Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 21:49, курсовая работа
Ресурсным обеспечением этих прав являются муниципальные финансы, которые охватывают местные бюджеты (в Российской Федерации — бюджеты районов, городов, поселков, сельских поселений) и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения территориальных потребностей. Муниципальные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения.
Введение
1. Сущность и состав муниципальных финансов
1.1 Понятие финансов муниципального образования
1.2 Финансовое планирование деятельности органов местного самоуправления
1.3 Законодательная основа муниципальных финансов
2. Местные бюджеты как финансовая база муниципальных финансов
2.1 Понятие местного бюджета
2.2 Виды местных бюджетов
2.3 Доходы местных бюджетов
2.4 Расходы местных бюджетов
3. Финансовые ресурсы предприятий. Внебюджетные фонды
3.1 Финансовые ресурсы предприятий, направляемые на развитие экономики муниципального сектора
3.2 Муниципальные внебюджетные фонды
Заключение
Главным источником формирования средств предприятий, предназначенных для социально-бытовой инфраструктуры, является их прибыль. Из прибыли, которая остается в распоряжении предприятий, формируются целевые фонды. За счет средств этих фондов коллективы предприятий имеют возможность удовлетворять коллективные потребности в жилье, социально-культурных и бытовых услугах.
Значительный объем
финансовых ресурсов предприятий направляется
на содержание подведомственных им объектов
жилищно-коммунального и культу
Развитие в городских поселениях промышленности сопровождается, как правило, ростом числа их жителей. И то, и другое ведут к увеличению нагрузки на городские коммуникации, что требует их реконструкции и увеличения эксплуатационных расходов. Однако местные органы власти не всегда располагают для этого необходимыми ресурсами. Все это вынуждает их обращаться за помощью к предприятиям, находящимся на подведомственной им территории. Предприятия выделяют материальные, финансовые и трудовые ресурсы на общегородские мероприятия. Руководители предприятий сами понимают, что нормальная работа их предприятий, уровень производительности труда и другие показатели в значительной степени зависят от состояния социальной инфраструктуры города.
Поэтому промышленные предприятия берут на себя заботы по прокладке и поддержанию дорог и тротуаров вдоль своих объектов, освещению и озеленению прилегающих к ним территорий, ремонтируют транспортные и водопроводно-канализационные и другие коммуникации. Во многих городах для координации такой помощи созданы советы директоров предприятий, на которых решается вопрос о вкладе каждого предприятия в финансирование общегородских мероприятий.
В последние десятилетия в практику хозяйственной работы на местах широко внедряется метод долевого участия предприятий в создании объектов инфраструктуры. Такая форма участия средств ведомств вызвана ростом потребности в инфраструктуре, повышением ее технической оснащенности, недостаточностью средств у некоторых предприятий для сооружения отдельных инфраструктурных объектов. Например, в городах уже невозможно строительство небольших жилых домов. Раньше финансирование строительства таких домов было подсильно многим, в том числе и мелким предприятиям. Современные объекты социально-бытовой инфраструктуры не только значительны по мощности, но и требуют сложного инженерно-технического оснащения, что уже непосильно для отдельных предприятий-застройщиков.
Выходом из такого положения стало объединение на долевых началах средств предприятий для строительства объектов инфраструктуры. Все чаще средства предприятий стали объединяться со средствами местных бюджетов. Такая форма использования средств предприятий прогрессивна и перспективна. Она способствует кооперации ресурсов ведомств и местных органов власти, более рациональному их использованию, комплексности застройки городских массивов, более быстрому достижению экономического и социального эффекта от вкладываемых средств.
Вместе с тем надо отметить, что в условиях становления рыночных отношений и экономического кризиса многие предприятия в целях снижения себестоимости своей продукции и повышения конкурентоспособности пошли по пути не только сокращения выделения средств на обще региональные мероприятия, но и отказа от подведомственных объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения. Тем самым усиливается нагрузка на местные бюджеты по содержанию и развитию социальной инфраструктуры.
Следует полагать, что после выхода страны из экономического кризиса, укрепив свое финансовое положение, предприятия в целях социальной защищенности своих трудовых коллективов и улучшения условий проживания их в населенных пунктах будут увеличивать выделение средств на социальную инфраструктуру и осуществление обще региональных мероприятий. Все это приведет вновь к повышению значения средств предприятий в муниципальных финансах.
В связи с расширением для местных органов власти возможностей по объединению средств предприятий и местных бюджетов на развитие социальной инфраструктуры актуальной стала проблема объединения этих средств. Одним из возможных путей концентрации средств предприятий на финансирование обще региональных мероприятий стало образование муниципальных внебюджетных фондов экономического и социального развития.
Муниципальный внебюджетный фонд может формироваться за счет следующих источников:
• добровольных взносов юридических и физических лиц;
• доходов от аукционов;
• штрафов за загрязнение окружающей среды, нерациональное использование природных ресурсов и другие нарушения природоохранного законодательства, санитарных норм и правил, а также платежей, компенсирующих причиненный ущерб;
• штрафов за порчу и утрату памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности, другие нарушения законодательства об охране этих объектов, а также платежей, компенсирующих причиненный при этом ущерб;
• штрафов за административные и другие правонарушения, налагаемых органами местного самоуправления и их должностными лицами на основе законодательства Российской Федерации.
Муниципальные внебюджетные фонды создаются на основании решений местных представительных органов власти. В соответствии с их решением исполнительные органы власти открывают в банках специальные счета для хранения средств, поступающих в фонды. Для управления фондом может создаваться коллегиальный орган, состоящий из представителей местных органов власти и заинтересованных предприятий и организаций. Коллегиальный орган принимает решение об использовании средств фонда.
Мобилизованные в такие фонды средства могут быть направлены:
• на расходы, связанные со строительством на кооперативных началах объектов социально-бытового назначения;
• на расходы, связанные с увеличением текущих расходов бюджета (за исключением лимитированных расходов), а также для финансирования плановых затрат в случае невыполнения планового размера доходов;
• на расходы, связанные с перерасходами установленных смет и нормативов.
Средства, полученные за счет взносов предприятий, должны, как правило, использоваться на создание и содержание объектов обще регионального назначения.
Создание муниципальных внебюджетных фондов в населенных пунктах содействует:
• концентрации средств предприятий и местных органов на развитие социально-бытовой инфраструктуры;
• усилению материальной заинтересованности местных органов в результатах своей хозяйственной деятельности;
• укреплению финансовых ресурсов местных органов власти, что придаст необходимую устойчивость их финансовой базе при выполнении возложенных на них функций и плановых задач;
• более эффективному использованию материальных и финансовых ресурсов нашего общества;
• усилению экономической
связи местных органов с
• освобождению предприятий от выполнения не свойственных им функций по развитию местного хозяйства;
• расширению финансовых возможностей местных органов для ликвидации диспропорции между производственной и непроизводственной сферами и диспропорции внутри инфраструктуры;
• росту влияния местных органов власти на развитие отдельных отраслей инфраструктуры, повышение технического
уровня подведомственных предприятий, организаций и учреждений, что создает необходимые условия для их динамичного развития;
• повышению уровня обслуживания и совершенствования услуг, оказываемых населению.
Основной составной частью муниципальных финансов являются местные бюджеты. В современных условиях все в большей степени местные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие муниципальных образований, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий. Указанные факторы вызывают необходимость дальнейшего расширения и укрепления финансовой базы местных органов власти, решения ряда проблем, связанных с совершенствованием методов формирования и использования финансовых ресурсов муниципальных образований.
Одним из звеньев муниципальных финансов являются средства субъектов хозяйствования. К таким средствам относятся, во-первых, финансовые ресурсы предприятий, находящиеся в муниципальной собственности. Чаще всего это коммунальные предприятия. Во-вторых, это финансовые ресурсы предприятий, фирм, организаций, используемые ими на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов. Субъекты хозяйствования для социальной поддержки своих работников строят и приобретают жилые дома, квартиры, детские дошкольные учреждения, медицинские учреждения и объекты для отдыха. В нашей стране, особенно в новых городах, возникших на базе строящихся предприятий, нередко почти вся социальная инфраструктура находится в ведомственном подчинении. Поэтому нередко в общем объеме муниципальных финансов превалируют средства предприятий, направляемые на социальное развитие.
Третьим компонентом муниципальных финансов являются территориальные внебюджетные фонды. Источниками формирования таких фондов служат добровольные взносы предприятий и населения, специальные сборы и др. Внебюджетные фонды чаще всего имеют целевое назначение.
Законодательной основой муниципальных финансов является закон РСФСР “О местном самоуправлении в РСФСР” и Законе РФ “Об основах бюджетных прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономных областей, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления” от 15 апреля 1993 г.
Наиболее полным отражением состояния финансовых ресурсов муниципального образования является местный бюджет. Местный бюджет — это план финансовой деятельности органов местного самоуправления на определенный период, представленный в форме описи доходов и расходов. Выделяют два вида бюджетов:
- текущий бюджет - представляет собой совокупность доходов и расходов органов местного самоуправления, обеспечивающих первоочередные нужды городского хозяйства.
- бюджет развития (инвестиционный бюджет) - включает в себя совокупность доходов и расходов, направляемых на совершенствование и развитие городского хозяйства.
В зависимости от сроков планирования финансовой деятельности традиционно выделяют три вида бюджетов: краткосрочный (1 год); среднесрочный (3 года): долгосрочный (свыше 5 лет).
Важнейшей составной частью финансового обеспечения населенных мест, развития и содержания в них производственной и социальной инфраструктуры являются средства предприятий и хозяйственных организаций.
Значительный объем
финансовых ресурсов предприятий направляется
на содержание подведомственных им объектов
жилищно-коммунального и
Муниципальные внебюджетные фонды формируются за счет следующих источников:
1) добровольные взносы юридических лиц;
2) доходы от аукционов, за исключением доходов от приватизации предприятий, реализации имущества (актива) действующих, ликвидируемы предприятий муниципальной собственности, а также незавершенных строительных объектов;
3) штрафов за загрязнение
окружающей среды,
4) штрафов за порчу и утрату памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности, другие нарушения законодательства об охране этих объектов, а также платежей, компенсирующих причиненный ущерб. Суммы этих штрафов и платежей используются на проведение мероприятий по восстановлению и поддержанию в сохранности памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;
5) иных доходов внебюджетных
фондов в соответствии с
Муниципальный валютный фонд формируется за счет добровольных валютных взносов физических и юридических лиц.
Информация о работе Экономика муниципального сектора (Муниципальные финансы)