Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 21:49, курсовая работа
Ресурсным обеспечением этих прав являются муниципальные финансы, которые охватывают местные бюджеты (в Российской Федерации — бюджеты районов, городов, поселков, сельских поселений) и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения территориальных потребностей. Муниципальные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения.
Введение
1. Сущность и состав муниципальных финансов
1.1 Понятие финансов муниципального образования
1.2 Финансовое планирование деятельности органов местного самоуправления
1.3 Законодательная основа муниципальных финансов
2. Местные бюджеты как финансовая база муниципальных финансов
2.1 Понятие местного бюджета
2.2 Виды местных бюджетов
2.3 Доходы местных бюджетов
2.4 Расходы местных бюджетов
3. Финансовые ресурсы предприятий. Внебюджетные фонды
3.1 Финансовые ресурсы предприятий, направляемые на развитие экономики муниципального сектора
3.2 Муниципальные внебюджетные фонды
Заключение
Содержание
Муниципальные представительные и исполнительные органы в целях выполнения ими своих функций наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.
Ресурсным обеспечением этих прав являются муниципальные финансы, которые охватывают местные бюджеты (в Российской Федерации — бюджеты районов, городов, поселков, сельских поселений) и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения территориальных потребностей. Муниципальные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения. Таким образом, муниципальные финансы — это система экономических отношений, посредством которой распределяются и перераспределяются национальный доход, фонд денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие муниципальных образований.
Через муниципальные финансы государство активно проводит социальную политику. Предоставляя местным органам власти средства для их бюджетов, осуществляет финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог.
С помощью муниципальных
финансов государство осуществляет
выравнивание уровней экономического и социального
развития территорий, которые в результате
исторических, географических, военных
и других условий отстали в своем экономическом
и социальном развитии от других районов
страны. Для преодоления такой отсталости
разрабатываются региональные программы.
Средства на их осуществление формируются
за счет источников доходов бюджетов соответствующих
административно-
Исходя из вышеизложенного предложенная тема является весьма актуальной. Цель данной работы – рассмотреть состав и структуру муниципальных финансов.
Муниципальные финансы могут образовываться из трех основных источников:
государственных средств, передаваемых органам местного самоуправления органами государственной власти в виде доходных источников и прав, предусмотренных законодательством;
собственных средств муниципального образования, создаваемых за счет деятельности органов местного самоуправления (доходы от использования муниципальной собственности, плата за услуги и т.п.); заемных средств или муниципального кредита. Соотношение этих трех основных источников городских финансов в структуре местных финансов определяет самостоятельность данного муниципального образования, поскольку преимущество в структуре финансов первой или третьей группы рождает зависимость от государства или кредитных учреждений, ограничивая тем самым целевое направление средств на нужды населения муниципального образования. Поэтому органы местного самоуправления должны стремиться к наращиванию источников, отнесенных ко второй группе.
Другими словами, самостоятельность местных финансов зависит в значительной степени от самой финансовой деятельности органов местного самоуправления—от степени профессионализма органов, занимающихся организацией финансовой работы. Процесс управления муниципальными финансами распадается натри большие стадии:
1. Финансовое планирование.
2. Бюджетный процесс.
3. Оценка результатов.
Если проанализируем характер и цели деятельности на каждой из этих стадий, то увидим, что они серьезно различаются между собой. Так. на первой стадии основной вид деятельности — составление анализа и прогноза, и определяющей является аналитическая работа.
На второй стадии основным является процесс исполнения бюджета, на третьей — процесс контроля. Безусловно, все эти функции не могут быть отнесены к исполнению одними и теми же структурами органов местного самоуправления. Поэтому крайне важным является разделение функций и процессе управления финансами.
Как правило, в структуре органов местного самоуправления этой деятельностью занимаются:
1. Финансовые органы, для финансового планирования.
2. Бюджетные органы, для организации и осуществления бюджетного процесса.
3. Контрольные органы,
контролирующие расходование
Планирование — важнейший и обязательный этап любой деятельности, так как в ходе этого процесса происходит определение приоритетов развития. Важным показателем планирования являются его сроки. На представленной ниже табл. 1 показаны формы планирования и их содержание. Разделение планирования натри основные формы позволяет придать этому процессу комплексный и целенаправленный характер, обеспечивает согласованность действий всех его участков, поскольку в ходе финансового планирования все органы местного самоуправления участвуют в решении единых задач.
Наиболее важен сточки зрения реализации целей органов местного самоуправления этап долгосрочного планирования, поскольку именно на нем определяется стратегия развития муниципального образования и согласуются основные интересы всех участников финансового планирования.
Как правило, сроки долгосрочного планирования совпадают со сроками полномочий органов самоуправления. Определение приоритетов должно базироваться на тщательном анализе перспектив развития муниципального образования и происходить при взаимодействии всех органов власти и населения. Исполнительная власть, которая разрабатывает приоритеты развития, крайне заинтересована в этом процессе согласования и утверждения приоритетов, так как она делает единомышленниками и соучастниками этого процесса все общественные силы, что важно для избежания конфликтов на последующих стадиях формирования финансового плана и бюджета.
Таблица 1
Форма планирования |
Планирование расходов |
Планирование доходов |
долгосрочное |
Определение приоритетов развития и финансирования |
Составление перспективного финансового плана развития доходной базы |
Среднесрочное |
Инвестиционные проекты |
Определение видов и объемов припекаемого финансирования на основе перспективного плана развития доходной базы |
Краткосрочное |
Определение, исходя из приоритетов развития и инвестиционных проектов, объема расходов на инвестирование и текущих расходов на финансовый год |
Составление прогноза поступлений по различным доходным источникам и их распределение по конкретным статьям расходов |
В настоящее время в Российской Федерации местные органы власти получили большие права в области руководства хозяйственным и социально-культурным строительством на подведомственной территории, они осуществляют руководство жилищным строительством, коммунальным хозяйством, народным образованием и здравоохранением, проводят мероприятия по благоустройству сел и городов, организуют работу в области дорожного строительства.
Необходимо дальнейшее повышение роли муниципальных представительных и исполнительных органов в решении на своих территориях назревших задач экономического и духовного развития общества. Все это требует дальнейшего расширения их прав, а также развития материально-финансовой базы. В известной мере это нашло отражение в изданном 6 июня 1991 г. Законе РСФСР “О местном самоуправлении в РСФСР” и Законе РФ “Об основах бюджетных прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономных областей, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления” от 15 апреля 1993 г.
В первом из названных
законов отражена экономическая
основа местного самоуправления, которую составляют
природные ресурсы территории, коммунальная
собственность (собственность административно-
Законом регламентируются
взаимоотношения местных
В Законе определены права местных органов власти в области планирования и материально-технического снабжения. Местные органы власти самостоятельно разрабатывают планы социально-экономического развития территории в пределах имеющихся полномочий. При этом не допускается вмешательство вышестоящих органов власти и управления в процесс формирования и выполнения планов.
Новые права местных органов власти предусматривают их участие во внешнеэкономических связях. Такие связи осуществляются ими на принципах валютной самоокупаемости. При этом местные органы власти способствуют расширению внешнеэкономических связей предприятий, расположенных на их территории, проведению мероприятий по развитию экспортной базы и увеличению производства конкурентоспособной на внешнем рынке продукции, работ и услуг.
В Законе “О местном самоуправлении в РСФСР” вопросы финансов местного самоуправления выделены в отдельный раздел, в котором зафиксирован ряд новых положений. В частности, определен состав финансовых ресурсов местного самоуправления, которые формируются за счет бюджетных и внебюджетных средств местных органов власти, кредитных ресурсов, валютных средств самоуправления.
Впервые в Законе записано, что для определения общего объема финансовых ресурсов, созданных и используемых на соответствующей территории, местными органами власти составляется территориальный сводный финансовый баланс. При этом государственные и общественные органы, предприятия, учреждения и организации представляют в местные органы власти сведения, необходимые для его составления.
В Законе закреплены очень важные положения о том, что местные органы власти самостоятельно разрабатывают, утверждают и исполняют свои бюджеты, при этом вмешательство вышестоящих органов в бюджетный процесс не допускается.
В целях социальной защищенности населения в Законе закреплено за местными органами власти право на минимальный размер местных бюджетов в части текущих расходов. Впервые минимальный размер местных бюджетов определяется исходя из сохранения обеспеченности расходов по местному бюджету в предыдущем году с учетом увеличения расходов, вызванных решениями вышестоящих органов власти.
Впервые в Законе признано право местных органов на создание и использование внебюджетных фондов финансовых ресурсов, а также валютных фондов, на объединение финансовых ресурсов местных органов власти и предприятий для финансирования обще региональных мероприятий.
Новые права даны местным органам
власти в распределении и
В Законе “Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов” конкретизированы и развиты права местных органов власти в области финансово-бюджетных отношений. В общих положениях Закона сформулированы новые понятия консолидированного, минимального бюджета, минимальных социальных и финансовых норм, средней финансовой обеспеченности, принципы самостоятельности бюджетов и регулирования финансовых отношений.
Отдельный раздел Закона посвящен доходам местных бюджетов. В нем отражены вопросы определения уровня закрепленных доходов, который должен быть не менее 70% доходной части минимальных бюджетов, порядок предоставления и использования дотаций и субвенций, принципы определения и утверждения нормативов отчислений от регулирующих налогов, распределение доходов между различными видами бюджетов.
В разделе “Расходная часть бюджетов” даны права местных органов власти по формированию расходов своих, бюджетов; при этом впервые зафиксировано не только положение о бюджете текущих расходов и бюджете развития, но содержание этих бюджетов.
Информация о работе Экономика муниципального сектора (Муниципальные финансы)