Муниципальные финансы

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 10:12, курсовая работа

Краткое описание

Основными целями курсовой работы является изучение таких вопросов, как:
• определение сущности, структуры и роли муниципальных финансов;
• формирование местного бюджета;
• проблемы развития муниципальных финансов в современных условиях.

Оглавление

Введение
1. Муниципальные финансы: сущность, структура и роль муниципальных финансов
1.1 Основные элементы муниципальных финансов
1.2 Функции и роль муниципальных финансов
2. Формирование муниципального бюджета
2.1 Доходы местных бюджетов
2.2 Расходы местных бюджетов
3. Проблемы развития муниципальных финансов в современных условиях
3.1 Проблемы взаимоотношений региональных и местных бюджетов
3.2 Финансовые проблемы местного самоуправления
Заключение

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_Avetisyan - копия.docx

— 76.11 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение                                                                         

  1. Муниципальные финансы: сущность, структура и роль муниципальных финансов        
    1. Основные элементы муниципальных финансов  
    2. Функции и роль муниципальных финансов   
  2. Формирование муниципального бюджета    
    1. Доходы местных бюджетов      
    2. Расходы местных бюджетов      
  3. Проблемы развития муниципальных финансов в современных условиях           
    1. Проблемы взаимоотношений региональных и местных бюджетов
    2. Финансовые проблемы местного самоуправления

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В условиях формирования демократического устройства общества и становления  местного самоуправления как одной  из его фундаментальных основ  особое значение для реализации задач улучшения качества жизни населения приобретают вопросы развития финансового потенциала территории и финансового обеспечения местных органов власти.

Муниципальные финансы составляют самостоятельный структурный уровень  финансовой системы государства. Необходимость  муниципальных финансов связана  с процессами децентрализации финансовой системы, разделением полномочий и  передачей части полномочий на нижние уровни властной вертикали с целью  более полного учета интересов  населения в удовлетворении потребностей, наиболее приближенных к местному уровню. В России децентрализация финансовых отношений, становление местного самоуправления и его финансовых основ связаны  с общей децентрализацией государственной  власти в условиях формирования государства  демократического типа и перехода к  рыночному способу хозяйствования.

Муниципальные финансы выступают  как совокупность денежных отношений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов для решения задач социально-экономического развития муниципального образования, повышения качества жизни проживающего на его территории населения.

Главными проблемами в  России являются поиск источников финансирования и эффективное управление финансовыми  ресурсами.

Основными целями моей курсовой работы является изучение таких вопросов, как:

  • определение сущности, структуры и роли муниципальных финансов;
  • формирование местного бюджета;
  • проблемы развития муниципальных финансов в современных условиях.

 

 

 

  1. Муниципальные финансы: сущность, структура и роль муниципальных финансов.

Муниципальные (или местные) финансы — совокупность социально-экономических  отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования  финансовых ресурсов для решения  задач местного значения.  Эти отношения складываются между органами местного самоуправления и населением, живущим на территории данного муниципального образования, а также хозяйствующими субъектами.

Каждое муниципальное  образование имеет собственный  бюджет (местный бюджет), который  принимает орган представительной власти, избираемый гражданами, проживающими на территории муниципального образования.

Муниципальные финансы включают:

  • средства местного бюджета;
  • муниципальные внебюджетные фонды;
  • государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления;
  • другие денежные средства, находящиеся в муниципальной собственности.

Муниципальные финансы основываются на принципах:

  • самостоятельности;
  • государственной финансовой поддержки;
  • гласности.
    1. Основные элементы муниципальных финансов.

Основными элементами муниципальных  финансов в узком смысле слова  выступают муниципальный бюджет, внебюджетные фонды, муниципальный  кредит, финансы муниципальных унитарных  предприятий.

Наиболее значительная доля финансовых ресурсов муниципальных  образований сосредоточена в  централизованных денежных фондах - бюджете  и внебюджетных фондах. Вместе с  тем расширение самостоятельности  территорий в формировании использования  финансовых средств не исключает  государственной поддержки в  финансировании расходов муниципальных  образований за счет вышестоящих  бюджетов. Важным источником финансовых ресурсов местных органов власти являются средства предприятий муниципальной формы собственности, а также кредитных, страховых, фондовых, инвестиционных и иных структур, которые могут быть привлечены местной властью посредством муниципальных займов.

Кроме того, следует учитывать, что на территории муниципального образования  располагаются предприятия и  организации, ведущие хозяйственную  деятельность. Их средства участвуют  в формировании местных финансов. Еще одним источником финансов муниципальных  образований могут служить временно свободные средства населения, которые  при условии проведения правильной инвестиционной политики могут быть направлены на финансирование развития территорий.

1.2 Функции и  роль муниципальных финансов.

Муниципальные финансы выполняют  основные функции, присущие финансам как  экономической категории. Вместе с  тем реализация данных функций характеризуется  определенной спецификой.

Распределительная функция  муниципальных финансов состоит  в том, что посредством распределения  и перераспределения вновь созданной  на территории муниципального образования  стоимости осуществляется обслуживание территориального воспроизводства, формирование и использование денежных фондов, предназначенных для финансирования социально-экономического развития муниципального образования.

В отличие от федеральных  финансов местные финансы выполняют  функции по обеспечению финансовой основы удовлетворения общественных потребностей не для общества в целом, а для  определенной его части, объединенной границами конкретного муниципального образования. Муниципальные финансы  имеют ряд особенностей, обусловленных  спецификой экономических и социально-политических условий конкретной территории, а  также местом и ролью данной территории в системе межхозяйственных связей в экономике. Объем и структура  фондов денежных средств, формируемых  органами местного самоуправления, зависит  от закрепленных за ними полномочий и  обязанностей.

Местные финансы участвуют  в перераспределении аккумулируемых ресурсов по направлениям, приоритетным для муниципального образования. Они  в наибольшей степени приближены к потребностям конкретной территории. Это создает возможность более  эффективного использования денежных ресурсов территории в сравнении  с общегосударственными денежными  фондами. Локальные масштабы территории и ограниченные объемы территориального распределения финансовых ресурсов облегчают задачи контроля за их целенаправленным использованием.

Контрольная функция муниципальных  финансов выражается в осуществлении  контроля за своевременным и правильным формированием денежных фондов муниципального образования, за соответствием объемов  и структуры этих фондов объему и  структуре потребностей социально-экономического развития территории, за целевым и  эффективным использованием муниципальных  финансовых ресурсов.

В современной экономике  роль местных финансов постоянно  возрастает. Это связано с воздействием таких факторов, как расширение самостоятельности  территорий в оказании населению  социально-значимых услуг, широком  внедрении рыночных институтов в  хозяйственную практику муниципальных  образований, формирование существенного  инвестиционного потенциала за счет временно свободных денежных средств  населения и хозяйствующих субъектов  территорий, сосредоточение региональных финансовых потоков на приоритетных направлениях.

Местные финансы имеют  ярко выраженную социальную направленность. Они играют существенную роль в обеспечении  компенсации малообеспеченным слоям  населения определенных издержек, связанных  с функционированием рыночной системы  хозяйствования. С помощью финансовых ресурсов территорий государство осуществляет ряд своих функций, связанных  с обеспечением населения общественными  благами, финансирует расходы на здравоохранение, жилищное строительство, общественный порядок.

Одним из важных направлений  реализации роли местных финансов при  переходе к рынку является субсидирование и льготное кредитование фермерских хозяйств, приобретение и строительство жилья, поддержка малого предпринимательства, создание благоприятной правовой и институциональной среды, размещение муниципальных заказов на производство социально-значимой продукции.

Местные финансы активно  используются для благоустройства  территорий муниципальных образований, решения экологических проблем, обслуживания культурных потребностей населения. Международная практика свидетельствует о формировании общей тенденции к возрастанию  роли муниципальных финансов в эффективном  управлении экономикой.

 

  1. Формирование муниципального бюджета.

Формирование местного бюджета  состоит из росписи расходной  части бюджета, а также перечня  поступлений. В случае дефицита указываются  источники его покрытия.

  В соответствии с законодательством об организации местного самоуправления в России было выделено три уровня муниципалитетов:

 

  • поселения;
  • муниципальные районы;
  • городские округа.

  Каждое муниципальное образование имеет свой бюджет. Так, муниципальные районы при рассмотрении бюджета запрашивают смету расходов каждого поселения.

  Бюджет муниципального образования (района) и свод бюджетов поселений образуют консолидированный бюджет муниципального района.

  Представительные органы местного самоуправления обладают полномочиями по вводу местных налогов и сборов и установлению ставок и льгот по ним.

  Все правовые акты, связанные с изменениями в налоговом законодательстве и отражающиеся соответственно при составлении бюджета, должны быть отредактированы до процедуры утверждения бюджета.

  В компетенции местных властей находится возможность по предоставлению отсрочек и рассрочек по уплате налогов, поступающих в местные бюджеты. Основными условиями при этом являются отсутствие задолженности по бюджетным кредитам местного бюджета перед бюджетами других уровней и соблюдение предельного размера дефицита местного бюджета.

    1. Доходы местных бюджетов.

Возможный состав собственных  источников доходов местного бюджета  определяется законодательством Российской Федерации. Доходная часть местных  бюджетов состоит из собственных  доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать финансовую помощь в различных формах со стороны вышестоящих уровней  власти, средства по взаимным расчетам, а также неизрасходованный остаток  средств по бюджету за прошлый  финансовый год.

 Финансовая помощь  от других бюджетов подлежит  учету в местном бюджете, являющимся  получателем средств, но не  считается собственным доходом  местных бюджетов. Оказание финансовой  помощи из бюджета субъекта  Российской Федерации местному  бюджету может быть осуществлено  в следующих формах:

  • предоставление из фондов финансовой поддержки муниципальных образований субъектов Российской Федерации, создаваемых в бюджетах субъектов Российской Федерации, финансовой помощи на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований с целью обеспечения финансирования минимальных государственных социальных стандартов, ответственность за финансирование которых возложена на органы местного самоуправления;
    • предоставление субвенций на финансирование отдельных целевых расходов.

 Муниципальное образование  — получатель финансовой помощи  из бюджета субъекта Российской  Федерации на выравнивание уровня  минимальной бюджетной обеспеченности  не имеет права:

    • ставить муниципальных служащих, финансируемых за счет средств местного бюджета, в лучшие условия по сравнению с государственными служащими учреждений субъектов Российской Федерации;
    • предоставлять бюджетные кредиты юридическим лицам в размере, превышающем 3% расходов местного бюджета;
    • предоставлять муниципальные гарантии в размере, превышающем 5% расходов местного бюджета.

Информация о работе Муниципальные финансы