Вступления Казахстана в ВТО: перспективы и проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 20:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование вступления Казахстана в ВТО. Цель работы предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть ВТО как международную организацию;
- изучить проблемы вступления Казахстана в ВТО, преимущества и недостатки;
- рассмотреть открывающиеся перспективы при вступлении Казахстана в ВТО.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
1 КАЗАХСТАН И ВТО: СУТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ 6
1.1 ВТО как международная экономическая организация 6
1.2 Предпосылки и цели вступления Казахстана в ВТО 10
2 АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ И ПОСЛЕДСТВИЙ ВСТУПЛЕНИЯ КАЗАХСТАНА В ВТО 14
2.1 Анализ экономических преимуществ вступления РК в ВТО и возможностей их использования 14
2.2 Анализ возможных негативных последствий присоединения РК
к ВТО и их минимизация 16
2.3 Оценка социальных последствий вступления Казахстана в ВТО 19
3 НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ В РАМКАХ ВСТУПЛЕНИЯ КАЗАХСТАНА В ВТО 22
3.1 Перспективы развития экспортоориентированных и импортозамещающих производств 22
3.2 Направления гармонизации торговой и промышленной политики 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Файлы: 1 файл

для интернета.docx

— 74.22 Кб (Скачать)

       Вполне  возможны временные осложнения в  сфере государственного регулирования  экономического развития, вызванные  необходимостью: (а) перехода на новые международные согласованные условия государственного регулирования экономики и (б) отказа от использования традиционных рычагов экономической политики, а именно - возможности применять льготы к налогообложению, пошлине и другим платежам, списывать задолженность предприятий перед государством, использовать государственные закупки в качестве инструмента стимулирования отечественного производства, контролировать и регулировать финансовые потоки, выдвигать к иностранным инвесторам требования по поводу источников приобретения ими комплектующих местного производства и направлений сбыта товаров [22].

       И хотя в более долгосрочном плане все эти сдвиги можно рассматривать как положительный фактор, в краткосрочном это может вызвать проблемы для секторов, пользующихся значительными государственными субсидиями. Некоторые осложнения могут возникнуть и для производителей, которые подпадают под действие системы государственных закупок, осуществляемых в настоящее время в отсутствие открытой конкуренции.

       Одним из наиболее существенных отрицательных  факторов, действие которых активизируется при вступлении в ВТО, является то, что отдельные отечественные  производители могут оказаться  не готовыми к жесткой международной  конкуренции [22]. Казахстан имеет  сегодня невысокий, по международным  критериям, потенциал конкурентоспособности. Вместе с тем нет твердых оснований  считать подобное отрицательное влияние всеохватывающим. Влияние присоединения к ВТО будет для различных отраслей экономики разным. Но, по оценкам отечественных экспертов, это отрицательное влияние с течением времени будет уменьшаться.

       С проблемами конкуренции столкнется и сектор услуг. От претендентов на вступление в ВТО сегодня требуется  ужесточение подхода к формированию обязательств в секторах услуг - это  касается как объема обязательств, так и ограничений в применении переходных положений относительно их внедрения. Однако следует отметить, что большинство секторов услуг  в принципе менее уязвимы к  факторам международной конкуренции, нежели отрасли, связанные с производством  товаров. Ведь местные поставщики услуг  имеют преимущества перед иностранными благодаря лучшему пониманию местного потребителя, местных традиций, законодательного и административного регулирования, налаженным общественным связям, отсутствию языкового барьера.

       По  многим секторам сферы услуг, которые  еще только формируются и нуждаются  в поддержке и защите для своего становления, Казахстан не сможет принять  никаких обязательств. В случае их либерализации, без определения  их дальнейшего развития, существует угроза потери этих рынков услуг. Более  того, если торговый баланс в Казахстане положительный, то баланс услуг платежного баланса РК на протяжении ряда лет  отрицательный, по причине оттока доходов  иностранных поставщиков услуг.

       В приложении А представлен SWOT-анализ оценки последствий вступления Казахстана в ВТО.

       Таким образом, Казахстан имеет определенный запас прочности относительно действия внешнеторговых факторов экономической  безопасности. В частности, торговый баланс характеризуется положительным  сальдо. Во втором квартале 2011 года торговый баланс Казахстана достиг рекордной отметки за последние 5 лет – 15,3 млрд. долл. США (см. Приложение Б). Во втором квартале 2011 года чистый экспорт Казахстана на 80% превысил прошлогодний показатель.

       На  безопасном пока уровне находится доля импорта продовольственных и непродовольственных товаров народного потребления. Структура импорта РК в 2011 году представлена в приложении В. Как показывают данные таблицы В.1, значительную долю импорта занимают машины, оборудование, транспорт, приборы – 36,3%, доля продовольственных товаров – 11,0%. Наименьший удельный вес имеют такие группы, как кожа, обувь, текстиль, стройматериалы.

       Значение  таких показателей, как объем внешнего долга и расходы на его погашение и обслуживание также соответствуют безопасному уровню. Динамику абсолютных и относительных параметров внешнего долга РК можно проследить по данным таблицы Г.1, представленной в приложении Г. Как показывают данные таблицы, отмечается ежегодный рост размера валового внешнего долга, однако резких изменений не наблюдается. Стабильно увеличиваются и объемы платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга. При этом положительным фактом является сокращение доли внешнего долга в ВВП с 92,4% в 2007 году до 77% во втором квартале 2011 года.

       Таким образом, основываясь на представленных выше данных, ожидать существенного отрицательного влияния ВТО на состояние экономической безопасности Казахстана не приходится. 

       2.3 Оценка социальных  последствий вступления  Казахстана в ВТО 

       Оценка  социальных последствий вступления в ВТО содержит основные компоненты [19]:

       − специализация экономики региона: от структуры хозяйства в значительной степени зависит соотношение  негативных и позитивных последствий  вступления в ВТО для экономики  региона;

       − структура занятости населения: в связи с разной трудоемкостью  отраслей структура занятости значительно  отличается от отраслевой структуры  экономики, поэтому социальные последствия (воздействие на рынок труда) будут  отличаться от собственно экономических;

       Отраслевая  структура и специализация экономики. Основываясь на данных об отраслевой структуре экономики каждого  региона (области), можно разделить  их на несколько групп:

       1. Регионы с концентрацией отраслей, для которых вступление в ВТО  является, скорее, преимуществом: 

       − регионы ТЭК, металлургии, химии, лесной и бумажной промышленности;

       − транзитные регионы, по территории которых  проходят основные экспортные и импортные  потоки.

       2. Регионы, в которых сочетаются  производства с неоднозначным  воздействием вступления в ВТО  (сочетание угроз и преимуществ).

       3. Регионы с неопределенными последствиями  (одной из отраслей специализации  является энергетика или четкая  специализация не выражена).

       4. Регионы с концентрацией отраслей, для которых вступление в ВТО  является угрозой: 

       − автомобильной промышленности (сборка) (Восточно-Казахстанская область);

       − легкой и пищевой промышленности (Южно-Казахстанская область);

       − сельскохозяйственные (Северо-Казахстанская, Костанайская, Жамбылская области);

       − банковского и страхового бизнеса (г. Астана).

       5. Слаборазвитые регионы, на которых  изменения институциональных условий,  как правило, отражаются негативно. 

       Структура занятости. Этот показатель играет важную роль для оценок социальных последствий  вступления в ВТО. Отраслевая структура  промышленного производства не дает адекватного представления о  структуре занятости, так как  занятость в добывающих отраслях существенно ниже их доли в выпуске  продукции, и, наоборот, обрабатывающие отрасли гораздо более трудоемки. К сожалению, публикуемая статистика позволяет оценить занятость  только по укрупненным группам –  в промышленности в целом, в сельском хозяйстве и т.д. Вследствие этого  приходится косвенно оценивать структуру занятых, сопоставляя долю занятых в промышленности с показателями специализации экономики регионов.

       Результаты  вполне очевидны: наибольшая занятость  в промышленности характерна для  регионов со специализацией на легкой промышленности, машиностроении (наиболее проблемные отрасли) и черной металлургии; наименьшая – для слаборазвитых  и аграрных регионов, а также столицы  страны с развитым сектором услуг.

       Потенциальной угрозой при вступлении в ВТО  является усиление конкуренции со стороны  импортной сельхозпродукции, что  создает проблемы в первую очередь  для регионов с аграрной специализацией и способно дестабилизировать рынок  труда в сельской местности.

       Рост  объемов сельскохозяйственного  импорта после вступления в ВТО  может создать угрозу незанятости  сельского населения. Рост занятости  в малом бизнесе способен стать  альтернативой возможному сокращению рабочих мест в базовых отраслях. Пока эта сфера приложения труда  развита недостаточно, что явно говорит  о наличии барьеров. Но это не только общие для всей страны институциональные  барьеры, но и достаточно дифференцированные по регионам характеристики предпринимательского климата, деловой активности населения, отношения властей и общества к малому бизнесу и др.  
 
 
 
 
 
 
 
 

       3 НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ В  РАМКАХ ВСТУПЛЕНИЯ КАЗАХСТАНА  В ВТО 

       3.1 Перспективы развития  экспортоориентированных и   импортозамещающих производств 

       Первостепенной  задачей для продвижения казахстанской  продукции на внешние рынки необходимо определить перечень приоритетных секторов экономики и степень их либерализации  без нанесения ущерба различным  отраслям экономики. В настоящее  время приоритетные отрасли экономики  можно разделить по следующим  основным направлениям [16, C. 42]:

       1. Ориентированные в основном на  внешние рынки и обеспечивающие  развитие имеющегося ресурсного  потенциала страны (производство  нефти, черной и цветной металлургии);

       2. Ориентированные  по большей  части на внутренний рынок  перерабатывающие отрасли, которые  развиваются на базе ресурсного  потенциала страны (легкая, химическая, нефтехимическая, фармацевтическая  и медицинская, пищевая, текстильная)  и производящие продукцию вторичного  и далее переделов; 

       3.  Продукция сельскохозяйственного  производства.

       В первую группу отнесены в качестве приоритетных отраслей экономики с  учетом  перспектив их развития:  энергетический сектор, включая нефтедобычу  и нефтепереработку; газовая промышленность; атомная энергетика и горно-металлургический комплекс.

       Электроэнергетический сектор Казахстана (выработка, передача и распределение электроэнергии) в настоящее время является практически  открытым рынком для компаний всего  мира и приход иностранных компаний на наш рынок в основном имел позитивный характер.

       Для второй группы приоритетных отраслей при вступлении в ВТО применение комплексного механизма защитных мер  во многом поддержит конкурентоспособность  продукции легкой, химической, нефтехимической, фармацевтической и медицинской, пищевой и текстильной промышленности, одним из основных видов которых будет являться необходимый для защиты уровень импортных таможенных пошлин. Развитие данных отраслей экономики необходимо для решения социальных проблем с точки зрения увеличения уровня занятости и улучшения благосостояния населения Казахстана.

       В области сельского хозяйства  и перерабатывающей промышленности существует перечень приоритетных или  «чувствительных» товаров, требующих определенной степени защиты: мясная и молочная продукция, сливочное масло, пшеница, горох, рис, масло подсолнечное, сахар, томаты и джемы.

       Несмотря  на рост показателей сельского хозяйства  за последние годы, который обеспечивается за счет производства и реализации зерна, данный сектор экономики требует  проведения значительных реформ.

       В этой связи Казахстан намерен  усовершенствовать национальное законодательство, в частности по вопросам собственности  на землю, лизинга сельхозоборудования, защиты прав и интересов сельхозпредприятий, а также внедрять прогрессивные формы кредитования и финансирования проектов крестьянских хозяйств. 

       Эти и ряд других мер будут также  направлены на решение таких проблем  в сельском хозяйстве как [16, C. 43]:

       -низкий  уровень конкурентоспособности  сельскохозяйственной продукции; 

       -незначительный  объем инвестиций в сельское  хозяйство; 

       -низкая  материально-техническая оснащенность  сельскохозяйственного производства  и слабая развитость лизинга  техники; 

       -неразвитость  системы закупок сельскохозяйственной  продукции, оптовой торговли;

Информация о работе Вступления Казахстана в ВТО: перспективы и проблемы