластичности;

• коэффициент эластичности спроса по доходу.

 

 

 

Коэффициент прямой эластичности показывает, на сколько изменится объём спроса на товар А при изменении цены на товар А на единицу. При этом коэффициент находится по следующей формуле:

                              или   ,

                             где    и               

где E – коэффициент эластичности, d- спрос, a- товар, Q – объём спроса, а P - цена товара.

Так как линия спроса имеет отрицательный наклон, то коэффициент прямой эластичности будет почти всегда иметь отрицательное значение, поэтому знак «минус» нас не интересует.

Значение коэффициента мы будем учитывать по модулю. Каждая точка на линии спроса имеет своё значение эластичности (рис.1).

 

Рис. 1. Различные значения эластичности на линии спроса.

 

Об эластичности можно судить по наклону линии спроса.

(рис. 2а) Неэластичный (жёсткий) спрос. Темпы изменения цены больше, чем темпы изменения объёма спроса (). Спрос на товары первой необходимости, например хлеб.

Рис. 2а. Линия неэластичного спроса.

 

(рис. 2б) Эластичный спрос.

Темпы изменения цены меньше, чем темпы изменения объёма спроса (). Например, спрос на товары, имеющие заменители.

Рис. 2б. линия эластичного спроса.

(рис. 2в) Спрос с единичной эластичностью. Темпы изменения цены равны темпам изменения объёма спроса (). Спрос на любой товар. При данном спросе выручка будет максимальной.

Рис. 2в. Линия спроса с единичной эластичностью.

 

(рис. 2г) Спрос с совершенной неэластичностью.

При любом изменении цены, объём не меняется . Спрос на инсулин или наркотики.

Рис. 2г. Линия спроса с нулевой эластичностью.

 

(рис.2д) Спрос с совершенной эластичностью.

При любом увеличении цены происходит отказ от покупки, поэтому цена постоянна. . Спрос на товары при совершенной конкуренции.

Рис. 2д. Линия спроса с бесконечной эластичностью.

 

Факторы, определяющие эластичность спроса.

На эластичность спроса влияет целый ряд факторов.

1. Количество товаров – заменителей. Чем больше заменителей, тем эластичнее спрос.

2. Степень агрегированности (обобщённость понятия), то есть, не кефир, а молочные продукты. Чем больше степень агрегированности, тем менее эластичный спрос. Например, спрос на кефир более эластичный, чем спрос на молочные продукты.

3. Специфика рынка.  Существуют рынки с неэластичным спросом даже по малой степени агрегированности. Например, рынок медикаментов характеризуется неэластичным спросом, так как степень агрегированности большая, однако спрос на отдельные лекарства также неэластичен, поскольку больному помогает только определенное лекарство.

4. Доля расхода в доходе. Чем выше доля расхода, тем более эластичный спрос. Например, если один потребитель тратит на данный товар 20% своего дохода, а второй только 2%, то спрос первого потребителя более эластичный.

5. Величина дохода. Чем выше доход, тем менее эластичный спрос.

6. Степень насыщения. Чем ниже степень насыщения продуктом, тем менее эластичный спрос. Если у потребителя, например, не удовлетворён спрос на телевизор или холодильник, то его спрос на данные товары будет неэластичным.

7. Период времени.  Чем более длительный период времени, тем более эластичный спрос, поскольку потребитель имеет большую возможность найти товар-заменитель.

8. Срочность и необходимость покупки. Чем больше срочность и необходимость, тем менее эластичный спрос.

Коэффициент перекрёстной эластичности показывает, на сколько изменится спрос на товар Х при изменении цены на товар У. Этот коэффициент имеет менее широкую сферу применения. Он подходит только для взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров. Кроме того, более или менее достоверный результат будет достигаться лишь при незначительном изменении цены, в противном случае включается эффект дохода.

Коэффициент перекрёстной эластичности находится по следующей формуле:

                 

Коэффициент может иметь следующие значения:

• если <0, то товары А и В – взаимодополняемые товары;

• если >0, то товары А и В – взаимозаменяемые товары;       

• если =0, то товары А и В – нейтральные товары (цемент и духи, напр.)

 

Зависимость между ценой на товар У и спросом на товар Х представлена на рис. 3.

 

       Рис. 3.  а) А и В – взаимодополняемые товары;

             б) А и В – взаимозаменяемые товары;

             в) А и В – нейтральные товары.

Коэффициент эластичности спроса по доходу показывает, на сколько изменится спрос на товар А при изменении дохода на единицу.

Коэффициент находится по формуле:

Коэффициент может принимать следующие значения:

• если <0, то товар низкокачественный;

• если =0, то это товар, независимый от дохода;

• если >0, то товар нормальный, при этом:

• если <1, то это товар первой необходимости;

• если =1, то это товар второй необходимости;

• если >1, то это предмет роскоши.

Зависимости между доходом и спросом на товары представлены на рис.4.

                       Х- низкокачественный товар                                                                         Z - предмет роскоши

 

 

 

 

                                       У – товар первой необходимости                                                                   N –товар, назависимый от дохода

 

 

 

Рис. 4. Кривые Энгеля.

Эластичность предложения

Коэффициент эластичности предложения показывает, на сколько изменится объём предложения товара А при изменении цены на товар А. коэффициент находится по формуле:

=

Об эластичности предложения можно судить по наклону линии предложения.

   Если продолжение линии предложения пересечёт   ось абсцисс, то предложение неэластичное.

   0< <1 (рис. 5а)

Рис. 5а. Неэластичное предложение.

 

Если продолжение линии предложения пересечёт ось ординат, то предложение эластичное.

1< < (рис. 5б)

Рис. 5б. Эластичное предложение.

 

Если продолжение линии предложения уйдёт в начало координат, то предложение имеет единичную эластичность. =1 (рис. 5в)

Рис. 5в. Предложение с единичной эластичностью.

 

Если продолжение линии предложения пересечёт   ось абсцисс под 90, то предложение абсолютно неэластичное. =0 (рис. 5г)

Рис. 5г. Совершенно неэластичное предложение.

 

Если продолжение линии предложения пересечёт   ось ординат под 90, то предложение абсолютно эластичное. = (рис. 5д)

Рис. 5д. Совершенно эластичное предложение.

Информация о работе Эластичность спроса