Эластичность спроса по доходу

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 22:07, контрольная работа

Краткое описание

Эластичность спроса — изменение спроса на данный товар под влиянием экономических и социальных факторов, связанных с изменением цен; спрос может быть эластичным, если процентное изменение его объема превышает снижение уровня цен, и неэластичным, если степень снижения цен выше прироста спроса.

Файлы: 1 файл

Эластичность спроса по доходу.docx

— 63.13 Кб (Скачать)

     Введение

     Эластичность – одна из самых важных категорий экономической науки. Впервые она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной.

     Понятие эластичности позволяет выяснить, как  происходит адаптация рынка к  изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить  выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда: возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.

     Поэтому понятие эластичности имеет огромное значение для производителей товаров, т.к. дает ответ на вопрос о том, на какую величину изменится объем спроса и предложения при изменении цены.

     Эластичность  спроса — изменение спроса на данный товар под влиянием экономических и социальных факторов, связанных с изменением цен; спрос может быть эластичным, если процентное изменение его объема превышает снижение уровня цен, и неэластичным, если степень снижения цен выше прироста спроса.

     Эластичность  предложения показывает степень  реакции производителя на изменение величины какого-либо фактора. Ценовая эластичность предложения характеризует чувствительность изменения объема производства (продаж) к изменению цены товара.

       В развитой рыночной экономике существует постоянное взаимодействие спроса и предложения: спрос рождает предложение, а предложение развивает спрос.

  1. Эластичность спроса по доходу

     Важную  роль в экономической деятельности играет эластичность спроса по доходу.

      Эластичность  спроса по доходу (Ed) - степень изменения количества спрашиваемых товаров и услуг в ответ на изменение в размере доходов потребителей.

Ed = ΔQ / Qср * 100%

                ΔI / Iср * 100%        ,

где ∆Q и QСР — приращение и средняя величина спроса,

∆I и  IСР — приращение и средняя величина дохода.

      Эластичность  спроса по доходу измеряется отношением процентного изменения спроса на продукт к процентному отношению дохода и отражает влияние изменений в доходах на расходы потребителей. Таким образом, коэффициент эластичности равен:

КЭ = [% изменения спроса] : [% изменения дохода]

     Эластичность  спроса по доходу показывает, на сколько  процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %. Она  зависит от следующих факторов:

  • Значимость товара для бюджета семьи.
  • Является ли товар предметом роскоши или предметом первой необходимости.
  • Консерватизм во вкусах.

     Измерив эластичность спроса по доходу, можно определить, относится ли данный товар к категории нормальных или малоценных.

     Основная  масса потребляемых товаров относится  к категории нормальных. С ростом доходов мы больше покупаем одежды, обуви, высококачественных продуктов  питания, товаров длительного пользования. Есть товары, спрос на которые обратно  пропорциональны доходам потребителей. К ним относятся: вся продукция  секонд-хенд и некоторые виды продовольствия (дешевая колбаса, приправа).

     На  товары высшей категории спрос обычно изменяется в том же направлении, что и доход: повышаются доходы населения, повышается и спрос. К примеру, получая  больше доходов, люди начинают больше путешествовать за рубеж.

     Что касается товаров низшей категории (хлеб, картофель, маргарин, поездки  на общественном транспорте), то здесь  возможны изменения дохода и спроса во взаимообратных направлениях.

     Знание  эластичности спроса по доходу тоже имеет  практическое значение. Оно позволяет  определить перспективы развития тех  или иных отраслей экономики, прогнозируя  расширение одних и неизбежное сокращение других.

     Эластичность  спроса по доходу выступает в следующих  основных формах:

  • Положительная, предполагающая, что увеличение дохода (при прочих равных условиях) сопровождается ростом объемов спроса. Положительная форма эластичности спроса по доходу относится к нормальным товарам, в частности, к товарам роскоши;
  • отрицательная, предполагающая сокращение объема спроса с увеличением дохода, т. е. существование обратного соотношения между доходом и объемом покупок. Эта форма эластичности распространяется на некачественные блага;
  • нулевая, означающая, что объем спроса нечувствителен к изменению дохода. Это блага, потребление которых нечувствительно к доходам. К ним, в частности, относятся товары первой необходимости.

     Эластичность  спроса по доходу зависит от следующих  факторов:

  • от значимости того или иного блага для бюджета семьи. Чем больше благо нужно семье, тем меньше его эластичность;
  • является ли данное благо предметом роскоши или первой необходимости. Для первого блага эластичность выше, чем для последнего;
  • от консерватизма спроса. При увеличении дохода потребитель не сразу переходит на потребление более дорогих благ.

     Необходимо  отметить, что для потребителей, имеющих разный уровень дохода, одни и те же товары могут относиться или к предметам роскоши, или  к предметам первой необходимости. Подобная оценка благ может иметь  место и для одного и того же индивида, когда у него изменяется уровень дохода.

     На  рис. 15.1 изображены графики зависимости QD от I при различных значениях  эластичности спроса по доходу.

   

Рис. 15.1. Эластичность спроса по доходу: а) качественные неэластичные блага; б) качественные эластичные блага; в) некачественные блага

     Из  графика мы видим, что спрос на неэластичные блага увеличивается с ростом дохода лишь при низких доходах домохозяйств. Затем, начиная с некоторого уровня I1, спрос на эти блага начинает сокращаться.

     Спрос на эластичные блага (например, предметы роскоши) до некоторого уровня I2 отсутствует, поскольку домохозяйства не имеют возможности приобретать их, а затем увеличивается с увеличением дохода.

     Спрос на некачественные блага вначале  увеличивается, но начиная со значения I3 сокращается.

   Знание  эластичности отдельных товаров  по доходу очень важно для прогнозирования  потребительского спроса, поскольку  при увеличении своего среднего дохода потребители предъявят спрос  на большее количество эластичных по доходу товаров, чем на неэластичные и сократят потребление некачественных товаров.        

  1. Эластичность  предложения

     Наравне с эластичностью спроса, которая  выражает реакцию покупателей на изменение цен на товары и услуги, проявляет себя и эластичность предложения, которая характеризует относительные  изменения между ценой и предложением товаров к реализации.

     Эластичность  предложения — степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене. Процесс возрастания эластичности предложения в долгосрочном и краткосрочном периодах раскрывается через понятия мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия.

     Коэффициент эластичности предложения — числовой показатель, отражающий степень изменения количества предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене.

     Эластичность  предложения выражает отношение  изменения предложения к вызвавшему его изменению цены:

Es    =     Процентное изменение величины предложения  продукта Х

                                      Процентное изменение  цены продукта  Х

     Эластичность  предложения зависит от:

  • особенности производственного процесса (позволяет производителю расширить производство товара при повышении цены на него или переключиться на выпуск другого товара при снижении цен);
  • временной фактор (производитель не в состоянии быстро реагировать на изменения цен на рынке);
  • зависит и от (не)способности данного товара к длительному хранению.

       Предложение, поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос. Поэтому фактор времени является важнейшим в определении показателя эластичности.

        Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода:

* краткосрочный

* среднесрочный 

* долгосрочный.

        Под краткосрочным понимается период, слишком короткий для осуществления каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции. Например, садовод, вырастивший яблоки и приехавший на рынок их продавать, не может изменить количество предлагаемых им яблок, какая бы ни сложилась рыночная цена. В этом случае предложение является неэластичным. В краткосрочном периоде, когда все факторы производства постоянны, повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения (Es = 0).

        Среднесрочный период достаточен для расширения или сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей. Эластичность предложения в этом случае повышается. В среднесрочном периоде, когда предложение может в некоторой степени отреагировать на изменение спроса и, соответственно, цены, могут быть изменены только некоторые факторы производства. Объем предложения изменится, но незначительно (1 > Es > 0)

        Долгосрочный период предполагает расширение или сокращение фирмой своих производственных мощностей, а также приток новых фирм в отрасль при расширении спроса на данную продукцию или уход из нее при сокращении последнего. Эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях.

  

                а)                                     б)                             в)

       Рис. 2.  Предложение в трех периодах:

а) краткосрочный  период  б) среднесрочный период  в) долгосрочный период

        Ценовая эластичность предложения выступает как прямая линейная зависимость между экономическими переменными, показывающими процентное изменение цен и объема предлагаемых к продаже товаров. Эти зависимости обусловливают положение кривых эластичности предложения, изображенных на графике (рис. 3).

        При единичной эластичности предложения 1% увеличение цены товаров вызывает 1% увеличение их предложения. В этом случае имеет место равновеликое изменение цен и количества предлагаемых товаров, коэффициент которого равен единице.

       Рис. 3. Варианты эластичности предложения:

                   кривая А — единичная эластичность;

                   кривая В — эластичное предложение;

                   кривая С — неэластичное предложение.

        В случае эластичного предложения 1% увеличение цены способно вызвать увеличение количества предлагаемого к продаже товара более, чем на 1%. Коэффициент эластичности здесь больше единицы.

        При неэластичном предложении увеличение цены не оказывает какого-либо влияния на увеличение количества предлагаемых к продаже товаров.

        Теоретически можно предусмотреть случай бесконечно эластичного предложения, которое на графике имело бы вид горизонтальной линии.

Оно возможно как реакция увеличения поставок товара на рынок при крайне незначительном увеличении его цены.

        В отличие от эластичности спроса показатель суммарного (валового) дохода для предложения просто не существует, поскольку зависимость между ценой и количеством предлагаемой продукции является прямой. Поэтому, независимо от степени эластичности или неэластичности, цена и валовой доход всегда изменяются в одном и том же направлении. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Эластичность спроса по доходу