Вступления Казахстана в ВТО: перспективы и проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 20:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование вступления Казахстана в ВТО. Цель работы предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть ВТО как международную организацию;
- изучить проблемы вступления Казахстана в ВТО, преимущества и недостатки;
- рассмотреть открывающиеся перспективы при вступлении Казахстана в ВТО.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
1 КАЗАХСТАН И ВТО: СУТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ 6
1.1 ВТО как международная экономическая организация 6
1.2 Предпосылки и цели вступления Казахстана в ВТО 10
2 АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ И ПОСЛЕДСТВИЙ ВСТУПЛЕНИЯ КАЗАХСТАНА В ВТО 14
2.1 Анализ экономических преимуществ вступления РК в ВТО и возможностей их использования 14
2.2 Анализ возможных негативных последствий присоединения РК
к ВТО и их минимизация 16
2.3 Оценка социальных последствий вступления Казахстана в ВТО 19
3 НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ В РАМКАХ ВСТУПЛЕНИЯ КАЗАХСТАНА В ВТО 22
3.1 Перспективы развития экспортоориентированных и импортозамещающих производств 22
3.2 Направления гармонизации торговой и промышленной политики 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Файлы: 1 файл

для интернета.docx

— 74.22 Кб (Скачать)

       Асимметричность взаимоотношений развитых и развивающихся  стран наиболее четко прослеживается в вопросе о защите интеллектуальных прав собственности. Речь идет, прежде всего, о борьбе с подделкой –  главным образом в странах  «третьего мира» – торговых марок  известных фирм развитых стран. Естественно, что в этой борьбе страны «богатого  Севера» заинтересованы гораздо  сильнее, чем государства «бедного Юга».

       Либерализация мировой торговли все же объективно выгодна как развитым, так и  развивающимся странам. Известно, например, что вступление развивающихся стран  в ВТО резко повышает приток в  них иностранных инвестиций. Поэтому  страны-члены ВТО ищут и находят  компромиссные решения трудных  проблем.

       Стратегией  развития ВТО стало постепенное  привлечение в нее все новых  и новых стран, но при этом, чем  менее развитой является экономика  страны, тем более длительный период предоставляется ей для полной реализации принципов свободной торговли.  

       1.2 Предпосылки и  цели вступления  Казахстана в ВТО 

       Усугубляющиеся  процессы глобализации сегодня так или иначе охватывают все стороны политической, социальной и экономической жизни, формируя новое восприятие понятия «мировое сообщество», как единой сложной системы сталкивающихся и разрешающихся противоречий.

       Источником  этих противоречий, как известно, являются интересы развитых и развивающихся  стран, которые в условиях новейшего  передела мира, вынуждены постоянно  корректировать свои позиции. В том  числе - в сфере международных  торговых отношений - области, в равной степени требующей наличия определенной степени свободы и эффективного регулирования.

       Казахстан, как одна из самых быстроразвивающихся  стран СНГ, а также страна, владеющая  большими запасами стратегических ресурсов, не может оставаться в стороне  от расширяющейся мировой интеграции. В последние несколько лет  руководство республики проводит активную политику, направленную на получение  равноправных партнерских условий  в торговле, достижение которых в  значительной мере связано со вступлением  во Всемирную торговую организацию.

       С 1996 года, когда республика подала официальную  заявку на вступление в ВТО, состоялось 4 раунда многосторонних и 6 двусторонних переговоров относительно принятия Казахстана в эту организацию. Кроме  того, с целью изучения ситуации по экономическому реформированию в  Казахстане была создана рабочая  группа с участием представителей из 33 стран-участниц организации, в том  числе США, Японии, Канады, Австралии, Бразилии, Аргентины, КНР и других [20].

       Предполагается, что решение группы должно непосредственно  повлиять на сроки и условия вступления Республики Казахстан в ВТО.

       Однако  это не значит, что данные условия  будут определяться организацией в  одностороннем порядке. Официальная  позиция Казахстана по этому вопросу  была неоднократно озвучена в последнее  время и пока не вызывает каких-либо сомнений: республика при вступлении во Всемирную торговую организацию  намерена предъявить ряд условий  в целях отстаивания собственных  интересов. В частности, как заявил вице-министр экономики и торговли Сулейменов Т. М., страна будет вступать в ВТО на «справедливых условиях» со всеми остальными ее членами. По его словам, Казахстан будет настаивать на предоставлении ему права переходного периода от 5 до 7 лет, в течение которых он сможет привести в соответствие требованиям ВТО взятые обязательства. Кроме того, республике при вступлении в ВТО будет необходима определенная поддержка в области сельского хозяйства как развивающейся стране, что должно быть оговорено в будущем.

       Такая «независимая» позиция вполне оправдана  и созвучна позиции соседней России, которая получила от ЕС статус страны с рыночной экономикой в торговле со странами союза (как известно, Казахстан  получил подобный статус со стороны  США). Как особо подчеркивается официальными источниками, Россия не возьмет на себя никаких обязательств в качестве условий ее признания Евросоюзом.

       Российские  власти считают предоставление экономике  РФ статуса рыночной в торговле со странами ЕС возможностью подготовиться  к грядущему вступлению в ВТО. Помимо этого, они убеждены, что в  связи с решением ЕС «снимается угроза «китайского варианта» присоединения  РФ к Всемирной торговой организации, которая была вполне реальной раньше». Китай при вступлении в ВТО  в ноябре 2001 года признал за собой  выполнение более 200 необязательных требований, а также сохранение нерыночного  статуса своей экономики еще  в течение 15 лет после присоединения  к ВТО [21].

       Казахстан как страна с рыночной экономикой, взявшая курс на достижение сильных  позиций в международном сообществе стремится повысить свой внешнеторговый потенциал. Членство в ВТО рассматривается  как основной фактор для повышения  доступа казахстанской продукции  к мировым рынкам, ее конкурентоспособности, развития отечественного бизнеса, увеличения объемов инвестиций и стабилизации экономического роста.

       Как известно, подавляющая часть мировой  торговли осуществляется странами - участницами ВТО. Их доля в мировом экспорте составляет 90%. Отличительной особенностью ВТО является создание международных правил торговли и дисциплинарных мер для обеспечения условий свободной торговли, основанной на взаимовыгодных условиях, открытости и равноправии всех стран - членов организации.

       В этой связи считается, что альтернативы вступлению Республики Казахстан во Всемирную торговую организацию  не существует. Политика открытой торговли объективно необходима для Казахстана, имеющего небольшой внутренний рынок  и нуждающегося в доступе к  расширяющимся мировым рынкам. Присоединение  к Всемирной Торговой Организации, главного регулятора одной из важнейших  сфер международной экономики - мировой  торговли - является необходимым фактором для эффективной интеграции Казахстана в мировое сообщество.

       Более предсказуемые и основанные на международном  праве условия ВТО дадут возможность  Казахстану, используя выгодные внутренние возможности, проявить свою конкурентоспособность  в соревновании с торговыми партнерами.

       Объявив о решении вступления в ту или  иную международную организацию  или международный институт, государства  преследуют определенные цели, как  правило, с точки зрения выгод  и преимуществ, которые получит  страна, будучи участником организации. Казахстан не является исключением. Целью вступления Казахстана в ВТО  является получение определенных выгод, которые будут рассмотрены ниже.

       Однако  до сих пор нет количественной и качественной оценки тех выгод, которые получит республика от вступления в ВТО, как изменится структура  казахстанской экономики, удастся  ли преодолеть сырьевую направленность. Если судить по индустриально-инновационной  программе, то к 2015 г. при ее успешной реализации доля перерабатывающей промышленности практически не возрастет, а удельный вес наукоемкой продукции, пользующейся спросом на мировом рынке, вообще не оценена.

 

        2 АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ  ПРОБЛЕМ И ПОСЛЕДСТВИЙ ВСТУПЛЕНИЯ  КАЗАХСТАНА В ВТО 

       2.1 Анализ экономических  преимуществ вступления РК в ВТО и возможностей их использования 

       Основные  положительные моменты вступления Казахстана в ВТО будут заключаться  в следующем:

       Во-первых, помимо того, что Казахстан будет  признан страной с открытой рыночной экономикой, интегрированной в мировое  хозяйство и мировые структуры, содействующие ее развитию, он автоматически  получает в отношениях со всеми странами-членами  организации режим наибольшего  благоприятствования.

       Во-вторых, в связи с большой вовлеченностью республики в мировой экспорт  нефти, нефтепродуктов, природного газа, электроэнергии и угля для Казахстана большое значение в ВТО будет  иметь условие ведения торговли между участниками ВТО на недискриминационной основе. Вступление в ВТО даст Казахстану ряд преимуществ в области лицензирования экспорта, стандартов, применения антидемпинговых и компенсационных пошлин и в целом будет способствовать росту внешнеэкономической активности государства [15].

       В-третьих, от расширения вследствие более эффективной  конкуренции на рынке ассортимента и качества товаров и услуг, снижения их цены должны выиграть казахстанские  потребители. Снижение цен будет  касаться не только готовых импортных  товаров и услуг, но и отечественных, в производстве которых используются импортные компоненты. Вместе с тем  произойдут соответствующие изменения  в объемах и структуре потребления, которое будет приближаться к  стандартам развитых стран. Повышение  платежеспособного спроса положительно будет сказываться на росте производства, свидетельствовать об улучшении  социально-экономического положения  населения [15].

       В-четвертых, для производителей потенциальные  выгоды будут связаны с получением облегченного доступа к мировым  рынкам товаров, услуг, капиталов, международно-признанных прав для защиты национальных экономических  интересов на этих рынках. Произойдет снижение коммерческих рисков - за счет установления более стабильного  режима торговли, а также уменьшения транспортных затрат - вследствие гарантирования свободы транзита товаров по территории стран-членов ВТО. Все это, в общем, будет содействовать снижению себестоимости  казахстанской продукции.

       В-пятых, создание цивилизованных условий конкуренции  и прозрачного правового поля будет стимулировать общее ускорение  структурных реформ и даст толчок для создания конкурентоспособной  экономики. Этому будет способствовать приведение национального законодательства (в частности, в сфере налогообложения, таможенного регулирования, стандартизации и сертификации, регулирования сферы  услуг, конкурентной политики, охраны интеллектуальной собственности) в  соответствие с нормами и правилами  ВТО.

       В-шестых, перспективы инвестиционного климата  в связи с вступлением Казахстана в ВТО будут положительными. Приток иностранных инвестиций в экономику  страны увеличится в силу таких факторов, как общее улучшение имиджа страны, открытости экономики Казахстана, улучшения  законодательной базы, повышение  прозрачности инвестиционных процедур, облегчение доступа на внутренний рынок  зарубежных финансовых институтов, развитие фондового рынка. Инвестиционные потоки, несомненно, приведут к развитию отечественного производства, послужат мощным источником обновления производства и экономического роста страны, способствуют модернизации промышленного производства, росту  экспорта, привлечению новых технологий и росту рабочих мест, повышению  уровня квалификации местных специалистов [23].

       В-седьмых, ускоренное развитие получат отрасли, выпускающие конечную продукцию  с высоким уровнем наукоемкости и добавленной стоимости, высокой и средней технологичностью. Рост производства такой продукции может поддерживаться только выходом Казахстана на внешний рынок, который компенсирует «узость» внутреннего рынка и ограниченность внутреннего спроса. В результате расширения присутствия передовых технологий, товаров, услуг и инвестиций на внутреннем рынке, внедрения международных стандартов качества будут созданы благоприятные условия для повышения качества и конкурентоспособности национальной продукции [23].

       В-восьмых, членство в ВТО обеспечит Казахстану выход в унифицированное международное  правовое пространство, которое создаст  всем экспортерам и импортерам стабильные и предсказуемые условия деятельности. Казахстан может реально рассчитывать на получение права участия в  разработке норм, регулирующих мировую  торговлю, руководствуясь национальными  интересами. Кроме того, появится возможность  доступа к оперативной информации во внешнеэкономической политике и  намерениям правительств стран-участниц ВТО, что позволит вырабатывать более эффективную торговую и экономическую политику.  

       2.2 Анализ возможных  негативных последствий  присоединения РК  к ВТО и их  минимизация  

       Членство  в ВТО выгодно развитым странам, рынком сбыта их продукции становится весь мир. Страны с более низким уровнем  развития сталкиваются с серьезными проблемами, главная из которых —  необходимость защитить национальный рынок и национальное товарное производство от натиска импортных товаров  и услуг.

       Какие же существуют возможные негативные последствия для Казахстана при  условии вступления в ВТО?

       Дальнейшая  либерализация торговли постепенно усилит влияние мировой конъюнктуры  на экономику Казахстана, обусловит  повышение экономических рисков в периоды глобальной экономической  нестабильности [22]. Эти риски могут  компенсироваться положительным влиянием мировой конъюнктуры в периоды  ее благоприятного развития - учитывая то, что либерализация и включение  в глобальные процессы автоматически  не приводят к исправлению структурных  недостатков менее развитых стран. Отрицательное влияние мировой конъюнктуры способно иногда существенно уменьшить преимущества от либерализации доступа к рынкам.

       Концентрация  на потенциальных долгосрочных преимуществах  членства в ВТО может повлечь  недооценку последствий начального периода. Следовательно, могут своевременно не быть предусмотрены действия правительства  при неблагоприятных условиях (что  вполне возможно, особенно при неправильном подходе к формулировке условий  и неадекватном отстаивании национальных интересов в процессе присоединения).

Информация о работе Вступления Казахстана в ВТО: перспективы и проблемы