Муниципальные финансы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:44, курсовая работа

Краткое описание

В условиях становления и развития рыночных отношений для научного обоснования радикальных экономических реформ большое значение приобретает региональная экономика - область научных знаний о размещении производительных сил, экономике регионов.

Файлы: 1 файл

Курсовик.docx

— 61.60 Кб (Скачать)

     - использование в отдельных случаях  заемных средств.

     Серьезной проблемой для обеспечения доходов  местных бюджетов является собираемость налогов. Для ее повышения органы местного самоуправления взаимодействуют  с территориальными налоговыми органами, оказывают содействие в их работе, осуществляют взаимообмен информацией.[6]

     Источниками сокращения расходов бюджета являются:

     - повышение эффективности хозяйственной  деятельности муниципальных предприятий  и учреждений, снижение их дотационности, нормирование расходов на оказание отдельных видов муниципальных услуг, контроль за деятельностью муниципальных предприятий и учреждений;

     - регулирование цен и тарифов  на продукцию и услуга муниципальных  предприятий и учреждений, расширение  платности муниципальных услуг,  устранение необоснованных льгот  и привилегий:

     - привлечение частного капитала  к оказанию отдельных видов  муниципальных услуг, создание  эффективно действующей системы  муниципального заказа с использованием  конкурсов:

     - поддержка, а в отдельных случаях  прямое финансирование внедрения  ресурсосберегающих технологий  в муниципальном хозяйстве.

     Более подробно возможности и условия  использования перечисленных источников увеличения доходов и сокращения расходов местного бюджета будут  рассмотрены в последующих разделах работы.

     Важным  инструментом муниципальной финансовой политики является мониторинг финансового  положения муниципального образования  и прогнозирование на его основе финансовых потоков в зависимости  от изменения отдельных факторов. Для решения этой задачи предложено несколько вариантов компьютерных моделей. Так в Томске на практике используется компьютерная модель финансового  положения города, разработанная  в Рисерч Трайэнг инститьют, США. Модель предназначена для отработки вопросов планирования и контроля доходов и расходов бюджета. Она позволяет в определенной степени автоматизировать и формализовать процесс составления бюджета на очередной год. а также разрабатывать разные варианты привлечения заемных средств с определением долговой нагрузки на городские финансы.

    1.3 Основные задачи  и методы управления финансами

     Управление  присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе и финансовой. Под  управлением понимается сознательное целенаправленное воздействие на объект с помощью совокупности приемов  и методов достижения определенного  результата. Управление основано на знании объективных закономерностей развития общества. Вместе с тем на управление большое влияние оказывает государство  в лице соответствующих управленческих структур. Важной областью управленческой деятельности является управление финансами. Его осуществляет специальный аппарат  с помощью особых приемов и  методов, в том числе разнообразных  стимулов и санкций.[4]

     В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют такие  группы объектов, как финансы организаций (предприятий, учреждений), страховые  отношения, государственные финансы  и финансы и домашнего хозяйства. Им соответствуют такие субъекты управления как финансовые службы(отделы) предприятий , страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции. Совокупность всех организационных структур, осуществляемых управление финансами, является финансовым аппаратом.

     Субъекты  управления используют в каждой сфере  и каждом звене финансовых отношений  специфические методы целенаправленного  воздействия на финансы. В то же время  им присущи и единые приемы и способы  управления. В управлении финансами  можно выделить такие важнейшие функциональные элементы, как: планирование, оперативное управление, контроль.

     Планирование  занимает одно из важнейших мест в  системе управления финансами. При  планировании любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние  финансов, вскрывает возможности  увеличения финансовых ресурсов, определяет направление их наиболее эффективного использования. Плановые решения принимаются  на основе анализа финансовой информации, которая базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.[16- C. 240]

     Оперативное управление представляет собой комплекс мер, вырабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся текущей  финансовой ситуации и преследующих цель максимального эффекта при  минимуме затрат помощью перераспределения  финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления заключается  в рациональном использовании финансовых ресурсов с елью улучшения хозяйственной  деятельности.

     Контроль  как элемент управления осуществляется в процессе планирования и оперативного управления. Он позволяет составить  фактические результаты по использованию  финансовых ресурсов с плановыми, выявлять резервы роста финансовых ресурсов и более эффективного их использования.

     Различают стратегическое, или общее, управление финансами и оперативное. Стратегическое планирование выражается в определении  финансовых ресурсов для реализации целевых программ и др. Оно осуществляется органами государственного и хозяйственного управления: Федеральным Собранием  Российской Федерации, Администрацией Президента, Министерством Финансов, Министерством экономического развития и торговли и другими. Оперативное управление является функцией аппарата финансовой системы: Министерства финансов, финансовых органов субъектов Российской федерации и местных органов власти, руководители внебюджетных фондов , страховых организаций, финансовых служб организаций, финансовых служб предприятий.[1]

     При обработке управленческих решений  финансового характера как при  стратегическом, так и при оперативном  управлении учитываются требования экономических и юридических  законов, результаты экономического анализа  как итогов прошлого хозяйственного периода , так и перспектив, экономико-математические методы и автоматизированные системы управления финансами, рациональное сочетание экономических и административных методов управления. Управленческие решения по финансам оформляются в юридических законах, финансовых прогнозах и планах, постановлениях и других формах.[14- C. 289]

     В нашей стране в условиях экономических  преобразований неоправданно недооценивается  накопленный ранее опыт управления финансами, положительно влиявший на экономику  в прошлом. В управлении почти  не находят должного применения такие  финансовые рычаги, как плата за землю, долговременные нормативы амортизационных  отчислений, удельные капитальные вложения и другие. Слабо развиваются формы  государственного кредита, игнорируется применение субвенций целевых дотаций  из бюджета. Финансово-кредитный кризис августа 1998 года потребовал разработки и осуществления новой финансово-кредитной  политики, перехода на принципиально  новые методы управления финансами. Они должны обеспечить усиления государственного воздействия финансов на развитие реального  сектора экономики, способствовать росту эффективности общественного  производства и социальной сферы.[13- C.463]

     Приоритетными задачами экономической политики, направленными  на достижение устойчивых темпов экономического роста, представляются: создание условий  для развития основных элементов  финансовой инфраструктуры (банковского  сектора, фондового рынка, инвестиционных институтов, рынка страховых услуг) и достижение финансовой стабильности; обеспечение сбалансированности бюджетной  системы и повышение эффективности  ее функционирования; существенное снижение налогового бремени и повышение  эффективности налоговой и таможенной систем.[7]

     Для реализации указанных задач необходимы конкретные меры по принятию новых  законопроектов и внесений изменений  и дополнений в действующие в  целях создание благоприятного делового климата, защиты прав собственности, дебюрократизации управления, повышения инвестиционной активности управления, выравнивания налогового бремени по совершенствованию платежной системы, внедрению международных стандартов финансовой отчетности и повышению открытости информации о финансово-хозяйственной деятельности экономических структур; завершению перевода всех получателей средств федерального бюджета на казначейскую систему, а высокодотационных субъектов РФ- кассовое обслуживание через органы федерального казначейства; обеспечению прозрачности бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также процедур закупок товаров и услуг для государственных нужд; по совершенствованию порядка обязательного страхования, системы государственного регулирования страхования и надзора. 
 
 
 

ГЛАВА 2. Финансовая основа местного самоуправления

2.1 Формирование доходов  местных бюджетов

     Доходы  местных бюджетов регулируются Федеральным  законом "О финансовых основах  местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 6 которого определяет доходную часть местных бюджетов, состоящую из:

     - собственных доходов;

     - поступлений от регулируемых  доходов.

     Доходная  часть может также включать финансовую помощь в различных формах и средства по взаимным зачетам.

     Рассмотрим  детально доходную часть местных  бюджетов:

     1. Местные налоги и сборы установлены  ст. 15 Налогового кодекса Российской  Федерации. К ним относятся:  земельный налог; налог на имущество  физических лиц; налог на рекламу;  налог на наследование или  дарение; местные лицензионные  сборы.

     2. К другим собственным доходам  местных бюджетов относятся:

     1) доходы от приватизации и реализации  муниципального имущества;

     2) не менее 10% доходов от приватизации  государственного имущества, находящегося  на территории муниципального  образования, проводимой в соответствии  с государственной программой  приватизации;

     3) доходы от сдачи в аренду  муниципального имущества, включая  аренду нежилых помещений, и  муниципальных земель;

     4) платежи за пользование недрами  и природными ресурсами, установленные  в соответствии с законодательством  Российской Федерации;

     5) доходы от проведения муниципальных  денежно-вещевых лотерей;

     6) штрафы, подлежащие перечислению  в местные бюджеты в соответствии  с федеральными законами и  законами субъектов Российской  Федерации;

     7) государственная пошлина, установленная  в соответствии с законодательством  Российской Федерации;

     8) не менее 50% налога на имущество  предприятий (организаций);

     9) подоходный налог с физических  лиц, занимающихся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица.

     3. К собственным доходам местных  бюджетов относятся также доли  федеральных налогов, распределенные  между бюджетами разных уровней  и закрепленные за муниципальными  образованиями на постоянной  основе.

     Размеры минимальных долей (в процентах) федеральных налогов, закрепляемых за муниципальными образованиями на постоянной основе, определяются законодательными (представительными) органами субъекта Российской Федерации.

     К указанным долям относятся:

     1) часть подоходного налога с  физических лиц в пределах  не менее 50% в среднем по  субъекту Российской Федерации;

     2) часть налога на прибыль организаций  в пределах не менее 5% в среднем  по субъекту Российской Федерации;

     3) часть налога на добавленную  стоимость по товарам отечественного  производства (за исключением драгоценных  металлов и драгоценных камней, отпускаемых из Государственного  фонда драгоценных металлов и  драгоценных камней Российской Федерации) в пределах не менее 10% в среднем по субъекту Российской Федерации;

     4) часть акцизов на спирт, водку  и ликероводочные изделия в  пределах не менее 5% в среднем  по субъекту Российской Федерации;

     5) часть акцизов на остальные  виды подакцизных товаров (за  исключением акцизов на минеральные  виды сырья, бензин, автомобили, импортные  подакцизные товары) в пределах  не менее 10% в среднем по  субъекту Российской Федерации.

Информация о работе Муниципальные финансы