Концепция эластичности спроса и ее роль в принятии экономических решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 06:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы. В соответствии с темой данной курсовой работы, можно сформулировать ее цели:
рассмотрение эластичности спроса по ценам, доходам, перекрестную эластичность, что позволит оценить влияние перечисленных показателей на спрос;
анализ теории потребительского выбора, которая объясняет, каким образом покупатели предпочитают тратить получаемые ими доходы в целях максимального удовлетворения своих потребностей.
Исходя из поставленных целей, были определены следующие задачи:
рассмотрение теоретических основ понятия эластичность спроса;
определение зависимости эластичности спроса от цены и дохода;
выявление практического значения теории эластичности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА………….................5
Измерение эластичности спроса……………………………………………..8
Ценовая эластичность спроса……………………………………………….11
Использование показателей процентных изменений…………………..12
Интерпретация формулы…………………………………………………13
Свойства эластичности……………………………………………………...14
Эластичность и ценовые интервалы……………………………………..14
Эластичность и наклон кривой спроса…………………………………..15
Факторы ценовой эластичности спроса……………………………………16
Заменяемость……………………………………………………………...17
Удельный вес в доходе потребителя…………………………………….17
Предметы роскоши и предметы необходимости……………………….17
Фактор времени…………………………………………………………...18
Размер запаса……………………………………………………………...19
2. ЗАВИСИМОСТЬ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА ОТ ЦЕНЫ И ДОХОДА………………………………………………………………………....22
2.1 Эластичность спроса по цене……………………………………………….22
2.2 Эластичность спроса по доходам…………………………………………...24
3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ ЭЛАСТИЧНОСТИ…..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……..36

Файлы: 1 файл

Концепция эластичности спроса.docx

— 599.52 Кб (Скачать)

где Р0 и Р1 — соответственно начальная и новая цена, руб.

Коэффициент эластичности исчисляем  как отношение прироста величины спроса к приросту цены:

 

               (1. 5)

Рассчитав коэффициенты эластичности (см. табл. 1.1), получим количественные характеристики ценовой эластичности спроса в различных ценовых интервалах. В пределах первых трех интервалов спрос эластичен, в четвертом интервале — неэластичен4.

На участках эластичного  спроса снижение цены и рост объема продаж приводят к увеличению общей  выручки от реализации продукции  фирмы, на участке неэластичного  спроса — к уменьшению выручки. Поэтому  каждая фирма будет стремиться избегать того участка спроса на свою продукцию, где коэффициент эластичности меньше единицы.

1.2 Ценовая эластичность  спроса

Согласно закону спроса, потребители  при снижении цены будут приобретать большее количество продукции. Однако степень реакции потребителей на изменение цены может значительно варьироваться от продукта к продукту. Более того, мы обнаружим, что, как правило, реакция потребителей в отношении одной и той же продукции существенно варьируется при изменении цен в различных пределах.

        Экономисты измеряют степень чуткости, или чувствительности, потребителей к изменению цены продукции, используя концепцию ценовой эластичности. Для спроса на некоторые продукты характерна относительная чуткость потребителей к изменениям цен; небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции. Спрос на такие продукты принято называть относительно эластичным или просто эластичным. Что касается других продуктов, потребители относительно нечутки к изменению цен на них, то есть существенное изменение в цене ведет лишь к небольшому изменению в количестве покупок. В таких случаях спрос относительно неэластичный или просто неэластичный5.

Степень ценовой эластичности или  неэластичности спроса экономисты измеряют при помощи коэффициента Ed, вычисленного по следующей формуле:

Ed =                                            (1.6)

Процентные изменения вычисляются  путем деления величины изменения в цене на первоначальную цену и следующего за этим изменения в количестве спрашиваемой продукции на то количество продукции, на которое спрос предъявлялся первоначально. Поэтому формулу можно представить в виде:

Ed =                       (1.7)

1.2.1 Использование показателей процентных изменений

Однако какой смысл использовать для измерения чуткости потребителей проценты вместо абсолютных величин? Ответ заключается в том, что при использовании абсолютных величин на наше представление о степени чуткости покупателей будет воздействовать произвольный выбор единиц измерения. Покажем это на примере. Если цена продукта X падает с 3 до 2 дол., а потребители в результате увеличивают свои покупки с 60 до 100 фунтов, то нам представляется, что потребители весьма чувствительны к изменению цены, и спрос, таким образом, окажется эластичным. Действительно, ведь изменение цены на одну единицу привело к изменению количества спрашиваемой продукции на 40 единиц. Однако, заменив доллары на центы в качестве единицы измерения (почему бы нам этого не сделать?), мы обнаружим, что изменение цены на 100 единиц вызвало изменение количества спрашиваемой продукции на 40 единиц, что порождает представление о неэластичности. Изменение в процентах позволяет избежать подобных проблем. В данном случае падение цены составило 33%, измеряем ли мы его в долларах (1 дол./З дол.) или в центах (100 центов/300 центов).

Нисходящая кривая спроса демонстрирует обратную зависимость, существующую между ценой и количеством спрашиваемой продукции. Это значит, что ценовой коэффициент эластичности спроса будет всегда иметь отрицательное значение. Например, если цена снижается, то количество спрашиваемой продукции растет. Это означает, что числитель в нашей формуле будет положительным, а знаменатель — отрицательным, давая в результате отрицательный коэффициент. Напротив, в случае увеличения цены числитель будет отрицательным, но знаменатель — положительным, что опять дает нам отрицательный коэффициент.

Экономисты взяли за правило  игнорировать отрицательный знак, отмечая лишь абсолютную величину коэффициента эластичности. Делается это во избежание недоразумений, возможных в противном случае. Странно было бы утверждать, что коэффициент эластичности, равный — 4, больше, чем коэффициент, равный — 2. Вероятно, в таком случае путаницы можно избежать, сказав просто, что коэффициент, равный 4, свидетельствует о большей эластичности, чем коэффициент, равный 2. Поэтому в дальнейшем изложении мы будем игнорировать отрицательное значение коэффициента ценовой эластичности спроса и показывать только ее абсолютную величину. Заметим, что подобного недоразумения не возникает с коэффициентом эластичности предложения, поскольку зависимость между ценой и количеством продукции является прямой.

1.2.2 Интерпретация формулы

Теперь давайте займемся интерпретацией нашей формулы. Спрос является эластичным, если данное процентное изменение цены ведет к большему процентному изменению количества спрашиваемой продукции. Например, если снижение цены на 2% вызывает рост спроса на 4%, спрос является эластичным. Очевидно, что во всех подобных ситуациях, когда спрос эластичен, коэффициент эластичности будет больше единицы; в данном случае он равен 2. Если данное процентное изменение цены сопровождается относительно меньшим изменением количества спрашиваемой продукции, спрос является неэластичным. Если снижение цены на 3% дает в результате рост количества спрашиваемой продукции всего на 1%, спрос неэластичен. Заметим, что коэффициент эластичности в этом случае составит 1/з. Ясно, что при неэластичном спросе коэффициент эластичности всегда будет меньше единицы. Между эластичным и неэластичным спросом возникает пограничная ситуация, когда процентное изменение цены и последующее процентное изменение количества спрашиваемой продукции оказываются равными по величине. Например, когда падение цены на 1% вызывает рост продаж на 1%. Этот специфический случай называют единичной эластичностью, так как коэффициент эластичности в точности равен единице.

Следует подчеркнуть, что, говоря о "неэластичном" спросе, экономисты не имеют в виду абсолютную нечувствительность потребителей к изменению цен. Термин совершенно неэластичный спрос означает крайний случай, когда изменение цены не приводит ни к какому изменению количества спрашиваемой продукции. Примером может служить спрос больных острой формой диабета на инсулин или же спрос наркоманов на героин. Графически этот случай показывают при помощи кривой спроса, параллельной вертикальной оси. И наоборот, когда экономисты говорят об "эластичном" спросе, они не имеют в виду, что потребители абсолютно чувствительны к изменению цены. В крайней ситуации, при которой самое малое снижение цены побуждает покупателей увеличивать покупки от нуля до предела своих возможностей, мы говорим, что спрос является совершенно эластичным. Кривая совершенно эластичного спроса представляет собой линию, параллельную горизонтальной оси.6

1.3 Свойства эластичности

1.3.1 Эластичность  и ценовые интервалы

Таблица 1.2 - Спрос и предложение  на рынке зерна (гипотетические данные)

Количество  продукции (ед.)

Цена за 1 бушель (дол.)

Количество  предлагаемой продукции(ед.)

Излишек(+) или дефицит(-)

2000

5

12000

+10000

4000

4

10000

+6000

7000

3

7000

0

11000

2

4000

-7000

16000

1

1000

-15000


Во-первых, эластичность, как  правило, варьируется в зависимости от ценового интервала, выбранного в данной таблице или на кривой спроса. Для большинства кривых спроса, включая и использованный нами для иллюстрации спрос на зерно, описанный в таблице 1.2, эластичность оказывается более значительной в левом верхнем углу графика по сравнению с правым нижним. По сути дела, это - следствие арифметических свойств единиц измерения эластичности. Действительно, в левом верхнем углу процентное изменение количества продукции обычно довольно велико постольку, поскольку мало первоначальное количество, от которого ведется отсчет. Аналогичным образом изменение цены в этой части графика обычно невелико, поскольку велика первоначальная цена, по сравнению с которой подсчитывается процент изменения. Относительно большое процентное изменение количества продукции, деленное на относительно небольшое изменение цены, дает в результате эластичный спрос. Применительно к правому нижнему участку кривой спроса справедливым будет обратное рассуждение. Тогда процентное изменение количества продукции будет, как правило, невелико, поскольку велико первоначальное количество, от которого ведется отсчет процентного изменения. Аналогичным образом процентное изменение цены будет, как правило, большим, поскольку мала первоначальная цена, относительно которой подсчитывается изменение цены. Небольшое процентное изменение количества, деленное на относительно большое процентное изменение цены, дает в результате неэластичный спрос.

1.3.2 Эластичность и наклон  кривой спроса

Второе свойство ценовой эластичности спроса заключается в том, что внешний вид графика, а именно наклон кривой спроса, не может служить надежным основанием для суждения об эластичности последнего. Например, из рисунка 3 видно, что, поскольку кривая спроса становится более крутой при относительно высоких ценах и более пологой при относительно низких ценах, постольку возникает искушение связать неэластичный спрос с высокими ценами и эластичный — с низкими. Однако это ошибочный вывод. Формула эластичности и показатель суммарного дохода свидетельствуют как раз об обратном? Хитрость заключается в том, что наклон кривой спроса — его пологость или крутизна — зависит от абсолютных изменений цены и количества продукции, тогда как теория эластичности имеет дело с относительными, или процентными, изменениями цены и количества. Различие между наклоном кривой спроса и его эластичностью можно также вполне уяснить себе, подсчитав показатель эластичности для различных комбинаций цены и количества продукции, расположенных на прямолинейной кривой спроса. Хотя наклон, очевидно, остается неизменным на всем протяжении кривой, спрос является эластичным на отрезке высоких цен и неэластичным — на отрезке низких цен.7


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.3. Эластичность и общая выручка

1.4 Факторы ценовой эластичности спроса

Каких-либо строгих правил, касающихся факторов, определяющих эластичность спроса, не существует. Однако нижеследующие моменты обычно рассматриваются в качестве теоретически значимых и практически полезных.

 

 

 

 

Таблица 1.3 - Ценовая эластичность спроса

Величина  коэффициента эластичности

Терминология

Объяснение  терминов

Влияние цены на общую выручку

Увеличение цены

Уменьшение цены

Больше единицы

Эластичный

Процентное изменение количества спрашиваемой продукции превышает процентное изменение цены

Общая выручка падает

Общая выручка растет

Равен единице

Единичный

Процентное изменение количества спрашиваемой продукции равно процентному изменению цены

Общая выручка изменена

Общая выручка изменена

Меньше единицы

Неэластичный

Процентное изменение количества спрашиваемой продукции меньше, чем изменение цены

Общая выручка растет

Общая выручка падает


 

1.4.1 Заменяемость

Чем больше хороших заменителей данного продукта предлагается потребителю, тем эластичнее бывает спрос на него. На чисто конкурентном рынке, где, по определению, существует огромное количество идеальных заменителей продуктов, предлагаемых любым продавцом, кривая спроса на продукты каждого отдельного продавца окажется совершенно эластичной .Если один из конкурирующих продавцов пшеницы или кукурузы повысит цену, покупатели переориентируются на легкодоступные идеальные заменители, предлагаемые его многочисленными соперниками. Другим крайним случаем, о котором мы уже упоминали, является спрос диабетиков на инсулин, крайне неэластичный. Стоит заметить, что эластичность спроса на продукт зависит от того, насколько узко определены границы этого продукта. Спрос на машинное масло фирмы "Тексако" является более эластичным, чем спрос на машинное масло вообще. Целый ряд других сортов масла легко заменит масло "Тексако", но хорошего заменителя масла, как такового, не существует.

1.4.2 Удельный вес  в доходе потребителя

Чем большее место занимает продукт в бюджете потребителя, при прочих равных условиях, тем выше будет эластичность спроса на него. 10%-ный рост цен на карандаши или жевательную резинку составит всего несколько центов и вызовет минимальную реакцию в плане изменения количества спрашиваемой продукции. В то же время 10%-ный рост цен на автомашины или жилые дома будет составлять, скажем, 1,5 тыс. или 15 тыс. дол. соответственно. Подобные повышения цен составят существенную долю годового дохода многих семей, так что можно ожидать, что количество покупаемой продукции значительно уменьшится.

1.4.3 Предметы роскоши  и предметы необходимости

Спрос на предметы необходимости обычно является неэластичным; спрос на предметы роскоши обычно эластичен. Хлеб и электроэнергия обще признаны в качестве предметов необходимости; без них мы "не протянем". Повышение цен не приведет с существенному сокращению потребления хлеба или электричества для освещения и других бытовых нужд. Обратим внимание на очень низкую ценовую эластичность спроса на эти товары в таблице 5. Еще более яркий пример: никто не отказывается от операции по поводу острого аппендицита по той причине, что плата за медицинское обслуживание только что повысилась. С другой стороны, французский коньяк и изумруды являются предметами роскоши, которые, по определению, могут быть исключены из потребления без особых затруднений. Если цены на коньяк и изумруды поднимутся, их можно не покупать, и, приняв такое решение, никто не столкнется с большими неудобствами. Спрос на соль обычно является крайне неэластичным по нескольким причинам. Это предмет необходимости; несоленая пища оставляет желать много лучшего. Хороших заменителей соли мало. И наконец, соль занимает ничтожное место в семейном бюджете.

Информация о работе Концепция эластичности спроса и ее роль в принятии экономических решений