Местные органы власти несут
ответственность за развитие местной
инфраструктуры. Очевидно, что такое
обустройство благотворно влияет на
деловую активность в обустраиваемых
районах, и поэтому для целей
обеспечения развития часто рациональнее
вводить плату за обустройство территорий
путем осуществления разовых
платежей, например, путем установления
сбора за благоустройство, чем использовать
займы или налоговые доходы, сбор
станет платежом за первоначальные капиталовложения.
Может показаться, что введение такого
сбора перекладывает все расходы
на обустройство на те предприятия, которые
изначально вели свою деятельность, но
на самом деле расходы на обустройство
будут возмещены собственникам через
увеличение стоимости их имущества, в
результате обустройства территорий.
При этом важно устанавливать
сборы таким образом, чтобы
использование разных сборов
на обустройство для различных
районов не сдерживало освоение
новых площадей и не переориентировало
деловую активность в те районы,
где установлены более низкие
сборы за обустройство. Одним
из путей решения могло бы
быть использование повышенных
сборов на обустройство для
вновь открываемых предприятий
в уже освоенных районах.
1.2 Расходы местных
бюджетов.
Бюджетные расходы в зависимости
от их экономического содержания делятся
на текущие расходы и капитальные
расходы, согласно экономической классификации
расходов бюджетов Российской Федерации.
Капитальные (инвестиционные)
расходы бюджетов представляют собой
часть расходов бюджетов, обеспечивающую
инновационную и инвестиционную деятельность,
в т.ч. инвестиции в действующие или вновь
создаваемые юридические лица в соответствии
с утвержденной инвестиционной программой,
средства, предоставляемые в качестве
бюджетных кредитов на инвестиционные
цели юридическим лицам, расходы на проведение
капитального ремонта и иные расходы,
связанные с расширенным воспроизводством,
расходы, при осуществлении которых создается
или увеличивается имущество, находящееся
в собственности муниципальных образований,
другие расходы бюджета, включенные в
капитальные расходы бюджета в соответствии
с экономической классификацией расходов
бюджетов. В составе капитальных расходов
бюджетов может формироваться бюджет
развития.
К текущим расходам
бюджетов относятся расходы, обеспечивающие
текущее функционирование органов
местного самоуправления, бюджетных
учреждений, оказание поддержки
другим бюджетам и отдельным
отраслям экономики в форме
дотаций, субсидий и субвенций
на текущее функционирование, а
также другие расходы бюджетов,
не включаемые в капитальные
расходы в соответствии с бюджетной
классификацией Российской Федерации.
Применяются также
и иные классификации бюджетных
расходов. Наибольший интерес представляет
классификация расходов в зависимости
от приоритетности тех или
иных местных расходов. В соответствии
с данным подходом расходы
ранжируются на несколько групп,
последовательность которых отражает
степень первоочередности расходов.
Это позволяет соответствующим
образом распределить доходы
местного бюджета. За наиболее
важными расходами, обязательность
которых законодательно установлена,
закрепляются наиболее надежные
источники доходов. За добровольными,
необязательными расходами могут
закрепляться наименее стабильные
источники дохода. Применение подобной
методики позволяет составить
достаточно полную картину основных
потребностей муниципального образования
и использовать различный режим
финансирования и контроля исполнения
для различных направлений расходования
средств.
В целом, расходная
часть местных бюджетов включает:
- расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации;
- расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;
- расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам и ссудам;
- ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, гражданской ответственности и предпринимательского риска, а также и иные расходы, предусмотренные уставом муниципального образования.
Порядок исполнения
расходной части местного бюджета
устанавливается уставом муниципального
образования или иным правовым
актом органа местного самоуправления.
В соответствии с
законодательством России обязательными
для муниципальных образований
являются только такие расходы,
которые в таком качестве определяет
закон (но не подзаконные акты),
а также расходы, необходимые
для оплаты и обслуживания
долгов и задолженности, появляющихся
из договорных обязательств и
судебных решений. Разнообразные
расходы местных бюджетов отражают
разделение компетенции между
территориальными уровнями государственной
власти.
Исключительно из местных
бюджетов финансируются следующие
функциональные виды расходов:
- содержание органов местного самоуправления;
- формирование муниципальной собственности и управление ею;
- организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
- содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
- организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;
- муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
- благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;
- организация утилизации и переработки бытовых отходов;
- содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;
- организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
- обеспечение противопожарной безопасности;
- охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;
- реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;
- обслуживание и погашение муниципального долга;
- целевое дотирование населения;
- содержание муниципальных архивов;
- проведение муниципальных выборов и местных референдумов;
- финансирование реализации иных решений органов местного самоуправления и прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значения, определяемые представительными органами местного самоуправления в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
Помимо обязательных
расходов, местные сообщества могут
самостоятельно назначать расходы
при условии, что они не входят
в перечень запрещенных, а все
обязательные расходы предварительно
были покрыты необходимым объемом
поступлений. К числу таких
добровольных расходов можно
отнести расходы, связанные с
деятельностью местных органов
в экономической сфере, дополнительной
деятельностью в социальной сфере,
расходы по строительству, приобретению
зданий, не покрываемые обязательными
услугами местных сообществ, обслуживанию
финансовых гарантий по погашению
займов, полученных частными хозяйствующими
субъектами в кредитных организациях
для использования в местных
интересах. Требование сбалансированности
местных бюджетов устанавливает
пределы применения добровольных
расходов.
Местным органам власти
запрещается производить расходы,
противоречащие действующим бюджетным
принципам и бюджетным решениям.
Так, запрещены субсидии религиозным
организациям. Однако расходы по
поддержанию храмов, находящихся
в муниципальной собственности,
могут быть профинансированы. Запрещены
расходы в интересах частных
лиц и организаций за исключением
случаев поддержания служб, необходимых
для удовлетворения жизненно
важных потребностей населения,
если частная инициатива в
этой сфере недостаточна или
отсутствует и если удовлетворение
этих потребностей населения
входит в компетенцию местного
сообщества. Также из местных
бюджетов запрещено осуществлять
расходы по предметам ведения
федеральных органов государственной
власти, органов государственной
власти субъектов Федерации. Если
произведенный расход является
запрещенным, он может быть
аннулирован по решению суда
на основании протеста прокурора
или жалобы, поступившей от граждан.
Предоставление из местных
бюджетов субсидий и субвенций юридическим
лицам, не являющимися государственными
или муниципальными унитарными предприятиями,
бюджетными учреждениями, допускается
только в случаях, предусмотренных
законами, целевыми программами всех
уровней государственной власти,
решениями представительных органов
местного самоуправления, на условиях
и в порядке, которые особо
определены правовыми актами органов
местного самоуправления. В случаях нецелевого
использования субсидий и субвенций, а
также в случаях их неиспользования в
сроки, устанавливаемые уполномоченными
органами исполнительной власти, они подлежат
возврату в бюджет.
По действующему законодательству,
увеличение расходов органов местного
самоуправления, возникшее в результате
решений, принятых федеральными органами
государственной власти и органами
государственной власти субъектов
Российской Федерации, должно компенсироваться
принявшими их органами. При этом такие
решения органов государственной
власти могут реализовываться органами
местного самоуправления только в пределах
переданных им в качестве компенсации
средств. Но, к сожалению, в действующем
законодательстве отсутствует четко установленный
механизм передачи средств федерального
бюджета и бюджета субъекта Российской
Федерации на финансирование делегирования
государственных полномочий. В результате
между органами государственной власти
и органами местного самоуправления регулярно
возникают споры о том, произведена или
нет соответствующая компенсация по закону,
затрагивающему интересы местных бюджетов.
Однако согласно Конституции Российской
Федерации, органы местного самоуправления
обязаны соблюдать все федеральные законы,
независимо от того, произведена необходимая
компенсация или нет.
В расходной части муниципального
бюджета предусматривается создание
резервных фондов исполнительных органов
местного самоуправления. Размер резервных
фондов устанавливается представительными
органами местного самоуправления при
утверждении бюджета на очередной
финансовый год. Средства резервных
фондов расходуются на финансирование
непредвиденных расходов, в том числе
на проведение аварийно-восстановительных
работ по ликвидации последствий
стихийных бедствий и других чрезвычайных
ситуаций, имевших место в текущем
финансовом году. Порядок расходования
средств резервных фондов устанавливается
нормативными актами органов местного
самоуправления. Исполнительный орган
местного самоуправления обязан ежеквартально
информировать представительный орган
местного самоуправления о расходовании
средств резервного фонда.
Текущие расходы местного
бюджета не могут превышать
объем доходов местного бюджета.
Размер дефицита местного бюджета
не может превышать 3% объема
доходов местного бюджета без
учета финансовой помощи из
федерального бюджета и бюджета
субъекта Российской Федерации.
Поступления из источников финансирования
дефицита местного бюджета могут
направляться на финансирование
исключительно инвестиционных расходов
и не могут быть использованы
для финансирования расходов
на обслуживание и погашение
муниципального долга. Источниками
финансирования дефицита местного
бюджета могут быть муниципальные
займы, осуществляемые путем выпуска
муниципальных ценных бумаг от имени муниципального
образования, а также путем получения
кредитов у кредитных организаций.
Проблемы развития муниципальных
финансов в современных условиях. Радикальные преобразования,
происходящие в экономике и социальной
сфере России, делают чрезвычайно актуальной
задачу целенаправленного использования
финансов в интересах развития страны,
ее регионов и муниципальных образова-ний.
Решение данной задачи требует нахождения
реальных путей усиления воздействия
финансов на общественное производство,
получения с их помощью высоких экономических
и социально значимых результатов.
В этой связи требуют серьезного
анализа про водимые органами
государственной власти РФ реформы
в области социальной зашиты и
социаль-ного обеспечения граждан, в частности, монетиза-ция
льгот отдельным категориям граждан, оплата
взносов по системе обязательного медицинскою
страхования граждан и др.
Государственная социальная
политика яв-ляется неотъемлемым атрибутом современной
рыночной экономики. Социальная стабильность
выступает необходимым условием экономиче-ского
развития; государство может сглаживать
те негативные социальные последствия, которые присущи рынку (безработица,
вынужденная ми-грация, обесценение реальных
доходов и др.), в целях предотвращения
социальных конфликтов и напряженности
в обществе.