Вступления Казахстана в ВТО: перспективы и проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 20:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование вступления Казахстана в ВТО. Цель работы предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть ВТО как международную организацию;
- изучить проблемы вступления Казахстана в ВТО, преимущества и недостатки;
- рассмотреть открывающиеся перспективы при вступлении Казахстана в ВТО.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
1 КАЗАХСТАН И ВТО: СУТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ 6
1.1 ВТО как международная экономическая организация 6
1.2 Предпосылки и цели вступления Казахстана в ВТО 10
2 АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ И ПОСЛЕДСТВИЙ ВСТУПЛЕНИЯ КАЗАХСТАНА В ВТО 14
2.1 Анализ экономических преимуществ вступления РК в ВТО и возможностей их использования 14
2.2 Анализ возможных негативных последствий присоединения РК
к ВТО и их минимизация 16
2.3 Оценка социальных последствий вступления Казахстана в ВТО 19
3 НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ В РАМКАХ ВСТУПЛЕНИЯ КАЗАХСТАНА В ВТО 22
3.1 Перспективы развития экспортоориентированных и импортозамещающих производств 22
3.2 Направления гармонизации торговой и промышленной политики 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Файлы: 1 файл

для интернета.docx

— 74.22 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

       ВВЕДЕНИЕ          4

       1 КАЗАХСТАН И ВТО: СУТЬ И ЗНАЧЕНИЕ  ОТНОШЕНИЙ  6

       1.1 ВТО как международная экономическая  организация   6

       1.2 Предпосылки и цели вступления  Казахстана в ВТО   10

    2 АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ  И СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ И ПОСЛЕДСТВИЙ  ВСТУПЛЕНИЯ КАЗАХСТАНА В ВТО   14

    2.1 Анализ экономических  преимуществ вступления РК в ВТО и возможностей их использования          14

    2.2 Анализ возможных  негативных последствий присоединения  РК

    к ВТО и  их минимизация        16

       2.3 Оценка социальных последствий  вступления Казахстана в ВТО 19

    3 НАПРАВЛЕНИЯ  И ПЕРСПЕКТИВЫ В РАМКАХ ВСТУПЛЕНИЯ  КАЗАХСТАНА В ВТО        22

    3.1 Перспективы  развития экспортоориентированных и импортозамещающих производств          22

       3.2 Направления гармонизации торговой  и промышленной политики 26

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ          29

       СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ    31

       ПРИЛОЖЕНИЯ          33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

       Казахстан, являясь активным участником многих интеграционных объединений, пытается стать полноправным участником мировой  экономики и развивать свои внешнеэкономические  связи, вступая в различные региональные объединения, одним из которых является создание Таможенного союза в  рамках Евразийского экономического сообщества.

       Кроме того, вопрос участия Казахстана в  Таможенном союзе приобретает все  большую значимость и актуальность в силу того, что республика ведет  переговоры по вступлению во Всемирную  торговую организацию. Некоторые страны-члены  ЕврАзЭС также подали заявку на членство, а отдельные уже являются членом ВТО, в частности Кыргызстан.

       Построение  конкурентоспособной экономики  тесно связано с развитием  страны в мировой экономике, эта  задача остаётся не менее актуальной и в посткризисный период. Несмотря на то, что вступление Казахстана в ВТО имеет определённые издержки и угрозы, не стоит умалять и выгоды, которые получит Казахстан от членства в этих организациях.

       ВТО проводит переговоры по вопросам, касающимся правил международной торговли, включая  устранение или снижение остающихся торговых барьеров. Также эта организация  дает согласие на обоснованные меры по ограничению торговли и, наконец, рассматривает  случаи нарушения государствами-членами  установленных правил.

       Вступление  во Всемирную торговую организацию  – очень трудный, сложный, дорогой, длительный и требовательный процесс, о чём свидетельствует 14-летний период переговоров Казахстана с Всемирной  Торговой Организацией. Данный процесс  подразумевает изменение тарифов  и инструментов торгового регулирования, грамотную и своевременную политику поддержки отечественного производителя, включая регулирование сельского  хозяйства.

     После четырнадцати лет непростых переговоров достигнут значительный прогресс, и Казахстан подписал много двусторонних протоколов с некоторыми из своих торговых партнеров. Но до сих пор остаются открытыми вопросы двусторонних отношений и вопросы общего характера, ждущие своего разрешения. По данным Министерства индустрии и торговли РК, на сегодняшний день Казахстан провел 10 заседаний Рабочей группы в г.Женеве. Также подписаны Протоколы о завершении двусторонних переговоров по доступу на казахстанские рынки товаров и услуг в рамках вступления Казахстана в ВТО с 22 странами-членами ВТО. В настоящее время ведётся процесс переговоров с США, ЕС, Саудовской Аравией, Эквадором.

       Несомненно, что, вступая в ВТО, Казахстан  надеется получить определенный набор  преимуществ от членства в этой глобальной мировой торговой организации. Но существуют и определённые опасения, как повлияет присоединение к ВТО на внутренний рынок товаров и услуг и как в целом сложится экономическая жизнь страны?

       Целью данной курсовой работы является исследование вступления Казахстана в ВТО. Цель работы предполагает решение следующих  задач:

       - рассмотреть ВТО как международную  организацию;

       - изучить проблемы вступления  Казахстана в ВТО, преимущества  и недостатки;

       - рассмотреть открывающиеся перспективы  при вступлении Казахстана в  ВТО.

       Актуальность  темы исследования. Республика Казахстан, как одна из самых быстроразвивающихся стран СНГ, а также страна, владеющая большими запасами стратегических ресурсов, не может оставаться в стороне от расширяющейся мировой интеграции. В последние несколько лет руководство республики проводит активную политику, направленную на получение равноправных партнерских условий в торговле, достижение которых в значительной мере связано со вступлением во Всемирную торговую организацию.

      Для подготовки курсовой работы использованы материалы периодических изданий  по рассматриваемой проблеме, учебная  литература, данные официальных сайтов. 
 
 

            1 КАЗАХСТАН И ВТО:  СУТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ 

     1.1 ВТО как международная  экономическая организация 

       Всемирная торговая организация (ВТО) (World Trade Organization – WTO) – международная экономическая организация, регулирующая правила международной торговли согласно принципам либерализма.

       ВТО функционирует с 1 января 1995, решение  о ее создании было принято в конце  многолетних переговоров в рамках Уругвайского раунда ГАТТ, который  завершился в декабре 1993. Официально ВТО образована на конференции в  Марракеше в апреле 1994, поэтому Соглашение об учреждении ВТО называют также Марракешским соглашением [3, C. 34].

       Если  ГАТТ занималась регулированием только торговли товарами, то сфера деятельности ВТО более широка: помимо торговли товарами она регулирует также торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. ВТО  имеет юридический статус специализированного  учреждения системы ООН.

       Первоначально в ВТО вступило 77 государств, но к  середине 2003 ее членами являлись уже 146 стран – развитых, развивающихся  и постсоциалистических. «Пестрый» состав государств-членов ВТО отражен в самой эмблеме этой организации.

       В ВТО вступили и некоторые экс-советские страны: Литва, Латвия, Эстония, Армения, Грузия, Молдова, Киргизия. Важным событием стало вступление в ВТО в декабре 2001 Китая, считающегося одним из наиболее перспективных участников мировой торговли. На долю входящих в ВТО стран приходится примерно 95% мирового товарооборота. Еще ряд стран официально выразили желание войти в эту организацию и имеют статус государств-наблюдателей. В 2003 таких стран насчитывалось 29, включая Республику Казахстан и некоторые другие постсоветские государства (Украина, Белоруссия, Азербайджан, Россия и Узбекистан).

       Главная задача ВТО – содействовать беспрепятственной  международной торговле. Развитые страны, по инициативе которых создана ВТО, полагают, что именно экономическая свобода в международной торговле способствует экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей.

       В целом ВТО пропагандирует идеи фритредерства (свободной торговли), борясь за устранение протекционистских барьеров.

       Практические принципы работы ВТО. В основе деятельности ВТО лежат три международные соглашения, подписанные большинством государств, активно участвующих в мирохозяйственных отношениях: Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994, Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Основная цель этих соглашений – оказывать помощь фирмам всех стран, занимающимся экспортно-импортными операциями [3, C. 40].

       Обязательства по соблюдению правил свободной торговли, принятые на себя всеми членами ВТО, составляют систему «многосторонней  торговли». Большинство государств планеты, включая все основные страны-импортеры и страны-экспортеры, являются членами этой системы. Однако ряд государств в нее не входит, поэтому систему называют «многосторонней» (а не «всемирной»). В перспективе, по мере расширения числа участников ВТО, система «многосторонней торговли» должна превратиться в подлинно «всемирную торговлю».

       Основные  функции ВТО [10, C. 80]:

       – контроль за выполнением требований базовых соглашений ВТО;

       – создание условий для переговоров  между странами-участницами ВТО  по поводу внешнеэкономических отношений;

       – урегулирование споров между государствами  по проблемам внешнеэкономической  торговой политики;

       – контроль за политикой государств-членов ВТО в области международной торговли;

       – оказание помощи развивающимся странам;

       – сотрудничество с другими международными организациями.

       Поскольку тексты соглашений составляются и подписываются  большим количеством стран, участвующих  во внешнеторговых отношениях, они  часто вызывают дебаты и споры. Часто  стороны, вступающие в переговоры, преследуют разнообразные цели. Кроме того, соглашения и контракты (включая  те из них, которые были заключены  после длительных переговоров при  посредничестве ВТО) часто нуждаются  в последующем толковании. Поэтому  одна из основных задач ВТО заключается  именно в том, чтобы служить своеобразным посредником в торговых переговорах, способствовать урегулированию споров.

       Практика  международных экономических конфликтов показала, что спорные вопросы  лучше всего решать в установленном  ВТО порядке, основанном на взаимно  согласованной юридической базе и обеспечивающим сторонам равные права  и возможности. Именно с этой целью  в тексты соглашений, подписанных  в рамках ВТО, обязательно включают пункт о правилах урегулирования споров. Как гласит текст договоренности по правилам и процедурам урегулирования споров, «система урегулирования споров в рамках ВТО является ключевым элементом  в обеспечении безопасности и  предсказуемости мировой системы  торговли».

       Члены ВТО берут на себя обязательство  не предпринимать в одностороннем  порядке действий против возможных  нарушений правил торговли. Более  того, они обязуются разрешать  спорные вопросы в рамках многосторонней системы урегулирования споров и  подчиняться ее правилам и решениям. Решения по спорным вопросам принимаются  всеми государствами-участниками  обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО [10, C. 85].

       Организационная структура  ВТО. Органы управления ВТО имеют три иерархических уровня, как представлено на схеме.  
 
 
 
 

Организационная структура ВТО

       Противоречия между  странами-членами ВТО. Хотя устав ВТО декларирует равноправие всех стран-участниц, внутри этой организации существуют сильные объективные противоречия между развитыми и развивающимися странами.

       Развивающиеся страны обладают дешевой, но не слишком  квалифицированной рабочей силой. Поэтому государства «третьего  мира» могут импортировать в  основном традиционные товары – прежде всего, ткани и одежду, сельскохозяйственную продукцию. Развитые страны, защищая  свою текстильную промышленность и  агробизнес, ограничивают импорт из развивающихся стран, налагая на импортные товары высокие таможенные пошлины. Свои протекционистские меры они обычно обосновывают тем, будто развивающиеся страны применяют политику демпинга. В свою очередь, развитые страны лидируют на рынках высокотехнологичных товаров, и теперь уже развивающиеся страны используют против них меры протекционистской защиты.

       Таким образом, к протекционистской защите прибегают в той или иной степени  практически все страны. Поэтому  взаимное снижение протекционистских  барьеров становится довольно трудным  процессом.

       Либерализация мировой торговли затрудняется также  тем, что развитые и развивающиеся  страны сильно различаются по экономической  силе. Поэтому страны «бедного Юга» постоянно (и не без оснований) подозревают  страны «богатого Севера» в том, что те хотят навязать им такую  систему мирохозяйственных отношений, которая более выгодна развитым, чем развивающимся странам. В свою очередь, развитые страны справедливо отмечают, что многие государства откровенно спекулируют на своей слаборазвитости, стремясь вместо осуществления экономической модернизации выпрашивать уступки и льготы в международных торговых отношениях [3, C. 51].

Информация о работе Вступления Казахстана в ВТО: перспективы и проблемы