Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:44, курсовая работа
В условиях становления и развития рыночных отношений для научного обоснования радикальных экономических реформ большое значение приобретает региональная экономика - область научных знаний о размещении производительных сил, экономике регионов.
ВВЕДЕНИЕ
В
условиях становления и развития
рыночных отношений для научного
обоснования радикальных
В настоящее время основная хозяйственная деятельность осуществляется в регионах. Им дано право самостоятельно решать экономические проблемы, устанавливать межрегиональные связи и связи с зарубежными странами.
Каждый
регион занимает определенное место
в хозяйственном комплексе
Особенно
важную роль играет региональная экономика
в научном обеспечении
В
настоящее время внутри России идет
процесс суверенизации
На современном этапе особенно важен дифференцированный подход к решению конкретных экономических вопросов в зависимости от возможностей и особенностей каждого региона. Только строгий всесторонний учет всех природно-экономических, демографических, экологических и иных условий и особенностей различных регионов под углом зрения задач развития и размещения хозяйственного комплекса страны дает возможность разумно сочетать решение основных задач подъема экономики с рациональным развитием экономики регионов.
Одной
из важнейших составных частей финансовой
системы государства являются региональные
финансы, которые охватывают региональные
бюджеты административно-
В последние десятилетия во многих государствам наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных финансов усиливается, а сфера их использования расширяется. Величина региональных финансов растет, и во многих странах она составляет превалирующую часть финансовых ресурсов государства. Но без постоянного совершенствования этой системы не будет происходить желаемого финансового развития страны. Поэтому важно изучить систему управления финансами региона и ее совершенствование.
Актуальность
решения проблемы региональных финансов
определяется не только формирующимися
новыми подходами к управлению территориями,
но и невозможностью выработки для
этих целей в российских условиях
некоей универсальной модели действия,
что, прежде всего, связано с большой
дифференциацией в уровнях
Глава 1. Теоретические основы управления муниципальными финансами
1.1 Сущность и параметры муниципальных финансов
Муниципальные финансы - это совокупность денежных средств, которыми располагает орган местного самоуправления для решения возложенных на него задач.
Европейская
Хартия местного самоуправления, раскрывая
в ст. 9 финансовые ресурсы органов
местного самоуправления, указывает, что
органы местного самоуправления имеют
право, в рамках национальной экономической
политики, на обладание достаточными
собственными финансовыми ресурсами,
которыми они могут свободно распоряжаться
при осуществлении своих
В состав муниципальных финансов входят средства местного бюджета, внебюджетные фонды, финансовые ресурсы муниципальных предприятий и учреждений, ссуды, займы, средства от продажи муниципальной собственности, ценные бумаги и т.д. Основу муниципальных финансов составляет местный бюджет. Ранее местные бюджеты были частью единого государственного бюджета. В связи со становлением местного само- управления в настоящее время формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, контроль за их исполнением должны осуществляться органами местного самоуправления самостоятельно.
Финансовые ресурсы местного самоуправления могут классифицироваться по различным признакам:
- бюджетные и внебюджетные:
-
налоговые и неналоговые (
- собственные и заемные:
-
законодательно закрепленные и
полученные от государства в
порядке бюджетного
-
средства собственно
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в главе V11 так же закрепляет финансово-экономическую основу местного самоуправления.
Направления использования финансовых ресурсов местного самоуправления также могут классифицироваться по различным признакам. Наиболее существенные из них:
-
на текущие нужды (бюджет
-
на решение вопросов местного
значения и на выполнение
С
целью отражения всех аспектов финансовых
отношений между субъектами муниципальной
экономики представляется целесообразным
сформулировать следующее определение
местного бюджета. Местный бюджет -
это система экономических
Выделение различных типов муниципальных образований возможно на основе сочетания трех основных характеристик: административное подчинение, численность населения, экономический профиль.
С целью содействия реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса, стимулирования экономических преобразований в муниципальных образованиях представляется целесообразным формирование в составе бюджетов субъектов Фонда развития муниципальных финансов (ФРМФ).
Участие
в конкурсе на получение субсидий
могут принимать все
Размер Фонда развития муниципальных финансов в большинстве субъектов, по мнению экспертов, может составлять не более 20% от общего объема финансовой помощи местным бюджетам. Источником средств Фонда развития муниципальных финансов являются установленные в процентах отчисления от неналоговых доходов, в частности отчисления от доходов от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, и доходов от предпринимательской деятельности. В зависимости от уровня собираемости указанных доходов и потребности муниципальных образований, претендующих на получение средств, процент отчислений может быть принят на уровне 10%.
Реализация мероприятий по оздоровлению централизованных и децентрализованных финансов за счет средств Фонда развития муниципальных финансов обеспечит рост бюджетных, а также ряда социально-экономических показателей.[3]
1.2 Финансовая политика муниципального образования
Разрабатывая
свою финансовую политику, планируя доходы
и расходы бюджета, муниципальное
образование может ставить
-
обеспечить объем текущих
-
обеспечить формирование
-
обеспечить через субъект
-
обеспечить обслуживание и
- иметь сбалансированный бюджет.
Для реализации этих целей муниципальное образование заинтересовано в разумном, не подавляющем деловую активность на территории увеличении доходов бюджета и экономном, эффективном расходовании бюджетных средств.[2]
Увеличение доходов местного бюджета может происходить за счет внешних поступлений (увеличение размеров отчислений по регулирующим налогам, дотации, субвенции, финансирование участия в федеральных и региональных программах развития) и за счет внутренних источников.
Возможности
увеличения внешних источников достаточно
ограничены. Здесь главным направлением
политики муниципальной власти является
грамотное обоснование
-
увеличение налогооблагаемой
-
повышение эффективности