Последствия вступления России в ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 22:24, доклад

Краткое описание

Прямым следствием станет повышение конкурентоспособности национальной экономки, ее диверсификация и снижение зависимости от ценовых колебаний на нефть. Кроме того, вступление в ВТО поможет российским компаниям выйти на мировые рынки, многие из которых сейчас защищены от них пошлинами, квотами и ограничениями. По оценкам бывшего министра финансов Алексея Кудрина, присоединение к ВТО даст российской экономике дополнительно около 0,4% прироста в год, или 3–4% за 10 лет. «Больше сможем производить, больше рабочих мест и инвестиций. Потому что сможем торговать на других рынках более свободно, можем расширять производства более смело», – считает Кудрин

Файлы: 1 файл

последствия ВТО.docx

— 27.35 Кб (Скачать)

Главными положительными последствиями вступления России в ВТО должны стать либерализация экономики и улучшение условий ведения бизнеса. По мнению Е.Ясина, «со вступления в ВТО начнется модернизация, настоящая». Прямым следствием станет повышение конкурентоспособности национальной экономки, ее диверсификация и снижение зависимости от ценовых колебаний на нефть. Кроме того, вступление в ВТО поможет российским компаниям выйти на мировые рынки, многие из которых сейчас защищены от них пошлинами, квотами и ограничениями. По оценкам бывшего министра финансов Алексея Кудрина, присоединение к ВТО даст российской экономике дополнительно около 0,4% прироста в год, или 3–4% за 10 лет. «Больше сможем производить, больше рабочих мест и инвестиций. Потому что сможем торговать на других рынках более свободно, можем расширять производства более смело», – считает Кудрин [6].  
      
     Стоит отметить, что последствия вступления России в ВТО сильно различаются в отраслевом разрезе. В ходе переговоров по тарифным вопросам был определен максимальный уровень ставок ввозных таможенных пошлин по всей товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, право на применение которых Россия получит после присоединения к ВТО. Снижение среднего уровня таможенного тарифа будет происходить постепенно в течение нескольких лет после вступления России в ВТО. Наиболее существенным изменением станет снижение таможенных пошлин:  
     - на новые легковые автомобили: снижение с 30% до 25% сразу, затем до 15% в течение 7 лет; 
     - на подержанные легковые автомобили: снижение до 25% сразу, до 15-20% через 2 года; 
     - среднее снижение пошлин на новые грузовые автомобили составляет сразу после вступления в ВТО 10–15%; 
     - на самолеты и авиаоборудование: снижение с 20% до 7,5–12,5 % за 7 лет; 
     - на сельскохозяйственную технику: с 15% до 5–10%; 
     - на компьютеры и офисную технику: пошлина повысится с 0% до 10%; 
     - мобильные устройства: с 5% до 0%; 
     - текстиль: с 10% до 7%; 
     - фармацевтика: с 10–15% до 5–6,5%; 
     - химическая продукция: с 6,5% до 5,2%; 
     - алкоголь: с 20% до 12,5%; 
     - молоко: с 25% до 20%;

- сыр: с 15–20% до 0%; 
     - свинина: с 65% до 25%; 
     - говядина: с 15% до 0% [1]. 
      
     Средний тариф на товары после вступления в силу всех соглашений снизится до 7,8% по сравнению с 10% в 2011 году. Это приведет к удешевлению импортных товаров на российском рынке, а также к появлению новых наименований товаров. Однако потребители почувствуют эти изменения не сразу, последствия проявятся в течение 5–8 лет. В результате усиления реальной конкурентной борьбы большая часть граждан получит и удешевление товаров в рублях и приближение качества потребления к европейским уровням. Таким образом, выигрыш потребителей очевиден. Больше всего предпосылок для снижения цен на лекарства: около 70% фармпрепаратов в российских аптеках – это импорт. В переходный период предполагается снизить размер пошлин с 15% до 5%, в то же время не сразу, но исчезнут дешевые копии иностранных препаратов – правила ВТО запрещают производить дженерики. 
 
     Что касается производителей, то, оценивая с их позиций последствия, можно сказать следующее. Не секрет, что большинство отечественных товаров не могут конкурировать по качеству с зарубежными аналогами. По данным The Global Competitiveness Report 2011–2012, российская экономика занимает 66 место в мире по индексу конкурентоспособности (в прошлом году она находилась на 63 месте). За счет импортных пошлин сейчас существует ценовая конкуренция между отечественными и зарубежными производителями. Когда пошлины снизятся и импортные товары станут более доступны, не исключено, что механизм банкротства реально коснется наших компаний, некоторые будут вынуждены уйти с рынка, а это может повлечь рост безработицы и социальную напряженность. Наиболее острая конкуренция будет в области машиностроения, химии, фармацевтики. Больше всего выигрывают металлургические компании, а проигрывают – создатели компьютеров и их комплектующих. Импортные пошлины будут снижены незначительно, и российские компании – за счет укрепления курса рубля – смогут получить большую долю на внутреннем рынке, в то время как прибыль от экспортных продаж будет ниже. Вступление России в ВТО сильно затронет сельское хозяйство, так, уровень поддержки АПК к 2017 г. не должен превышать $16 млрд в год (при текущем уровне менее $4 млрд в год). Глава российской делегации на переговорах по ВТО Максим Медведков уверен, что сельское хозяйство останется в выигрыше, так как агропром получит серьезные конкурентные преимущества.  
      
     По итогам переговоров по доступу на рынок иностранных услуг Россия согласилась принять обязательства примерно по 116 секторам услуг из 155 секторов, предусмотренных классификацией ВТО. В ряде случаев позиция России предусматривает более жесткие условия работы иностранных поставщиков услуг на российском рынке по сравнению с условиями, предусмотренными действующим законодательством (например, услуги, связанные с энергетикой, часть транспортных услуг, часть медицинских услуг и пр.). В сфере услуг среди выигравших будет вся транспортная отрасль, кроме авиации, которая ВТО не регулируется, связь. 
      
     Масштабное исследование последствий от вступления России в ВТО было проведено в 2004 году Всемирным Банком. Оно показало, что прирост благосостояния России составит 7,2% российского потребления (или 3,3% ВВП) в среднесрочном периоде. Это означает дополнительный прирост ВВП на уровне 0,4–0,5% в год в течение следующих 7 лет. Способствовать этому должны три ключевых фактора: улучшенный доступ к рынкам некоторых товаров в странах за пределами СНГ; снижение тарифов в России; либерализация барьеров для прямых иностранных инвестиций в секторах услуг. При этом расчетное увеличение благосостояния только за счет тарифов составляет 1,3% потребления, или 0,6% ВВП. Выгоды для экономики только от снижения тарифов происходят по двум причинам. Снижение тарифов в России приведет к улучшению распределения ресурсов внутри страны, потому как снижение тарифов будет способствовать смещению производства в России в те сектора, продукция которых наиболее высоко ценится на основании мировых цен. Это влияние, известное как «выгоды от торговли», является фундаментальным последствием либерализации торговли и часто подчеркивается экономистами по международной торговле. Кроме того, российским компаниям будет легче импортировать ассортимент современных технологий, что увеличит продуктивность в России [2].  
      
      В этом году ЦЭФИР/РЭШ совместно с бельгийским центром TML и германским ZEW закончил построение новой модели, которая позволяет оценить отраслевые эффекты от вступления России в ВТО. Прогнозы строятся для краткосрочного периода, т.е. 1-2 года после снижения всех тарифов (2018–2019 гг.) и долгосрочного – 5–6 лет после снижения всех тарифов (2022–2023 гг.). Прогнозирование ведется без учета изменений общей экономической среды, но в долгосрочном периоде учитывается эффект от притока прямых иностранных инвестиций в сектор бизнес-услуг. Расчеты указали на рост благосостояния экономики в краткосрочном периоде на 0,41% в год, а в долгосрочном – на 0,96% в год. При этом сократятся поступления в бюджет в связи с уменьшением таможенных тарифов, и в краткосрочной перспективе возможно очень незначительное снижение темпа роста ВВП. Сальдо торгового баланса претерпит значительные изменения, торговый профицит может снизиться на 10%. 
 
     Предприятия и регионы, которым удастся решить проблемы корпоративного управления и защиты прав инвесторов, смогут привлечь значительные инвестиции. При этом горизонтальные (ориентированные на внутренний рынок) инвестиции пойдут во внутренние регионы с большей концентрацией населения, а вертикальные (ориентированные на экспорт) – в приграничные регионы с квалифицированной рабочей силой. Однако для привлечения инвестиций необходимы меры по улучшению инвестиционного климата в России [3].  
 
     Если учесть, что общее снижение импортных тарифов в России будет незначительным, можно ожидать: изменения в отраслях в среднем тоже будут не драматичными. Именно на это указывают проводившиеся исследования, согласно которым изменения выпуска, цен, потребления и благосостояния населения, вызванные новыми уровнями импортных тарифов, в среднем будут незначительными, а именно в пределах плюс-минус 1–3% от исходных уровней. Хотя суммарный эффект от вступления ожидается вполне нейтральным, отраслевые эффекты различаются. Рассмотрим некоторые. 
      
     В нефтегазовой отрасли одним из основных условий вступления стало обеспечение прибыльности продаж газа на внутреннем рынке для промышленных предприятий. Данное условие было одним из базовых в ходе переговоров с ЕС еще несколько лет назад, и его выполнение уже давно заложено в планы тарифных органов. Перейти к равнодоходности продаж газа на российском и зарубежном рынках Газпром собирается в 2015–2016 гг. Россия не взяла на себя обязательства по обеспечению равного доступа к трубопроводам для зарубежных компаний и сохранила за собой право регулирования тарифов на трубопроводный транспорт. Кроме того, Россия не сможет менять формулы расчета экспортных пошлин на энергоресурсы; так, пошлина на газ останется на уровне 30%. Вступление России в ВТО может благоприятно отразиться на показателях Газпрома, ускорив процесс повышения внутренних тарифов на газ до уровня паритета с экспортными ценами [1].  
      
     Неоднозначные последствия может иметь вступление в ВТО для металлургии, представители которой еще несколько лет назад были главными энтузиастами присоединения к организации из-за антидемпинговых пошлин и квот со стороны ЕС и США в отношении российской металлопродукции. За прошедшие годы российские металлурги во многом утратили интерес к экспорту продукции на европейский и американский рынок. Этому способствовало повышение внутреннего спроса, снижение спроса в США и ЕС и переориентация металлургического экспорта на азиатский рынок. Кроме того, заинтересованные в присутствии на европейском и американском рынке металлургические компании обзавелись активами в соответствующих странах, где они действуют как локальные производители. Негативные последствия вступления в ВТО для металлургов связаны с необходимостью пересмотра режима квотирования импорта металлургической продукции, который используется Россией, например, для защиты отечественных производителей труб от украинских конкурентов. Опасность существует, прежде всего, для производителей трубной продукции «массового сегмента» [1]. Выигрыш российских сталелитейных компаний связан с тем, что они сразу же получают такой же доступ на рынки стран-членов ВТО, как и другие производители. Здесь, однако, следует принять во внимание структуру ассортимента компаний и долю экспорта, поскольку внутренний рынок постепенно становится более важным для всех российских производителей. От вступления в ВТО должны выиграть производители продукции с высокой добавленной стоимостью, хотя необходимо признать, что ее качество не всегда позволяет конкурировать на мировых рынках. Отметим и такое направление, как производство трансформаторной стали, где лидирующие позиции занимает НЛМК. В более отдаленной перспективе смягчение условий торговли может способствовать развитию сталепрокатных мощностей на территории России. 
      
     Другой стороной нахождения в ВТО является аналогичное открытие российского рынка, правда, только в части продукции с высокой добавленной стоимостью (например, сталь с полимерным покрытием). Кроме того, возможно определенное влияние на характер промышленного потребления. Национальный режим будет запрещать дискриминацию иностранных производителей относительно российских металлургических предприятий. В частности, это может касаться реализации ряда крупных инфраструктурных проектов в России, однако возможность дискриминации иностранных компаний при реализации данных проектов объективно ограничена отсутствием экономически оправданной конкуренции со стороны зарубежных производителей на российском рынке [4]. 
 
     Вступление окажет значительное влияние на развитие строительного рынка России. Преимущественно эти изменения будут носить позитивный характер. Наибольший эффект будет наблюдаться в решении проблемы дефицита жилья в России. Кроме того, будет дан хороший импульс к активизации строительства в регионах, особенно в традиционно плохо застраиваемых районах страны – Сибирь, Дальний Восток и т. д. Рост конкуренции со стороны иностранных строительных компаний приведет к оздоровлению рынка, к его чистке от малоэффективных компаний, существование которых не выгодно ни государству, ни конечному потребителю. Приток в Россию технологий также сыграет благоприятную роль для строительства. Крупные строительные компании получат доступ к более «длинным» и «дешевым» деньгам. Это очень важный аспект для развития любого бизнеса. Наконец, скорее всего, цена на жилые квадратные метры начнет снижаться и индивидуальное жилье экономкласса станет доступнее. Дополнительный момент роста получит ипотека, а значит, возрастет спрос на жилую недвижимость. 
      
     Многие противники вступления России в ВТО утверждают, что сельское хозяйство останется без защиты государства и придет в упадок. Правила ВТО не предусматривают отмены субсидирования сельского хозяйства, а лишь требуют введения максимального порога для государственный субсидий. В настоящее время на переговорах обсуждается сумма в 16 млрд долларов в год – величина более чем достаточная при любых прогнозах развития российской экономики, проблема скорее заключается в отсутствии средств у бюджета, а также в неэффективности существующей политики расходов. Проблемы российского сельского хозяйства во многом схожи с проблемами промышленности – это отсутствие менеджеров, способных заниматься маркетингом и сбытом продукции, мягкие бюджетные ограничения, оппортунистическое поведение (принимающее в сельском хозяйстве форму элементарного воровства), отсутствие контрактного права, трудности с получением кредита и т.д.  
     
     В сельском хозяйстве эти проблемы стоят еще более остро вследствие неясно определенных прав собственности на землю. Необходимы серьезные институциональные изменения, в частности развитие системы кредитования и системы страхования сельскохозяйственных производств. В этом решающую роль сыграет проведение земельной реформы и создание работающих механизмов оборота земли. Безусловно, сейчас средний размер земельного пая слишком мал для эффективной обработки. С другой стороны, с введением рынка сельхозземель следует ожидать быстрой консолидации участков. Показателен пример Молдовы: за первый год реформы средний размер участка увеличился в cотни раз: с 1,5–3 га в начале реформы до 680 га [3]. 
      
     Структурно российская автомобильная промышленность сегодня состоит из двух сегментов. Один – это сборочные предприятия иностранных компаний. Они, скорее всего, выиграют от вступления в ВТО, потому что в этом заинтересованы их материнские компании, которые хотят работать на российском рынке, им выгоднее сегодня продавать свою продукцию, собирая ее в России, к тому же на самом последнем этапе переговоров они добились существенных поблажек от российских властей. И есть другой сегмент – унаследованные от советской экономики АвтоВАЗ и ГАЗ, два российских предприятия с полным циклом производства в стране. Нет сомнений в отношении судьбы АвтоВАЗа, потому что там была осуществлена массированная программа финансовой и промышленной санации. Государство выделило большие деньги на финансовую санацию, а приход нового менеджмента и новых акционеров («Рено») привели к тому, что предприятие выправило производственную часть. Там резко снижено количество брака, освоены новые модели, и сейчас АвтоВАЗ реализует инвестиционную программу по увеличению мощностей на 50%. Понятно, что если предприятие, в котором ведущим акционером является «Рено», принимает решение об увеличении мощностей, значит, акционеры оптимистически смотрят в будущее [5]. 
      
     С точки зрения Аэрофлота вступление России в ВТО может иметь умерено негативные последствия (прежде всего, в связи с предстоящей отменой платежей за пролет самолетов иностранных авиакомпаний над территорией Сибири). Аэрофлот исторически является одним из ключевых получателей данного потока средств. По данным газеты «Ведомости», в 2010 г. полученная компанией сумма составила 117 млн долл. Отмена «роялти» ожидалась к 2013 г., что предполагало постепенное сокращение платежей и получение половины указанной суммы в 2012 году. Это в любом случае негативно скажется на отношении инвесторов к акциям эмитента, поскольку данные поступления обеспечивали существенный приток средств, что делало Аэрофлот более рентабельной компанией по сравнению с мировыми аналогами [4]. 
      
     В банковском секторе существенных изменений не предусмотрено. Россия отстояла свое право на то, чтобы западные банки создавали здесь не филиалы, а только дочерние банки. Открытие в России дочерних подразделений иностранных банков не отразится на состоянии банковской системы. Зарубежные банки, которые были заинтересованы в присутствии на российском рынке, на сегодняшний день уже открыли здесь свои подразделения, и при нынешнем уровне конкуренции выход на рынок новых игроков затруднителен. В свою очередь проблемы в мировой финансовой системе (особенно в Европе) и новые нормативы, установленные для банков в странах Еврозоны, также препятствуют появлению новых игроков в среднесрочной перспективе. Но интерес зарубежных инвесторов к российским активам сохранится, а повышение допустимого предела иностранного участия в капитале российских банков до уровня, значительно превышающего нынешние 20-24%, привлечет в сектор еще большее число инвесторов. Исключение приватизационных сделок из схемы расчета доли участия дополнительно укрепит интерес инвесторов в свете предстоящей приватизации Сбербанка и ВТБ. Вместе с тем косвенно принятие в ВТО должно способствовать внедрению в России наиболее современных стандартов отчетности и контроля, следовательно, и повышению прозрачности банковского сектора. 
      
     Либерализация рынка финансовых услуг в процессе вступления России в ВТО вряд ли повлечет за собой немедленные изменения. На сегодняшний день главным барьером для прихода иностранных банков является не законодательный порог в 12% (который так и не был исчерпан и уже отменен), а плохой инвестиционный климат. Приток банковского капитала в Россию будет происходить по мере развития рыночных институтов, снижения политического риска, реформы регулирования, роста иностранных инвестиций и развития нового российского бизнеса, в том числе мелкого и среднего, и пройдет некоторое время, прежде чем на российской банковской сцене появятся крупные иностранные игроки. Как правило, крупные международные банки и страховые компании приходят в страну вслед за своими клиентами – транснациональными корпорациями, однако огромные ниши на рынке сбережений, страховых и пенсионных услуг для населения могут также привлечь иностранные банки. Самые эффективные из российских банков смогут воспользоваться этим временем, чтобы укрепить свои позиции. Кроме того, даже после прихода иностранных финансовых институтов у российских банков, страховых компаний и пенсионных фондов останется возможность работать на рынке розничного обслуживания населения [3]. 
      
     Как считают эксперты, существует целый ряд причин, по которым нашей стране нельзя вступать в ВТО. В России нет того, чем располагают наши соперники в ВТО. Нет сильной национальной банковской системы, способной давать большие кредиты надолго и под низкие проценты. Нет какой-либо промышленной политики. Нет полноценной национальной инновационной системы. В результате вступление в ВТО может привести к шоковому 40-процентному сокращению рабочих мест в стране, пострадает наша легкая промышленность, сильная встряска ожидает машиностроение. Вступление в ВТО позволит легче, чем сейчас, вывозить капиталы за рубеж и вкладывать их не в отечественную экономику, а в экономику иностранных государств. Существует мнение, что с вступлением в ВТО исчезнет 2/3 несырьевых доходов РФ, а это около 3 трлн рублей в первый год вступления. Выигрыш же от вступления в ВТО, по оценкам Минэкономразвития, составит до $10 млрд, т.е. максимально 300 млрд руб. за первый год вступления.  
      
     Помимо различных отраслевых эффектов, последствия вступления в ВТО будут иметь и региональное измерение, как экономическое, так и социальное. Регионы России существенно различаются по специализации экономики и состоянию рынка труда. Это означает, что на региональном и особенно на локальном, поселенческом уровне социальные последствия вступления в ВТО могут различаться в очень широком диапазоне. В регионах и муниципальных образованиях, где концентрируются наиболее уязвимые отрасли экономики, возможное сокращение производства товаров и услуг вследствие возросшей конкуренции может привести к негативным социальным последствиям – росту безработицы, снижению доходов населения, сокращению налоговых поступлений в региональные бюджеты 65 субъектов Федерации и, соответственно, снижению государственных расходов на образование, здравоохранение и социальную защиту населения. Исследования Всемирного банка указывают на то, что в региональном разрезе выигрыш от вступления в ВТО будет распределен неравномерно, наибольшую выгоду от снижения тарифов можно ожидать в Тюменской области, Северо-Западном округе в целом и Санкт-Петербурге в частности, где прирост благосостояния может достичь 1%.


Информация о работе Последствия вступления России в ВТО