Экономика муниципального сектора (Муниципальные финансы)

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 21:49, курсовая работа

Краткое описание

Ресурсным обеспечением этих прав являются муниципальные финансы, которые охватывают местные бюджеты (в Российской Федерации — бюджеты районов, городов, поселков, сельских поселений) и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения территориальных потребностей. Муниципальные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения.

Оглавление

Введение
1. Сущность и состав муниципальных финансов
1.1 Понятие финансов муниципального образования
1.2 Финансовое планирование деятельности органов местного самоуправления
1.3 Законодательная основа муниципальных финансов
2. Местные бюджеты как финансовая база муниципальных финансов
2.1 Понятие местного бюджета
2.2 Виды местных бюджетов
2.3 Доходы местных бюджетов
2.4 Расходы местных бюджетов
3. Финансовые ресурсы предприятий. Внебюджетные фонды
3.1 Финансовые ресурсы предприятий, направляемые на развитие экономики муниципального сектора
3.2 Муниципальные внебюджетные фонды
Заключение

Файлы: 1 файл

Экономика муниципального сектора (Муниципальные финансы 2007).doc

— 191.00 Кб (Скачать)

Рис. 1. Схема регулирующих доходов  местных бюджетов

 

Собственные доходы местных  бюджетов формируются с помощью местных налогов и сборов.

Прочие налоги, сборы  и другие поступления, включающие местные налоги и сборы. Из них наиболее крупные налоги и сборы:

• поступления по административным штрафам и санкциям;

• сборы, взимаемые автомобильной  инспекцией;

• сборы за регистрацию  предприятий, общественных организаций, банков и их филиалов;

• транспортный налог;

• налог на рекламу;

• налог на перепродажу  автомобилей, вычислительной техники  и персональных компьютеров;

• сбор за право торговли;

• целевые сборы с  граждан и предприятий всех организационно-правовых форм на содержание милиции, благоустройство и другие цели;

• регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

• сбор со сделок, произведенных  на товарных биржах и при продаже  и покупке валюты;

• сбор за уборку территорий населенных пунктов;

• поступления от лицензирования отдельных видов деятельности;

• сбор на нужды образовательных  учреждений, взимаемый с юридических лиц;

• налог на содержание жилищного фонда и объектов социальной сферы;

• лицензионный сбор за право производства и торговли спиртными напитками и пивом. Налоги на имущество, в том числе:

• налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

• налог на имущество  предприятий;

• налог на имущество  физических лиц. Доходы от приватизации (собственности, принадлежащей муниципальным образованиям), в том числе:

• доходы от приватизации объектов муниципальной собственности;

• доходы от продажи земли;

• доходы от продажи квартир  гражданам. Земельный налог, включающий:

• земельный налог  и арендную плату за земли сельскохозяйственного назначения, в том числе сельхоз угодья в составе лесного фонда;

• земельный налог  и арендную плату за земли несельскохозяйственного  назначения;

• доходы от централизации  средств земельного налога и арендную плату за земли сельскохозяйственного назначения, земли городов и других населенных пунктов;

• возмещение потерь сельскохозяйственного  производства, связанных с изъятием сельхозугодий.

Средства обязательного  медицинского страхования, средства внебюджетных и отраслевых фондов.

Платежи за пользование недрами и природными ресурсами, в том числе:

• платежи за пользование  недрами;

• лесные подати, включая  арендную плату и плату за земли  лесного фонда;

• плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;

• плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов;

• отчисления на воспроизводство, охрану и защиту лесов. Местные органы власти заинтересованы в собственных источниках доходов. Они позволяют шире проявлять хозяйственную инициативу, добиваться увеличения платежей в бюджет.

Постоянно увеличивающиеся  расходы местных бюджетов при  недостаточном росте объема собственных доходов вызывали необходимость наделения средствами этих бюджетов. Это осуществлялось главным образом за счет регулирующих источников, т. е. средств, поступивших из источников вышестоящих бюджетов.

В соответствии с Законом  РФ “Об основах налоговой системы” в число главных регулирующих доходов местных бюджетов входят отчисления:

• от налога на добавленную  стоимость;

• от акцизов;

• от налога на прибыль (доход) предприятий;

• от подоходного налога с физических лиц. Нормативы отчислений регулирующих доходов утверждаются вышестоящими территориальными органами власти в зависимости от общей суммы расходов местного бюджета и объема их собственных доходов.

По объему и экономическому значению ведущее положение в доходах местных бюджетов занимают отчисления от регулирующих налогов. Их роль заключается не только в обеспечении финансовыми ресурсами местных органов власти, но и в повышении заинтересованности местных органов власти в мобилизации средств в вышестоящий бюджет, в повышении эффективности общественного производства на подведомственной им территории.

Существующая система  регулирования местных бюджетов имеет ряд достоинств. Она позволяет обеспечить необходимыми средствами местные бюджеты независимо от производительности местных источников, создает предпосылки к выравниванию уровней развития отдельных территориальных единиц, стимулирует местные органы власти к выполнению планов мобилизации федеральных и региональных налогов.

В то же время используемый метод регулирования местных  бюджетов имеет недостатки. Главный  из них заключается в наличии  элементов субъективности при формировании регулирующих доходов местных бюджетов. Это выражается в порою необъективном установлении величины нормативов отчислений от регулирующих налогов и выборе их состава. Данный недостаток будет устранен с введением в практику бюджетного планирования государственных минимальных социальных и финансовых норм. Речь идет о том, чтобы разработать и утвердить нормы минимальной обеспеченности каждого жителя необходимыми социальными благами, в том числе в сфере народного образования, здравоохранения, жилищно-коммунального обслуживания и т. д. Эти нормы должны быть дифференцированы по отдельным регионам страны, с учетом климатических, исторических, этнических особенностей и уровня обеспеченности населения этими услугами.

Так как темпы роста  расходов местных бюджетов превышают  темпы роста их доходов (несмотря на отчисления от регулирующих налогов), иногда возникает необходимость в дотациях из вышестоящего бюджета.

Нужно отметить, что дотация  и субвенция как методы наделения  финансовыми ресурсами местных бюджетов несовершенны. Эти источники лишены стимулирующих средств, они создают у местных органов власти иждивенческое настроение. Такая практика передачи средств не способствует развитию их хозяйственной инициативы, уменьшает возможности перевыполнения доходной части бюджетов, ослабляет финансовый контроль.

Тем не менее, отмечая все негативные стороны дотации и субвенции, полностью исключить их как методы наделения местных бюджетов необходимыми средствами нельзя. При формальном подходе к решению проблемы ликвидации дотационности этих бюджетов и передаче им в больших размерах отчислений от неустойчивых источников доходов их положение может быть ухудшено. Это может привести к постоянным кассовым разрывам и многократным обращениям за ссудами в вышестоящие бюджеты. В целом это приведет к осложнению в финансировании плановых мероприятий.

Поэтому, видимо, не везде  и не всегда следует стремиться к  замене дотации любыми средствами. Представляется, что дотация может иметь место в тех населенных пунктах, где в силу исторических условий и проводимой политики в области охраны окружающей среды, исторических памятников и других причин экономический потенциал не может быть расширен в таких размерах, чтобы обеспечить территориальное формирование доходов. Местные же источники не в состоянии покрыть необходимые расходы. Примером могут служить города- и поселки-курорты, города — исторические и архитектурные заповедники и др. Субвенции же следует выдавать целевым назначением на определенные мероприятия, на осуществление которых на местах не хватает средств.

2.4 Расходы местных  бюджетов

Развитие экономического потенциала страны, рост населения, расширение процесса урбанизации являются основными факторами увеличения числа и объема территориальных бюджетов.

Рост местных бюджетов непосредственно связан с процессом  урбанизации, следовательно, расширением социально-бытовой инфраструктуры. В общем объеме местных бюджетов постоянно увеличивается удельный вес городских и поселковых бюджетов.

Рост городских поселений, увеличение числа городских жителей, рост крупных городов, где бюджетные  расходы на одного жителя в 5—7 раз выше, чем в малых городах, влекут за собой увеличение расходов городских бюджетов, темпы роста которых опережают темпы роста звеньев местных бюджетов.

Наиболее ярко последствия  экономических и социальных процессов  отражаются на расходной части местных бюджетов. Главными сторонами деятельности местных органов власти являются разработка и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории. Увеличение числа поселений, особенно в новых районах освоения, осуществление мероприятий по развитию жилищно-коммунального хозяйства и улучшению благоустройства населенных мест влекут расширение расходов местных бюджетов. Возрастание расходов связано с новым строительством и с повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения.

Следует отметить, что  структура расходов отдельных видов  местных бюджетов неодинакова и  зависит от объема местного хозяйства и подведомственности его местным органам различного уровня. Так, городским и районным органам власти подчинена подавляющая часть предприятий, жилищно-коммунального хозяйства, поэтому удельный вес ассигнований на народное хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значителен и превышает 40%. В ведении же поселковых и сельских органов власти находятся в основном социально-культурные учреждения, в этих бюджетах подавляющая часть расходов приходится на финансирование социально-культурных мероприятий.

В настоящее время  одним из главных направлений  использования финансовых ресурсов должно быть финансирование развития местной производственной базы как основы для получения в будущем собственных доходов.

Местным органам подведомственна  подавляющая часть социально-культурных учреждений и в первую очередь  учреждения народного образования и здравоохранения. Поэтому спецификой расходов местных бюджетов является значительное преобладание в них расходов на социально-культурные мероприятия. Если в городских и районных бюджетах они составляют от 30 до 50% всех расходов, то в поселковых и сельских бюджетах —от 60 до 80%.

В расходах местных бюджетов на социально-культурные мероприятия  наиболее быстрыми темпами растут затраты  на здравоохранение, просвещение и науку, что связано с развитием сети медицинских учреждений и расширением научных и проектных работ, финансируемых из этих бюджетов, по проблемам градостроительства, комплексного развития административно-территориальных единиц, автоматизированных систем управления местным хозяйством и т. д.

Развитие урбанизации  проявляется в ускоренных темпах роста расходов местных бюджетов на финансирование народного хозяйства. Эти расходы имеют тенденцию к увеличению в связи с ростом и усложнением местного хозяйства, повышением стоимости основных фондов коммунального хозяйства и уровня его технического оснащения. Рост территории населенных пунктов ведет к удлинению коммуникаций, к увеличению эксплуатационных расходов. Преимущественный рост крупных городов, где расходы в расчете на одного жителя выше, — также важный фактор роста расходов территориальных бюджетов. Не следует игнорировать и тот факт, что с развитием урбанизации повышаются потребности жителей малых городов, поселков и сельских поселений, где все в больших масштабах развиваются коммунальное хозяйство, торговля и т. д.

Развитие производительных сил, рост производства новых видов химической и биологической продукции, химизация сельского хозяйства, увеличение числа городов и городского населения усиливают нагрузку на природу, приводят к резким нарушениям природной среды. Это отрицательно сказывается на условиях жизни населения и требует, в свою очередь, увеличения затрат общества на поддержание необходимого состояния окружающей среды. Поэтому одной из постоянно возрастающих статей расходов местных бюджетов являются ассигнования на охрану окружающей среды.

До недавнего времени  почти все финансирование охраны окружающей среды производилось за счет средств ведомств и предприятий. Но с переходом предприятий и организаций на самоокупаемость наблюдается тенденция к снижению участия предприятий в природоохранных мероприятиях, так как это ведет к удорожанию продукции и ухудшению их финансового состояния. Кроме того, следует отметить, что ведомственное финансирование охраны окружающей среды зачастую недостаточно эффективно из-за того, что мероприятия не всегда скоординированы, а средства распыляются.

В этих условиях возрастает роль бюджетного финансирования, в  том числе за счет местных бюджетов. Все в большей степени по каналам этих бюджетов будут финансироваться мероприятия по развитию систем водоснабжения и канализации, мусоро переработке и захоронению бытовых отходов, защите водных, лесных, земельных ресурсов от результатов хозяйственной деятельности.

Одной из актуальных проблем  является улучшение благоустройства  наших городов и сел. Этому должно способствовать более рациональное использование выделяемых на эти цели бюджетных ассигнований. Необходимо ликвидировать монополии действующих в городах служб, которые нередко создают видимость работы, занимаются приписками объемов выполненных работ, получая из городских бюджетов не заработанные средства. Целесообразно разбить городские территории на участки и сдавать подряды на их обслуживание на конкурсной основе между городскими специализированными организациями по благоустройству, жилищно-эксплуатационными конторами, кооперативами. Конкурсность и состязательность между ними не только будут содействовать экономии средств, но и повысят качество работ по городскому благоустройству.

3. Финансовые  ресурсы предприятий. Внебюджетные  фонды

3.1 Финансовые ресурсы предприятий, направляемые на развитие экономики муниципального сектора

Важнейшей составной  частью финансового обеспечения  населенных мест, развития и содержания в них производственной и социальной инфраструктуры являются средства предприятий и хозяйственных организаций.

Информация о работе Экономика муниципального сектора (Муниципальные финансы)