Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 15:09, реферат
Эластичность спроса – изменение спроса на данный товар под влиянием экономических и социальных факторов, связанных с изменением цен; спрос может быть эластичным, если процентное изменение его объёма превышает снижение уровня цен, и неэластичным, если степень снижения цен выше прироста спроса.
Эластичность предложения показывает степень реакции производителя на изменение величины какого-либо фактора. Ценовая эластичность предложения характеризует чувствительность изменения объёма производства (продаж) к изменению цены товара.
В развитой рыночной экономике существует постоянное взаимодействие спроса и предложения: спрос рождает предложение, а предложение развивает спрос.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….. 3
1. Эластичность спроса по доходу. Нормальные и низкокачественные товары. Кривая Энгеля ………………………………………………………….. 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………... 8
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………. 10
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….. 3
1.
Эластичность спроса по доходу.
Нормальные и
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………... 8
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………….
10
ВВЕДЕНИЕ
Эластичность – одна из самых важных категорий экономической науки. Впервые она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменеие одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной.
Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда: возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.
Поэтому понятие эластичности имеет огромное значение для производителей товаров, т.к. даёт ответ на вопрос о том, на какую величину изменится объём спроса и предложения при изменении цены.
Эластичность спроса – изменение спроса на данный товар под влиянием экономических и социальных факторов, связанных с изменением цен; спрос может быть эластичным, если процентное изменение его объёма превышает снижение уровня цен, и неэластичным, если степень снижения цен выше прироста спроса.
Эластичность предложения показывает степень реакции производителя на изменение величины какого-либо фактора. Ценовая эластичность предложения характеризует чувствительность изменения объёма производства (продаж) к изменению цены товара.
В
развитой рыночной экономике существует
постоянное взаимодействие спроса и
предложения: спрос рождает предложение,
а предложение развивает спрос.
1.
Эластичность спроса по доходу.
Нормальные и
Важную роль в экономической деятельности играет эластичность спроса по доходу. Эластичность спроса по доходу (греческая буква µ «мю») — это процентное изменение объема спроса (Q), поделенное на процентное изменение дохода потребителя (I).
В данном случае объем запрашиваемой продукции по-прежнему является зависимой переменной, однако вместо цены независимой переменной становится доход. Что касается цены, то она переходит на положение одного из условий линия спроса dd.
Запишем формулу эластичности спроса по доходу:
µ=(∆Q/Q)/(∆I/I)= ∆Q/∆I*I/Q (1),
либо (для точечной эластичности):
µ=dQ/dI*I/Q (2)
Эта
формула полезна при
Если µ>1, то говорят, что эластичность спроса по доходу высока. Спрос на эти товары опережает рост доходов. Для них не существует пределов насыщения. Товары с высокой эластичностью спроса по доходу принято условно называть «предметами роскоши» («luxuries»). Это название часто условно, так как помимо собственно драгоценностей сюда относят товары длительного пользования.
С другой стороны, если µ<1, то считается, что эластичность спроса по доходу низка.
Стандартные товары бывают трех видов:
1) товары первой необходимости. Коэффициент эластичности 0<µ<1; спрос на такие товары растет медленнее роста доходов (это продукты питания, топливо, сырье);
2) товары второй необходимости (µ=1);
3) предметы роскоши (µ>1).
Дифференциация товаров в зависимости от эластичности спроса по доходу приведена в таблице 1.
Вид товара | Величина эластичности по доходу |
1. Некачественные (низкокачественные) | µ<0 |
2. Нормальные (стандартные): | µ>0 |
а) первой необходимости | 0<µ<1 |
б) второй необходимости | µ=1 |
в) предметы роскоши | µ>1 |
Таблица 1. Дифференциация товаров в зависимости от эластичности спроса по доходу
Зависимость
между объемом спроса на определенные
товары и уровнем дохода потребителей
можно проиллюстрировать при
помощи кривых Энгеля (Рис. 1). По оси абсцисс
отложим величину спроса, а по оси ординат —
величину дохода. Очевидно, что в данном
случае спрос на продукт растет медленней
увеличения дохода, т.е. это товар первой
необходимости.
Рис.
1. Кривая Энгеля для товаров первой необходимости
Допустим, мы желаем измерить эластичность спроса по доходу для определенного продукта в точке А (Рис. 1). Для этого проведем к кривой Е в точке А касательную, до пересечения последней с осью абсцисс в точке Т. Из точки А опустим перпендикуляр к оси абсцисс и точку пересечения обозначим буквой М. Наклон касательной определяется отношением AM / ТМ. Отношение дохода к спросу выражается отношением AM/ОМ. Поэтому эластичность спроса по доходу (1) может быть выражена следующим образом:
µ=dq/ dl q/ l= TM/AM*AM/OM=TM/OM (3)
Посмотрим
теперь, какой вид имеют кривые
Энгеля для предметов роскоши (Рис.
2) и некачественных товаров (Рис. 3).
Рис. 2. Кривая Энгеля для предметов роскоши
Рис.
3. Кривая Энгеля для некачественных товаров
Значение коэффициента эластичности по доходу трудно переоценить. Экономисту он говорит о многом. Чем выше коэффициент эластичности по доходу, тем быстрее развивается данная отрасль экономики, тем перспективней она считается. Более того, от этой, с виду рядовой и скромной, категории порой зависит судьба.
Страны,
которые специализируются на производстве
товаров первой необходимости (например,
сельскохозяйственная продукция), а
также на добыче полезных ископаемых,
топлива и электричества, в процессе
международной торговли оказываются
в заведомо проигрышной ситуации по
сравнению со странами, специализирующимися
на производстве «предметов роскоши»:
автомобилей, компьютеров, товаров длительного
пользования. В самом деле, с ростом доходов
мирового общества цены на товары первой
необходимости закономерно все более
отстают от цен «предметов роскоши». Именно
в этом кроется одна из главных причин
дифференциации мировой экономики на
бедные и богатые страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение спроса на продукцию является первейшей задачей фирмы в условиях рынка. Одной из важнейших характеристик спроса является его эластичность. Оценка эластичности спроса (по цене, доходам покупателей и другим параметрам) позволяет фирме выбрать верную стратегию поведения на рынке. Коэффициенты (показатели) эластичности спроса и предложения дают возможность определить положение кривых спроса и предложения и прогнозировать изменение объема продаж в зависимости от изменения факторов, влияющих на спрос и предложение.
Ценовая эластичность спроса измеряет степень чувствительности потребителей к изменениям цены. Если потребители относительно чувствительны к изменениям цен, спрос является эластичным. Если потребители относительно нечувствительны к изменениям цен, спрос неэластичен.
Ценовую
эластичность спроса можно определить,
наблюдая за характером воздействия изменения цены
на величину общей выручки от продажи продукции.
Если цена и общая выручка изменяются в противоположных
Количество доступных товаров-заменителей, место продукта в бюджете покупателя, его принадлежность к предметам необходимости или роскоши, а также длительность анализируемого периода времени — все это факторы, влияющие на эластичность спроса.
Практическое
значение коэффициента эластичности заключается
в облегчении прогнозирования того, какие именно
отрасли имеют шансы на процветание и расширение,
а какие в будущем, вероятнее всего, ожидает застой
и сокращение производства. Точнее говоря,
при прочих равных условиях высокая положительная
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Борисов Е.Ф. Экономика: Учебник / Е. Ф. Борисов. - М.: Проспект, 2009. - 320с.
2. Булатов А. С. Экономика/Учебник. – М.: Юристь, 2001. – 896 с.
3. Куликов Л.М. Основы экономической теории: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 400 с.: ил. ISBN 978-5-279-02465-0
4. Максимова В.Ф. Микроэкономика: Учебник / В. Ф. Максимова. - 6-е изд.; перераб. и доп. - М.: Маркет ДС, 2008. - 368с.
5. Экономическая теория. Учебник / Под ред. И.П. Николаевой М.: ЮНИТИ-ДАНА 2008г.