Экономические последствия вступления Казахстана в ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 14:11, реферат

Краткое описание

Цель исследования – проанализировать последствия вступления Казахстана в ВТО для его национальной экономики.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Описать цели, структуру и принципы функционирования Всемирной торговой организации.
2. Провести анализ последствий вступления Казахстана в ВТО для его национальной экономики.
3. Выявить и описать положительные и отрицательные стороны от вступлении Казахстана ВТО.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ – ЕЁ ЦЕЛИ, СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ.
1.1 Всемирная Торговая Организация: Основныецели и нормы.
1.2 Органы ВТО их назначение и деятельность.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОСЛЕДСТВИЙ ВСТУПЛЕНИЯ КАЗАХСТАНА В ВТО ДЛЯ ЕГО НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ.
2.1 «Плюсы» вступления Казахстана в ВТО.
2.2 «Минусы» вступления Казахстана в ВТО.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Экономические последствия вступления Казахстана в ВТО.docx

— 40.77 Кб (Скачать)

 Генеральный совет  делегирует функции трем советам,  находящимся на следующем уровне  иерархии ВТО: Совету по торговле  товарами, Совету по торговле  услугами и Совету по торговым  аспектам прав интеллектуальной  собственности. 

Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью  специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.

Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.

Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.

Многочисленные специализированные комитеты и рабочие группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО  и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура  присоединения к ВТО и региональные торговые соглашения.

Секретариат ВТО, который  базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его возглавляет  генеральный директор. Секретариат  ВТО, в отличие от подобных органов  других международных организаций, не принимает решений, так как  эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности  Секретариата – обеспечивать техническую  поддержку различным советам  и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое  содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует  правительства стран, желающих стать  членами ВТО. На сегодняшний день таких стран насчитывается более  двадцати. 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОСЛЕДСТВИЙ ВСТУПЛЕНИЯ КАЗАХСТАНА В ВТО ДЛЯ ЕГО НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 

Вступление в ВТО  несет с собой как плюсы, так  и минусы. С одной стороны, это  открывает предприятиям стран-членов доступ к более дешевым импортным  комплектующим и сырью, а населению  – к более дешевым товарам  и услугам. Но, с другой стороны, несмотря на то, что экономика в целом  выигрывает, отдельные отрасли могут  пострадать, и существенно. Поэтому  имеет смысл рассмотреть последствия  от вступления Казахстана в ВТО с  точки зрения плюсов и минусов. 

2.1 «Плюсы» вступления Казахстана в ВТО 

Политика открытой торговли объективно необходима для  Казахстана, имеющего небольшой внутренний рынок и нуждающегося в доступе  к расширяющимся мировым рынкам.

Более предсказуемые  и основанные на международном праве  условия ВТО дадут возможность  Казахстану, используя выгодные внутренние возможности, проявить свою конкурентоспособность  в соревновании с торговыми партнерами.

Целью вступления любой  страны в ВТО является получение  определенных преимуществ. Для Казахстана они заключаются в следующем:

- Помимо того, что  Казахстан будет признан страной  с открытой рыночной экономикой, интегрированной в мировое хозяйство  и мировые структуры, содействующие  ее развитию, он автоматически получает в отношениях со всеми членами ВТО режим наибольшего благоприятствования (РНБ).

- Казахстан будет  также иметь дополнительные и  выгодные пути транзита для  своих товаров. Это особенно  важно для развития внешней  торговли Казахстана отечественными  товарами обрабатывающей промышленности.

- В кратко- и среднесрочной  перспективе вступление Казахстана  в ВТО важно, с точки зрения, привлечения инвестиций и, прежде  всего, в обрабатывающую промышленность  и в развитие высокотехнологичных  производств.

- Большое значение  для Казахстана может представлять  режим ВТО в отношении торговых  споров, особенно при антидемпинговых разбирательствах, применяемых в отношении экспортных товаров Казахстана и позволит решать торгово-политические споры в рамках, предусмотренных в ВТО процедур, на более справедливой основе.

- Вступая в ВТО,  Казахстан может реально рассчитывать  на получение права участия  в разработке норм, регулирующих  мировую торговлю, руководствуясь  национальными интересами.

- Появится возможность  доступа к оперативной информации  о внешнеэкономической политике  и намерениям правительств, стран-участниц  ВТО, что, в конечном счете,  позволит вести более эффективную  торговую политику.

- Создание условий  повышения качества и конкурентоспособности  национальной продукции в результате  расширения присутствия передовых  технологий, товаров, услуг и инвестиций  на внутреннем рынке, внедрения  международных стандартов качества.

- В связи с расширением  импорта потребитель сможет получить  доступ к широкому ассортименту  товаров и по более низким  ценам. 

2.2 «Минусы» вступления Казахстана в ВТО 

Ряд независимых  экспертов считает, что после  вступления Казахстана в ВТО страну ожидают массовые потрясения. Представители  малого и среднего бизнеса обанкротятся, не выдержав конкуренции с иностранным  производителем, который практически  свободно, без высоких таможенных пошлин, выйдет на казахстанский рынок. Кроме того, вступление в ВТО откроет  рынки дешевым импортным сельскохозяйственным продуктам, с которыми местные производители  конкурировать смогут нескоро. Скорее - сельское хозяйство в стране перестанет существовать, что приведет к снижению уровня жизни сельчан и зависимости  страны от импортного продовольствия. Аналитики, воспитанные в рамках советской школы, полагают, что ставить  крест на малом и среднем бизнесе, а также сельском хозяйстве более  чем опасно для экономики любой  страны.

Потребители, казалось бы, должны будут радостно приветствовать поступление импортного товара, так  как цены резко снизятся, ассортимент  существенно расширится. Однако вряд ли население сможет насладиться  всем этим великолепием: товары будут  доступны только тем, кто в новых  условиях сможет заработать деньги. А  сегодня около четверти населения  Казахстана работает в малом и  среднем бизнесе, и после вступления страны в ВТО, как показывает практика других государств, многие из них попросту разорятся. Выжившим предпринимателям придется осваивать новые технологии, что, в свою очередь, может повлечь  за собой массовые увольнения.

По мнению ведущих  экономистов Казахстана, уже сейчас, еще не вступив в ВТО, нужно  продумать специальные программы  по перераспределению потенциально высвобождающейся рабочей силы, и  взвешенно подойти к процессу переговоров, чтобы установить достаточно высокие тарифы на продукты, нуждающиеся  в защите от экспансии зарубежного  производителя. Если эти меры не будут  приняты, то всплеска массовых акций  протеста не избежать, считают аналитики.

За примерами далеко ходить не надо. Взять южного соседа - Киргизию. Несмотря на то, что киргизы  вступили в ВТО в 1998 году, особого  экономического роста в стране не произошло. Более того, по сравнению с 1998 годом объем торговли Киргизии с третьими странами снизился: в 1999 году — на 10,6 процентов, в 2000-м — на 5,9 процентов. По данным Национального статистического комитета Киргизии, объем промышленной продукции Киргизии в первом полугодии 2003 года упал на 9 процентов по отношению к 2004 году. В начале 2005 года полностью простаивали 203 промышленных предприятия, или 33 процента от их общего числа. Объем инвестиций в строительство снизился на 17,8 процентов.

Влияние географических факторов на экономическое развитие страны доказали еще американские экономисты Гэллап и Сакс. Исследования показали, насколько важны для роста  благосостояния той или иной страны тропический климат, выход к морю, плотность населения в прибрежной полосе и в удаленных от моря районах, расстояние от наиболее развитых стран  и т.д. Выяснилось, что страны, удаленные  от моря, или имеющие к нему выход, но большинство населения живет  не в прибрежной полосе, развиваются  медленнее. И этот момент киргизское руководство должно было оговорить  при вступлении в ВТО. Но, вероятно, оно больше задумывалось о своем  политическом имидже, чем о негативных последствиях в результате возможного экономического спада, и киргизы  вступили в ВТО на невыгодных для  себя условиях.

Возможно, с вступлением  России и Казахстана в ВТО антидемпинговые  санкции приостановят ввоз недоброкачественной  китайской продукции. Но это одна сторона медали. Вторая заключается  в том, что многочисленные челночники и ряд мелких предприятий, специализирующихся на торговле китайскими товарами, обанкротятся и пополнят армию нищих и безработных. А нищета, как известно, порождает  революцию.

Учитывают ли эти  особенности казахстанские чиновники, ведя переговоры со странами Евросоюза? Исходя из того, что «минусы» вступления в ВТО не страшны крупным казахстанским  предприятиям, а мелким отечественным  предпринимателям вряд ли придется рассчитывать на поддержку правительства.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Взглянув на карту  мира, можно убедиться, что за исключением  прибалтийских республик, Грузии и  Кыргызстана, постсоветское пространство представляет собой последнюю региональную группу стран, которые не вступили в  ВТО. После признания Казахстана страной с рыночной экономикой его  основными торговыми партнерами, такими как США и ЕС, более чем  уместным будет и получение Казахстаном  полного доступа к международному рынку.

С января 1996 г. Республика Казахстан имеет статус наблюдателя  во Всемирной торговой организации (ВТО). Бросается в глаза разница в подходе ко вступлению в ВТО Китая и Казахстана. Китай 13 лет вел переговоры с ВТО, добиваясь для себя приемлемых условий, обеспечивающих интересы китайских производителей. На долю Китая приходится 12% мирового ВВП, но только 3% мировой торговли. В конечном счете, Пекин пошел на серьезные уступки, поняв, что вступление в ВТО приведет к существенному росту роли Китая в мировой торговле в начале следующего века. После того, как Китай согласовал с Соединенными Штатами условия своего вступления, правилами ВТО определяется экономическое поведение 90% населения мира, на долю которых приходится 95% глобальной торговли.

Часто задается такой  вопрос: не является ли вхождение Казахстана в ВТО преждевременным актом? Существуют разные мнения на этот счет. Для России, например, английскими  экономистами было подсчитано, что  при вступлении в ВТО она сэкономит  более миллиарда долларов. Конечно  же, вхождение во Всемирную торговую организацию тоже стоит недешево, нужно провести немалую подготовительную работу.

Казахстан придерживается жесткой позиции в вопросе  вступления в ВТО. Как заявлял  в свое время председатель агентства  по стратегическому планированию и  реформам Ержан Утембаев, стратегическая цель Казахстана вступить во всемирную торговую организацию (ВТО) на достаточно хороших для страны условиях. С одной стороны, эта позиция правильная - речь, в частности, идет о практической идее: не менять правила игры на внутреннем рынке дважды - сейчас и еще раз после присоединения к ВТО. Однако трудно представить, как это можно сделать, если пока нет сближения позиций по многим вопросам.

Необходимо также  понимать, что вступление в состав ВТО — это больше, чем просто благоразумная экономическая политика. Это также и политический меморандум, который выражает стремление страны стать частью международного сообщества, придерживаться международных норм, влиять на них и брать на себя ответственность за международные  обязательства. Казахстан уже доказал, что это возможно, принимая активное участие в многочисленных региональных организациях, таких как: Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и  Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Построение конкурентоспособной  экономики невозможно без интеграции в мировую экономику. Факты и  цифры говорят сами за себя. Во-первых, сегодня более 50 процентов общего товарооборота Казахстана приходится на страны — члены ВТО. При вступлении в данную организацию России и  Украины их доля в товарообороте  Казахстана возрастет до 90 процентов. Поэтому для Казахстана очень  важно торговать с крупными торговыми  партнерами в рамках общего правового  пространства. Во-вторых, приведение казахстанского законодательства в соответствие с  ключевыми соглашениями ВТО должно в перспективе привести к улучшению  конкурентоспособности отечественных  производителей.

Без вступления в  ВТО Казахстан неизбежно будет  подвергаться разного рода экономической  дискриминации. Ведь правила игры на мировом рынке устанавливаются  без нас, а нередко - и против нас. Санкции, квоты, поправка Джексона-Веника и прочие другие меры, ущемляющие интересы Республики Казахстан, и это будет продолжаться, пока мы не станем полноправным участником международного разделения труда. Но сегодня Казахстан не готов полностью открыть свой рынок более сильным конкурентам. Наша промышленность, сельское хозяйство и финансовый сектор слабы и нуждаются в протекционистской защите.

Информация о работе Экономические последствия вступления Казахстана в ВТО