Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 10:12, курсовая работа
Основными целями курсовой работы является изучение таких вопросов, как:
• определение сущности, структуры и роли муниципальных финансов;
• формирование местного бюджета;
• проблемы развития муниципальных финансов в современных условиях.
Введение
1. Муниципальные финансы: сущность, структура и роль муниципальных финансов
1.1 Основные элементы муниципальных финансов
1.2 Функции и роль муниципальных финансов
2. Формирование муниципального бюджета
2.1 Доходы местных бюджетов
2.2 Расходы местных бюджетов
3. Проблемы развития муниципальных финансов в современных условиях
3.1 Проблемы взаимоотношений региональных и местных бюджетов
3.2 Финансовые проблемы местного самоуправления
Заключение
К сожалению, в последние
годы в России сложились негативные
тенденции сокращения рождаемости
и продолжительности жизни
В рамках проводимых в настоящее время ре-форм признается, что государство может гаранти-ровать предоставление лишь минимального переч-ня и объема услуг населению РФ, а материальные и нематериальные услуги сверх данного минимума граждане могут получать на платной основе, в за-висимости от своих материальных возможностей. В этих условиях необходимо четко определить этот минимум социальной гарантии, который предоставляется за счет финансовых ресурсов государству, а также разработать и создать новые механизмы социальной защиты граждан.
Решение этой задачи во многом определяется состоянием и устойчивостью муниципальных финансов, которые являются источником финансирования мероприятий по социальной защите граждан РФ. Кроме того, формы и методы предоставления средств из бюджетов, механизмы налогооблажения доходов физических лиц могут оказывать активное влияние на социальные процессы в стране, что подтверждают и теоретические исследования, и мировой опыт.
Совершенствование финансового
механизма социальной защиты населения
требует осуществления
Актуальность проблемы разработки научно обоснованных основ функционирования муниципальных финансов, совершенствования нормативно-правовой базы их организации предопределяются также зависимостью российской экономики от мировой конъюнктуры цен, отраслевыми и территориальными диспропорциями, существующими в РФ.
По мере развития рыночного
хозяйства в России возникают
и обостряются социально-
Особое место государственное
финансовое регулирование занимает
в странах, находящихся в процессе
перехода к рыночной экономике, играя
не только регулирующую, но и системообразующую
роль. Преобразование отраслевой и
региональной структур, создание нового
народнохозяйственного
Наиболее актуальные проблемы современного этапа развития налоговых систем стран с рыночной экономикой состоят в следующем:
1) налоговые системы сложны для налогопла-тельщиков и эффективного управления со стороны налоговых органов, что ведет к росту расходов на налоговое администрирование и расширению мас-штабов уклонения от уплаты налогов;
2) законодательно установленные
высокие ставки налогов
3) налогообложение заставляет компании ин-вестировать средства и изменять структуру баланса не по экономическим, а по налоговым причинам;
4) финансирование инвестиций осуществляет-ся за счет заемных, а не собственных средств.
Ограниченность возможностей финансирова-ния государственных расходов через налоги, а так-же стремление к более рациональному использова-нию факторов производства, природных ресурсов в том числе, делают настоятельной необходимость решения этих проблем и в России.
Решение этой задачи во многом определяется состоянием и устойчивостью муниципальных финансов. Кроме того, формы и методы предоставления средств из бюджетов, меха-низмы налогообложения доходов физических лиц могут оказывать активное влияние на социальные процессы в стране, что подтверждают и теоретиче-ские исследования, и мировой опыт.
Совершенствование финансового механизма социальной защиты населения требует осущест-вления комплекса мер, нацеленных на создание эффективной системы социальной помощи, обе-спечение адресности при ее предоставлении. Это позволит не только более полно реализовать прин-цип социальной справедливости, но и повысить эффективность государственных и муниципальных расходов на социальную поддержку граждан РФ.
Кроме того, объективной необходимостью является оценка долгосрочных последствий про-ведения реформ в бюджетно-налоговой сфере как сточки зрения повышения эффективности механиз-мов формирования и использования государствен-ных и муниципальных финансовых ресурсов, так и с позиции их влияния на национальную экономику. Следует обеспечить непротиворечивость целей ре-формы в сфере государственных и муниципальных финансов, теоретических концептуальных подходов к ее проведению и мероприятий по ее реализации.
Однако, несмотря на актуальность, данные про-блемы не находят должного отражения в научных исследованиях и публикациях. В результате отсут-ствует теоретическое обоснование мер по обеспече-нию финансовой стабильности и бюджетной устой-чивости в Российской Федерации, что отрицательно сказывается на качестве принимаемого финансово-бюджетного законодательства, снижает эффектив-ность государственного финансового регулирования социально-экономических процессов.
В этой связи все большее значение приобре-тают разработка и реализация комплекса мер по совершенствованию управления государственны-ми и муниципальными финансами, повышению эффективности государственного финансового воздействия на социально-экономические про-цессы в России в целях обеспечения устойчивого экономического роста и улучшения качества жизни населения Российской Федерации.
Для решения данной задачи необходимо разрабатывать и широко обсуждать перспективы развития муниципальных финансов, оценивать их соответствие современным требованиям развития Российской Федерации, обоснованность выбора направлений и механизмов государственно-го финансового регулирования социально-эконо-мических процессов в условиях проведения широ-комасштабных реформ в нашей стране и высокого уровня ее зависимости от внешних факторов.
К сожалению, реальные мероприятия,
в том числе в области
В этой связи Финансовая академия при Прави-тельстве РФ считает крайне важным проведение семинара и рассматривает его как один из шагов по решению этих актуальных проблем.
Проведение этого семинара - продолжение доброй и давно сформировавшейся в стенах Финансовой академии традиции обсуждать актуальные финансово-бюджетные проблемы страны. На-учный потенциал участников семинара позволяет провести серьезное исследование теоретических и практических проблем функционирования муниципальных финансов: определить в процессе работы основные приоритеты их развития; обосновать предложения по совершенствованию финансово-бюджетного законодательства, повышению эффективности государственного финансового воздействия на экономику и социальную сферу России.
4.1. Проблемы взаимоотношений
региональных и местных
Выше мы уже отмечали, что в процессе составления и исполнения бюджетов между ними возникает система взаимоотношений виде определенных потоков финансовых средств. Это сферы взаимодействия местных бюджетов и бюджетов субъекта Федерации. Остановимся на этом вопросе подробнее. В соответствии с Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления» межбюджетные отношения местных бюджетов с вышестоящими должны строиться на принципах: взаимной ответственности; применения для всех муниципальных образований единой методологии оценки их финансовых потребностей, учитываю-щей их индивидуальные особенности; выравнивания доходов муници-пальных образований; максимально возможного сокращения встреч-ных финансовых потоков; компенсации местным бюджетам уменьшения их доходов или увеличения расходов, возникающих вследствие решений, принимаемых органами государственной власти региональ-ного и федерального уровня; повышения заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении собственных доходов местных бюджетов, открытости и гласности межбюджетных отношений.
К средствам межбюджетного регулирования, затрагивающим формирование местных бюджетов, относятся:
- нормативы отчислений от регулирующих доходов;
- дотации и субвенции;
- средства, выделенные из фонда финансовой поддержки;
- средства, поступающие по
взаимным расчетам из
Принципиально важно следующее, закрепленное в законе поло-жение: если в результате успешной финансово-хозяйственной дея-тельности местных органов власти в текущем финансовом году про-изошло увеличение собственных доходов местных бюджетов, то это не может служить основанием для уменьшения на будущий год нормативов отчислений (в процентах) от регулирующих доходов, а также доли средств, выделяемой данной территории из региональ-ного Фонда финансовой поддержки муниципальных образований (ФФПМО).
Что же представляет собой этот Фонд - необходимый инстру-мент межбюджетного регулирования в пределах каждого субъекта Федерации?
ФФПМО формируется за счет отчислений из федеральных и региональных налогов, поступающих в бюджет субъекта Федера-ции. Фиксированная формула, с помощью которой осуществляется Межтерриториальное распределение ФФПМО, должна учитывать бедующие факторы: численность населения муниципального образования; долю детей дошкольного и школьного возраста, долю лиц пенсионного возраста в общей численности населения, площадь тер-ритории, уровень душевой обеспеченности бюджетными средствами Муниципального образования, а также другие обстоятельства, определяющие социально-экономические особенности данной территории пределах субъекта Федерации.
Прежде чем принимать решение об оказании финансовой помощь муниципальному образованию, региональные органы власти вправе и должны осуществлять проверку ее целесообразности. Таким образом, чтобы помощь из ФФПМО не превратилась в канал финансирования недостаточно эффективного управления территориями, органы власти субъекта Федерации вправе проверять, какая работа ведется на местах по увеличению доходов местных бюджетов, а также по выполнению законодательства по их расходованию при соблюдении необходимых мер экономии. Когда круг террито-рий, нуждающихся в финансовой поддержке из бюджета региона объективно определен, возникает вопрос о методике распределения средств ФФПМО между территориями - его получателями.
Опыт показывает, что единая методика подобного распределе-ния, равно как и в целом практика межбюджетных отношений внут-ри регионов, пока не сложилась. Существуют отдельные подходы, ведутся поиски наиболее оптимальных решений, соответствующих условиям различных типов регионов России. Проиллюстрируем этот процесс на примере двух достаточно различных субъектов Федера-ции: региона-донора - Липецкой области и дотационного региона - Рязанской области.
В Липецкой области 20 муниципальных образований. В 2002 г. 16 из них являлись дотационными, 2 - самодостаточными, 2 - доно-рами.
Область на протяжении ряда лет является одним из немногих регионов России, не получающих трансферты из федерального бюд-жета и самостоятельно обеспечивающих свои текущие бюджетные расходы. Уровень самообеспеченности области составляет свыше 90%. Хотя ситуация и здесь ежегодно осложняется. Изменения в федеральном налоговом и бюджетном законодательстве привели, как и в других областях, к перераспределению налоговых доходов в пользу федерального центра при сохранении расходных полномочий территории. Кроме того, в результате продолжающейся налоговой реформы, направленной на уменьшение налоговой нагрузки на това-ропроизводителей, поступления в бюджет от оборотных налогов, в частности, налога на пользователей автодорог и налога на содер-жание жилфонда и объектов социально-культурной сферы, за 2 года уменьшились в этой области более чем на 1,7 млрд. руб.
Для территориального бюджета характерна высокая степень зави-симости от нормативов распределения федеральных налогов и сборов. Доля регулирующих налогов и сборов увеличилась с 61% в 1997 г. до 74% в 2001 г. В 2002 г. из общего объема налоговых и других обязательных платежей, мобилизуемых в бюджеты всех уровней на территории Липецкой области, 30% направляются в федеральный бюджет, 36% - в областной и 34% - в местные бюджеты. Если в лом область - донор, то на внутрирегиональном уровне явно даются недостаточные темпы развития собственной налоговой местных бюджетов. Большинство из них, как было сказано выше, являются дотационными, причем в бюджетах ряда районов перераспределения из областного бюджета достигают 80%. Финансовой помощи муниципальным образованиям в структуре расходов областного бюджета увеличивается и достигает четверти всех расходов. Порядок построения межбюджетных отношений следующий:
1) рассчитывается минимально
необходимый размер средств
2) устанавливаются доли отчислений от федеральных и регио-нальных налогов, оставляемых на местах;
3) после этого отдельным районам в случае нехватки средств выделяются субвенции;
4) если и после этого
у кого-то не хватает доходов
на покрытие минимальных
5) в случае передачи
полномочий на нижестоящий
Рассмотрим этот механизм внутрирегионального финансового ре-гулирования подробнее.
1. Анализируются составляющие,
учитываемые при расчете