Муниципальные финансы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:44, курсовая работа

Краткое описание

В условиях становления и развития рыночных отношений для научного обоснования радикальных экономических реформ большое значение приобретает региональная экономика - область научных знаний о размещении производительных сил, экономике регионов.

Файлы: 1 файл

Курсовик.docx

— 61.60 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     В условиях становления и развития рыночных отношений для научного обоснования радикальных экономических  реформ большое значение приобретает  региональная экономика - область научных  знаний о размещении производительных сил, экономике регионов.

     В настоящее время основная хозяйственная  деятельность осуществляется в регионах. Им дано право самостоятельно решать экономические проблемы, устанавливать межрегиональные связи и связи с зарубежными странами.

     Каждый  регион занимает определенное место  в хозяйственном комплексе страны, составляя в то же время единое экономическое целое с другими  регионами. Поэтому знания о стране складываются из глубоких и всесторонних знаний всех ее регионов. И это придает  особенно большую значимость научным  знаниям о регионах, изучению региональной экономики.

     Особенно  важную роль играет региональная экономика  в научном обеспечении экономических  преобразований, создании единого экономического пространства при рационализации межрегиональных  связей, формировании региональных рынков.

     В настоящее время внутри России идет процесс суверенизации регионов, республик, автономных образований. Поэтому  усилен процесс регионализации экономики  отдельных субъектов Федерации, вырабатываются новая региональная политика и региональная стратегия, главные положения которых нужно  знать каждому экономисту.

     На  современном этапе особенно важен  дифференцированный подход к решению  конкретных экономических вопросов в зависимости от возможностей и особенностей каждого региона. Только строгий всесторонний учет всех природно-экономических, демографических, экологических и иных условий и особенностей различных регионов под углом зрения задач развития и размещения хозяйственного комплекса страны дает возможность разумно сочетать решение основных задач подъема экономики с рациональным развитием экономики регионов.

     Одной из важнейших составных частей финансовой системы государства являются региональные финансы, которые охватывают региональные бюджеты административно-территориальных  единиц и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения потребностей регионов. Региональные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием  населения.

     В последние десятилетия во многих государствам наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных финансов усиливается, а сфера их использования расширяется. Величина региональных финансов растет, и во многих странах она составляет превалирующую часть финансовых ресурсов государства. Но без постоянного совершенствования этой системы не будет происходить желаемого финансового развития страны. Поэтому важно изучить систему управления финансами региона и ее совершенствование.

     Актуальность  решения проблемы региональных финансов определяется не только формирующимися новыми подходами к управлению территориями, но и невозможностью выработки для  этих целей в российских условиях некоей универсальной модели действия, что, прежде всего, связано с большой  дифференциацией в уровнях социально-экономического развития, как самих регионов, так и входящих в их состав муниципальных образований (территорий). Причем к настоящему времени еще не сложились в достаточно законченном виде теория и практика комплексной оценки уровня развития этих регионов и территорий, анализа их социально-экономической дифференциации и типизации, в том числе с учетом финансово-бюджетного аспекта их развития. Это затрудняет формирование фактически необходимой системы достаточно гибких подходов к управлению социально-экономическим развитием регионов и территорий, в том числе с использованием инструментов региональных финансов и финансовой политики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические  основы управления муниципальными финансами

1.1 Сущность и параметры  муниципальных финансов

     Муниципальные финансы - это совокупность денежных средств, которыми располагает орган  местного самоуправления для решения  возложенных на него задач.

     Европейская Хартия местного самоуправления, раскрывая  в ст. 9 финансовые ресурсы органов  местного самоуправления, указывает, что  органы местного самоуправления имеют  право, в рамках национальной экономической  политики, на обладание достаточными собственными финансовыми ресурсами, которыми они могут свободно распоряжаться  при осуществлении своих полномочий. [ 9.]

     В состав муниципальных финансов входят средства местного бюджета, внебюджетные фонды, финансовые ресурсы муниципальных  предприятий и учреждений, ссуды, займы, средства от продажи муниципальной  собственности, ценные бумаги и т.д. Основу муниципальных финансов составляет местный бюджет. Ранее местные  бюджеты были частью единого государственного бюджета. В связи со становлением местного само- управления в настоящее время формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, контроль за их исполнением должны осуществляться органами местного самоуправления самостоятельно.

     Финансовые  ресурсы местного самоуправления могут  классифицироваться по различным признакам:

     - бюджетные и внебюджетные:

     - налоговые и неналоговые (например, доходы от использования муниципальной  собственности и предоставления  услуг):

     - собственные и заемные:

     - законодательно закрепленные и  полученные от государства в  порядке бюджетного регулирования  (регулирующие), либо целевым назначением  для выполнения отдельных государственных  полномочии и программ:

     - средства собственно муниципального  образования и средства муниципальных  предприятий и учреждений

     Федеральный закон "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации" в главе V11 так же закрепляет финансово-экономическую основу местного самоуправления.

     Направления использования финансовых ресурсов местного самоуправления также могут  классифицироваться по различным признакам. Наиболее существенные из них:

     - на текущие нужды (бюджет текущих  расходов) и на финансирование  капитальных расходов, т.е. инвестиционной  и инновационной деятельности (бюджет  развития):

     - на решение вопросов местного  значения и на выполнение органами  местного самоуправления отдельных  государственных полномочий. [12.]

     С целью отражения всех аспектов финансовых отношений между субъектами муниципальной  экономики представляется целесообразным сформулировать следующее определение  местного бюджета. Местный бюджет - это система экономических отношений  между органами местного самоуправления и органами государственной власти, хозяйствующими субъектами муниципального комплекса, населением в процессе воспроизводства  с целью формирования и использования  фонда денежных средств, являющегося  финансовой основой местного самоуправления.

     Выделение различных типов муниципальных  образований возможно на основе сочетания  трех основных характеристик: административное подчинение, численность населения, экономический профиль.

     С целью содействия реформированию бюджетной  сферы и бюджетного процесса, стимулирования экономических преобразований в  муниципальных образованиях представляется целесообразным формирование в составе  бюджетов субъектов Фонда развития муниципальных финансов (ФРМФ).

     Участие в конкурсе на получение субсидий могут принимать все муниципальные  образования, имеющие собственный  бюджет. Для участия в конкурсе они должны представить в финансовый орган администрации субъекта в  установленный срок Программу развития муниципальных финансов. В качестве основы Программы рекомендуется  использовать финансовую стратегию, разрабатываемую  администрацией муниципального образования. По результатам конкурса право на получение субсидий ежегодно предоставляется  трем пяти муниципальным образованиям, программы которых имеют лучшие итоговые показатели. Результаты конкурса доводятся до сведения участников в  течение месяца после даты завершения приема программ.[8]

     Размер  Фонда развития муниципальных финансов в большинстве субъектов, по мнению экспертов, может составлять не более 20% от общего объема финансовой помощи местным бюджетам. Источником средств  Фонда развития муниципальных финансов являются установленные в процентах  отчисления от неналоговых доходов, в частности отчисления от доходов  от имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности, и доходов от предпринимательской  деятельности. В зависимости от уровня собираемости указанных доходов  и потребности муниципальных  образований, претендующих на получение  средств, процент отчислений может  быть принят на уровне 10%.

     Реализация  мероприятий по оздоровлению централизованных и децентрализованных финансов за счет средств Фонда развития муниципальных  финансов обеспечит рост бюджетных, а также ряда социально-экономических  показателей.[3]

     1.2 Финансовая политика  муниципального образования

     Разрабатывая  свою финансовую политику, планируя доходы и расходы бюджета, муниципальное  образование может ставить перед  собой следующие цели:

     - обеспечить объем текущих расходов  бюджета, необходимых для достижения  качества жизни населения на  уровне не ниже, а по возможности  выше минимальных государственных  социальных стандартов;

     - обеспечить формирование бюджета  развития;

     - обеспечить через субъект Федерации  финансирование отдельных государственных  полномочий, возложенных на органы  местного самоуправления, а также  финансирование выполнения федеральных  и региональных законов; 

     - обеспечить обслуживание и погашение  долговых обязательств;

     - иметь сбалансированный бюджет.

     Для реализации этих целей муниципальное  образование заинтересовано в разумном, не подавляющем деловую активность на территории увеличении доходов бюджета  и экономном, эффективном расходовании бюджетных средств.[2]

     Увеличение  доходов местного бюджета может  происходить за счет внешних поступлений (увеличение размеров отчислений по регулирующим налогам, дотации, субвенции, финансирование участия в федеральных и региональных программах развития) и за счет внутренних источников.

     Возможности увеличения внешних источников достаточно ограничены. Здесь главным направлением политики муниципальной власти является грамотное обоснование потребности  в бюджетных средствах как на решение вопросов местного значения, так и на выполнение государственных полномочии и зашита этой потребности перед субъектом РФ- При этом всегда желательно сокращение встречных финансовых потоков. Не- редки случаи, когда субъект РФ оставляет в распоряжении муниципального образования малую долю собираемых на его территории налогов и в то же время дотирует это муниципальное образование. Такой политике можно противостоять объединенными усилиями муниципальных образований региона. Внутренними источниками увеличения доходов бюджета могут быть:

     - увеличение налогооблагаемой базы (налогового контингента) за счет  поддержки развития промышленности  и малого бизнеса на территории  муниципального образования:

     - повышение эффективности использования  муниципальной собственности, включая  собственность на землю и иные  природные ресурсы. В качестве  регуляторов могут выступать  ставки арендной платы за землю,  нежилые помещения и другое  имущество, их умелая дифференциация  в зависимости от местоположения, инфраструктурной обеспеченности, вида деятельности;

Информация о работе Муниципальные финансы