Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 06:32, курсовая работа
Цель работы. В соответствии с темой данной курсовой работы, можно сформулировать ее цели:
рассмотрение эластичности спроса по ценам, доходам, перекрестную эластичность, что позволит оценить влияние перечисленных показателей на спрос;
анализ теории потребительского выбора, которая объясняет, каким образом покупатели предпочитают тратить получаемые ими доходы в целях максимального удовлетворения своих потребностей.
Исходя из поставленных целей, были определены следующие задачи:
рассмотрение теоретических основ понятия эластичность спроса;
определение зависимости эластичности спроса от цены и дохода;
выявление практического значения теории эластичности.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА………….................5
Измерение эластичности спроса……………………………………………..8
Ценовая эластичность спроса……………………………………………….11
Использование показателей процентных изменений…………………..12
Интерпретация формулы…………………………………………………13
Свойства эластичности……………………………………………………...14
Эластичность и ценовые интервалы……………………………………..14
Эластичность и наклон кривой спроса…………………………………..15
Факторы ценовой эластичности спроса……………………………………16
Заменяемость……………………………………………………………...17
Удельный вес в доходе потребителя…………………………………….17
Предметы роскоши и предметы необходимости……………………….17
Фактор времени…………………………………………………………...18
Размер запаса……………………………………………………………...19
2. ЗАВИСИМОСТЬ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА ОТ ЦЕНЫ И ДОХОДА………………………………………………………………………....22
2.1 Эластичность спроса по цене……………………………………………….22
2.2 Эластичность спроса по доходам…………………………………………...24
3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ ЭЛАСТИЧНОСТИ…..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……..36
1.4.4 Фактор времени
Вообще говоря, спрос на продукт обычно тем эластичнее, чем длиннее период времени для принятия решений. Одна из причин этого правила заключается в том, что многие потребители — это люди привычки. Если цена на продукт растет, нам требуется время, чтобы найти и опробовать другие продукты, пока мы не убедимся в их приемлемости. Если цена говядины повысится на 10%, потребители, возможно, не сразу сократят свои покупки. Но через некоторое время они могут перенести свои симпатии на птицу или рыбу, на которые у них теперь "появился вкус". Другое объяснение этого правила связано с долговечностью продукта. Исследования показывают, что "краткосрочный" спрос на бензин менее эластичен (0,2); чем долгосрочный" спрос (0,7). В долгосрочном плане большие, пожирающие бензин автомобили изнашиваются и из-за подорожания бензина заменяются меньшими по размеру, более экономичными машинами.
Таблица 1.4 - Коэффициенты ценовой эластичности спроса на некоторые товары и услуги
Товары, услуги |
Ценовая эластичность |
Хлеб |
0,15 |
Говядина |
0,64 |
Баранина |
2,65 |
Яйца |
0,32 |
Ресторанные блюда |
2,27 |
Электричество |
0,13 |
Медицинское обслуживание |
0,31 |
Табачные изделия |
0,46 |
Автомобильные покрышки |
0,86 |
Одежда и обувь |
0,5 |
1.4.5 Размер запаса
Чем больше запаса, тем более эластичный спрос на данный товар.
В предпринятом прикладном исследовании, посвященном системе пригородного железнодорожного сообщения г. Филадельфии, утверждается, что "долгосрочная" эластичность спроса на железнодорожные билеты почти в 3 раза превышает его "краткосрочную" эластичность. Точнее, краткосрочная реакция пассажиров (определяемая непосредственно в момент изменения цены билета) неэластична и равна 0,68. Наоборот, долгосрочная реакция (определяемая за четырехлетний период) эластична и равна 1,84. Более высокая долгосрочная эластичность объясняется тем, что при наличии достаточного количества времени потенциальные пассажиры железнодорожного транспорта получают возможность принять необходимые решения относительно покупки автомобиля или изменения местонахождения дома и работы. Во всяком случае, такое различие эластичности привело автора к выводу о том, что система пригородного сообщения, обслуживающая около 100 тыс. пассажиров, могла бы немедленно увеличить ежедневную выручку на 8 тыс. дол., повысив цену билета на 0,25 дол., или примерно на 9%. Почему? Потому что краткосрочный спрос неэластичен. Однако в долгосрочной перспективе те же 9% роста цены приведут, согласно оценке, к уменьшению общей выручки более чем на 19 тыс. дол. в день, поскольку спрос эластичен. Общий вывод гласит, что повышение цены, выгодное в краткосрочном аспекте, чревато финансовыми затруднениями в долгосрочной перспективе.8
2. ЗАВИСИМОСТЬ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА ОТ ЦЕНЫ И ДОХОДА
2.1 Эластичность спроса по цене
Для принятия ценовых решений необходимо рассчитать перекрестные коэффициенты эластичности спроса от цен. Спрос на какой-либо товар зависит не только от его цены, но и от уровня цен на другие товары (в первую очередь заменяющие его). Коэффициент перекрестной эластичности показывает, на сколько процентов изменится спрос на данный товар при изменении цены на другой товар на один процент, при условии, что остальные цены и доход останутся неизменными.
(2.1)
где KЭy/x – коэффициент перекрестной эластичности спроса на товар у при изменении цены товара х;
p1x – начальный уровень цены товара х;
p2x – конечный уровень цены товара х;
q1y – начальный уровень объема спроса на товар у;
q2y – конечный уровень объема спроса на товар у.
Взаимодополняющие товары – коэффициент перекрестной эластичности отрицательный.
Взаимозаменяющие товары – коэффициент перекрестной эластичности положительный.
Независимые товары – коэффициент перекрестной эластичности равен нулю.
Учет перекрестной эластичности спроса по цене может существенно повлиять на принятие стратегических и тактических решений на конкурентном рынке
Спрос на данный товар зависит не только от его собственной цены, но и от цен других товаров. Например, спрос на «Жигули» зависит не только от цены «Жигулей», но и от цен на иномарки сходного класса, запчасти, бензин и т.д.9
Перекрестная эластичность спроса по цене ( ) показывает на сколько процентов изменяется спрос на товар A (da) при изменении цены товара B (Pb) на 1%.
Формула расчета коэффициента эластичности:
Возможны три случая:
1. Если при росте (снижении) цены товара B спрос на товар A растет (снижается) то такие товары называются взаимозаменяемыми.
В этом случае: >0
Например, «Кока-Кола» подорожала на 10%, в результате чего спрос на нее снизился, зато спрос на «Пепси-Колу» вырос, допустим, на 15%.
Следовательно, перекрестная эластичность спроса на «Пепси» по цене «Кока-Колы» равна:
= >0
Если же «Кока-Кола», напротив, подешевеет (процентное изменение цены будет отрицательным), то спрос на «Пепси» упадет (процентное изменение спроса будет отрицательным). Тогда и в числителе, и в знаменателе будут стоять числа с отрицательными знаками, но результат все равно будет положителен.
2. Если при росте (снижении) цены товара B спрос на товар A снижается (растет) то такие товары называются взаимодополняющими.
В этом случае: <0
Например, запчасти для автомобилей подорожали на 10%, в результате чего спрос на машины упал на 5%. Следовательно, перекрестная эластичность спроса на автомашины по цене запчастей равна:
= <0
В свою очередь при удешевлении запчастей спрос на машины возрастет, но эластичность спроса на автомобили по цене запчастей останется отрицательной.
3. Если при росте (снижении) цены товара B спрос на товар A не изменяется, то такие товары называются независимыми.
В этом случае:
Пусть подорожал (подешевел) цемент. Скорее всего, это не окажет никакого влияния на спрос на хлеб. Поэтому эластичность спроса на хлеб по цене цемента будет нулевой.10
2.2 Эластичность спроса по доходам
Эластичность спроса от дохода характеризует относительное изменение спроса на товар при изменении дохода потребителя. Принимая решение о цене товара, следует учитывать, что изменение доходов потребителей может по-разному сказаться на динамике спроса. Возможные ситуации:
коэффициент эластичности меньше нуля – с ростом дохода потребление снижается (при насыщении спроса на товары первой и не первой необходимости, при возможности переключения спроса на более дорогие товары);
коэффициент эластичности равен нулю – с увеличением доходов спрос остается стабильным;
коэффициент эластичности от нуля до единицы – по мере изменения дохода происходит незначительное однонаправленное изменение спроса (товары первой необходимости);
коэффициент эластичности больше единицы – темпы изменения спроса выше темпов изменения дохода.11
Эластичность спроса по доходу ( ) показывает на сколько процентов изменяется спрос на товар (d) при изменении дохода потребителя (I) на 1%.
Формула расчета коэффициента эластичности:
Возможны два случая:
1. Если при росте (снижении) дохода спрос на товар растет (снижается), то такие товары называются нормальными.
В этом случае:
Термин «нормальный товар» употребляется постольку, поскольку естественна (нормальна) ситуация, при которой чем богаче (беднее) потребитель, тем больше (меньше) разнообразных товаров он покупает.
Пусть доход потребителя вырос (упал) на 10%. При этом его спрос на некий товар увеличился (снизился), например, на 20%. Тогда:
= , >0. или = , >0.
2. Если при росте (снижении)
дохода спрос на товар
В этом случае: <0
Здесь надо иметь в виду, что существует ряд товаров, потребление которых не растет, но снижается с ростом дохода. Например, бедный потребитель вынужден носить войлочные ботинки по прозвищу «прощай молодость». Если же он богатеет, то, скорее всего, не начинает покупать две пары таких ботинок вместо одной, но вообще отказывается от «прощай молодости», переходя на фирменную кожаную обувь. Когда же удача отворачивается от него, все происходит наоборот.
Так предположим, что при падении дохода на 10% спрос на данный товар возрастает на 8%. Тогда:
= <0
Первый случай (когда товар нормальный) допускает два варианта:
1a. Если при росте (снижении) дохода спрос на товар растет (снижается), но в меньшей степени, чем доход, то такие товары называются предметами первой необходимости.
В этом случае: 0< <1
Предположим, доход потребителя вырос (упал) на 10%. При этом его спрос на некий товар увеличился (снизился), например, на 5%. Тогда:
= 0< <1. или = 0< <1.
1b. Если при росте (снижении) дохода спрос на товар растет (снижается), но в большей степени, чем доход, то такие товары называются предметами роскоши.
В этом случае: >1
Приведенный выше пример (доход вырос или снизился на 10%, а спрос – на 20%) как раз и относится к тому случаю, когда нормальный товар одновременно является и предметом роскоши.
Из вышесказанного вытекает, что было бы неправильно заранее навешивать на какой-то товар ярлык «малоценный», «предмет первой необходимости», «предмет роскоши». Сначала надо посмотреть, как меняется его потребление в связи с изменением дохода. При этом один и тот же товар для небогатого потребителя может быть предметом роскоши, а для богатого – малоценным благом.
Например, человек, питающийся в основном перловкой, чуть разбогатеет резко увеличивает потребление гречки – она для него предмет роскоши. Напротив его состоятельный товарищ при росте своего дохода окончательно отказывается от гречки в пользу черной икры – гречка для него малоценный товар.
В то же время существуют товары, являющиеся для большинства людей предметами первой необходимости (продукты питания, обычная одежда), предметами роскоши (автомобили, мобильные телефоны, заграничные поездки), малоценным благом (низкокачественные товары).
Так еще в прошлом веке немецкий статистик Э. Энгель, изучавший семейные бюджеты, эмпирически вывел ряд закономерностей. Одна из них такова: по мере роста дохода семьи доля ее расходов на продукты питания падает. Это подтверждает тезис о том, что продукты питания – предмет первой необходимости, поскольку означает отставание увеличения расходов на питание от роста доходов.
Данную закономерность можно использовать для сравнения жизненных уровней в разных странах: чем богаче страна, тем меньше процентная доля расходов на питание в бюджете средней семьи. Разумеется, в богатых странах люди тратят на питание в абсолютных цифрах заметно больше, нежели в бедных, но в самых бедных странах население вынуждено проедать до 70% своих доходов, чтобы не умереть с голоду. В то же время в США и Западной Европе доля расходов на питание колеблется вокруг 10%.
И последнее. Чтобы практическое деление благ на предметы первой необходимости, предметы роскоши и т. д. было обоснованным, надо не учитывать воздействие на потребление прочих факторов, не связанных с доходом. Стало, например, известно, что в июле доходы жителей нашего города оказались выше, чем в январе, а покупки шуб снизились. Вряд ли можно, однако, утверждать на этом основании, что шуба – малоценное благо, поскольку в данном случае на ее потребление оказали влияние климатические условия.12
Теория эластичности спроса имеет важное практическое значение. Проиллюстрируем ее применение на конкретных примерах. Увеличение производственных издержек толкает предприятие на повышение цены продукции. Что произойдет со сбытом? Снизится ли он значительно или вообще не изменится? Компенсирует ли рост цены сокращение прибыли за счет потери части потребительского спроса?
Чтобы ответить на эти вопросы и правильно выбрать ценовую стратегию предприятия, надо знать эластичность спроса и предложения на данный товар.
Для фирмы важно иметь в виду, что эластичность спроса на ее продукцию и эластичность рыночного спроса не совпадают. Первая всегда (за исключением абсолютной монополии фирмы на рынке) выше второй. Рассчитать ценовую эластичность спроса на продукцию фирмы достаточно сложно, так как необходимо принимать во внимание и реакцию конкурентов на повышение или понижение фирмой цены. Помочь в этом может использование математических моделей или опыт руководителей фирмы.
Информация о работе Концепция эластичности спроса и ее роль в принятии экономических решений