Вступления Казахстана в ВТО: перспективы и проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 20:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование вступления Казахстана в ВТО. Цель работы предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть ВТО как международную организацию;
- изучить проблемы вступления Казахстана в ВТО, преимущества и недостатки;
- рассмотреть открывающиеся перспективы при вступлении Казахстана в ВТО.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
1 КАЗАХСТАН И ВТО: СУТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ 6
1.1 ВТО как международная экономическая организация 6
1.2 Предпосылки и цели вступления Казахстана в ВТО 10
2 АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ И ПОСЛЕДСТВИЙ ВСТУПЛЕНИЯ КАЗАХСТАНА В ВТО 14
2.1 Анализ экономических преимуществ вступления РК в ВТО и возможностей их использования 14
2.2 Анализ возможных негативных последствий присоединения РК
к ВТО и их минимизация 16
2.3 Оценка социальных последствий вступления Казахстана в ВТО 19
3 НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ В РАМКАХ ВСТУПЛЕНИЯ КАЗАХСТАНА В ВТО 22
3.1 Перспективы развития экспортоориентированных и импортозамещающих производств 22
3.2 Направления гармонизации торговой и промышленной политики 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Файлы: 1 файл

для интернета.docx

— 74.22 Кб (Скачать)

       -отсутствие  мониторинга плодородия почвы,  низкая агротехника возделывания  сельскохозяйственных культур, сокращение  применения удобрений, слабая  кормовая база и, как следствие,  низкая производительность в  отрасли; 

       -проблемы  водообеспечения южных областей, отсутствие целенаправленной государственной поддержки вопросов гидромелиорации.

       Если  по производству сельхозпродуктов в  республике создана система государственной  поддержки, то в отношении продуктов  переработки она до сих пор  не сформирована.  В результате увеличивается  импорт продовольствия, создается опасность  для продовольственной самостоятельности  республики, теряется возможность выхода на внешние продуктовые рынки.

       Только 15% произведенного мяса и 7,8% молока идет на переработку в предприятиях пищевой  промышленности, тогда как в 1990 г. этот показатель был равен 71% и 61,1%. При этом имеющиеся мощности по производству пищевой продукции, за исключением мельничных производств, недозагружены: мощности сахарных заводов используются на 54%, маслоэкстракционных заводов – на 26%, плодоовощных заводов - на 26%, по производству мясных консервов – на 50%, колбасных изделий – на 40%, сыра – на 30%, масла сливочного – на 47%. Низко-технологичное и морально-устаревшее оборудование не позволяет производить конкурентоспособную, соответствующую международным стандартам продукцию [16, C. 44].

       Обеспечение устойчивого экономического роста, благоприятный инвестиционный климат, наличие собственных финансовых ресурсов и необходимость осуществления  структурного маневра в сторону  повышения доли обрабатывающих отраслей промышленности предопределили необходимость  разработки новой индустриальной политики на среднесрочный период.

       При этом определенный акцент будет сделан на решение проблемы, связанной с  ресурсозатратной структурой промышленности. Главной причиной ресурсозатратности экономики является физический и моральный износ оборудования. Свыше 40% изношенных основных фондов эксплуатируется в угледобывающей, текстильной, деревообрабатывающей промышленностях, производстве ядерных материалов, цветных металлов, пластмассовых изделий, в машиностроении, коммунальном хозяйстве.

         В сфере услуг определен перечень  чувствительных секторов услуг,  требующих наибольшего уровня  защиты для их эффективного  развития – финансовые, правовые, коммерческие, транспортные, телекоммуникационные, туристские, услуги в областях строительства, исследований и разработок.

       Необходима  разработка стратегии развития рынков услуг Казахстана в условиях интеграции в ВТО по следующим основным направлениям [16, C. 45]:

       - создание внутренней нормативно-законодательной  базы по регулированию торговли  услугами;

       - расширение потенциала и повышение  конкурентоспособности отечественных  секторов услуг; 

       - развитие людских ресурсов и  наращивание технического потенциала;

       - совершенствование форм предоставления  услуг (телекоммуникационная 

       инфраструктура, трансграничная торговля);

       - разработка национальной стратегии  экспорта услуг. 

       В целом экспортный потенциал Казахстана, исчисленный на душу населения, заметно  превосходит аналогичный параметр стран-членов ЕврАзЭС.

       Однако  по показателю экспорта на душу населения  наша страна существенно отстает  от аналогичного среднего показателя стран Еврозоны.

       Если  не будет облагорожена структура  экспорта в сторону наращивания  доли продукции обрабатывающей промышленности, готовой сельскохозяйственной и  продовольственной продукции с  высокой долей добавочной стоимости, то перспективы конкурентоспособности  экспортного сектора страны представляются сомнительными. Это негативно отразится  на конкурентоспособности национальной экономики в целом. Для определения  основных направлений повышения  конкурентоспособности экспортного  потенциала Казахстана, необходимо разработать  национальную экспортную программу.

 

       3.2 Направления гармонизации  торговой и промышленной  политики 

       В структуре экономики Казахстана ежегодно возрастает доля добывающей промышленности, что ведет к ее однобокому развитию и снижению общей  конкурентоспособности казахстанской экономики. Вместе с тем, добывающая промышленность должна служить основой для развития других секторов экономики и способствовать обеспечению макроэкономической стабильности, модернизации экономики и социального благополучия народа Казахстана.

       Как показывает международный опыт, эффективное  государственное регулирование  хозяйственных отношений может  принести положительные экономические результаты, при этом государственная политика не должна быть ограничена исключительно мерами воздействия на потребителей, но и параллельно должна обеспечить развитие потенциала отечественной промышленности.

       К сожалению, текущие показатели, характеризующие  уровень казахстанского содержания, являются низкими, поскольку объем  производства и, соответственно, закупа отечественных товаров, работ и  услуг казахстанского происхождения  незначителен по сравнению с импортируемыми. В то же время, нужно признать наличие у отечественной обрабатывающей промышленности потенциала для насыщения внутреннего рынка отечественной конкурентоспособной продукцией.

       Основными способами воздействия государства  на сложившуюся ситуацию предлагаются [20]:

       - усиление регулятивных мер в  закупочных процессах государственных  учреждений, предприятий, хозяйствующих  субъектов, входящих в национальные  холдинги, компании недропользователей;

       - предоставление различных льгот  и преференций отечественным  производителям товаров, работ  и услуг; 

       - информационная поддержка отечественных  товаропроизводителей;

       - дальнейшее развитие и совершенствование  механизмов повышения качества  отечественной продукции, отвечающей  международным требованиям; 

       - формирование и продвижение принципов  управления качеством, 

       - устанавливающие приоритеты для  казахстанских товаропроизводителей  по укреплению конкурентоспособности  продукции, услуг. 

       Реализация  задач по развитию казахстанского содержания напрямую зависит от повышения конкурентоспособности  отечественных предприятий, полного  раскрытия экспортного потенциала и максимально эффективного использования  имеющихся ресурсов и возможностей. Это также будет способствовать вхождению Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира.

       Данная  Концепция развития казахстанского содержания  разработана в целях  реализации Указа Президента Республики Казахстан от 27 января 2009 года № 733 «О некоторых вопросах казахстанского содержания при закупке товаров, работ и услуг, приобретаемых  организациями и государственными органами» и Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 года № 1096.

       Торговая  политика должна быть составной частью стратегии развития. Проблема сегодняшней  торговой системы заключается в  противоречии экономической мысли  с этими пограничными проблемами. В исследовании, изданном Бостонским университетским Центром Pardee по долгосрочным исследованиям, адвокат Р. Трашер (Rachel Denae Thrasher) и П. Кругман исследовали степень, до которой соглашения Всемирной торговой организации (ВТО), торговые соглашения Европейского Союза и региональные торговые соглашения, страной которых являются США, снизили национальную способность по развертыванию стратегической торговли и проведению промышленной политики для извлечения выгоды из процесса глобализации [20].

       Мировая система торговли весьма затрудняет задачу для национальных экономик взаимно  сочетать стратегическую торговлю и  промышленные политики для роста  и развития экономики в целом.

       Содержащиеся  фактически во всех торговых соглашениях  положения национального режима, которые требуют, чтобы страна ВТО  предоставила иностранным производителям такие же условия, как и своим  отечественным производителям, прямо  противоречит идее по поддержке отечественной  промышленности. Это может иметь  смысл, когда развитые страны  конкурируют  друг с другом, но в мире, где 57,6% населения  живет меньше чем на 2,5 долл. США в день, одни и те же торговые правила не могут соответствовать всем странам мира. Это ограничение подчеркнуто в условиях по иностранным инвестициям, интеллектуальным правам собственности и субсидиям [20]. 

       Переговоры  между странами ВТО по развитию положений  Соглашения по субсидиям и компенсационным  мерам (SCM) продолжаются и пока не в  пользу развивающихся стран. Развитые страны, в частности, США стремятся увеличить перечень запрещенных субсидий для поддержки и развития индустриального сектора экономики.

       Необходимо  подчеркнуть факт достижения высокого уровня промышленного развития  экономик развитых стран, посредством  прямой государственной поддержки  в виде долгосрочного применения широкого ряда субсидий в прошедших  десятилетиях. В этой связи развивающиеся  страны указывают на ассиметрию, возникшую на текущем этапе промышленного развития развивающихся стран, рискующих в дальнейшем под влиянием ужесточающихся положений Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам, получить значительные проблемы и торможение процесса дальнейшей промышленной диверсификации своих экономик.

       Казахстану  следует обратить большее внимание на положения Соглашения по субсидиям  и компенсационным мерам, особенно на последние переговоры в ВТО, направленные на увеличение количества запрещенных  промышленных субсидий, в целях сохранения гибкости в их дальнейшем применении. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       Последние десятилетие характеризовалось стремительным развитием межгосударственных торговых отношений. Организацией, регулирующей правила ведения торговли между странами, в настоящее время является Всемирная торговая организация (ВТО). За годы существования Организация приобрела серьезное влияние и стала главным институтом мировой экономической системы.

       Соблюдение  правил ВТО все в большей степени  становится необходимым условием для  выхода на мировой рынок. Эти правила  все больше унифицируются на глобальном уровне и устанавливаются, в значительной степени, мощными группами влияния  в межправительственных организациях, а не самими суверенными странами, хотя применяются эти правила, в  основном, именно на национальном уровне.

       Членство  Казахстана в ВТО не является самоцелью  и не может быть достигнуто любой  ценой. Оно должно отвечать задачам  экономического развития страны, содействовать  успешному продвижению реформ и  более глубокой интеграции Республики Казахстан в мировую экономику и торговлю.

       Исходя  из этого, участие Казахстана в ВТО  возможно лишь при том, что:

  • условия членства обеспечат более благоприятные, чем в настоящее время, условия для доступа российских товаров и услуг на внешние рынки;
  • позволят устранить их дискриминацию на этих рынках, приведут к безусловному наделению Казахстана всеми правами, которыми обладают другие члены ВТО.

       Казахстан должен иметь равные со странами ВТО возможности по защите своих торгово-экономических интересов в рамках  многостороннего механизма разрешения торговых споров.

       Встает  вопрос о завершении выработки консолидированной  переговорной позиции нашей страны по всей проблематике Всемирной торговой организации. Речь идет как о разумном учете запросов наших партнеров  по переговорам, так и об урегулировании имеющихся проблем в доступе казахстанских товаров и услуг на рынки членов ВТО.

       Условия присоединения по всем параметрам (тарифы, доступ на рынок услуг, обязательства  в области сельского хозяйства  и  др.)  будут основываться на реальном положении в казахстанской  экономике, обеспечивать необходимую  защиту национальных производителей при  сохранении адекватной конкурентной среды.

       В долгосрочной перспективе присоединение  Казахстана к ВТО должно оказать  положительное  воздействие  на  ход  экономических  реформ,  будет  способствовать структурной перестройке  экономики, ориентированной на более  активное включение в международное  разделение труда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

Информация о работе Вступления Казахстана в ВТО: перспективы и проблемы