Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:44, курсовая работа
В условиях становления и развития рыночных отношений для научного обоснования радикальных экономических реформ большое значение приобретает региональная экономика - область научных знаний о размещении производительных сил, экономике регионов.
Кроме
того, среди нас немало инвалидов,
ветеранов, чернобыльцев, афганцев, вынужденных
переселенцев и беженцев, переселенцев
с Крайнего Севера. Все они также
имеют различные права и
Федеральные
законы, на основании которых
Жизнь и закон распорядились так, что за все это отвечают органы местного самоуправления. Иначе это называется «передачей с федерального и субфедерального уровней государственной власти расходных полномочий на уровень органов местного самоуправления». По жизни же получается большая несправедливость и неразбериха, так как полномочия верху вниз передаются, а деньги - нет. Граждане требуют (совершенно законно и справедливо) реализации своих прав, в том числе в судах. Граждане выигрывают дела, а платят за все опять же органы местного самоуправления. Чиновники, получающие зарплату из федерального бюджета, пользуются всеми услугами городских служб на льготных условиях, но вплоть до начала 2001 года никто и никогда не возмещал муниципалитетам эти расходы.
Бюджетная
система в России чрезвычайно
запутана. И если между Москвой
и регионами противоречия худо-бедно
удалось урегулировать с
На этом примере можно видеть слабость и общую фантастичность современного российского законодательства. Ведь в соответствии с основополагающим федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления» (вступившим в силу 28 августа 1995 года) ситуация, при которой на места передаются обязательства государства перед гражданами, и при этом никто не заботится о передаче соответствующих ресурсов, принципиально исключается.
В
статье 6, п.4 названного закона читаем:
«Наделение органов местного самоуправления
отдельными государственными полномочиями
осуществляется только федеральными законами,
законами субъектов Российской Федерации
с одновременной передачей
А для того, чтобы ни у кого не оставалось сомнений на сей счет, закон гласит:
1.
Финансовые средства, необходимые
для осуществления органами
2.
Увеличение расходов или
Благие
пожелания закона за пять лет его
существования так и не были реализованы.
Более того, все эксперты по развитию
местного самоуправления в России едины
в том, что год от года бюджетно-финансовое
положение муниципалитетов
«Тающие доходы». Все последние годы доходы местных бюджетов стремительно падают. Только за период 1992-96 годов их доля в консолидированном бюджете страны уменьшилась с 27,6 до 21,4%.
«Виновниками» этого процесса являются федеральные и региональные власти. Первые при принятии всякого значимого акта в бюджетной и налоговой сфере (вроде Налогового или Бюджетного кодексов РФ) кажется, просто забывают о существовании местного самоуправления и его многочисленных проблем. Вторые стремятся просто «держать и не пускать» местную власть, выбираемую народом и перед ним ответственную. Межбюджетные отношения становятся основным средством политического контроля глав регионов над местным самоуправлением.
Основу доходов местных бюджетов составляют отчисления (постоянно меняющиеся год от года) от налога на прибыль предприятий, подоходного налога на физических лиц, акцизов, платежей за пользование природными ресурсами, налога с продаж, на вменённый доход и нескольких других. Большинство из них являются федеральными или региональными, и влиять на их ставки и долю отчислений местные власти не могут.
Что
же касается собственно местных налогов,
то ещё ранее, при принятии первой
части Налогового кодекса, были отменены
сразу 13(!) местных налогов. Остается
только три собственно местных налога
(на рекламу, на наследование и дарение,
а также местные лицензионные
сборы), которые дадут не большие
2-3% доходов муниципальных
2001
год был ознаменован очередным
сокращением доходов местных
бюджетов. Произошло это в связи
с принятием второй части
Как
можно убедиться, ни о какой финансовой
самостоятельности органов
В
результате такой бюджетной системы
подавляющее большинство
Два пути. Сегодня многие чиновники и эксперты активно заговорили о «неудачном эксперименте» с созданием в России института местного самоуправления, об «ошибочном» отделении местного самоуправления от государственной власти в действующей Конституции 1993 года. Сильны настроения «достроить» «вертикаль власти» до самого нижнего этажа, вернуться к практике назначения руководителей городов, районов и поселков вышестоящими начальниками. На нынешние муниципалитеты списываются все неприятности с электричеством и теплом, низкий уровень медицинских и образовательных услуг и так далее.[21- C.210]
Думается, что эти обвинения чаще всего несправедливы. Органы местного самоуправления умудрялись все эти годы нести практически непосильную для них нагрузку, будучи обременены множеством своих и чужих обязательств и при этом, не имея даже самых минимальных средств для их выполнения. Остается вторая альтернатива – укрепление и развитие местного самоуправления.[12- C.532]
Местное самоуправление - самый близкий к людям и самый доступный для их непосредственного контроля уровень власти. Там лучше всего видны наиболее эффективные направления распоряжения ограниченными средствами. Наконец, на этом уровне власти труднее всего украсть общественные деньги. Только на местном уровне рождается сильное устойчивое гражданское общество. Отказ от демократии и самоуправления на самом массовом и близком к гражданам уровне власти имел бы драматические последствия для будущего России.
Ясное
разграничение расходных
3.2 Участие органов местного самоуправления в финансово-кредитных отношениях
Существенным инструментом муниципальной финансовой политики может быть использование финансово-кредитных отношений. В соответствии с законом органы местного самоуправления вправе выпускать муниципальные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные банки и другие финансово-кредитные учреждения.
Законодательство требует, чтобы кассовое исполнение бюджетов всех уровней осуществлялось территориальными органами Банка России. Если по каким-либо причинам это невозможно, то орган местного самоуправления вправе выбрать для этой цели на конкурсной основе уполномоченный коммерческий банк. На уполномоченный банк может быть возложено:
-
кассовое исполнение местного
бюджета и кассовое
-
размещение (инвестирование) свободных
остатков средств местного
-
размещение муниципальных
В
некоторых крупных городах были
созданы муниципальные банки. Работа
с муниципальным банком требует
отношения к нему не просто как
к коммерческой структуре, а как
к учреждению, готовому разделить
ответственность с
Муниципальное
образование может также
Согласно
действующему законодательству органы
местного самоуправления имеют право
на выпуск муниципальных займов и
эмиссию муниципальных ценных бумаг.
Договор муниципального займа заключается
путем приобретения гражданином
или юридическим лицом