Эластичность спроса по цене и по доходу

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 11:32, контрольная работа

Краткое описание

Спрос - фундаментальное понятие рыночной экономики, означающее подкрепленное денежной возможностью желание, намерение покупателей, потребителей приобрести данный товар. Спрос характеризуется его величиной, означающей количество товара, которое покупатель желает и способен приобрести по данной цене в данный период времени. Объем и структура спроса зависят как от цен на товар, так и от других, неценовых факторов, таких, как мода, доходы потребителей,эффект нового покупателя, а также от цены на другие товары, в том числе на товары-заменители и на сопряженные, сопутствующие товары а также эффект нового покупателя.

Оглавление

Эластичность спроса по цене и по доходу............................................ 3
Национальная экономика, ее цели и результаты.................................. 7
Контрольные тестовые задания............................................................. 9
Задача………………………………………………………………………. 12
Список литературы ..........................................

Файлы: 1 файл

КР эт для инета.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки РФ

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО Всероссийский  заочный финансово-экономический  институт

Кафедра экономической теории 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине «Экономическая теория»

с использованием компьютерной обучающей программы 

     Вариант № 10 
 
 

          Преподаватель: к.э.н., доцент Цветкова С.И._______

     Студент III курса второго высшего образования:

            
      (Ф.И.О.)
           Учетно-статистический
           (факультет)
       
           (№  личного дела, № группы)
 
 
 
 
 
 
 
 

     Москва  – 2010 

     План  работы.

     Стр.

Эластичность  спроса по цене и по доходу............................................ 3
Национальная  экономика, ее цели и результаты.................................. 7
Контрольные тестовые задания............................................................. 9
Задача………………………………………………………………………. 12
Список  литературы ..................................................................................... 15
 

 

      Эластичность спроса по цене и по доходу.

     Спрос - фундаментальное понятие рыночной экономики, означающее подкрепленное  денежной возможностью желание, намерение  покупателей, потребителей приобрести данный товар. Спрос характеризуется  его величиной, означающей количество товара, которое покупатель желает и способен приобрести по данной цене в данный период времени. Объем и структура спроса зависят как от цен на товар, так и от других, неценовых факторов, таких, как мода, доходы потребителей,эффект нового покупателя, а также от цены на другие товары, в том числе на товары-заменители и на сопряженные, сопутствующие товары а также эффект нового покупателя.

     Способность спроса и предложения адаптироваться к изменившимся рыночным условиям называется эластичностью. Под эластичным спросом понимается чувствительность спроса к изменению какого-либо его параметра, т.е. эластичный спрос – это процентное отношение изменения спроса к изменению какого-либо его параметра (цена, доход).

     К параметрам спроса можно отнести, во-первых, уровень цены.

     Зависимость объема спроса на товар от изменения цены на него называется эластичностью спроса по цене, или иначе прямой эластичностью. Если покупатель быстро и однозначно реагирует на изменение цены, то говорят, что спрос эластичен. И, наоборот, если он реагирует слабо, вяло, то, значит, его спрос неэластичен. Если изменение цены влечет за собой такое же (в процентном отношении) изменение объема спроса, то, значит, эластичность спроса равна 1 («единичная эластичность»). Таким образом, различают три вида эластичности спроса: эластичный, неэластичный, с единичной эластичностью. Могут встречаться ситуации, когда спрос оказывается абсолютно неэластичным к любому самому большому изменению цены, или, наоборот, обладает бесконечной эластичностью. Hапример, подорожание коробка спичек с 1 коп. до 5 коп. (то есть в 5 раз!) в свое время не вызвало сокращение спроса на этот товар. С другой стороны, при фиксированных ценах их административное повышение на 20-30% было способно на какое-то время практически парализовать спрос на подорожавший товар.

     Графически  различная ценовая эластичность спроса на товар может быть выражена через различный наклон линий  спроса. Спрос с абсолютной эластичностью (эластичностью, стремящейся к бесконечности) графически будет выглядеть как  горизонтальная линия, а абсолютно неэластичный спрос - как вертикальная линия (рис. 1).

     

     Рис. 1 – Эластичность спроса по цене.

     Стоит учитывать, что наклон и вид кривой спроса зависит от масштаба координатных осей, и потому не всегда можно верно оценить степень эластичности спроса по внешнему виду кривой. Можно сделать наклон линии спроса более или менее крутым, меняя масштабы осей.

     Степень эластичности спроса по цене экономисты измеряют при помощи коэффициента прямой эластичности (E price elasticity): 

       

     Поскольку между объемом спроса и изменением цены зависимость обратная, постольку коэффициент прямой эластичности спроса будет отрицательной величиной. Однако для оценки степени эластичности спроса по цене важен не знак перед коэффициентом, а его абсолютная величина (|E|).

       Дугой важный параметр спроса - уровень доходов покупателей. Эластичность спроса по доходу отражает зависимость изменения спроса отдельного потребителя, отрасли, рынка в целом от роста или уменьшения индивидуального или совокупного денежного дохода В отличие от эластичности по цене эластичность по доходу - чаще всего величина положительная, так как зависимость между доходами и спросом прямо пропорциональная: с ростом доходов растет и спрос. Это, правда, не касается товаров первой необходимости (хлеба, картофеля, массовых видов лекарств, электролампочек и т.п.), спрос на которые меняется обратно пропорционально доходам покупателей, а также товаров низкого качества. Высокой эластичностью по доходу обладают предметы роскоши и наиболее престижные товары (автомобили новейших иномарок, драгоценности, современные коттеджи, высокодоходные ценные бумаги, деликатесы и др.), т.е. чувствительность спроса на эти товары растет по мере роста доли цены товара в доходах покупателя. Здесь если эластичность спроса больше единицы, то считается, что товар эластичен по доходу и наоборот.

     Hа  эластичность спроса оказывают  влияние также другие факторы:

     - Hаличие на рынке товаров-заменителей. Чем их больше, чем ближе их полезные свойства к свойствам и характеристикам наблюдаемого товара, тем выше эластичность спроса на данный товар, и наоборот (два противоположных примера: напитки и соль).

     - Универсальность использования товара. Чем специфичнее характеристики товара, тем ниже эластичность спроса на него.

     - Фактор времени. Спрос тем более эластичен, чем длительнее период наблюдения.

     - Доля расходов в бюджете на данный товар. Чем она выше, тем сильнее эластичность спроса. Если покупатель тратит на какой-то товар незначительную часть своего бюджета, то изменение цен на этот товар обычно мало влияет на потребительский спрос.

     - Консерватизм потребителей. Эластичность индивидуального спроса ниже всего у тех товаров, которые с точки зрения данного потребителя являются для него наиболее необходимыми.

     - «Hеоткладываемость» в удовлетворении конкретной потребности. Эластичность спроса на товары, потребление которых не может быть отложено на другой срок, крайне низкая (цветы к праздничным дням, лекарства от болезни и т. п.). 

 

      Национальная экономика, ее цели и результаты.

     Слово «нация» происходит от natio (лат.) - народ  и трактуется в современных условиях как: сложившаяся форма общности людей; страна, государство

     Понятие национальная экономика – исторически  сложившаяся система общественного  воспроизведения страны, взаимосвязанная  система отраслей и видов производства, охватывающая сложившиеся в народном хозяйстве формы общественного разделения труда.

     Национальная  экономика состоит из ряда сфер:

     Материальное производство: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля, связь, сфера услуг. Предприятия материальной сферы группируются в два подразделения:

           а) производство средств  производства -75%

           б) производство предметов  потребления -25%

     Нематериальное производство: научные знания, информация, произведения искусств, услуги, наука, научное обслуживание, культура, здравоохранение, образование.

     Непроизводственная сфера: оборона, судебные и юридические органы, религиозные учреждения, различные общественные организации.

     Главной целью любой национальной экономики  является максимальное удовлетворение экономических, социальных и духовных потребностей индивидов. При этом механизмы и методы достижения этой цели включают в себя набор инструментов, позволяющий создать благоприятную среду для хозяйственной деятельности всех субъектов экономики независимо от форм собственности.

     Цели  национальной экономики:

     1. Стабильные, высокие темпы роста национального объема производства. Объем выпуска ежегодно увеличивается без резких изменений, связанных с цикличностью или форс-мажорными обстоятельствами.

     2. Стабильность цен (инфляции не должна превышать 10 % в год).

     3. Высокий уровень занятости. Суть состоит в том, что каждый, кто хочет получить специальность или работу, находит ее и получает доход в форме заработной платы согласно количеству и качеству создаваемого продукта.

     4. Поддержание внешнеторгового баланса, т.е. относительного равновесия между экспортом и импортом

     - Свободная продажа внутренних  товаров на рынках других стран.

     - Стабильность курса национальной  валюты.

     Результатом функционирования национальной экономики  являются все товары и услуги, созданные в данной стране за определенный период времени, т. е. национальный продукт.

     Показатели  объема национального продукта, их динамика являются чутким барометром, отражающим состояние "здоровья" экономики, показывающим результативность действий правительства по повышению ее эффективности.

 

      Контрольные тестовые задания:

     Альтернативные  издержки дневной  формы обучения включают:

           а) оплату обучения;

           б) стоимость учебников;

           в) зарплату, которую  можно было бы получить, работая вместо учебы;

           г) стоимость проезда до института.

     Ответ: в.

     Альтернативные  издержки - издержки упущенной выгоды или издержки альтернативных возможностей (англ. Opportunity cost(s))— экономический термин, обозначающий упущенную выгоду (в частном случае - прибыль, доход) в результате выбора одного из альтернативных вариантов использования ресурсов и, тем самым, отказа от других возможностей. Величина упущенной выгоды определяется полезностью наиболее ценной из отброшенных альтернатив. Альтернативные издержки - неотделимая часть любого принятия решений.

     Таким образом, решение о форме обучения (дневная) и возможность работы являются альтернативными вариантами использования  ресурсов. 
 

 

      Инвестиционные расходы  в совокупном спросе зависят от:

     а) Процентных ставок

     б) Доходов потребителей

     в) Ожидаемой прибыли

     г) Уровня налогов

     Ответ: а, в, г.

     Инвестиционные  расходы, то есть закупки средств производства, являются вторым неценовым фактором совокупного спроса. Уменьшение объемов новых средств производства, которые предприятия готовы приобрести при данном уровне цен, приведет к смещению кривой совокупного спроса влево. И наоборот, увеличение объемов инвестиционных товаров, которые предприятия готовы купить, приведёт к увеличению совокупною спроса.

Информация о работе Эластичность спроса по цене и по доходу