Муниципальные финансы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:44, курсовая работа

Краткое описание

В условиях становления и развития рыночных отношений для научного обоснования радикальных экономических реформ большое значение приобретает региональная экономика - область научных знаний о размещении производительных сил, экономике регионов.

Файлы: 1 файл

Курсовик.docx

— 61.60 Кб (Скачать)

     4. К собственным доходам местных  бюджетов могут относиться также  другие платежи, установленные  законодательством Российской Федерации  и законодательством субъектов  Российской Федерации.

     5. В доходы местных бюджетов  может включаться финансовая  помощь, которая осуществляется  в различных формах. Это:

     - дотации, т. е. средства, предоставленные  местным бюджетам из федерального  бюджета и субъектов Российской  Федерации в порядке бюджетного  регулирования без целевого назначения;

     - субвенции, то есть денежные  средства, выделяемые на конкретные  цели и на определенный срок  муниципальным образованиям из  федерального бюджета, бюджетов  субъектов Российской Федерации  и подлежащие возврату в соответствующий  бюджет в случае не использования  их по целевому назначению  в установленный срок;

     - средства финансовой поддержки  муниципальных образований, т.  е. денежные средства, образуемые  в бюджете субъекта Российской  Федерации для оказания финансовой  помощи муниципальным образованиям  и распределяемые в соответствии  с фиксированной формулой, учитывающей:  численность населения муниципального  образования, долю лиц пенсионного  возраста в общей численности населения муниципального образования, площадь территории муниципального образования, уровень душевой обеспеченности бюджетными средствами муниципального образования, а также другие факторы, определяющие особенности данного субъекта Российской Федерации.[ 22-  C. 238]

     Сумма превышения доходов над расходами  местных бюджетов по результатам  отчетного года не подлежит изъятию  федеральными органами государственной  власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2.2  Направления расходования  средств муниципальных  финансов

     Федеральный закон "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет основные направления расходов местных бюджетов.[15]

     В соответствии со ст. 12 названного закона расходная часть местных бюджетов включает:

     1) расходы, связанные с решением  вопросов местного значения, установленные  законодательством Российской Федерации  и законодательством субъекта  Российской Федерации;

     2) расходы, связанные с осуществлением  отдельных государственных полномочий, переданных органам местного  самоуправления;

     3) расходы, связанные с обслуживанием  и погашением долга по муниципальным  займам;

     4) расходы, связанные с обслуживанием  и погашением муниципального  долга по ссудам;

     5) ассигнования на страхование  муниципальных служащих, объектов  муниципальной собственности, а  также гражданской ответственности  и предпринимательского риска;

     6) иные расходы, предусмотренные  уставом муниципального образования.

     Порядок исполнения расходной части местного бюджета устанавливается уставом  муниципального образования или  иным правовым актом органа местного самоуправления.

     Федеральный закон "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации" возлагает на федеральные  органы государственной власти и  органы государственной власти субъектов  Российской Федерации обязанность  обеспечивать муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты  путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых  расходов местных бюджетов. Такие  расходы устанавливаются законами субъектов Российской Федерации  на основе нормативов минимальной бюджетной  обеспеченности. Если доходная часть  не может быть обеспечена за счет доходных источников, то федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов  Российской Федерации передают органам  местного самоуправления иные доходные источники федерального бюджета  и бюджета субъекта Российской Федерации.[11]

2.3 Методологические  подходы к управлению  финансовыми потоками  региона

     Важными условиями эффективного управления региональной экономикой является достаточное  финансовое обеспечение структурных  реформ, теоретическое и методическое обоснование государственной политики воздействия на процессы формирования, распределения и использования финансовых ресурсов.

     Представление системы управления финансовыми  потоками как управления изменениями  в социально-экономической системе  позволит повысить ее управляемость  и эффективность.

     Управление  финансами можно рассматривать  как сознательное воздействие органов  управления на финансовые потоки различных  секторов экономики региона, осуществляемое с целью достижения и поддержания  сбалансированности, устойчивости финансовой и социально-экономической системы, получения доходов, прибыли, финансового  обеспечения экономических и  социальных задач. Управленческую деятельность можно также рассматривать как  выработку проекта (информационного  образа) деятельности и контроля за его реализацией. Субъектами управления финансовыми потоками выступают законодательные и исполнительные региональные органы власти, принимающие законы о финансах, направляющие, регулирующие, контролирующие финансовые процессы в государственном и негосударственном секторах экономики. Методология проектирования и управления проектами хорошо разработана для хозяйствующих субъектов, и предписывает алгоритмы принятия решений главным образом в области инвестиционной деятельности. В настоящее время существует большое разнообразие взглядов на сущность проекта и проектирования. Обычно под проектом понимается "некоторая задача с определенными исходными данными и требуемыми результатами (целями), обусловливающими способ ее решения". Мировой банк определяет проект как комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения в течение заданного периода и при установленном бюджете поставленных задач с четко определенными целями. Проект определяют и как ограниченное во времени, целенаправленное изменение отдельной системы.

     Под управлением проектами подразумевается  управленческая деятельность, направленная на изменение социально-экономической  системы, ее перевод из существующего в некоторое желаемое состояние по выбранной траектории. Реализация проекта рассматривается как процесс перехода от начального неудовлетворительного состояния системы к конечному желаемому состоянию. В такой трактовке управление изменениями означает не этап управления проектом в процессе его реализации, а охватывает весь управленческий цикл. Региональная социально-экономическая система должна иметь один проект, дающий общее представление и направлениях ее развития. Этот проект должен объединять все основные подсистемы и связи системы, может включать множество взаимосвязанных целевых программ, представляющих собой "срезы" системы. Роль такого проекта должна играть программа социально- экономического развития региона.

     Внешними  источниками изменений являются факторы, характеризующие состояние  надсистем региональной финансовой системы: законодательные, политические, экономические, социальные, международные. Региональные органы в финансовом планировании должны предвидеть возможные изменения  в надсистемах и учитывать  их в процессе управления. Возможности их влияния на эти факторы ограничены и сводятся главным образом к регулированию финансовых взаимоотношений с федеральным бюджетом путем долевого финансирования региональных программ из федерального бюджета, получения различного рода субсидий и кредитов.

     Внутренние  источники изменений формируются  в процессе установления и изменения  взаимоотношений между лицами, участвующими в проекте, а также лицами, на изменение поведения которых ориентирован проект (предприятия, организации и население). Все эти лица в разной степени заинтересованы в реализации проекта, преследуют свои цели и интересы; их реакцию на планируемые изменения заранее предсказать невозможно, что требует замещения одних управленческих решений другими для корректировки изменений в социально-экономической системе.

     Все эти процессы замыкаются в цикл управления. Такой цикл предполагает постоянную корректировку параметров проекта: целей, сроков, методов. Успешность управления изменениями зависит не только от достаточности ресурсов или сроков выполнения мероприятий в рамках проекта; она определяется адекватностью  восприятия настоящего состояния социально-экономической  системы. В связи с этим в процессе регулирования финансовых потоков  важной проблемой становится правильный выбор критерия, оценивающего состояние  системы. Выбранный в качестве критерия параметр должен характеризовать целевую  направленность системы, которая делает совокупность ее элементов целостным  организованным образованием, ориентированным  на получение определенного результата. 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3. Проблемы развития муниципальных финансов в современных условиях и направления их решения

3.1 Финансовые проблемы  местного самоуправления

     Заботы  и долги. В отличие от других стран, в которых развито местное  самоуправление, в России большая  доля расходов местных (городских, районных, поселковых) бюджетов идет на содержание и дотации коммунальному хозяйству (до 30% всех трат), и содержание социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, детские дома и дома престарелых  и т. п.) – 55-60% всех расходов. Только 10-15% уходит на зарплату муниципальным  служащим (местным чиновникам, врачам, учителям, дворникам ЖЭУ и т. д.). Для сравнения: в странах Западной Европы 70-80% расходов муниципалитетов  уходит на зарплаты и 20-30% - на финансирование муниципального хозяйства.[20- C. 510]

     Все эти расходы непосильным грузом ложатся на местные власти. Главы  городов и поселков мечутся между  чиновниками краевых и областных  администраций, выпрашивая у них  деньги на покрытие громадных дефицитов  местных бюджетов; ведут переговоры с директорами региональных подразделений  РАО ЕЭС России и поставщиками угля и мазута, упрашивая первых не отключать от тепла и света  жилые кварталы, а вторых – поставить  необходимое для обогрева и освещения  населенных пунктов топливо в  долг (так как денег нет, а людей  нельзя оставлять без тепла и  свет); объясняются с разгневанными  водителями муниципальных автобусов, которые не получаются зарплату и  не имеют денег на покупку бензина, и слесарями – сантехниками и  ЖЭКов, коим бюджет платит гроши (к тому же нерегулярно и в последнюю очередь); пытаются найти компромисс между главврачами муниципальных больниц, у которых нет средств даже на бинты и шприцы, и директорами школ, у которых нет средств даже на покупку мела и зарплату уборщицам.

     Груз  разнообразных и насущных расходов, лежащий на российских муниципалитетах, и хронический дефицит их бюджетов привели в 90-е годы к колоссальному  росту кредиторской задолженности  органов местного самоуправления. В  России есть города, счет долгов которых  идет на миллиарды рублей и сопоставим с их годовыми бюджетами. При этом в отличие от России, имеющей долги прежде всего перед иностранными государствами и частными банками (так называемыми Парижским и Лондонским клубами), и субъектов Федерации, набравших кредиты у российских коммерческих банков, муниципалитеты большую долю своих долгов имеют перед энергетиками, угольщиками, газовиками, связистами, водоканалами, то есть перед теми, у кого они последние годы правдами и неправдами получали ресурсы и услуги без полной оплаты, с кем проводили умопомрачительные и разорительные взаимозачеты, с кем занимались причудливым бартером (типа «долги за земельные участки»).

     Общая сумма задолженности органов  местного самоуправления неизвестна (что  само по себе говорит о недопонимании  обществом и государством остроты  и существа проблемы). Ясно только, что  она колоссальна. Курс государства  и естественных монополистов на ужесточение  платежной дисциплины и взыскание  старых долгов, отчетливо проявившийся в 2000 году, резко усугубил положение  муниципалитетов. Доля средств, идущих на дотации коммунальному хозяйству, резко возросла (свою роль сыграл, конечно, и резкий рост цен на энергоносители). Там, где возврата долгов требовали  особенно жестко, а денег оказалось  особенно мало, подготовиться к зиме не удалось, а дома часами и сутками  стоят без тепла и света. Например, в Приморье или на Камчатке.[19- C.143]

     Другие  «расходные полномочия». «Естественные» расходы городов, районов и поселков обширны и обременительны. Местные  власти не в состоянии сами справиться с их тяжестью. Однако есть ещё нечто, не имеющее отношения к природе местного самоуправления, но, тем не менее, вмененное ему для неукоснительного исполнения.

     Поясню, что имеется в виду. Если ваш  сосед, живущий за стенкой, работает в милиции (прокуратуре, суде, налоговой  полиции, ФСБ и тому подобное –  всё равно), то за квартиру, свет, тепло, телефон и другие коммунальные услуги он платит только 50%. В метро, автобусе, троллейбусе и трамвае он едет по удостоверению – бесплатно. Вполне вероятно, что он имеет также право  на внеочередное получение муниципального жилья.

     В крупных и даже средних городах  России счет федеральных чиновников и служащих, имеющих подобные права  и льготы, идет на десятки и сотни  тысяч. Впрочем, они есть практически  в каждом населенном пункте России.

Информация о работе Муниципальные финансы