Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 12:25, курсовая работа
Изучение же спроса на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) - все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. Сейчас для любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара. Поэтому-то на первые роли выходят в настоящее время многочисленные отделы маркетинга, непосредственно занимающиеся вопросами сбыта и реализации продукции. И там хорошо знают, что такое спрос и как он изменяется с течением времени.
СОДЕРЖАНИЕ:
В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики - предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление - менеджмент.
Все это требует глубоких экономических знаний. Ведь в условиях рыночной экономики выживет лишь, тот кто наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных работников.
Изучение же спроса на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) - все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. Сейчас для любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара. Поэтому-то на первые роли выходят в настоящее время многочисленные отделы маркетинга, непосредственно занимающиеся вопросами сбыта и реализации продукции. И там хорошо знают, что такое спрос и как он изменяется с течением времени.
1.1 Понятие спроса.
Спрос- это платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за какие-то нужные им изделия. Спрос изображается в виде графика, показывающего количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определённого периода цен. Цена спроса— максимальная цена, по которой потребитель готов купить данную продукцию.
Спрос выражает ряд альтернативных возможностей, которые можно представить в форме таблицы. Он показывает то количество продукта, на которое (при прочих равных условиях) будет предъявлен спрос при разных ценах. Из определения спроса следует, что спрос обычно рассматривается с позиции выгодности цены; иначе говоря, считается, что спрос показывает количество продукта, которое потребители будут покупать по разным возможным ценам. В такой же мере правильно, а иногда и полезнее рассматривать спрос с количественной точки зрения. Вместо того чтобы спрашивать, какое количество может быть продано по разным ценам, можно спросить, по каким ценам потребители готовы купить разное количество товара. На таблице 1 приведена гипотетическая шкала спроса одного потребителя, покупающего какое-то количество бушелей кукурузы.
Эта табличная схема спроса отражает связь между ценой кукурузы и её количеством, которое наш мифический потребитель желает и в состоянии купить по каждой из этих цен.
Цена за бушель (дол.) |
Величина спроса в неделю |
5 4 3 2 1 |
10 20 35 55 80 |
Таблица 1. Спрос индивидуального покупателя на кукурузу
(гипотетические данные)
Важно отмечать, что покупатель не просто «желает», но и «в состоянии» совершить покупку, так как одного желания на рынке недостаточно. Можно пожелать купить всё, что угодно, но если это желание не подкрепляется способностью купить, то есть необходимым количеством материальных средств, само желание не может реализоваться, а следовательно, не отражается на рынке.
Шкала спроса сама по себе не даёт ответа на вопрос, какая из пяти возможных цен реально существуют на рынке кукурузы, это зависит от спроса и предложения. Спрос, следовательно, - это просто выраженные в форме таблицы планы или намерения покупателя относительно покупки продукта. При этом, чтобы величины спроса имели какое-то значение, они должны относиться к определённому отрезку времени – дню, неделе, месяцу и т. д.
1.2 Закон спроса.
Закон спроса — величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. Математически это означает, что между величиной спроса и ценой существует обратно пропорциональная зависимость. То есть повышение цены вызывает понижение величины спроса, снижение же цены вызывает повышение величины спроса.
Природа закона спроса не сложная. Если у покупателя есть определенная сумма денег на приобретение данного товара, то он сможет купить тем меньше товара, чем больше цена и наоборот. Конечно, реальная картина намного сложнее, так как покупатель может привлечь дополнительные средства, купить вместо данного товара другой — товар субститут.
В ряде курсов микроэкономики закон спроса формулируется строже: Если с ростом дохода спрос на товар увеличивается, то с ростом цены данного товара спрос на него должен уменьшаться.
1.3 Кривая спроса.
Эту обратную связь между ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде простого двухмерного графика, показывающего величину спроса на горизонтальной оси, а цену на вертикальной оси.
Таблица индивидуального спроса представлена на графике в виде нисходящей кривой DD, поскольку между величиной спроса существует обратная зависимость. При этом по закону спроса потребители покупают большее количество продукта, когда цена на него снижается. Изображаемый процесс заключается в размещении на графике тех пяти вариантов «цена – количество», какие показаны в таблице 1. Закон спроса находит отражение в нисходящем направлении кривой спроса.
Таблица 1 и рисунок 1 имеют одни и те же данные и отражают одинаковую связь между ценой и величиной спроса. Преимущество графического изображения заключается в том, что оно позволяет чётко представить определённую связь – в данном случае закон спроса – более простым способом, чем, если бы пришлось пользоваться словесным или табличным её описанием.
Р
5 D
4
3
2
1
0 10 20 30 40 50 60 70 80
Рисунок 1. Кривая индивидуального спроса на кукурузу.
Теперь от шкалы индивидуального спроса необходимо перейти к шкале рыночного спроса, так как на рынке выступает много покупателей и есть конкуренция. Переход от одной шкалы к другой может быть легко осуществлён посредством суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных возможных ценах. Если бы на рынке было лишь три покупателя, как это показано в таблице 2, было бы легче лёгкого определить общие величины спроса при каждой цене. На рисунке 2 показан этот процесс суммирования в графическом изображении, причём для этого используется лишь одна цена – 3 дол.
Цена за бушель (дол.) |
Величина спроса |
Общая величина спроса в неделю | ||
1-й покупатель |
2-й покупатель |
3-й покупатель | ||
5 4 3 2 1 |
10 20 35 55 80 |
12 23 39 60 87 |
8 17 26 39 54 |
30 60 100 154 221 |
Таблица 2. Рыночный спрос на кукурузу, три покупателя.
P
D1
D2
3 + 3 + 3 = 3
D1 D2 D3
35 39 26 100
Рисунок 2. Кривая рыночного спроса – сумма кривых индивидуального спроса
Разумеется, конкуренция предполагает намного большее число покупателей продукта на рынке. Поэтому, чтобы избежать длительного процесса суммирования, предположим, что на рынке имеется 200 покупателей кукурузы, и каждый из них решил приобрести одинаковое количество кукурузы по каждой из разных цен, как это сделал наш первоначальный потребитель. Таким образом, можно определить общий рыночный спрос путём умножения величин спроса, приведённых в таблице 1, на 200. Кривая D1 на рисунке 3 показывает эту кривую рыночного спроса со стороны 200 покупателей.
(1) Цена за бушель (дол.) |
(2) Величина спроса в неделю (в бушелях), один покупатель |
(3) Число покупателей на рынке |
(4) Общая величина спроса в неделю (в бушелях) |
5 10 200 2000 4 20 200 4000 3 35 × 200 = 7000 2 55 200 11000 1 80 200 16000 |
Таблица 3. Рыночный спрос на кукурузу, 200 покупателей (гипотетические данные)
Когда экономист строит кривую спроса – такую, как D1 на рисунке 3, – он исходит из допущения, что цена служит самой важной детерминантой количества любого покупаемого продукта. Однако экономисту известно, что существуют и другие факторы, которые влияют на покупки. Таким образом, при построении кривой спроса D1 следует также допустить, что "прочие условия равны", то есть что неценовые детерминанты величины спроса предлагаются неизменными. Когда эти неценовые детерминанты спроса изменяются, положение кривой спроса сдвигается на новую позицию вправо или влево от D1. Поэтому указанные детерминанты называют факторами измерения спроса.
Рисунок 3. Изменения в спросе на кукурузу
Что происходит, когда одна или более детерминант спроса претерпевают изменения? Ответ: изменение одной детерминанты (или более) изменяет данные шкалы спроса в таблице 3, а следовательно, и положение кривой спроса на рисунке 3. Такое изменение данных шкалы спроса или – графически – смещение положения кривой спроса называется изменением в спросе.
Конкретнее, если потребители обнаруживают желание и способность покупать большее количество данного товара по каждой из возможных цен, чем продемонстрировано в колонке 4 таблицы 3, очевидно, что произошло увеличение спроса. На рисунке 3 это увеличение спроса находит выражение в смещении кривой спроса вправо, например D1 к D2. И наоборот, уменьшение спроса происходит тогда, когда из-за изменения в одной его детерминанте (или более) потребители покупают меньшее количество продукта по каждой из возможных цен, чем указано в колонке 4 таблицы 3. В графическом изображении сокращение спроса влечёт за собой смещение кривой спроса влево, например от D1 к D3 на рисунке 3.
Важнейшие неценовые детерминанты и их влияние на спрос:
1. Потребительские вкусы. Благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламой или изменениями моды, будет означать, что спрос возрастает по каждой цене. Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса влево. Важно отметить, что технологические изменения в виде появления нового продукта способны привести к изменению потребительских вкусов. Например, создание и принятие потребителем арифмометра практически ликвидировало спрос на логарифмические линейки.
2. Число покупателей. Очевидно, что и увеличение на рынке числа потребителей обуславливает повышение спроса. А уменьшение числа потребителей находит отражение в сокращении спроса. Пример: резкое усовершенствование средств связи необычайно расширило границы международных финансовых рынков и привело к увеличению спроса на акции, облигации и другие финансовые активы.
3. Доход. В отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса. По мере роста доходов потребители, как правило, подходят к выбору покупок более избирательно и требовательно. Приобретаемые товары становятся более качественными, престижными, а соответственно, и дорогими. И наоборот, при снижении доходов спрос на такие товары падает. Товары, спрос на которые изменяется в прямой связи с изменением денежного дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами. Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, то есть возрастает при снижении доходов, называются товарами низшей категории.